Психология научная и житейская: в чем разница

Мудрость или субъективное понимание мира

Особенности житейской психологии заключаются в том, что наблюдения зависят от личного опыта, происшествий, происходящих вокруг личности. Человек субъективно понимает особенности мира, психологические закономерности. Еще одно название житейской психологии — мудрость.

Существует три источника развития этой отрасли психологии:

Психология научная и житейская: в чем разница

  1. Совместная деятельность с другими людьми.
  2. Общение с окружающими.
  3. Новые знакомства, отношения.

Чтобы показать свою жизнь через мудрость, субъект может применять разные инструменты:

  • музыка;
  • книги;
  • картины.

Они помогают другим прочувствовать внутренний мир автора. Самыми яркими примерами опытных психологов являются личности, у которых работа сопряжена с постоянным общением.

3. Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

4 стр., 1908 слов

Психологическая теория происхождения права

… права было связано, в первую очередь, с процессом становлeния психологии как самостоятельной отрасли знаний. Психологическая теория происхождения государства — тип правопонимания, основанный на представлениях … конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней …

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Стадия элементарной сенсорной психики

В
отечественной психологии давно
утвердилось мнение о том, что поведение
животных по своей сути является
инстинктивным поведением. С инстинктами
связаны и те формы поведения, которые
приобретаются конкретными животными
в процессе его жизни.

^ Инстинктивное
поведение – это видовое поведение,
одинаково направленное у всех
представителей одного и того же вида
животных. Как правило инстинктивное
поведение определяется биологической
целесообразностью и заключается в
обеспечении возможности существование
(выживания) конкретного представителя
или вида в целом. Но было бы не совсем
верно утверждать, что поведение животного
является только генетически обусловленным
и не изменяется в течение жизни.

Условия,
в которых находится животное, постоянно
изменяются, поэтому индивидуальное
приспособление существует у всех
животных.

Особенностью поведения
животных на ранних этапах развития
является то, что оно всегда побуждается
и управляется отдельными свойствами
предметов, воздействующих на животное.
Например, как только насекомое попадает
в паутину, паук бежит к нему и опутывает
своей нитью. Что вызывает это поведение
паука? Вибрация паутины, передающая
вибрацию крыльев насекомых. Как только
вибрация прекращается, паук перестает
двигаться к своей жертве, но стоит
возобновить вибрацию, как паук вновь
начинает двигаться. То, что именно
вибрация паутины обусловливает поведение
паука, доказывает следующий опыт:
вибрирующий камертон, поднесенный к
паутине, вызывает движение паука, в то
же время вибрация крыльев мухи, схваченной
пинцетом и поднесенной непосредственно
к пауку, заставляет паука обратиться в
бегство.

Невольно возникает несколько
вопросов. Во-первых, чем объясняется
побудительное действие тех или иных
свойств предметов и, во-вторых, почему
вообще возможно какое-либо поведение
животных? Ответ на первый вопрос прост:
вибрация паутины устойчиво связана у
паука с поглощением и усвоением им пищи
– насекомого, попавшего в паутину.
Следовательно, подобное поведение
животных имеет биологический смысл,
поскольку связано с удовлетворением
биологических потребностей, в данном
случае с поглощением пищи.

Следует
отметить, что биологический смысл
воздействия предметов, возбуждающих и
направляющих поведение животного, не
является постоянным, а меняется и
развивается в зависимости от конкретных
условий жизни животного и особенностей
среды. Если, например, проголодавшуюся
жабу начать кормить червями, а потом
положить перед ней спичку и комок мха,
то она схватит спичку, имеющую, подобно
червям, удлиненную форму. Но если
предварительно кормить жабу пауками,
то она не обратит внимания на спичку и
схватит мох. Округлые формы приобрели
теперь для нее смысл пищи.

Эта стадия
развития, характеризующаяся тем, что
поведение животного побуждается
отдельными свойствами предмета в силу
того, что они связаны с осуществлением
основных жизненных функций животных,
называется стадией элементарного
поведения. Соответственно данный уровень
развития психики называется стадией
элементарной сенсорной психики.

Знания о жизни

Итак, важно понимать, что житейская психология далека от науки, она является неким синтезом знаний людей о жизни, о себе, квинтэссенцией опыта, наблюдений и переживаний. Конечно, выводы, сделанные на основе субъективного опыта, вряд ли могут быть объективными и приемлемыми для окружающих

Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

1. Конкретность и приземленность. Житейская психология склонна рассуждать о конкретных людях и ситуациях, в которые они попали, она опирается на субъективные переживания конкретных людей. Обычно вам в пример приводят истории, произошедшие с каким-то человеком, который попал в некую ситуацию и сделал для себя определенные выводы (естественно, этот вывод будет актуален и полезен для него, но не факт, что данное знание может быть широко применимо и использовано другими людьми).

2. Интуитивная природа знания. Особенности житейской психологии в том, что она опирается на интуицию, на субъективные чувствования, и обычно никто не стремится проверить свои ощущения или попытаться обдумать их. В этом чаще всего и есть главное ограничение интуитивного знания – его практически невозможно объяснить другому человеку, «я просто что-то осознал».

3. Недостаточная глубина знаний. Люди делают выводы поверхностно, не исследуя те или иные мотивы, эмоции или поведение других людей. Как правило, вывод делается быстро, без проверки его достоверности (отсюда берутся страхи, поверья, пословицы, суеверия, когда люди стараются следовать определенным правилам только потому, что так кто-то сказал; тут же обитает следование моде или опора на популярные книги или статьи, которые никакого научного знания в себе не несут).

4. Основной метод – наблюдение. Большинство из нас делают выводы о чем-либо, основываясь лишь на периодическом, краткосрочном наблюдении, которое совсем не соответствует его научному аналогу. В итоге это приводит к поверхностному восприятию реальности, так как все проверяется только на личном опыте, и, как известно, такой метод исключительно субъективен и ограничен.

Рекомендуем: Геронтопсихология — это

5. Житейская психология не имеет общей терминологии. Жизненный опыт многих людей связан с разными временами, эпохами, состояниями, поэтому каждый склонен описывать то или иное состояние «своими словами», в которые он вкладывает свой, только ему до конца понятный смысл. Нередко это приводит к недопониманию и подмене понятий.

Такие знания могут преподноситься весьма уверенно и открыто, вас могут убеждать, что данный метод или точка зрения верные, потому что так написано в журнале или потому что так делают все. Также вас могут уверять, что данный постулат проверен на собственном опыте. Например, человек встретил новый год в плохом настроении и весь будущий год у него не задался, после чего он несет это знание своим знакомым как догму.

Важно понимать, что внутреннее чутье, прозорливость, способность подмечать детали и генерировать житейские психологические знания имеет не каждый человек. Поэтому всегда стоит помнить, что не все чужие знания могут быть для вас полезными, но иногда можно прислушиваться и общаться с разными людьми, чтобы иметь представление о неком явлении либо узнать про чужой опыт, знание о котором может пригодиться

Научная психология

Психология стала самостоятельной наукой только во второй половине 19 века.

До этого знания из области психологии накапливались в:

  • медицине
  • биологии
  • философии
  • педагогике
  • социологии
  • и т.д.

Психология — наука о душе. Но так как “душе” никто определения дать не может, то в научном мире стали использовать слово “психика”. Заодно не спорить с религиозной картиной мира.

Психика — свойство неорганизованной материи, заключающееся в субъективном отражении объективного мира. Другими словами: психика — это как бы искажающий объектив, через который мы смотрим на мир. У кого-то — розовые очки, у кого-то — бинокль.

Примеры психических явлений и процессов:

  • Познавательные (воображение, мышление, речь, память)
  • Эмоциональные (сомнения, страхи, вдохновение)
  • Различные стороны регуляции деятельности (лень, потребности, мотивация, воля)
  • Темперамент человека
  • Характер
  • Социальные отношения (симпатии, антиматии, совместимость, внушаемость, лидерство, дружба)

Душевная жизнь может быть осознаваемой и неосознаваемой. Осознаваемая — та, в которой человек может дать себе отчет. Неосознаваемая — та, в которой не может.

Психические процессы могут быть произвольными и непроизвольными.

Метод — система способов и приемов, с помощью которой осуществляется процесс познания.

Методы исследований в научной психологии:

  • систематизированные наблюдения — внешние и внутренние (самонаблюдение)
  • эксперимент (естественный и лабораторный)
  • моделирование
  • биографический анализ документов
  • методы математической и статистической обработки эмпирических данных
  • опрос (устный и письменный, анкета и свободный опрос)
  • использование тестов (тест-опросник, тест-задание и проективный тест)

Метод проекции: человек, отвечая на поставленные вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.

Научное знание характеризуется объективностью — независимостью от субъективного мнения и позиции ученого.

Психология исследует поведение человека, его поступки и деятельность. Интересно то, что все это всегда субъективно.

А из этого есть прямое следствие: если все наши знания и восприятия субъективны, то субъективны и наши научные познания из очень даже объективных областей. Таких как биология, физика, математика. Если в какой-то момент мы станем лучше понимать, как работает наше восприятие реальности, может оказаться, что мы во мнооогом ошибались.

Психология понимает свою субъективность. И только за счет этого одного простого тезиса становится ясно, что все естественные науки намного более субъективны, чем кажутся. Это для тех, кто в науку верит, а психологию наукой не считает.

Почему-то отрицать психические явления, о которых говорилось выше, никому в голову не приходит. А вот психологию как науку — вполне. Более того, у меня самой было очень и очень предвзятое к ней отношение. Ровно до тех пор, пока я не начала погружаться и углубляться в теоретические основы, до которых никому обычно дела нет.

Сохранить статью в Pinterest

Психология научная и житейская: в чем разница

6. Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и т. п.).

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

1 стр., 370 слов

Зачем мне знание психологии

1 часть Эссе на тему зачем мне знание психологии. Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые явления. Можно ли увидеть, … внутренних возможностей. В этой связи следует назвать еще одно направление психологических исследований — поиски возможностей профессионального отбора и профессиональной ориентации. Изучение объективных …

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

Житейская психология

Житейская психология — психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни.

Критерий истинности таких знаний — правдоподобность и полезность в повседневных жизненных ситуациях.

Отличия житейской психологии от научной:

  1. Житейский опыт индивидуален, а наука стремится к универсальности знания.
  2. В жизни мы опираемся на эмпирические обобщения, в науке — на теоретические обобщения, которые основаны на скрытых свойствах объектов
  3. Житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука — на знания как самостоятельную ценность.
  4. В жизни не вырабатываются и не обсуждаются методы познания, в науке это принципиально.

Например, если мы откроем паблик вконтакте с названием “Психология” или “Цитаты мудрых людей”, то мы с точностью 99,9% попадем в копилку “народной мудрости” из области житейской психологии. Также они находят свои отражения в книгах, блогах, песнях, фильмах и других видах авторского и коллективного творчества.

Дальше приведу примеры тезисов житейской психологии (взято с просторов интернета без указаний авторства).

Я думаю, мысль понятна. Это то самое, что репостят себе девочки и мальчики, чтобы показать свою жизненную мудрость и поделиться тем, что самостоятельно сформулировать не получается. Пользы в этих словах мало: они либо констатируют факт, либо отражают общепринятые моральные принципы, либо заставляют поспорить с ними, ибо не универсальны.

Структура психических явлений

Психические
процессы

Психические
состояния

Психические
свойства

Познавательные
Ощущение,
восприятие, представление, память,
воображение, мышление, речь, внимание

Подъем,
угнетенность, страх, бодрость и др.

Направленность,
темперамент, способности, характер

Эмоциональные
возбуждение,
радость, негодование, злость и др.

Волевые

принятие решений,
преодоление трудностей,

борьба мотивов,
управление своим поведением

Психические
процессы

выступают в качестве первичных регуляторов
поведения человека. Пс.процессы имеют
определенное начало, течение и конец,
т.е. обладают определенными динамическими
характеристиками, к которым относятся
параметры, определяющие длительность
и устойчивость психического процесса.

На основе психических
процессов формируются определенные
состояния, происходит формирование
знаний, умений, навыков.

В свою
очередь, психические процессы делятся
на три группы: познавательные, эмоциональные
и волевые.

К познавательным
психическим процессам относятся
психические процессы, связанные с
восприятием и переработкой информации.
В их число входят ощущение, восприятие,
представление, память, воображение,
мышление, речь, внимание. Благодаря
данным процессам человек получает
сведения об окружающем его мире и о
себе

Вы
обращали внимание на то, что одни события
у вас остаются в памяти надолго, а о
других вы забываете на следующий день,
а иная информация может остаться для
вас незамеченной. Это связано с тем, что
любая информация может иметь или не
иметь эмоциональную окраску, т.е

может
быть значимой или не значимой. Поэтому
наряду с познавательными процессами в
качестве самостоятельных выделяют
эмоциональные психические процессы.

Мы вправе полагать,
что если определенное событие или
явление вызывает у человека положительные
эмоции, то это благоприятно сказывается
на его деятельности и состоянии, и,
наоборот, отрицательные эмоции затрудняют
деятельность и ухудшают состояние
человека. Тем не менее бывают исключения.

Например, событие, вызвавшее
отрицательные эмоции, повышает активность
человека, стимулирует его к преодолению
возникших преград.
Подобная
реакция свидетельствует о том, что для
формирования поведения человека
существенны не только эмоциональные,
но и волевые психические процессы,
которые ярко проявляются в ситуациях,
связанных с принятием решений, преодолением
трудностей.

Иногда выделяют
как самостоятельную группу — неосознаваемые
процессы. В нее входят те процессы,
которые протекают или осуществляются
вне контроля со стороны сознания.

Психические
процессы тесно взаимосвязаны между
собой и выступают в качестве первичных
факторов формирования психических
состояний.

Психические
состояния

характеризуют состояние психики в
целом. Они имеют свою динамику, которая
характеризуется длительностью,
направленностью, устойчивостью,
интенсивностью.

В тоже время
психические состояния влияют на течение
и результат психических процессов и
могут способствовать или тормозить
деятельность.

К психическим
состояниям относят такие явления, как
подъем, угнетенность, страх, бодрость.

Следующий
класс психических явлений – психические
свойства личности –
характеризуется
большей устойчивостью и большим
постоянством.

Под
психическими
свойствами личности
принято
понимать наиболее существенные
особенности личности, обеспечивающие
определенный количественный и качественный
уровень деятельности и поведения
человека. К психическим свойствам
относят направленность, темперамент,
способности, характер. Уровень развития
этих свойств, а также особенности
развития психических процессов и
преобладающие (наиболее характерные
для человека) психические состояния
определяют неповторимость человека,
его индивидуальность.

Явления, изучаемые
психологией, связаны не только с
конкретным человеком, но и с группами.

Психические
явления, связанные с жизнедеятельностью
групп и коллективов, подробно изучается
в рамках социальной психологии.

Таким образом,
предметом психологии являются психика
и психические явления как одного
конкретного человека, так и психические
явления, наблюдаемые в группах и
коллективах.

Взгляд науки

Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.

На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.

Рекомендуем: Что такое герменевтика?

В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:

1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.

2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.

3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей

Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности

Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон

4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.

  • Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
  • Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
  • Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
  • Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.

5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.

6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.

7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».

Рекомендуем: Графология: наука о почерке

Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.

Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.

Сравнение житейской и научной психологии

«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.

Различия между житейской и научной психологией

Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:

  1. Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
  2. Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
  3. Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.

Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.

Соотношение житейской и научной психологии (кратко)

Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

  • профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
  • психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
  • последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.

Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).

Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.

Научная психология: что это

Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.

Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:

  1. Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
  2. Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
  3. Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
  4. Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.

Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.

Житейская психология: что это

Это знания, которые накапливаются, используются в жизни. Житейская психология включает в себя чьи-то рассуждения, наблюдения, умозаключения относительно конкретной ситуации. Например, дети отлично умеют манипулировать родителями, но они не знают, как делать это со всеми людьми.

Житейские психологические знания отличаются следующим:

  • всегда конкретны;
  • интуитивны;
  • привязаны к определенным условиям, ситуациям, участникам.

Обычно этот тип называют мудростью.

Особенности житейской психологии, что ее характеризует:

  • выводы часто бывают иррациональными;
  • чаще всего возникает ошибочное обобщение;
  • суждения основаны на страхах, личных переживаниях;
  • суждения подвержены настроениям, моде, слухам;
  • житейские знания основаны на случайных ситуациях, размышлениях;
  • культурный уровень житейской психологии низкий, она приземленная, часто смешана с суевериями.

Еще одна специфическая характеристика житейской психологии в том, что люди подают свои «открытия» уверенно. Называют себя психологами, учителями, наставниками. Блогеры, инстаграмеры – самый яркий пример житейской психологии. Они уверены в своей правоте, нахватаются верхушек по дисциплине или придут к каким-то умозаключениям на основе личного опыта, а потом выдают это за истину в последней инстанции. Они дают готовые схемы и советы, которые помогают далеко не всем. Так что в следующий раз, когда наткнетесь на что-то подобное, рекомендую быть очень внимательным и не верить всему, что говорит «прирожденный психолог» или психолог-любитель. Яркость, новизна, приближенность к мнению большинства еще не говорит о том, что информация верна.