Абстракция
Что это такое?
Абстрактное мышление считается высшей формой мыслительного процесса. Запахи, звуки, вкусы, образы, тактильные ощущения – чтобы понять их суть, человек непременно должен мыслить. Любую информацию наш мозг «переваривает» и откладывает в голове в виде неких «файлов» или кластеров. На них и основывается абстракция. Простыми словами этому можно дать такое определение: человек, чтобы мыслить абстрактно, использует полученные некогда знания в качестве основы, остальное додумывает с помощью собственной фантазии.
При таком сложном, но довольно точном определении без разъяснений не обойтись. Разберём, как это действует, на конкретном примере. Вы видите на скамейке некого типа, который в разгар рабочего дня отдыхает с бутылочкой пенного. Первое, что приходит на ум – перед нами тунеядец, склонный к алкоголизму. Особенности абстрактного мышления помогают нам взглянуть на него по-другому.
Возможно, у человека первый день отпуска или его выходной день выпадает на будни, да и употребляет он всего лишь безалкогольное пиво и исключительно для того, чтобы освежиться, ведь на улице жарко. Всё это вполне может быть именно так или как-то иначе.
Аппаратом называют человека, чей мозг не приемлет никаких размышлений, противоречащих его первому и как ему кажется, единственно верному впечатлению о происходящем. Нередко это приводит к тому, что люди сами себя загоняют в эмоциональный и жизненный тупик. Они не ищут выхода из него, потому что уверены, что идут точно выверенной дорогой.
Абстрактное мышление помогает нам действовать логически. Его главное оружие – слово. Этим оно главным образом и отличается от того, что есть у животных. Другое название данного вида мышления – понятийное, то есть человек складывает свои понятия в некую логическую цепочку, а затем излагает свои мысли. Причём для этого необязательно вступать с кем-то в разговор — это может быть и диалог с самим собой.
Иногда он похож на лепет маленького ребёнка – «ой, собака, боюсь». Но чаще это более развёрнутый текст, который с годами и по мере приобретения нами жизненного опыта становится всё более красочным и разнообразным.
С возрастом человек с развитым абстрактным мышлением становится менее категоричным. Он допускает несколько точек зрения на один и тот же вопрос, умеет признавать состоятельность доводов оппонентов, допускает вероятность собственной неправоты в определённых вопросах. Всё это происходит благодаря эволюции головного мозга каждого конкретного индивида.
Что такое абстрактное мышление личности
Если абстрагирование – это процесс создания отвлеченных мыслительных конструктов, то абстрактное мышление – это умение ими оперировать. Это позволяет размышлять о категориях, которые не существуют в природе.
Пример. Строгий преподаватель критикует молодого человека, который очень обильно «льет воду» на экзамене: «Давайте перейдем к сути вопроса». Почему студент использует такие умные фразы? Его задача – скрыть пробелы в знаниях или даже их полное отсутствие. Это суть абстрактного мышления.
Человеческие знания о реальном мире не являются полными, всеобъемлющими, конкретными. Но человек должен как-то ориентироваться в неизвестности, поэтому он и мыслит абстрактно. Это уникальная способность человечества, которая позволила ему создать все те блага, которыми люди пользуются до сих пор.
Абстрактное мышление – это форма познания, которая способна преодолеть тупик в рассуждении. Оно позволяет, по крайней мере, на обобщенном уровне описать разные явления. Также абстрактное мышление позволяет увидеть проблему с разных сторон. Именно эта способность человека обеспечила создание различных религий. Бог – это обобщенное добро и могущество почти в любой культуре.
Формы абстрактного мышления
При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.
Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.
Понятие
Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.
И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».
Суждение
Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.
Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.
Умозаключение
Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.
Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.
Упражнения для детей
Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.
Лучшие упражнения:
- Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
- Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
- Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
- Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
- Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
- Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
- Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
- Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
- Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
- Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.
Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.
Абстракция в искусстве
Абстракционизм
Это направление в изобразительном искусстве, которое зародилось в начале XX века. Создавая свои произведения, мастера вместо каких-то конкретных и реальных форм изображают сочетания разных фигур, линий и/или цветных пятен.
Направление в живописи и скульптуре также называется «нефигуративное искусство».
Создание абстракции — неоднозначный процесс, который требует фантазии. Конечно, само искусство требует не только жертв, но и воображения. Однако, если мы посмотрим на картину художника, обычно можно сразу с уверенностью сказать, что это картина и написана она была именно маслом, и что именно на ней изображено.
С абстракцией часто нужно думать, какие материалы были использованы, какая необычная техника, а самое главное — какую идею пытается донести артист до общества.
Абстракция картинки
Абстракция может быть создана посредством наблюдения за окружающим миром и запечатления этого на камеру. Например, как акриловые краски растворяются в воде.
Или вариант — сочетать акварельную краску с акриловой на мольберте.
Также абстракция живёт и в более спорном виде искусства, таком как граффити.
Конечно же, не будем забывать про скульптуру и художественную резьбу по камню.
Статуя в Барселоне, музей La Pedreira
Первая абстрактная картина
Русский художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) считается пионером абстрактного искусства. Тем не менее Хильма аф Клинт (Hilma af Klint, 1862-1944), шведская художница и мистик, также претендует на этот титул.
По данным газеты «Нью-Йорк таймс» (апрель 30, 2013) Джулия Восс (Julia Voss) — немецкий журналист, писатель и искусствовед во «Франкфуртер альгемайне цайтунг» («Frankfurter Allgemeine Zeitung»), сказала, что Кандинский утверждал, будто написал первую абстрактную картину в 1911 году. Джулия Восс добавила, что он был очень успешен и знаменит как «отец абстракции» 20-го века. Но при этом Хильма аф Клинт уже писала свои яркие, абстрактные образы в течение многих лет.
По нескольким источникам, Клинт написала свою первую абстракцию в 1907 году.
Кандинский, «Первая абстрактная акварель», 1911 год
«They tens mainstay IV», Хильма аф Клинт, 1907 год
Определение
При обобщённом мыслительном действии человек включает логику, начинает рассуждать, предполагать и делать выводы. Таким образом активизируется абстрактно-логическое мышление. Этот тип мышления является завершающей фазой в процессе развития личности. Он основывается на рациональном, опосредованном усвоении данных, где понятия лишены непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
В психологии такой вид познавательной активности считают опосредованным отражением общих цепочек, наблюдающихся между явлениями и предметами в мире. Иными словами, это такой познавательный процесс, при котором неведомые сведения постигаются через уже известные факты.
Абстрактно-мыслительная деятельность сопряжена с цифрами, формулами, символами и отвлечёнными понятиями, не улавливаемыми органами чувств человека. Именно этот тип мышления даёт возможность индивиду воспринимать целостную картину действительности, не погружаясь в мелкие детали и абстрагируясь от них.
Формирование абстрактного мышления тесно связано с языковой системой. Смысл явлений, предметов, абстракций обозначается конкретными словами.
Инструменты абстрактного мышления
Слова – главный инструмент абстрактного мышления, поэтому проявить его можно исключительно в речи. В процессе говорения человек выстраивает понятия в стройную логическую последовательность.
Поэтому слова упрощают мышление. Если что-то непонятно, можно попробовать рассказать об этой проблеме кому-то. В процессе обсуждения ответ будет найден. Если заинтересованных лиц нет, можно поговорить с самим собой. Это даже эффективнее, потому что рефлексия не останавливается, и можно не стесняться.
Пример. Человек толково объясняет кому-то, как решить его проблему. Но, если он сам попадает в такую ситуацию, он уже не так мудро поступает, как советовал. Дело в том, что он проговаривает чужую проблему и находит способы ее решения. А когда он сам попадает в сложные жизненные обстоятельства, его речевой поток нередко обретает другое течение: «все плохо закончится, мне хана» и так дальше.
Поэтому вместо решения проблемы человек только делает ее страшнее. И в том, и другом случае работает абстрактное мышление. Если он попробует поговорить сам с собой, то с большей вероятностью придет к правильному решению.
Таким образом, абстрактность – это понятие, выражающее максимальную степень обобщенности.
Какие существуют формы?
Мы можем ни разу в жизни не увидеть океан, но можем чётко представлять его во всех подробностях — шум, волны, звуки. Можем никогда не слетать на Луну, но прекрасно рисуем её поверхность с кратерами в своём воображении. Нам не обязательно трогать лёд для того, чтобы понять, что он холодный. Каждый такой навык относится к определённой форме абстрактного мышления.
Понятие
Оно формирует разные предметы и объекты в определённый образ по одинаковым признакам. К примеру, автомобили бывают большими и маленькими, отечественного производства и иномарки, кабриолеты и грузовики, разных цветов и с отличным друг от друга количеством мест в салоне, но у всех есть колёса, руль, кресла для сидения, они предназначены для перевозок, что и объединяет их в одно название – автомобиль.
Другой пример из мира животных. Любой ребёнок знает, что кошка – это пушистое, мяукающее существо с четырьмя лапами, усами и ушками. То, что они бывают разного окраса и разделяются по породам, не мешает нам объединить их в общую категорию.
Суждение
Появляется тогда, когда нам нужно дать оценку какому-то существу, предмету или явлению. Оно может быть простым и сложным. Птички поют – относится к первому виду. Птички поют, потому что стало тепло – второй вид.
К примеру, матери сложно увидеть недостатки собственного ребёнка, он для неё самый красивый и умный. А вот учитель в школе быстро найдёт пробелы в знаниях даже самого выдающегося ученика.
Умозаключение
Оно объединяет несколько суждений, из которых делается вывод. Чаще всего они ведут от общего к частному. Например: зима – холодное время года, скоро декабрь, значит, станет холодно, пора доставать тёплые вещи. Или: женщины – прекрасная половина человечества, Ирина – женщина, а значит, она прекрасна.
Формирование
Первые «столпы» абстрактного мышления появляются у человека тогда, когда он только начинает видеть и понимать происходящее вокруг. То есть заложение основ происходит в возрасте, когда у ребёнка появляется осознанный взгляд — после окончания периода новорождённости. Он начинает лучше слышать, более чётко воспринимать зрительные образы, хорошо отличать мамин голос от других, понимать определённую разницу между теплом и холодом.
Специалисты разложили формирование абстрактного мышления на три основных этапа.
- Прямой – иначе его можно назвать народным афоризмом «что вижу, то пою». На начальном этапе мозг воспринимает только информацию, связанную с конкретными предметами. Младенец видит бутылочку с молоком, значит, пора кушать, игрушки для него не разделяются на кошечек, собачек и прочих зверюшек — это всего лишь вещь, которую можно подержать в руках. Никакие размышления на данном этапе невозможны.
- Первые образы — так и появляется образное мышление. Начинается процесс формирования воображения. Ребёнок способен обобщить и систематизировать некоторые вещи. Но пока его опыта недостаточно, чтобы образное мышление заработало в полную силу.
- Абстракции — только тогда, когда человек достигает такого возраста, в котором может позволить в своих размышлениях выйти за рамки увиденного здесь и сейчас, он получает в своё распоряжение абстрактное мышление. Его мозговая деятельность уже основывается не только на том, что перед его глазами, но и на собственных понятиях и представлениях о том или ином явлении.
Определение
Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.
Формы
Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:
- Понятие.
- Суждение.
- Умозаключение.
Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.
Суждение является особой , которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.
Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.
Умозаключение является , благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.
Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.
Типы мышления
В психологии выделяют несколько видов мышления. Это разделение является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи подразделяют их таким образом:
- Конкретно-действенное или практическое.
- Конкретно-образное или художественное
- Словесно-логическое или абстрактное.
Особо стоит сказать о словесно-логическом типе, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.
Особенности
Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят у нас в сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:
- Идеализирующие.
- Обобщающие.
- Примитивно-чувственные.
- Изолирующие.
- Актуальной бесконечности.
- Конструктивизации.
Идеализирующая форма предполагает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно затрудняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение к реальным обстоятельствам. Представления человека являются абсолютно идеальными. Пример: «совершенно белый снег».
Обобщающий тип – основное оружие математиков. Он характеризуется восприятием объекта мысли в общем, лишая его деталей и конкретики, а значит, делая его немного оторванным от реальности.
Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.
Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.
Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.
Также абстрактное мышление разделяют на:
- формальное;
- содержательное.
Одинаково ли у людей развита абстракция?
Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.
У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.
Абстрактное и конкретное
В диалектической логике понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному, например, конкретное мышление — абстрактное мышление (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.
Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).
Литература
- Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
- Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
- Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
- Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
- Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
- Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
- Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
- Виленкш Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.— «ВД», 1974, № 2;
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
- Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивиауации и постоянства, — В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
- Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
- Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
- Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
- Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
- Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, N 2;
- Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, N 3.
Где применяется?
Дети с помощью абстрактного мышления рисуют, конструируют, лепят, понимают смысл загадок, могут решать задачи, связно излагают свои мысли при описании событий. В школьные годы этот вид мыслительной активности помогает школьникам осваивать математику, где требуется умение оперировать множеством данных, делить их по группам, искать взаимосвязь.
Абстрактное мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где надо уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Оно необходимо психологам, философам, писателям, инженерам. Без него немыслим тайм-менеджмент.
В обыденной жизни люди тоже постоянно используют абстрактно-логическую мыслительную деятельность. Примеры абстрактного мышления отражают повседневный мыслительный процесс человека. Планирование нередко в воображении пересекается с мечтами и фантазиями. Молодые люди, находящиеся в поисках рабочего места, могут себе столько придумать, что, столкнувшись с действительностью, не выдерживают предложенные им условия. Так и девушки в ожидании принца на белом коне мысленно наделяют будущего избранника нереальными чертами. Это неизбежно ведёт к разочарованию в будущем.
Способы развития
У детей абстрактное мышление начинает развиваться с 4–5 лет. Оно составляет основу обучающего процесса. В этот период формируется умение устанавливать связи между явлениями. Школьники наиболее восприимчивы к освоению логических навыков.
Ребёнку надо помогать в овладевании навыками абстракции. Развить их у детей дошкольного возраста можно специальными упражнениями. К процессу подключают родителей, которые дома организуют разные игры.
- Подбирают синоним или антоним во время кидания мяча друг другу. Родитель бросает мяч со словом «бить», ребёнок ищет синоним: «лупить». Можно использовать любые близкие по значению слова: маленький – крошечный, бордовый – вишнёвый, тьма – мрак. Затем идёт подбор антонимов: счастье – горе, малыш – великан, свет – темнота.
- Следующее задание предполагает завершение предложения. Ребёнку кидают мяч с началом фразы: «ворона каркает». Возвращается предмет с концовкой: «курица кудахчет».
- Составление ассоциативного ряда хорошо развивает детское абстрактное мышление. К предложенному слову дети подбирают любые ассоциации. Цепочка может выглядеть так: ёлка – зелёный – Новый год – крокодил – укроп – листик – попугай – лес.
- Предлагают 10 цепочек слов, состоящих из 4 словоформ, среди которых нужно найти лишнее слово. Например, предлагается 3 вида ягоды и овощ: клубника, клюква, огурец, черника.
- Организуют театр теней. Ребёнок включает воображение при виде тени, произведённой с помощью движений рук или вырезанных картонных фигурок. Он должен представить какой-то образ и обыграть его.
Нарушение чёткости абстрактно-логического мыслительного процесса может возникать из-за сильной сжатости и фрагментарности внутренней речи. Её тренируют и упорядочивают с помощью внутреннего проговаривания. При решении трудных задач необходимо добиваться точных умственных формулировок.
Выполнение заданий на выявление закономерностей и объединение единиц речи на основе общего признака, игры в шашки, шахматы развивают способности мозговой деятельности, улучшают её и помогают сохранить абстрактно-логическое мышление и память до глубокой старости.
Существуют упражнения и для взрослых.
- Нужно выбрать непротиворечивое утверждение и затем подобрать к нему опровержения. Аргументы, доказывающие обратную позицию, следует выписать столбиком. Рядом с каждым из этих суждений надо написать опровержение к нему. Таким образом доказывается истинность первой фразы. Например, первоначальное утверждение: «Осень – чудесная пора». Дальше следует запись: «Льют затяжные холодные дожди». И рядом: «Красные и жёлтые листья украшают деревья». Чем больше найдено опровержений, тем лучше.
- Полезное для совершенствования мыслительного процесса упражнение связано с расшифровкой аббревиатур, придуманных на ходу. Лучше всего их составлять из 3 или 4 букв, а потом пытаться расшифровать. Чем смешнее и оригинальнее полученные варианты, тем лучше. Например, ОЧР – организация чумазых работников, СКСД – союз кривых старых дев.
- Нужно подобрать к абстрактным понятиям синонимы и постараться доступным языком объяснить их смысл. Можно придумать конкретный символ, выраженный в словах или графическом образе. Сначала работают над простыми категориями, потом переходят к более сложным понятиям: «забота», «веселье», «финансирование», «инспирирование» «индифферентность», «инкриминирование».