Абстрагирование

Где скрываются опасные ловушки

В нашей обычной жизни мы постоянно мысленно движемся между абстрактным и конкретным. Абстрагирование и конкретизация – противонаправленные процессы, и они оба нам нужны.

Здесь есть ловушка. «Все мужчины смотрят налево», «все женщины – стервы» – такие абстрактные суждения мешают увидеть особенности конкретного человека и разобраться в конкретной ситуации.

Нескоординированность абстрактного и конкретного ведет к неудаче. Когда мы ставим перед собой слишком абстрактные цели, то часто их не достигаем.

Перечислим самые распространенные ловушки:

  • – «Начинаю вести здоровый образ жизни»;
  • – «Буду худеть»;
  • – «Я решила правильно питаться»;
  • – «Стану заниматься спортом».

Еще один пример из жизни: «Как вы терпите ворчание мужа?» – «А я абстрагируюсь!» Согласно определению, абстрагироваться – значит не учитывать несущественные свойства. Хотя в приведенном диалоге было бы точнее сказать «не обращаю внимания», «не придаю значения», однако по сути все правильно.

Мыслить абстрагированно способность каждого человека

Подводя итог рассмотренной темы, теперь мы определенно знаем, что такое абстрагирование – мысленное, сознательное отвлечение от свойств предмета, благодаря чему появляется новое представление о нем или формируется логическое понятие.

Абстрагирование

Способность применять абстракцию в повседневной жизни заложена в человеке с рождения. Во многом большую роль здесь играют языковые навыки и развитие самого языка. Так, когда мысли “протекают” в абстрагированном порядке, сознание не фокусируется на отдельных признаках объекта, характеризуя его по общим показателям (например, “фрукт”). В противовес абстрактному, наука приводит доводы конкретного – в данном случае сознание расширяет границы понимания, выискивая дополнительные свойства (не просто “фрукт”, а именно “апельсин” или “сладко-кислое яблоко”).

В искусстве

Не только философии, но и искусству свойственно такое понятие, как «абстракция». Картины многих известных художников написаны в этом жанре.

Абстракционизм является направлением в искусстве, которое характеризует отказ от передачи чего-либо в виде реалистичного отображения. Это в первую очередь касается форм изображений в живописи и скульптуре. Однако абстрактным может быть любое произведение, например рассказ, стихотворение, театральные декорации, костюмы и многое другое.

Абстрагирование

Основоположником этого жанра принято считать российского живописца Василия Кандинского, а первым абстрактным произведением – его акварельную работу «Без названия», написанную в 1910 году.

Виды абстракции код

Некоторые типы абстракции:

примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.

обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.

идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов

В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и др.

изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.

абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.

конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Виды абстракции

Как это ни парадоксально, но этой категории присущи как четкая классификация по цели, так и весьма обширный и размытый перечень условных типов.

В соответствии с целью абстракция бывает:

  • содержательной;
  • формальной.

Содержательная форма подразумевает выделение частного через общее. То есть, вспоминая упомянутый выше пример, если при взгляде на небо в голову приходит слово «туча», то это содержательная абстракция.

Абстрагирование

Формальная же выделяет те элементы, которые сами по себе не существуют, например цвет. Формальная абстракция является основой в усвоении и передаче описаний внешних свойств, а также служит базой для теоретических размышлений.

К основным видам или же типам этой категории относятся:

  • чувственная примитивная;
  • обобщающая;
  • идеализирующая;
  • изолирующая;
  • конструктивизирующая.

Отдельно учеными выделяется так называемая абстракция актуальной бесконечности. Выделяется она потому, что примеры абстракции основных типов можно найти в повседневной жизни, а вот наблюдать этот вид невозможно. То есть данная философская категория – это полностью теоретическое понятие. В чем его суть? В том, чтобы мысленно отвлечься от аксиомы о том, что нельзя зафиксировать каждый из компонентов бесконечного множества. И тогда это множество станет конечным. Эта философская теория хоть и напоминает утопию, весьма серьезно рассматривается математиками. Вполне возможно, что в будущем она еще окажется востребованной на практике, например в процессе освоения космического пространства.

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

— Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» — существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

— Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Для чего нужно умение абстрагироваться

Прежде чем освоить методы абстрагирования, важно понять, что бывают ситуации, когда нужно избавиться от мыслей о мелочах, отбросить лишнее и ненужное и понять суть проблемы. А для этого надо отделить одно свойство от всех остальных. Что такое абстрагироваться? Это значит уметь мысленно отвлекаться от тех или иных вещей

Умение абстрагироваться – это действенное определение желаний и цели, а также способов их достижения. Методика помогает при крайней занятости уметь отдаляться от отвлекающих и раздражающих факторов для решения сиюминутной задачи. Или, абстрагируясь, можно изучить необходимый материал, не анализируя и сопоставляя его с ранее уже изученным, что ускоряет сам процесс изучения. Эффективное и быстрое выполнение поставленной цели и задачи – это умение сосредоточиться, абстрагироваться в кратчайшие сроки.

В чем польза отвлеченных понятий и мышления

Общее понятие абстракции, принятое в науке, совершенно не раскрывает практической пользы этого явления. Между тем оно необходимо для развития мыслительных возможностей человека. Например, именно с помощью абстракций и их сопоставлений дети начинают познавать мир.

Отвлеченные понятия – неотъемлемая часть мыслительной деятельности людей. Они способствуют раскрытию связей и отношений между явлениями, предметами, элементами, понятиями. С помощью абстрактного мышления люди синтезируют имеющиеся представления и формируют новые типы взаимосвязей и соотношений между рассматриваемыми предметами, тем самым развивая собственное сознание.

Абстрагирование

То есть с помощью отвлечения происходит прогресс познавательной, мыслительной деятельности человека.

Помимо этого, абстракции неразрывно связаны с языковыми навыками. Обучение речи малышей происходит с помощью этого типа мышления.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах — и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование

Общее представление

Это понятие уходит корнями в латынь и переводится дословно как “отвлечение”. Чаще имеется в виду не смена рода занятия или деятельности, а смена мышления, возможность взглянуть на вещи с другой стороны, под иным углом, в том числе и тогда, когда анализируемый объект кажется непривычным. Таким способом наш разум соединяет все имеющиеся представления об этом объекте и рассматривает его так, как если бы он не обладал отдельными свойствами, связями, явлениями. В конечном счете происходит выделение закономерных, понятных и существенных признаков объекта. Что такое абстрагирование? Это отдаление или отделение одного от другого. Необязательным является последующее признание. Абстрагирование может использоваться временно, в определенный момент, возвращая представления о предмете на первоначальный уровень или, наоборот, открывая его новые свойства. В более узком смысле результатом абстракции, то есть любого отвлечения, является обобщение полученных (исследованных) теоретических признаков.

Абстрактное и конкретное

Примеры абстракции, как осмысленной, так и естественной, демонстрируют достижение некоего результата. Именно его и называют в философии отвлеченным понятием.

Это может быть почти все, что угодно, лишенное четкой детализации, например цвет, свет, кривизна, уродство или красота. То есть если озвучить лишь сам результат абстрагирования, вне контекста, например слово «небо», то понимание его у каждого человека будет своим.

Абстрагирование

Иными словами, это понятие несет в себе смысл, имеет значение, однако не передает никаких точных характеризующих деталей, конкретизирующих и сужающих его. Именно наличием точных характеристик и отличаются абстрактные и конкретные понятия. То есть если при получении информации ее можно воспринять совершенно по-разному, то она абстрактна. Конкретное понятие не допускает различных вариантов толкования, оно предельно точно.

Что понимается под абстрактным мышлением

Нередко приходится слышать, как о ком-то говорят, что он мыслит абстрактными категориями. При этом понятно, что речь идет о человеке, не отличающимся приземленностью и ординарностью, о том, кто склонен размышлять и рассуждать без какой-либо четкости и конкретики. Но что подразумевается под этим в философии?

Абстрактное мышление, это, простыми словами говоря, не что иное, как разновидность познавательной деятельности. То есть это тип мозговой деятельности человека, для которого свойственны образование специфических отвлеченных понятий и дальнейшее оперирование ими.

Абстрагирование

То есть индивиду с таким типом мышления присуща абстракция картины восприятия окружающего мира, какого-либо явления или же понятия. В рассуждениях и диалогах он отходит от привычной системы правил и аксиом. Это позволяет доносить или же принимать информацию, идеи или мысли без излишней нагрузки, использовать символы и образы. Однако при этом утрачивается точность и, разумеется, для верного понимания мысли необходим контекст либо общеизвестный символ.

Абстрактное и конкретное

В диалектической логике понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному, например, конкретное мышление — абстрактное мышление (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый — в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый – «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) – умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Абстрагирование

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников – это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Абстрагирование

Абстрагирование

Абстрагирование — это метод познания, мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование и позволяющий превратить в объект рассмотрения разные свойства предметов. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Чем является абстрагирование Определение

Примеры абстракции демонстрируют наличие определенных приемов в общении и, разумеется, образа мыслей. Совокупность этого и называется в философии абстрагированием. У этого понятия имеются два основных значения, которые являются родственными по смыслу, перекликаются между собой. Первое определяет данное понятие как сам процесс отвлечения или же способ, а второе – как метод.

То есть абстрагирование – это использование способа отвлечения в процессе познания или объяснения, рассуждения.

Абстрагирование

Отвлечение происходит от всего несущественного, не имеющего значения в конкретный отрезок времени, от лишнего, мешающего правильно понять суть. Результатом этого процесса становится формирование отвлеченного понятия.

Применение во всем

Метод научного абстрагирования находит применение во многих областях: политике, математике, логике. Мы уже узнали, что под общим понятием абстрагирования скрывается отвлечение от внешних явлений с целью выделить несущественные детали или сущность самого предмета. Благодаря подобному “взгляду со стороны” рождаются научные понятия, образующие, в свою очередь, единые свойства и связи, которые объединяются в категории.

Абстрагирование

Так, научное абстрагирование можно проследить в экономике. В мире существуют миллионы разнообразных товаров продовольственного потребления и непродовольственных групп, ежедневно необходимых человеку. Все они различаются по множеству признаков и свойств. Но, уходя от их бесконечных сравнений, человек непроизвольно объединил их в единую категорию – товар как продукцию, предназначенную для продажи.

Научное абстрагирование заметно в строительстве. Всякое сооружение включает детальный расчет, учитывающий особенности будущего здания. Но точные геометрические соответствия, как и строгое взаимодействие всех его отдельных составляющих, не всегда носят стопроцентно выполнимый характер – это либо невозможно теоретически, либо неприемлемо практически из-за чрезмерной сложности. В силу этого с помощью метода научного абстрагирования происходит схематизация сооружения. Предполагаемые второстепенные факторы исключаются, что, в свою очередь, не оказывает влияния на точность и достоверность проведенных расчетов.

Как абстрактное превращается в конкретное

Без абстрагирования сложно представить научное познание, методы и расчеты. Даже на элементарном уровне – в арифметике мы складываем не две груши и еще три груши, а просто два плюс три (в реальном мире никакого «три» не существует). Дальше уровень абстракции растет (математика – вообще самая абстрактная наука): возведение в степень, интеграл, производная и даже квадратный корень из минус единицы! Также абстрактные понятия лежат в основе геометрии: точка, прямая, плоскость – в реальной жизни их не существует.

Другая сфера познания, где процветает абстрагирование, это философия.

Теоретическая физика – еще одно «царство абстракций». Кроме уже упомянутого «сферического коня в вакууме», есть совершенно серьезные абстрактные понятия, например «абсолютно черное тело», «идеальный газ». Самое главное, что, оперируя абстрактными категориями, физики делают расчеты совершенно реальных процессов. Трудно привести более убедительный пример этого, чем историю о том, как абстрактное E=mc2 превратилось в атомную бомбу.

Изучая действительность

Изо дня в день человеческое сознание занимается поиском новых составляющих, предметов и понятий, не исследованных ранее, в чем косвенно помогает абстрагирование. Метод познания в данном случае представляет собой совокупность способов, с помощью которых открываются новые знания, методы решения и исследования, а также систематизация, корректировка данных. Сюда следует отнести выводы, принципы рассуждения, прогноз. Так, наблюдая за объектом, человек выдвигает гипотезы и теории, служащие формой предположения. Позже их можно подкрепить научными доказательствами, экспериментами или путем сбора дополнительных фактов.

Познание, как метод абстрагирования, имеет отличительные особенности от методики сравнения. Она выражается в качественных, количественных формах абстрагирования, когда выделяются существенные (неоспоримые) признаки. Чтобы принять какое-то решение, человек часто основывается на методе сравнения, позволяющем оценить возможные (желаемые) показатели с показателями реальными. На чашу весов ставятся все за и против, которые и влияют впоследствии на конечный выбор.

Абстрагирование

Литература

  • Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
  • Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
  • Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
  • Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
  • Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
  • Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
  • Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
  • Виленкш Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.— «ВД», 1974, № 2;
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивиауации и постоянства, — В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
  • Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
  • Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
  • Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
  • Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, N 2;
  • Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, N 3.

Идеализация. Мысленный эксперимент

Идеализация
представляет собой мысленное внесение
определенных изменений в изучае­мый
объект в соответствии с целями
исследований. В результате таких
изменений могут быть, например, ис­ключены
из рассмотрения какие-то свойства,
стороны, призна­ки объектов. Так,
широко распространенная в механике
идеа­лизация — материальная точка
подразумевает тело, лишенное всяких
размеров. Такой абстрактный объект,
размерами которого пренебрегают, удобен
при описании движения, самых разнообразных
материальных объектов от атомов и
молекул и до планет Солнечной системы.
При идеализации объект может наделяться
какими-то особыми свойствами, в реальной
действительности неосуществи­мыми.
Примером может служить введенная путем
идеализа­ции в физику абстракция,
известная под названием абсолютно
черного тела. Это тело наделяется
несуществующим в приро­де свойством
поглощать абсолютно всю попадающую на
него лучистую энергию, ничего не отражая
и ничего не пропуская сквозь себя.

Идеализация
целесообразна тогда, когда подле­жащие
исследованию реальные объекты достаточно
сложны для имеющихся средств теоретического,
в частности математичес­кого, анализа.
Идеализацию целесообразно использовать
в тех случаях, когда необходимо исключить
некоторые свойства объекта, которые
затемняют сущность протекающих в нем
про­цессов. Сложный объект представляется
в «очищенном» виде, что облегчает его
изучение.

В
качестве примера мож­но указать на
три разных понятия «идеального газа»,
сформи­ровавшихся под влиянием
различных теоретико-физических
представлений: Максвелла-Больцмана,
Бозе-Эйнштейна и Фер­ми-Дирака. Однако
полученные при этом все три варианта
иде­ализации оказались плодотворными
при изучении газовых со­стояний
различной природы: идеальный газ
Максвелла-Больц­мана стал основой
исследований обычных молекулярных
разре­женных газов, находящихся при
достаточно высоких темпера­турах;
идеальный газ Бозе-Эйнштейна был применен
для изу­чения фотонного газа, а
идеальный газ Ферми-Дирака помог решить
ряд проблем электронного газа.

Мысленный
эксперимент предполагает оперирование
идеа­лизированным объектом, которое
заключается в мысленном подборе тех
или иных положений, ситуаций, позволяющих
обнаружить какие-то важные особенности
исследуемого объекта. Всякий реальный
экспе­римент, прежде чем быть
осуществленным на практике, снача­ла
проделывается исследователем мысленно
в процессе обду­мывания, планирования.

В
научном познании могут быть случаи,
когда при исследо­вании некоторых
явлений, ситуаций, проведение реальных
экс­периментов оказывается вообще
невозможным. Этот пробел в познании
может восполнить только мысленный
эксперимент.

Научная
деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла,
Карно, Эйнштейна и других ученых,
заложивших основы совре­менного
естествознания, свидетельствует о
существенной роли мысленного эксперимента
в формировании теоретических идей.
История развития физики богата фактами
использования мыс­ленных экспериментов.
Примером могут служить мысленные
эксперименты Галилея, приведшие к
открытию закона инерции.

Основное
достоинство идеализации как метода
научного познания заключается в том,
что получаемые на ее ос­нове теоретические
построения позволяют затем эффективно
ис­следовать реальные объекты и
явления. Упрощения, достигаемые с помощью
идеализации, облегчают создание теории,
вскры­вающей законы исследуемой
области явлений материального мира.
Если теория в целом правильно описывает
реальные явле­ния, то правомерны и
положенные в ее основу идеализации.