Феномен группового давления: как может человек противоречить себе
Эксперимент
Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им.
В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием
Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе
Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются.
Феномен группового давления
Присутствие членов группы по-разному влияет на каждого из них. Это отражено в различных феноменах, которые установлены в социальной психологии: социальной фасилитации, социальной ингибиции, феномене Рингельмана, социальной лени, сдвига риска, групповой поляризации, духа группы, группового давления.
Ряд феноменов касается эффективности групповой деятельности. Феномен социальной фасилитации — это побуждение человека лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; социальной ингибиции — ухудшение выполнения таких действий в присутствии других. Выяснено, что присутствие других влияет положительно на характеристики деятельности количественные и отрицательно — на качественные.
Согласно феномена Рингельмана КПД каждого члена группы зависит от размера группы и снижается при росте ее размера. Обнаружена также обратная зависимость между привлекательностью группы для своих членов и ее размером: чем больше группа, тем меньше ее привлекательность для членов группы. Феномен социальной лени: люди прилагают меньше усилий в том случае, если свои усилия объединяют ради общей цели, чем в случае индивидуальной ответственности. Однако, если члены группы друзья, они бездельничают меньше.
Целый ряд феноменов касается решений, принимаемых малой группой. Феномен сдвига риска: решения, принятые группой, более рискованные, чем индивидуальные решения. Феномен групповой поляризации: после обсуждения взгляды отдельных членов группы сближаются и усиливают среднюю тенденцию относительно принятого решения. Феномен духа группы: очевидно правильное решение приносится в жертву единодушия группы.
Члены группы становятся интеллектуально нечувствительными к другим взглядам, в частности к оппонентам, а любая альтернативная информация блокируется. Важнейшими факторами формирования этого феномена является ярко выраженное чувство «мы», высокая сплоченность группы, изоляция группы от альтернативного источника информации, неодобрение индивидуальных взглядов членов группы. В таком случае группа становится жертвой своей сплоченности. Это часто вызывает ошибочные решения, в частности в политике.
Факторы, влияющие на развитие конформности
Существуют факторы, в связи с которыми вполне самостоятельный, независимый и духовно сильный человек с задатками лидера может пойти на попятную, и отказаться от своей точки зрения. Благодаря им становится возможным предвосхитить и спрогнозировать развитие событий в группе
Что порой бывает очень важно, особенно, если это связано с бизнесом
Итак, факторы, влияющие на желание приспособиться и «слиться» с большинством:
- Возраст и пол. Считается, что женщины и дети больше склонны к конформному поведению, чем мужчины.
- Значимость информации. Чем ценнее и ближе к человеку какой-либо материал, тем яростней он будет его отстаивать.
- Статус и авторитет. Было замечено, что чем выше статус тех, кто высказывается, пусть даже неверно, большинство всё равно примет их позицию, даже если будет сомневаться. Поэтому нередки случаи, когда меньшинство побеждало. И оказывало давление на людей, количество которых превосходило их в разы.
- Количество единомышленников. Чем их больше, тем сложнее оказать противостояние.
Нонконформизм
Кроме лиц, одобряющих нормы группы или относящихся к ним конформно, существуют также люди, готовые противостоять давлению группы, их называют нонконформистами. Выделяют два основных типа нонконформистов: агрессивных и творческих. Агрессивные нонконформисты противятся почти всем предложениям группы. Руководствуются они комплексом превосходства или неполноценности и враждебности.
Творческие нонконформисты противостоят тенденциям «уравниловки» в группе. Оригинальные предложения такого человека могут представлять проблему для руководителя группы, который порой неправильно трактует инициативность творческого нонконформиста как угрозу для собственной должности или положения в группе.
Конформность
Конформизм по своей сути является таким себе «приспособленчеством», когда не хватает смелости и силы воли противоречить окружающим, единственным выходом из конфликтной или сложной ситуации оказывается признание чужой точки зрения, пусть и нелогичной, порой глупой.
Проявляется у личностей с низкой самооценкой, которые не верят в себя и свои возможности, боятся отвержения, склонны к проживанию токсического стыда, либо же оказываются не способными справиться с любым видом давления и манипуляции в связи с особенностями характера и личной жизненной истории. Также нередко формируется у личностей с низким уровнем интеллектуальных способностей, отчего они доверяют любым выводам, которые делают другие, так как сами не в силах разобраться в каком-то вопросе самостоятельно.
Различают внешнюю и внутреннюю конформность. При внешней индивид всего лишь для вида соглашается с группой, он демонстрирует подчинённость, чтобы избежать агрессии в свою сторону, либо просто внимания, как на участника, который отличается. И не смотря ни на что, он будет продолжать действовать против них.
А при внутренней человек действительно начинает верить в то, что говорят другие
Хоть изначально относился критически и осторожно к их словам. Происходит переоценка ценностей, установок, изменяется внутренняя картина мира и его восприятие
Информационная теория конформности г.Джерарда и м.Дойча. Влияние большинства и меньшинства.
Конформность должна рассматриваться
в контексте более общей теории касающейся
последствий поиска человеком информации
в ситуациях, когда он оценивает свое
поведение на основе соотнесения его с
другими. Такое сравнение необходимо
для того, чтобы уменьшить неопределенность
своего поведения в ситуации. Человеку
приходится не только сравнивать себя
с другими, но и сравнивать свои
интерпретации ситуации с интерпретациями
других. Сравнение двух интерпретаций
особенно значимо, если сталкиваются
интерпретации большинства и меньшинства.
Это имеет прямое отношение к слому
социального консенсуса: он может быть
интерпретирован как превращение взглядов
меньшинства во взгляды большинства.
В этой теории были выделены два вида
группового влияния: нормативное (когда
давление оказывает большинство и его
мнение воспринимается членом группы
как норма) и информационное (когда
давление оказывает меньшинство и член
группы рассматривает его мнение лишь
как информацию, на основе которой он
должен сам осуществить свой выбор.
Механизм влияния в обоих случаях
различен: большинство в полном смысле
давит на меньшинство нормой, подчиняя
мнение индивида. Он при этом изменяет
свое поведение, демонстрируя согласие,
оставаясь внутри при своем мнении
(внешний конформизм). Меньшинство лишь
предполагает индивиду новую информацию,
если индивид доверяет ей, то изменяет
свое мнение, т.е. как бы происходит его
обращение, принятие новой точки зрения
(внутренний конформизм). С точки зрения
формирования группы механизм социального
влияния выступает как давление группы,
которое подчиняется ее норме.
Эксперимент С. Московичи:двум
группам испытуемых демонстрируются
слайды, на которых изображен голубой
цвет. В экспериментальной группе,
состоящей из 6 человек 2 сообщника
экспериментатора утверждают, что цвет
– зеленый, они – меньшинство, которое
влияет на позицию большинства. 8,4%
соглашались с тем, что на экране зеленый
цвет, а при изменении цветовой гаммы
(плавный переход от голубого к зеленому),
чаще фиксировали появление зеленого
раньше, чем испытуемые в контрольной
группе.
Вывод Московичи: меньшинство сможет
победить своим влиянием и превратить
свою позицию в норму (превращение
информационного влияния в нормативное),
но для этого необходимо соблюдать
несколько условий поведения меньшинства:
устойчивость позиции, уверенность при
ее демонстрации, аргументированность
в защите представляемой информации. В
ситуации конфликта между мнением
индивида и мнением большинства
навязывается навязывание не согласия
как такового, а демонстрации согласия,
но зато эффект наступает быстрее. При
разрешении конфликта между индивидом
и меньшинством со стороны меньшинства
происходит как бы приглашение к
размышлению за счет предоставления
информации, к поиску нового. Московичи
предположил, что все новации в обществе
стоит скорее ждать от меньшинства, чем
от большинства.
Плохая компания: как противостоять давлению сверстников
Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?
Главная > Консультации > Психолог > Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?
Существует мнение, что человек в течение всей своей жизни никогда не бывает один, вне связи с обществом. Начиная с момента рождения, ребенок находится в окружении других людей: сначала это мама и другие члены семьи, потом добавляются друзья в школе и во дворе, затем, коллеги по работе и так далее. В этом смысле, люди всегда принадлежат к одному или, чаще, нескольким сообществам.
Иногда подростковые группы могут объединяться и вокруг положительных ценностей (помощь людям, спортивные достижения, увлеченность техническим проектированием, какой-то научной областью и т. п.), но это, увы, скорее редкое исключение из правил. Чаще компании возникают на оппозиции взрослым, демонстрации явно вызывающего поведения, унижения более слабых сверстников, а то и на идеях криминальных «приключений».
Совсем тяжелой ситуация становится у тех подростков, которые попадают под двойное давление: родители не понимают, ругают, давят, и сверстники в компании давят, издеваются, самоутверждаются за их счет.
Некоторых ситуация заставляет собрать все силы, мужество и уверенно противостоять давлению других ребят. Но такие внутренние силы есть не у многих. Кроме того, подростки просто в силу небольшого жизненного опыта часто не владеют культурными способами самозащиты от манипуляций и давления. Поэтому все-таки попадают под влияние, начинают «плясать под дудку» лидеров группы.
И все же возможность научиться противостоять давлению есть. Подросток может освоить необходимые навыки сам, но гораздо успешней дело пойдет, если поддержку окажут родители и педагоги. Основная задача — помочь ребенку выработать необходимую внутреннюю силу и уверенность в себе.
Хочется обратиться к взрослым. Попытайтесь понять подростка. Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников испытывали вы, будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы вы иначе теперь? Заставляли ли вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали?
А теперь подумайте о современных детях. Чем они отличаются от вас, когда вы были ребенком? Считаете ли вы, что в вашем детстве давление на детей со стороны сверстников было сильнее, таким же или меньше, чем сейчас? Почему? Давлению какого рода, по вашему мнению, подвергается ваш ребенок (ваш ученик)? Какой вид давления вас больше всего тревожит? Предпринимают ли другие родители (учителя) что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению?
Теперь хотелось бы предложить несколько советов родителям, педагогам, самим подросткам.
Итак, чем родители могут помочь своему ребенку?
Несколько советов педагогам.
Наконец, несколько советов подросткам о том, как противостоять давлению сверстников в разных ситуациях.
Наиболее надежный способ быть готовым противостоять любому давлению и манипуляциям со стороны окружающих — стать более уверенным в себе человеком. Это значит:
- Быть твердым в своих убеждениях. Для этого, конечно, нужно сначала иметь эти убеждения. Сформировать их поможет чтение хороших художественных книг (прежде всего, классической литературы), наблюдение за жизнью и размышления об увиденном, а также доверительное обсуждение с родителями или учителем, которому ты доверяешь.
- Принимать самостоятельные решения.
- Делать вещи, которыми потом можно будет гордиться.
- Делать то, что считаешь нужным, беспокоясь не о чужом мнении о себе, а о том, что сам о себе думаешь. Стараться уже сейчас быть тем человеком, которым хотел бы стать.
С давлением сверстников не так просто справиться, поэтому лучше избегать ситуаций, в которых оно может произойти:
Ну, а если избежать нежелательной ситуации не удалось, и давление происходит прямо сейчас, можно поступить одним из следующих способов:
Формат статьи не позволяет делать обсуждение слишком объемным. Поэтому могу только добавить, что интересных и разумных идей о том, как противостоять групповому давлению и не растерять друзей, можно во множестве найти в сети Интернет. Используйте эту возможность, подберите то, что лучше всего будет получаться именно у вас. И не теряйте уверенности в себе!
Подверженность конформизму
Конформизм является проявлением определенной пассивности и беспомощности относительно группы. В основном человек выбирает конформное поведение для того, чтобы не быть отвергнутым группой, однако могут быть и другие причины. Склонность к конформизму зависит от:
— увеличения численности группы: увеличение числа членов группы приводит к усилению коллективного давления, однако эта связь не является прямо пропорциональной. Так, 3-4 человека «давят» больше двух, однако дальнейший рост размера группы до 10-15 человек давления практически не добавляет;
— референтности группы: если группа является эталонной для человека, трудно с ней не согласиться;
— состава группы: трудно противостоять группе, в которой есть выдающиеся люди или лица, которые являются общепризнанными экспертами в определенной области;
— сплоченности группы: чем больше дел связывают членов группы между собой, тем сильнее будет ее давление;
— единодушия членов группы: наличие в данной группе хотя бы незначительных расхождений во взглядах существенно снижает уровень давления;
— профессионализма человека: когда в области, относительно которой осуществляется давление, лицо не чувствует себя специалистом, давление группы будет сильнее;
— статуса лица: чем ниже статус в группе имеет определенное лицо, тем больше вероятность, что оно займет конформистскую позицию; чем выше социальный статус лица,которое инициировала давление, тем больше будет давление;
— уровня самооценки: чем ниже уровень самооценки, тем конформнее человек;
— сложности проблемы: чем сложнее проблема решается группой, тем большее давление группы;
— понятности задачи: чем не понятнее сформулировано задание, тем ощутимее будет давление группы;
— способа ответа: при публичном образе ответа конформность растет;
— возраста: у детей конформность выше, чем у взрослых;
— пола : у женщин конформность выше, чем у мужчин.
Не следует, однако, считать, что все люди при указанных выше обстоятельствах меняют свои взгляды или поведение. Если человек глубоко убежден в своей правоте, он никогда не станет конформным.
Конформное поведение играет двойную роль в жизнедеятельности человека. С одной стороны, если правильным является взгляд группы, она помогает откорректировать взгляды человека; однако, с другой, она мешает утверждению независимого поведения и самостоятельных взглядов человека. Связь лица с группой будет крепче и длительнее, если принятие ее норм происходит на почве внутреннего одобрения, а не конформизма.
Примеры конформизма
Первый эксперимент, который продемонстрировал феномен конформизма, провел американский психолог С. Аш (1951). Группе студентов (7-9 человек) предложили сравнить длину отрезков. Каждому дали две карточк: в правую и левую руку. В левой руке на карточке был изображен один отрезок; в правой — три, из которых один по длине равен отрезку в левой карточке. Два других были короче и длиннее. Исследуемые должны были определить, какой из отрезков с правой карточки одинаковый по длине отрезку в левой.
В первой части опыта, во время индивидуального исполнения, задачи решались верно. Во второй части опыта образовали так называемую «подставное группу». Экспериментатор заранее договорился со всеми участниками, кроме одного («наивный субъект»), что они будут отвечать неверно. Опрос начинался именно с этой «подставной группы». Результаты ответов таких «наивных субъектов» были разные, однако более трети (37%) принимали навязанный большинством взгляд, демонстрируя нежелание отстаивать собственный взгляд в условиях, когда это не совпадало с мнением других участников эксперимента. Так было доказано существование конформизма.
Негативизм
Негативизм, по своей сути, является протестом, против структуры, методов, системы и прочее
Психология личности, склонной к негативистскому поведению, заключается в том, что ей важно противостоять большинству. Причем порой даже не важно, сходятся ли у неё с этим большинством мнения, или нет
Важна сама позиция – против всех. Обычно это люди с сильной волей, характером. Они не воспринимают критику или обесценивание на свой счёт. Наоборот, чем больше им приходится выдерживать в этой позиции «единственного», «непонятого всеми» — тем больше они удовлетворяют свою потребность в самовыражении, получении внимания.
Интересен факт, что негативизм является тем же проявлением конформности, просто полярной, как бы «наизнанку». То есть, человек, несмотря на попытки доказать что-то обратное, зависим от тех, с кем борется. Он не сможет бунтовать, если не будет привязан к мнению окружающих.
Позицию он занимает антигрупповую, и если она изменится, ему не на что будет опираться. Иначе как выбрать стратегию поведения, когда привык ориентироваться на модели, сформированные другими людьми? Так обычно ведут себя подростки в период созревания. И как бы они не пытались показать свою автономность и зрелость, устраивая конфликты, протесты, по факту, они нуждаются в родителях, в их любви и заботе.
Так как информация в статье предоставлена кратко, хочу привести простой пример, который покажет, как работает феномен группового давления. Помните сказку «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена? В ней рассказывалось о двух ткачах, которые смогли убедить всё королевство в том, что пошили самое прекрасное платье. Хотя по факту король был голый. И только ребёнок осмелился сказать правду.
Кстати, недавно я опубликовал интересную статью, про синдром Саванта — болезнь гениев. Рекомендую почитать.
Напоследок хочу заметить, что этот феномен выполняет важные функции – сближение и сохранение целостности группы. Которая становится способной совместно достигать поставленных перед ней целей. Если вам интересно узнать, как вы обычно ведёте себя в обществе, рекомендую пройти этот тест. А на сегодня всё! Успехов вам и свершений.
Ребят, я уже не раз рекомендовал, но сделаю это еще раз. Посмотрите вот эти 27 уроков везения, я уверен, что они будут вам полезны.
Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина.
Как противостоять групповому давлению
Как противостоять групповому давлению
Давление – это попытки заставить с помощью силы или влияния другого человека что-то сделать, не объясняя причин. При этом могут использоваться разные виды давлений: угрозы, лесть, обман, ссылка на других людей, уговоры, шантаж, насмешка и т. д.
Особенно трудно сопротивляться групповому давлению, так как все мы хотим, чтобы группа нас принимала. Однако уважающий себя человек может соглашаться делать то, что считает правильным и отказываться делать что-то вредное, опасное, то, что считает неправильным.
Потому что — каждый человек имеет права:
Право самому оценивать собственное поведение, мысли и чувства и отвечать за них Право не оправдываться и не объяснять другим свои поступки Право быть одному Право отказывать в ответ на просьбу, не испытывая чувство вины, и самому решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение чужих проблем. Право просить то, что хочет Право требовать то, на что имеет право Право делать ошибки и отвечать за них Право менять свое мнение Право что-то не знать, принимать нелогичные решения, не быть совершенством
Существуют различные способы отказа:
— сказать «НЕТ», не споря и не объясняя причин, на все уговоры продолжать говорить «НЕТ»;
— объяснить причины отказа;
— предложить сделать что-то другое;
— уйти и не участвовать в нежелательном действии;
— попытаться убедить и других отказаться от нежелательного действия.
Прежде чем отвечать «НЕТ», необходимо:
— оценить, соответствует ли предлагаемое действие твоим желаниям, интересам, убеждениям;
— оценить последствия действия;
— оценить последствия отказа;
— выбрать в соответствии с этим свое решение и отстаивать его.
Как сказать «НЕТ»!
Говори твердо, громко, уверенно Смотри человеку прямо в глаза, не отводи глаза в сторону, не смотри в пол Если хочешь, чтобы твои слова воспринимали всерьез – не улыбайся, говори серьезно Когда смотришь на человека мысленно нарисуй треугольник «глаза-лоб» и не опускай свои глаза ниже треугольника Держи правильную дистанцию – стой подальше, если не хочешь соглашаться. При необходимости сделай шаг назад или отклонись назад корпусом
Выделяют следующие способы сопротивления групповому влиянию и манипуляциям:
— контраргументация – сознательный аргументрованный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы агента воияния
— конструктивная критика – обсуждение целей и средств агента влияния и обоснование их несоответствия целям и требованиям адресата
— психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации принуждения, давления, манипуляции
— конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.
— уклонение – избегание посещения определенных мест, встреч с определенными людьми, попадания в определенные ситуации, которые вызывают нежелательные чувства и реакции и рискованы сами по себе.