1.11. Гендерные различия мужчин и женщин, занимающихся спортом
Сегодня гендерное обучение — скорее исключение из правил, чем тенденция. И все же в некоторых школах оно до сих пор сохранилось. Полезно ли разделять школьников? В этом вопросе попробовала разобраться психолог Мария Меркулова.
Типы гендерного поведенияi
Гендерная роль прививается через воспитание и образование, она может исполняться человеком, нарушаться, приниматься или отвергаться. Также существует гендерная идентичность − это внутреннее самоощущение человека, принадлежность к определенной стати.
Люди, которые не чувствуют себя тем полом, которым они являются, им свойственны другие характеристики противоположного пола. При формировании мужчины и женщины, им привязывают и навязывают принципы, модели поведения и требования.
- Уступчивость. Человек живет так, как ему говорят окружающие люди, средства массовой информации. Ему утверждают, что между мужчиной и женщиной существует большая разница во многих сферах жизни, поэтому он принимает это утверждение за норму, истину и соответствует ожиданиям. Он подчиняется системе, уступает, хотя в чем-то не согласен, но соглашается.
- Одобрение, интернализация. Человек сам признает установленные гендерные нормы и ведет себя так, как положено в обществе.
- Идентификация. Человек ведет себя просто повторяя, копируя других людей, он очень хочет приобрести свойственные черты гендера, которым является.
Ученые всегда пытались доказать, в чем разница двух противоположных полов. Начиная изучение с самых истоков, когда мужчины боролись за пропитание своей семьи, а женщины опекали детей и хранили очаг.
Так А. Гезель установил гендерные особенности поведения мужчин и женщин:
- Девушки обладают большим словарным запасом, ясностью речи, но по интеллекту уступают мужчинам.
- У женского пола лучше воспринимание и внимательность к различным элементам, у мужчин лучше технические способности.
- Женщины намного эмоциональнее, они чувствительные, отзывчивые, тревожные, эмпатичные, усердные, прилежные и общительные. Мужчина же рациональный, твердый, авторитетный, бесстрастный, угрожающий, активный, замкнутый, молчаливый.
- Мужчине легко подстраиваться под изменения деятельности и быстро менять ее направления на другую. Девушке легче начинают общаться с людьми, они очень чувствительные к провалам в личной жизни и в работе.
Девочки и мальчики. Особенности, советы психолога.
Так в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.
Особенности гендерного воспитания девочки в семье:
- девочки нуждаются в заботе, помощь расценивают как показатель любви;
- для развития женских черт характера дочке необходима близкая связь с мамой;
- разговоры “по душам” с мамой только укрепляют отношения и знакомят с женским единством;
- между папой и дочкой особенные отношения. Папам необходимо показать уважение, любовь и нежность;
- привлечение будущей хозяйки в домашние дела, познакомит с тонкостями и секретами ведения хозяйства;
- больше хвалите девочек;
- обеспечьте игровую зону “женскими” атрибутами (посуда, утюг, пупсик в коляске);
- обратите внимание на развитие крупной моторике: подвижные игры, танцы.
У мальчиков свои отличительные черты по гендерному воспитанию:
- для мальчиков любовь — это доверие. Он чувствует себя стоящим, когда ему доверяют;
- пример мужества и стабильности должен быть отец. Папе нужно привлекать мальчика в мужские дела по дому (починить, прибить) и спорт (футбол, хоккей). Если сын растет без папы, то необходимо найти возможность ему общаться с мужчинами (дедушка, дядя), чтобы он видел как должен вести себя настоящий мужчина;
- для мужского пола очень важна дисциплина, она сделает малыша ответственным;
- нельзя запрещать давать волю эмоциям. Мужчинам тоже иногда хочется выплакаться, что говорить о ребенке;
- мальчишкам очень важен контакт с родителями;
- умение приготовить себе еду или убрать вещи — ценное умение для сильного пола;
- мелкие конструкторы, солдатики, рисование, лепка и подобный вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику, очень важную для мальчиков.
Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психологического развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.
Связанные понятия
Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:
Маскулинность. Это совокупность телесных (мужская фигура, растительность на лице и на теле), психологических (грубость) и поведенческих (соперничество, стремление делать карьеру) признаков, свойственных мужчинам. Ближайший по значению синоним этого слова – «мужеподобность». Не следует путать маскулинность с мужественностью (называя женщину мужественной, подразумевают её храбрость и самостоятельность, а не схожесть с мужчиной).
Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).
Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности.
И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).
Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:
- гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией);
- постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе;
- метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов;
- ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин.
Последствия борьбы за равные права
Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.
Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».
Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.
Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).
Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.
Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству.
Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.
Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.
Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?
Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен.
Психология гендерных отношений
|
Aннотация: Объем учебного курса «Психология гендерных отношений» — 42 часа. Данная учебная программа является обязательным курсом, авторской разработкой, а также победителем конкурса учебных программ по гендерному образованию. Основная цель курса «Психология гендерных отношений» заключается в проведении психологического анализа межполовых отношений в контексте гендерного измерения. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятиях «мужское» и «женское». Центральная идея, которая положена в основу программы курса «Психология гендерных отношений», заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально-психологические детерминанты половой дифференциации и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.
Основной методический подход конструирования содержания курса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности, на возможности ее самореализации особой социальной подсистемы гендерных отношений, функционирующей на нескольких уровнях.
.
Раздел 2. Гендерные отношения — многоуровневый анализ
Гендерная психология
Проблемы отношений полов изучают по традиции в психологии, социологии и в социальной психологии. По мере изучения этих проблем, возникла так называемая гендерная психология. Гендерная психология или психология гендерных отношений – это раздел психологии, изучающий поведение мужчины и женщины в обществе.
Основу психологии гендерных отношений составляет гендерный подход. Такой подход позволяет изучать гендерные отношения с точки зрения власти и доминирования в общественных (в сферах общественной жизни) и психологических отношениях.
Гендерный подход показывает, что существует связь между биологическим определением пола и успехами в социальной жизни. Эта связь базируется на противопоставлении мужских и женских характеристик личности испецифики поведения.
У людей вне зависимости от пола появляется возможность по-новому оценивать свои желания и силы, рассматривать перспективы жизни и оптимизировать отношения, по-новому воспринимать себя как личность и формировать новые жизненные сценарии.
Уровни анализа и основные модели гендерных отношений
Анализ гендерных отношений проводится по нескольким уровням:
- макросоциальный уровень – отношения рассматриваются в системе, где с одной стороны выступает личность или группа, а с другой – общество. Такого рода отношения определяются гендерными представлениями.
- межгрупповой уровень – здесь можно наблюдать отношения между группами, которые определяются гендерными стереотипами.
- микроуровень – в таких межличностных отношениях с одной стороны анализируется личность, а с другой либо личность, либо группа. Межличностные определяются гендерными установками
- интраиндивидуальный уровень – здесь в качестве объекта для анализа выступает личность с собственным самоопределением, где анализ проводится посредством гендерной идентичности.
Существуют две основные модели гендерных отношений:
- Доминантно-зависимая модель базируется на иерархическом разделении, неравенстве. Здесь одна сторона отношений вынуждает другую сторону подчиняться себе, не учитывая свои интересы.
- Партнерские отношения основываются на равенстве, сотрудничестве, сопричастности и доброй воле. Здесь каждая из сторон принимает цели и стремления другой стороны, здесь важны согласованность и общение.
Отличия понятий пол и гендер
Мир так устроен, что в нем всегда был важен пол человека. Так чем же отличаются пол и гендер. С точки зрения биологии, пол — это анатомические и физиологические признаки человека, позволяющие определить мужчину или женщину.
Со временем ученые пришли к выводу, что с биологической точки зрения, между мужчиной и женщиной намного больше сходств, нежели различий, как считалось ранее.
Оказалось, что существовать в обществе мужчиной или женщиной – значит не только иметь определенные анатомические особенности, это означает играть определенные социальные роли. Гендер — это набор качеств человека, которые он проявляет в общественной жизни.
На основе этого, человек имеет мужской или женский гендер. Т.е. гендер определяется ни полом в паспорте, ни половыми органами. В современном обществе насчитывается уже более двух гендеров.
Таким образом, психология гендерных отношений занимается исследованиями, в которых объединены все основные элементы социально-психологической действительности.
Гендерная психология was last modified: Январь 22nd, 2016 by Елена Погодаева