Абсолютный слух
абсолютный слух — это… Что такое абсолютный слух?
- АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ — АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ, способность узнавать А. высоту слышимого звука. Этим А. с. отличается от относительного слуха, обладатель к рого верно распознает интервалы между слышимыми звуками, т. е. относительное расположение их в звукоряде, но не в… … Большая медицинская энциклопедия
- абсолютный слух — музыкальная одаренность, музыкальность, слух Словарь русских синонимов. абсолютный слух сущ., кол во синонимов: 3 • музыкальная одаренность (3) … Словарь синонимов
- АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ — см. в ст. Слух музыкальный … Большой Энциклопедический словарь
- абсолютный слух — (муз.) – слух, сразу, непосредственно определяющий высоту любого тона. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
- Абсолютный Слух — способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту. Наиболее часто появляется в дошкольном и раннем школьном возрасте . Точность абсолютного слуха… … Психологический словарь
- Абсолютный слух — Абсолютный слух способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков. Она выражается в умении определить высоту тона (музыкальную ноту) любого заданного звука не прибегая к сравнению со звуками заведомо известной высоты. Чаще всего… … Википедия
- абсолютный слух — см. Слух музыкальный. * * * АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ, см. в ст. Слух музыкальный (см. СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ) … Энциклопедический словарь
- АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ — (слуховая память), термин для обозначения способности человека к тональному восприятию, а конкретнее способности распознавать высоту каждого тона, т.е. частоту данных звуковых колебаний. Часто абсолютный или квази абсолютный слух являются… … Энциклопедия Кольера
- абсолютный слух — (слуховая память) термин для обозначения способности человека к тональному восприятию, а конкретнее – способности распознавать высоту каждого тона, т.е. частоту данных звуковых колебаний. Часто абсолютный или квази абсолютный слух являются… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
- абсолютный слух — absoliuti klausa statusas T sritis švietimas apibrėžtis Įgimtas gebėjimas skirti ir atkurti muzikos garsų aukštį. Absoliuti klausa ypač reikalinga pasirinkusiems dainavimo specialybę. atitikmenys: angl. absolute ear; perfect ear vok. das absolute … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Абсолютный слух
Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой.
Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.
В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух. Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.
Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus, что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» .
Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува).
То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.
Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха).
Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы.
Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.
Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат.
Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.
Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: настройка гитары, подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.
Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты.
Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…».
Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух».
Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания.
Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.
Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио.
Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.
А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям!!!
Статью подготовила музыковед: Александра Зубик
Абсолютный слух | Мир Психологии
Абсолютный слух (англ. absolute pitch, perfect pitch) — способность правильно определять (называть) и воспроизводить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна.
Абсолютный слух — это не абсолютное развитие музыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица без Абсолютного слуха при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр.
, сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного голоса (т.н. псевдоАбсолютный слух).
Лица с Абсолютным слухом могут узнавать и правильно называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений и «внутреннего пения».
По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с. значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7с у первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних регистрах и минимальна в крайних.
Различают пассивный А. с, когда испытуемый правильно определяет высоту слышимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по заданному названию, и активный А. с, когда он может и называть, и воспроизводить звуки по их высоте.
Абсолютный слух обычно обнаруживается в раннем школьном, иногда в дошкольном возрасте.
Психологический словарь. И. Кондаков
Абсолютный слух
- Словообразование — происходит от лат. absolutus — неограниченный.
- Категория — характеристика музыкального слуха.
- Специфика — способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, которые имеют известную высоту. Точность абсолютного слуха наибольшая в средних регистрах и наименьшая в крайних. Наиболее часто появляется в дошкольном и раннем школьном возрасте. Виды: — при пассивном абсолютном слухе правильно определяется высота слышимого звука, но он не может воспроизводиться голосом по заданному названию;- при активном абсолютном слухе звуки могут и называться, и воспроизводиться по их высоте.
- Контекст — отличается от псевдоабсолютного слуха.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Абсолютный слух — способность распознавать высоту любого звука и правильно называть ее. Также называется совершенный слух.
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Психология ощущений и восприятия
Определение
Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:
- Пассивный – способность сопоставлять высоту слышимого звука.
- Активный – способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).
Также существует понятие относительного слуха – не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).
Плюсы и минусы обладания абсолютным слухом
Абсолютный слух — полезное качество для разных видов музыкальной деятельности. Особенно это касается исполнителей на струнных инструментах, таких как скрипка или виолончель, при игре на которых слух помогает ориентироваться в высоте нот без опоры на сопровождающее фортепиано. Наличие абсолютного слуха иногда специально акцентируется как свидетельство целесообразности обучения ребёнка на скрипке. В любом случае абсолютный слух облегчает освоение модуляций, выполнение многих видов музыкальных упражнений, особенно написание музыкальных диктантов (которое превращается в стенографирование). Однако более важным является относительный, то есть интервальный, слух: умение распознать не сами ноты A и B, а характер звучания интервала. Это умение отрабатывается на всех уровнях — от ДМШ до консерватории, причём обладатели абсолютного слуха справляются с соответствующими заданиями легче: если не узнаётся звучание интервала, то человек с абсолютным слухом определяет входящие в него ноты и вычисляет, что за интервал звучит.
Но имеются и минусы, связанные с наличием абсолютного слуха. Создаётся дискомфорт при транспонировании музыкального произведения, так как для носителя такого слуха произведение ассоциировано с оригинальной тональностью. Бывали случаи, когда обладатель абсолютного слуха вообще не мог узнать знакомое сочинение, исполненное в иной тональности. У обладателя абсолютного слуха может возникать когнитивный диссонанс при написании и чтении партитуры с транспонирующими музыкальными инструментами, при игре на них, а также при переходе с инструмента одного строя на такой же другого строя (например, саксофон-альт — саксофон-тенор). При абсолютном слухе получение эмоционального удовольствия от прослушивания музыки нередко подменяется «звукорегистраторством». Такое восприятие деталей (отдельных нот) в ущерб полному контексту (произведению в целом) характерно для аутизма и может выходить за пределы музыкальной сферы. Носителя абсолютного слуха могут раздражать нестандартная настройка инструментов, скажем при исполнении барочной музыки, и тем более старые нетемперированные строи. Абсолютному слуху может сопутствовать недостаточный фонематический слух, что осложняет понимание устной речи, особенно иностранной. Неврологами высказывались мнения, что развитие речевых навыков (на нетональном языке) сопряжено с подавлением абсолютного слуха.
Важен ли абсолютный слух для музыканта?
Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.
По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:
- абсолютный (восприятие отдельными нотами);
- относительный (восприятие через расстояние между звуками).
Составляющие музыкального слуха могут развиваться как на основе одного, так и другого вида слуха. Бывает, что полифонический слух является «побочным эффектом» абсолютного.
Сравнение абсолютного и относительного слуха позволяет определить их ценность для музыкантов: с помощью любого из них можно определить звуковое отношение и идентифицировать звук, просто при этом используются разные стратегии. Там, где абсолютник воспринимает отдельные ноты и сразу извлекает нужное из долговременной памяти, неабсолютник воспринимает общую интонацию, занося новую информацию в рабочую память (Hantz, Crummer, Wayman, Walton, Frisina, 1992).
В 1995 году Эдвин Ханц с группой психологов (Hantz, Kreilick, Braveman, Swartz, 1995) изучали влияние абсолютного слуха на способность помнить высоту заданных нот. В задании требовалось прослушать серию случайных звуков и, узнав заданный, нажать кнопку. Для более точного установления времени реакции у испытуемых использовалась электроэнцефалограмма. Вопреки ожиданиям, музыканты-неабсолютники и музыканты-абсолютники действовали одинаково хорошо, отличаясь в каких-то минимальных параметрах.
Сам по себе абсолютный слух не предполагает наличие шикарных музыкальных способностей: кроме стопроцентного узнавания двери дома по ее скрипу, других удовольствий не сулит 🙂 Несмотря на то, что абсолютный слух облегчает музыкальное обучение, многие профессиональные музыканты жалуются, что он лишает их гибкости и мешает как при работе, так и при простом прослушивании музыки для удовольствия. Так стоит ли завидовать, зная, что такие великие композиторы, как Чайковский, Вагнер и Скрябин, обходились без абсолютного слуха?
Стремление обладать абсолютным слухом не всегда оправдано, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются люди, обладающие этим умением. Слыша малейшие отклонения от «стандарта», заданного памятью, музыканты-абсолютники испытывают трудности с произведениями, транспонированными в другую тональность, и нотами, воспроизведенными на немного другой частоте звука; им кажется, что они «неправильные». Это относится к аутентичной средневековой и барочной музыке (привет огромному пласту классики!) и старинным инструментам разных периодов, в которых камертон отличается от современного. Мало того, концертные камертоны в разных странах немного варьируются даже сейчас!
Абсолютники часто пытаются использовать свое уникальную способность там, где это не нужно. Например, дети на уроках сольфеджио могут лениться и не развивать свой относительный слух, пользуясь для записи диктантов абсолютным. Б. М. Теплов писал, что абсолютный слух может задерживать развитие других составляющих музыкального слуха, поскольку он делает их ненужными, замещая собой. Относительный слух исключительно важен при транспозиции (транспонировании) музыки в другую тональность, гармонизации в строе отличном от равномерно темперированного. Он намного гибче абсолютного слуха и позволяет музыкантам легко подстраиваться под своих коллег в ансамбле и оркестре, аккомпанировании и игре на различно настроенных инструментах.
Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями. Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!
Абсолютный музыкальный слух
Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух: мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.
О чём идёт речь?
Под абсолютным музыкальным слухом подразумевают способность точно определять высоту звука без привязки к чему-то ещё. Наглядной демонстрацией такой способности (или навыка, здесь учёные продолжают спорить) является ситуация, когда человек, стоя спиной к фортепиано, без ошибки называет конкретную ноту.
Нужно отметить, что абсолютный музыкальный слух проявляется по-разному. Одни люди могут определить звуки, которые издают определённые инструменты. У других это распространяется вообще на всё, включая свист закипевшего чайника, мяуканье кошки или же плач ребёнка.
Абсолютный музыкальный слух
Бытует мнение, что такая способность означает особую музыкальную одарённость. В действительности же она помогает быстрее осваивать сольфеджио, точнее узнавать мелодии.
Им пытаются замещать труд по освоению сольфеджио, в результате чего страдают навыки.
К тому же абсолютный музыкальный слух нередко бывает пассивным. Тогда человек слышит, как именно должна звучать та или иная нота, но не может воспроизвести её правильно. А вот сочетание активной и пассивной способности встречается очень редко.
Можно ли развить абсолютный музыкальный слух?
Многочисленные исследования слухового аппарата и головного мозга, которые проводили учёные, показали, что нет никаких физиологических отличий между теми, кто обладает соответствующей способностью, и теми, у кого её нет.
А собранная по всему миру статистика подтвердила: дело во многом в практике. Так, у народов, в языке которых смысл слов напрямую зависит от тональности (кантонский диалект китайского, например), абсолютным музыкальным слухом обладает множество людей.
В консерваториях Японии же этот показатель иногда доходит до 70%.
Что же касается европейцев, то здесь такая способность встречается гораздо реже, в среднем у 1 человека из 10 000. Причём люди с абсолютным музыкальным слухом способны как увлекаться игрой на каких-то инструментах или же пением, так и вообще заниматься совсем другими вещами, например, быть строителями или врачами. Хотя и в западных странах процент таких людей в консерваториях намного выше.
Благоприятным возрастом считается период с 2 до 4 лет. Желательно, чтобы с малышом могли работать опытные педагоги.
Но исторические примеры красноречиво показывают: иногда достаточно, чтобы у ребёнка был доступ к грамотно настроенному инструменту, например, к пианино.
Можно ли развить абсолютный музыкальный слух?
Однако по мере взросления шансы развить абсолютный музыкальный слух падают. У взрослого же человека они равны нулю. Впрочем, профессионально играть это не мешает: для грамотного воспроизведения композиции достаточно относительного слуха, то есть умения определять интервалы. А вот его-то как раз можно тренировать.
У кого из знаменитых композиторов был абсолютный музыкальный слух?
Исторически первым известным музыкантом, который проявил такую удивительную способность, был Моцарт. Кроме того, это ещё и Бетховен, Ростропович и многие другие. Но в то же время такие знаменитые композиторы, как Вагнер, Чайковский или Скрябин, им не обладали.
Мифы и реальность
Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых — умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.
Мифы и реальность про абсолютный музыкальный слух
Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух с умением воспринимать очень тихие звуки.
Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем. А кое-кто даже подразумевает редкую аномалию: способность человека воспринимать ультразвук.
Но, как можно догадаться, к абсолютному музыкальному слуху это всё не имеет никакого отношения.
Модели развития абсолютного слуха
В России практикуют несколько моделей развития. В их основе – два принципа управления интонацией и слухом:
- устный (по тексту);
- ассоциативный (по нотам).
Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.
Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.
Заблуждения насчёт абсолютного слуха
Бытующим заблуждением является представление, что обладание абсолютным слухом — гарантия музыкальной гениальности. Иногда родители, обнаружив это качество у ребёнка, заставляют его заниматься музыкой, даже если нет ни особых склонностей, ни желания. Другая сторона этого же заблуждения — мнение, что без абсолютного слуха в музыке ничего серьёзного добиться нельзя (что опровергается хотя бы примерами П. И. Чайковского или Р. Вагнера).
Многие думают, что абсолютный слух необходим для настройки фортепиано. На самом же деле необходимости в нём нет, причём его наличие может даже осложнять работу настройщика, так как она связана с компромиссами: бывает, что инструмент нужно настраивать не в строгом соответствии с камертоном, а в самом верхнем и нижнем регистрах обычно вводятся отклонения от частот, вычисляемых для равномерной темперации.
Случается, что абсолютным слухом по ошибке называют некоторые другие способности различения звуков: способность определять разницу в высоте звуков при их прямом сравнении (относительный слух); способность слышать и различать очень тихие звуки (менее 10 дБ); способность слышать звук очень высокой частоты — ультразвук. Ни одна из указанных способностей не связана напрямую с понятием абсолютного слуха.
Некорректной является также синонимизация термина «абсолютный» применительно к слуху со словами «очень тонкий», «идеальный», поскольку абсолютный слух — это не высшая степень восприимчивости, а специфическая способность нестандартного детектирования звуков и обработки этой информации мозгом.
Исторические аспекты
Умение распознавать высоту музыкальных звуков вызывало интерес ещё в древние времена. Однако рассуждать об абсолютном слухе как о конкретной способности имеет смысл только если существуют некие эталоны частот, с которыми сравниваются прослушиваемые звуки. Такие эталоны стали появляться в XVII веке.
В XVII-XIX столетиях была распространена более низкая, нежели сегодня, настройка (камертоны 392, 415, 430 Гц и др.), а характер звучания интервалов на клавишном инструменте, кроме октавы, мог отличаться от современного. В принципе, применительно к тем эпохам, носителем абсолютного слуха логично считать человека, обладавшего памятью на высоту отдельных нот в рамках принятого тогда и там, где он жил, музыкального строя. Подобной способностью обладал, например, В. А. Моцарт.
Самостоятельное понятие «абсолютный слух» было введено в научный оборот во второй половине XIX в. немецким акустиком Х. Риманом, а в России широкое использование данного термина началось с теоретических работ Н. А. Римского-Корсакова.
Это интересно: Прозопагнозия: болезнь при которой люди не могут распознавать лица