СУПЕР-ЭГО
Управление своей жизнью
Для того чтобы достичь баланса в проявлении влияния эго в нашей жизни, необходимо следовать нескольким простым правилам:
- определить собственные критерии успеха и методично двигаться ему навстречу;
- не быть полным аутсайдером, стараясь плыть против течения только ради того, чтобы сделать что-то наперекор;
- следует понять, что большинства не существует, есть только конкретный человек, с которым и следует взаимодействовать;
- гнев и негатив должны быть преобразованы в творчество;
- энергия должна быть израсходована не на разочарование, а на творческий акт.
Как обнаружить влияние
Эгоистичные люди горды, тщеславны, жаждут власти и корысти, агрессивного соперничества. Их верные спутники — обиды, ревность и зависть. Пассивные эгоисты трусливы, ленивы, лживы и ненавидят окружающих.
Избавление от эгоизма
Он бывает двух видов: рациональный (здравый) эгоизм и гедонизм.
Рациональный эгоизм не подразумевает нанесения ущерба другим людям. Чтобы проявить собственную индивидуальность, здесь не требуется ущемлять в чем-то других людей.
В то же время гедонизм — это эгоизм, приносящий вред окружающим. Он бесцельный, лишенный эффективности.
Именно гедонизм и требует своей ликвидации либо поиска баланса между ним и здоровым эгоизмом.
Важно! Главный совет, помогающий избавиться от гедонизма: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой!»
Узнайте как избавиться от постоянного чувства страха и тревог.
Ид
Является врожденным, так как помогает младенцу выжить, то есть обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. По факту, это наши инстинкты, примитивные, зато действенные и жизненно необходимые. Замечали, что выполняете какую-то работу автоматически, думая при этом совершенно об отдалённых вещах, которые в данный момент более актуальны? Вот это и есть проявление ид. Оно управляет нами, да так, что порой мы не в силах с ним справиться, либо же не всегда отслеживаем эти проявления.
Когда человек голоден, он не способен концентрироваться на поставленных задачах. Он не сможет о чём-то думать, так как мысли будут посвящены еде. Бывает, что на пустой желудок вы фантазируете или мечтаете о том, что бы съели, будь у вас выбор? Кстати, именно по этой причине не рекомендуется посещать супермаркеты и продуктовые магазины, если есть хоть малейшее чувство голода. Критически мыслить и объективно рассматривать ситуацию, оценивать её человек не сможет. А это грозит непреднамеренными тратами. Да и продукты могут быть выбраны совершенно не то что планировались ранее.
По факту, ид отличный маркер, он позволяет вовремя заметить, что организм находится в состоянии фрустрации на фоне неудовлетворённых потребностей. То есть, что человек хочет есть, спать, пить, отдыхать, размножаться и прочее. Но есть и минусы. Если бы человек жил, руководствуясь только инстинктами, он бы ничем не отличался от обычного животного, и утратил бы статус высшего существа.
Только представьте, вы увидели красивую вещь на ком-то, и мгновенно принялись бы её снимать, потому что понравилась. Вырывали бы еду, чуть ли не со рта жующего, ложились бы спать при первых же признаках усталости, независимо от того, где находимся в данный момент, и есть ли условия для отдыха. В общем, превратились бы в дикарей. И тогда ни о каком цивилизованном обществе не могло бы быть и речи.
Нарушения
Психоз, кстати, развивается как раз в силу проблем с этой необузданной примитивной энергией. Индивид утрачивает связь с реальностью и другими компонентами личности, отчего ведёт себя непринуждённо и примитивно. Творчески приспосабливаться к различным ситуациям уже не может, и выдаёт одинаковые реакции на любой раздражитель. Он не в состоянии понять, что требуется его организму в данный момент, а также чего от него хотят, ожидают окружающие.
В силу этих обстоятельств возникает масса напряжения, которое удержать не так-то просто. Поэтому нередки случаи возникновения неконтролируемой разрушительной агрессии. Она может быть направлена как на себя, так и на тех, кто рядом.
Те, у кого сложности с этим элементом, могут потерять чувствительность к себе. Существует даже заболевание, которое называется алекситимия. Человек, у которого она диагностирована, не в состоянии распознать чувства, как свои, так и окружающих. Порой ему кажется, что он совершенно не умеет испытывать эмоции. И действительно порой выглядит немного отстранённым. Он не знает, чего хочет, ему всё равно, что происходит в окружающем мире. Что-то делает по инерции, опираясь лишь на знания, что так надо и правильно. А вот хочется или нет, не понятно.
Проявления.
Таким образом, суперэго, являясь социальной оболочкой личности, определенным образом трансформируют поведение человека. Эта трансформация протекает по определенным законам. Поскольку разум большинства людей спит, то они воспринимают окружающий мир не своим разумом, а посредством коллективного разума, т.е. их мышление моделируются сознанием эгрегора. В результате на личность каждого человека навешивается особый ярлык — суперэго. Именно этот ярлык определяет, каким образом окружающие будут его воспринимать.
Дисгармоничное суперэго программирует негативную и неадекватную реакцию окружающих на человека. Гармоничное, напротив, позитивную и адекватную. Под адекватностью мы понимаем поддержку окружающими намерений человека. Намерения человека с гармоничным суперэго будут всегда нормально восприняты, поняты и поддержаны окружающими. Намерения человека с дисгармоничным суперэго будут всегда встречать непонимание, препятствия и препоны.
Негативная реакция окружающих, которую генерирует дисгармоничное суперэго, поглощает большое количество личной силы, и создает вокруг человека дискомфортную среду. Поэтому люди, чье суперэго находится в дисгармоничном состоянии, либо испытывают негативное отношение общества, либо вынуждены прикладывать большие усилия для получения положительной оценки, либо вынуждены заниматься наиболее тяжелой общественной работой. Такой человек затрачивает на решение любой задачи очень много личной силы, и не имеет возможности ее накапливать. Именно поэтому гармоничное суперэго является необходимым условием успешного духовного развития человека, остающегося в миру. Ибо, в случае принципиальной невозможности подобной гармонизации, человек, намеревающийся духовно эволюционировать, вынужден покинуть общество и уйти в монастырь, где окажется в более благоприятных условиях для своего духовного совершенствования.
Сергей Евтушенко
5 ноября 2006 года
Обновлено15 января 2016
Данным термином мы обозначаем модель суперэго человека.
Книги про Эго
Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:
- З. Фрейд «Я и Оно». В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
- А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы». Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
- Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл». В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
- Э. Гартман «Философия бессознательного». В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.
Мы не уникальны..
Давайте сначала выясним, что же подразумевают под «эго». Значение слова вроде бы простое: с латинского оно переводится как «Я» и, по теории ряда психоаналитиков, является одним из компонентов структуры личности. Проще говоря, это набор наших мыслей, убеждений, наши ежедневные привычки. Мы всегда обращаемся к собственной «коллекции» мыслей, чтобы принять то или иное решение, дать оценку чему-либо, сделать выбор, тем самым повернув жизнь в определённое русло. Часто мы утверждаем, и сами свято в это верим, что все мысли – наши собственные, тогда как на самом деле большая их часть перешла к нам от друзей, членов семьи, коллег, знакомых и даже посторонних людей. Чтобы в голове возникла на самом деле оригинальная идея, нужно заниматься глубоким самосозерцанием на протяжении очень долгого времени. Но в повседневной жизни нам трудно это сделать, поэтому мы просто принимаем то, что нам дано. Согласитесь, мы вынуждены идти в ногу с популярными нынче модой, религией, идеалами. На тех, кто как бы отбивается от общей массы, смотрят как на изгоев или чудаков. Обычно мы подкрепляем свои позиции такими заявлениями, как: «Но все другие думают…» или «Что подумают люди…». По сути, это возвращает нас к позиции, которая в психологии называется «стадным чувством».
Взаимодействие трех уровней психики
Несмотря на кажущуюся противоречивость «целей» бессознательного и «сверх-Я», наша психика – единое образование. И в норме все три уровня действуют согласованно и сбалансированно. Если же эта согласованность нарушается, то происходит отклонение от нормы, то есть возникают серьезные внутриличностные конфликты, или развивается психическое заболевание.
Механизм взаимодействия трех уровней психики довольно прост и состоит из трех этапов:
- На уровне бессознательного зарождаются потребности (например, сексуальные) или активизируются инстинкты, удовлетворение которых требует определенных действий. А за принятие решений и за деятельность отвечает сознание.
- Активным действиям по удовлетворению этих потребностей препятствует «сверх-Я». Оно блокирует запретные желания, прорывающиеся на уровень сознания («Я»). В результате этого возникает психическое напряжение, связанное с нереализованной энергией желаний.
- Чтобы избежать саморазрушения, «Я» отправляет эти желания снова на уровень бессознательного, предварительно сублимируя их – преобразуя в социально поощряемую деятельность. Сублимация необходима для того, чтобы перенаправить энергию желаний «в мирное русло», не допустить негативного воздействия на психику и сохранить внутреннюю гармонию.
Сублимация – это очень важный процесс с точки зрения психоанализа, так как она позволяет избежать внутренних конфликтов и примирить человека и подавляющее его свободу общество. Например, сексуальные желания чаще всего сублимируются в таких социально значимых сферах, как творчество, политика, общественная деятельность.
Однако даже успешная сублимация не может полностью избавить человека от чувства неудовлетворенности и влияния запретных желаний. Они прорываются на уровень сознания в виде сновидений, оговорок, опечаток, склонности к нецензурной лексике и т. д.
Чувство неудовлетворенности может иметь серьезные негативные последствия и стать источником таких психических проблем:
- фобии;
- неврозы;
- состояние фрустрации;
- психологические комплексы и т. д.
Чтобы избежать этих неприятных последствий, человек часто использует различные способы психологической защиты, которые помогают ему, правда временно, снять негативные ощущения от нереализованных желаний, переживаемых им страхов или комплексов.
Но, с другой стороны, чувство неудовлетворенности может также стать источником социальной активности, подтолкнуть человека к реализации собственных амбиций, способствовать успеху в бизнесе и карьерному росту.
Психосексуальные стадии развития личности
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая
предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии
, коренящихся в инстинктивных процессах организма.
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной
. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными
стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.
Стадии психосексуального развития по Фрейду
Возрастной период |
Зона сосредоточения либидо |
Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
|
Оральная |
0 -18 месяцев |
Рот (сосание, жевание, кусание) |
Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела |
Анальная |
Анус (удержание или выталкивание фекалий) |
Приучение к туалету (самоконтроль) |
|
Фаллическая |
Половые органы (мастурбация) |
Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
|
Латентная |
Отсутствует (сексуальное бездействие) |
Расширение социальных контактов со сверстниками |
|
Генитальная |
Пубертат (половое созревание) |
Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) |
Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.
В термине “психосексуальный” подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт
, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости
. В случаях фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание и жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде “остаточного” поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.
Эго — психология
Внутреннее Эго всегда находилось в центре внимания представителей психоанализа. Эту часть человеческой психики рассматривали в совокупности с Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-Эго). Основоположником данной концепции является Зигмунд Фрейд, который считал движущей силой личности влечения и инстинкты. Его последователи — А. Фрейд, Э. Эриксон и Э
Гартман — считали, что Эго является более независимой субстанцией, чем предполагал Фрейд и более важной
Что такое Эго по Фрейду?
Эго по Фрейду – это высокоорганизованная структура в психике, отвечающая за ее целостность, организованность и память. Согласно Фрейду, «Я» стремится защитить психику от неприятных ситуаций и воспоминаний. Для этого оно использует защитные механизмы. Эго является посредником между Ид и Супер-Эго. Я учитывает послания от Ид, перерабатывает их и действует на основе полученной информации. Можно сказать, что Эго является представителем от Ид и его передатчиком во внешний мир.
Эго — концепция Эриксона
Эго психология Эриксона хотя и была построена на основе разработок Фрейда, все же имела в себе существенные отличия. Основной акцент концепции был поставлен на возрастные периоды. Задачей Эго, по Эриксону, является нормальное личностное развитие. Я способно развиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, исправлять неправильное развитие психики и помогать бороться с внутренними конфликтами. Хотя Эриксон и выделяет Эго, как отдельную субстанцию, но при этом считает ее неразрывно связанной с социальной и соматической составляющей личности.
В своей теории развития Э. Эриксон большое место отводит периоду детства. Этот длительный временной промежуток позволяет человеку развиваться в умственном плане и получить хорошую базу для дальнейшего самосовершенствования. Недостатком детства, по мнению ученого, является багаж иррациональных переживаний, тревог, страхов, которые оказывают влияние на качество дальнейшего развития.
Информация о статье
Соавтором этой статьи является . Труди Гриффин — лицензированный психотерапевт из Висконсина. Получила магистерскую степень по клинической психотерапии в Университете Маркетта в 2011 году.
Категории: Здоровье
На других языках:
English: Understand the Male Ego, Español: entender el ego masculino, Português: Entender o Ego Masculino, Italiano: Capire l’Ego Maschile, Deutsch: Das männliche Ego verstehen, Français: comprendre l’égo masculin, Bahasa Indonesia: Memahami Ego Pria, Tiếng Việt: Hiểu cái tôi của đàn ông, ไทย: เข้าใจอีโก้แบบผู้ชาย, العربية: فهم الأنا الذكورية, Nederlands: Het mannelijk ego begrijpen
Эту страницу просматривали 19 989 раз.
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Бессознательное, или оно
З. Фрейд назвал этот уровень id, что с латыни можно перевести и как «это», и как «что-то», а в отечественной психологии чаще употребляется понятие «оно». Основатель психоанализа считал бессознательное важнейшей сферой психики. Оно имеет врожденный характер и подчиняется биологическим, а не социальным законам, потому что значительную роль в этой сфере играют инстинкты и естественные, главным образом сексуальные потребности.
Во многом содержание «оно» определяется наследственными факторами. Кстати, один из последователей Фрейда К. Юнг считал, что уровень бессознательного также связан с родовой памятью этноса, и там хранятся архетипы коллективного бессознательного – древнейшие первообразы, которые достались нам от наших далеких предков.
Содержание бессознательного довольно разнообразно, и на этом уровне находятся не только архетипы, но и многие другие психические образования:
- инстинкты;
- естественные, в первую очередь сексуальные потребности;
- вытесненные с уровня сознания асоциальные (запретные) желания;
- агрессивные побуждения и стремления доминировать;
- психологические комплексы, являющиеся следствием нереализованной энергии запретных желаний.
С точки зрения психоанализа, именно «оно» во многом управляет поведением человека. Во всяком случае, большинство поведенческих проблем и затруднений в общении, которые мы испытываем, связаны с этим уровнем. Все дело в том, что бессознательное как бы ориентировано на получение удовольствия любой ценой, а социум вносит в этот процесс свои, часто довольно жесткие ограничения.
Защитные механизмы Эго
Основоположником теории защитных механизмов является З. Фрейд. В научных работах он высказывался о защитных механизмах, как о средствах защиты психики от давления Ид и Супер-Эго. Эти механизмы работают на уровне подсознания и приводят к искажению реальности. Фрейд выделял такие Эго – защиты:
- вытеснение – удаление из памяти информации, которая травмирует психику или является неприятной;
- проекция — перенесение мыслей и желаний на другого человека;
- замещение – перенесение негативной реакции с одного человека, вызвавшего реакцию, на другого;
- рационализация – объяснение неприемлемого поведения с точки зрения логики таким образом, чтобы поведение стало казаться приемлемым или единственно возможным;
- регрессия – возврат к поведению, характерному для более младшего возраста;
- сублимация – перенаправление импульсов, вызывающих дискомфорт, в социально одобряемую деятельность;
- реактивное образование – проявление поведения прямо противоположному тем желаниям, которые имеет человек;
- отрицание – отказ осознавать неприятные события или мысли.
Суперэго
Отвечает за представления о себе и мире, окружающих людях. То есть, проще говоря, это наши установки, стереотипы, социальные роли, правила, нормы поведения, совесть, нравственность, идентичность и т.д. Подробнее о том, как развить нравственность, да и вообще, что означает этот термин, вы узнаете, нажав .
Формируются эти представления благодаря тем идеалам и ценностям, которых придерживались родители или фигуры, обладающие определённым авторитетом для индивида. Например, ребенок, который рос среди людей с алкогольной зависимостью, может не видеть ничего зазорного в том, что выпивает ежедневно пару бутылок пива.
Появляется примерно в пятилетнем возрасте. Оно пытается обуздать ид, и заставить эго действовать согласно принятым нормам, идеальным представлениям. Находится как в сознании, так и в подсознании. И является отличным регулятором поведения. Например, человек знает, что за какой-то поступок ему грозит лишение свободы, непереносимое чувство вины или стыда. И тогда ему проще удержаться, чем потом расплачиваться часть жизни за сиюминутное желание.
К сожалению, не всегда наши представления соответствуют реальности и несут пользу. Некоторые идеалы действительно оказываются невозможными для реализации, отчего личность страдает и постоянно проживает разочарование, бессилие. Часть правил актуальна для одной группы людей, и попадая в совершенно другое сообщество – может возникнуть конфликт интересов.
Вот почему так важен баланс и взаимодействие всех элементов. Психика, если не способна приспосабливаться к новым условиям, будет испытывать напряжение. А это сказывается на характере личности. Например, слабовольными считают тех, кто не в силах нести ответственность за поступки, и делать выбор. А неуступчивыми, или , если эго слишком сильное, и хоть оно в состоянии выдержать стресс, то подстроиться под изменения – нет.
Что такое Эго человека
Чтобы понять, что значит Эго, следует обратиться к разным психологическим школам. Но даже в таком случае получим лишь приблизительное представление об этой непростой составляющей нашей личности. О собственном Эго больше всего размышлений можно найти в психоанализе. Чаще всего под этим понятием подразумевают внутреннюю сущность человека, которая отвечает за восприятие, запоминание, оценку окружающего мира и контакты с социумом.
Мужское и женское Эго помогает людям отделять себя от окружающей обстановки, осознавать себя как индивидуальность и самостоятельное существо. В то же время Я старается удержать человека во взаимосвязи с окружающим миром, помогает понимать происходящее вокруг и принимать решения для необходимых действий. На протяжении жизни эта часть личности способна меняться и расширяться, если человек прилагает усилия для духовного роста.
Что такое большое Эго?
Понятие большое или высокое Эго относится к сфере эзотерики. Высокое Эго – это духовность личности, божественные качества, приобретенные в процессе познания высших духовных материй. Каждый житель нашей планеты рождается существом, направленным на удовлетворение своих личных желаний и потребностей. Низшая сущность подталкивает индивида быть потребителем, жить за счет других, поддерживая свой организм. Низшее собственное Эго является источником всех проблем: зависти, лжи, агрессии, жадности.
В противовес низшей внутренней сущности высокое Эго стремится выйти за рамки личности и тела и соединиться со вселенной. Молитвы, мантры, аутотренинги и другие духовные практики помогают Эго обрести новое значение, стать шире и объемнее. На этом этапе человек приобретает более высокие стремления, начинает воспринимать окружающих как близких людей. При этом меняется характер, душа становится светлее, одухотвореннее и целостнее.
Формирование.
Структура Суперэго человека формируется (кодируется) его социальным наименованием (ФИО), зафиксированным в его паспорте или ином документе, определяющим его гражданский статус. Поэтому лица без гражданства не могут стать полноценными членами общества, т.е. их социограмма не может сформироваться.
Таким образом, личное наименование (ФИО) человека определяет гармоничность его суперэго. Любая смена ФИО ведет к изменению структуры суперэго и, соответственно, меняет социальные условия жизни человека, поэтому правильный выбор ФИО является очень важным условием формирования гармоничных взаимоотношений личности и общества.