Психологическая зависимость. Аддикция. Аддиктивное поведение
Стратегическая семейная психотерапия
Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.
Признаки аддиктивного поведения:
— постоянные или периодические поиски вещества или деятельности;
— постоянные мысли о предмете зависимости;
— воодушевление при мыслях о его предстоящем употреблении;
— подавленность и угнетенность в случае отсутствия вещества или деятельности.
Аддиктивное поведение связано с определенными характеристиками личности. Люди, склонные к зависимости, еще до нее проявляют определенные качества: им трудно справляться с повседневными жизненными трудностями, при этом кризисные ситуации они переносят хорошо; низкая самооценка сочетается со стремлением казаться лучше других людей; сильная потребность в общении в сочетании со страхом действительно близких и откровенных отношений; страх ответственности при принятии решений; тревожность; внешний локус контроля.
Аддиктивное поведение всегда связано с наличием внутреннего конфликта, который личность не может разрешить, не убегая от реальности с помощью вещества или сосредоточения всего своего внимания на определенной деятельности.
Зависимости бывают химическими и нехимические, поведенческие аддикции (игромания или гемблинг, сексуальная и любовная зависимости, работоголизм, шопоголизм и аддикции, связанные с едой).
Для всех форм аддиктивного поведения характерны следующие компоненты:
— сверхценность употребления;
— эйфория;
— привыкание;
— абстинентный синдром;
— внутренние и внешние конфликты на почве зависимости;
— рецидивы или срывы при попытках борьбы с зависимостью.
С точки зрения современного психоанализа, зависимые испытывают дефицит адекватной интернализации родительских фигур (это значит, что некоторые родительские функции и действия, которые в норме интернализируются ребенком и затем осуществляются им самим по отношению к себе, например утешение, не могут быть осуществлены из-за того, что родители сами плохо осуществляли эти функции), потребность в размещении агрессии, желание быть в симбиозе с материнской фигурой, заменой которой служит предмет аддикции; желание защитить себя от стресса и преодолеть депрессивное состояние.
Зависимые испытывают жесткие приступы вины и стыда, у них низкая самооценка и чересчур суровая самокритика. У аддиктов постоянные трудности с саморегуляцией в четырех сферах: человеческие отношения, собственные эмоции, самооценка и забота о себе. Вещества, вызывающие зависимость, корректируют недостаточность защиты от сильных эмоциональных переживаний.
Причины
Если для вашего близкого человека свойственны азартность, одиночество, стремление выделиться из общей массы, психологическая неустойчивость, неблагоприятные житейские обстоятельства и другие — он в зоне риска. Аддиктивное поведение проявляется тогда, когда ребенок или человек живет в семье, которая находится в сложной ситуации. То есть любые негативные эмоции и попытки самовыражаться за счет психологически слабого ребенка или человека приводят к таким последствиям.
Аддикция может проявляться через поколения, от родителей к ребенку. Таким расстройством страдают дети из аморальных или неполных семей, еще, где проявляется насилие, скандалы или присутствуют криминальные наклонности. На развитие расстройства может влиять и общественное место (школа, университет, работа). В таких учреждениях превыше всего стоит напряженный труд и получение знаний, но никак не отношения между сверстниками.
Зависимое поведение подростков
К сожалению, на сегодняшний день большая часть подростков страдает аддиктивным расстройством. Проблема заключается в том, что в подростковом возрасте ребенок пытается влиться в коллектив сверстников, которые могут оказаться плохой компанией. Он неосознанно начинает пить, курить или принимать наркотики для того чтобы доказать, что он такой же, как и другие.
Временная вредная привычка постепенно превращается в постоянную. К зависимости может привести и семья, в которой ребенок не чувствует себя нужным и любимым. Он бежит от проблем, закрываясь в себе, играя в игры или выпивая со сверстниками во дворе. Если вовремя не заметить признаки аддиктивного расстройства, ребенок может погубить себя: в этот период его эмоциональный порог очень высокий.
Признаки отклонений
Аддикции и аддиктивное поведение являются тяжелым расстройством. Чтобы начать помогать человеку в лечении, необходимо знать, болен он или нет. Определить это тяжело, особенно на начальной стадии. Характерные признаки аддиктивного поведения рассмотрим ниже.
- Обман — это патологическая зависимость человека. Он любит приврать, перекладывать свои обязанности на другого человека.
- Наличие комплексов. Больной закрывается от окружающей реальности. Он ищет способы выделиться из толпы при помощи изменения своего внешнего вида.
- Страх привязанности. Больной не желает внимания. Живет в полном одиночестве и не старается найти свою вторую половинку.
- Волнение. Больной испытывает параноидальное волнение, из-за этого он все время может пребывать рядом с предметом привязанности.
- Манипуляция. У больного много комплексов, при помощи которых он может манипулировать своими родными. Угрожает, что убьет их или себя ради того, чтобы заполучить желаемое.
- Стандартное мышление. Индивид живет не так, как ему хочется, а так, как хочется окружающим. У него нет своего мнения, он всегда прислушивается к своим знакомым.
- Такие люди обычно закомплексованы, поскольку считают, что их мнение неправильное.
- Безответственность. Личность не несет ответственности за свои действия и боится критики и осуждения.
Виды деструктивного поведения
Проблема аддиктивного поведения сегодня широко известна. С каждым днем причин ее появления становится больше. Подчиненность заключается не только в привязанности к сигаретам, наркотикам и спиртному, но и к компьютерным играм, спорту, азартным играм и т. д. Виды делятся на химические и нехимические.
Химический тип
Химический тип расстройства требует определенного вещества, которое вызывает тягу. Это может быть алкоголь, сигареты, наркотики и т. п. Помочь человеку при наличии такого расстройства можно только на начальном этапе. Существует 8 симптомов химического типа:
- доза употребляемого вещества увеличивается;
- временная потеря памяти;
- боль, страх;
- ухудшение речи;
- опровержение зависимости;
- непонимание окружающих;
- мысли только о новой дозе;
- употребление вещества ради спокойствия и радости.
Нехимический тип
Нехимические виды аддикции – это поведенческие типы патологий. К ним относят компьютерную, спортивную зависимости, а также тягу к азартным играм, интернет-увлечениям, работе, шопингу, голоданию и перееданию. Определить нехимическую тягу можно по таким симптомам:
- каждодневное растворение на работе, за компьютером, в играх и т. д.;
- нервозность и раздражение;
- слабость;
- невозможность самоконтроля;
- новые интересы и негативное окружение.
Формирование синдрома
У подростков аддикция формируется намного быстрее, чем у взрослых. С момента первых проб до появления синдрома абстиненции проходит всего пара месяцев. Аддикция формируется в несколько этапов:
- первые пробы;
- аддиктивный ритм;
- устоявшееся аддиктивное поведение;
- преобладание аддикции;
- аддиктивная катастрофа.
Первыми симптомами формирования аддикции являются нарушения со стороны нервной системы. Подростки становятся раздражительными, агрессивно реагируют на любые попытки поговорить, становятся депрессивными, налицо явные перепады настроения, появляются нарушения сна, галлюцинации, фобические расстройства. В результате постоянного перевозбуждения ЦНС индивид часто просыпается, видит кошмарные сновидения, быстро теряет энергию. Из-за постоянной усталости, нарушений сна, мозг начинает выдавать различные страшные картинки, воспринимаемые как реальные. Подросткам кажется, что они видят пауков, мертвых людей, страшных животных, потусторонних, фантастических тварей.
Симптомы формирования аддикции
Подростки намного быстрее, чем взрослые, достигают стадии психической деградации. Индивид начинает сильно отставать в психомоторном развитии от сверстников
Подросток не может сосредоточить внимание на определенном предмете, наблюдаются нарушения памяти, кожные покровы приобретают сероватый оттенок
Прогноз химической зависимости на любой стадии у подростков будет неблагоприятным. Большая часть детей совершенно не желает поддаваться лечению, считая свое поведение нормой.
1 Этиология
Среди всего многообразия причин, влияющих на возникновение и течение зависимостей, невозможно выделить единственную «виновную» в возникновении данного явления.
Принято считать, что возникновению аддиктивных состояний способствуют различные сочетания таких факторов:
- неблагоприятная психоэмоциональная обстановка, в которой растет ребенок;
- трудности с адаптацией в различных социальных институтах (детский сад, школа, спортивные секции и др.);
- нехватка внимания и поддержки родителей и близких;
- эмоциональная лабильность, психические расстройства, неадекватная критика и самооценка.
Для удобства классификации было принято решение объединить наиболее значимые причины в следующие группы:
Причины |
Описание |
Психологические |
Отсутствие самоконтроля и конструктивной критики, лабильность психики, хронические и экстремальные стрессовые ситуации, отсутствие мотивации, психическая зависимость |
Социальные и социально-психологические |
Неблагоприятная социальная обстановка в микро- и макросоциуме, «социальное давление», неблагоприятное влияние «плохих компаний», нарушение связи между поколениями |
Биологические |
Влечение к повторению алкогольного и наркотического опыта, отсутствие осознания пагубного влияния на организм, физическая зависимость |
Виды зависимости
Аддиктивность, возникающая у подростков, аналогична взрослой аддикции. Различают химическую и нехимическую. Первая связана с употреблением веществ, которые воздействуют на нервную систему, вызывая насыщение центров удовольствия. К таким средствам относят:
- алкоголь (см. Влияние алкоголя на головной мозг);
- токсикомания;
- сигареты;
- курение кальяна;
- лекарственные препараты.
Нехимическая аддикция заключается в любой сфере деятельности, приводящей к разрушению психического здоровья. К ней относят:
- игровую зависимость;
- обжорство;
- трудоголизм;
- сектантство;
- сексуальное поведение;
- мазохизм;
- прослушивание специфической музыки.
Появление аддиктивности может послужить развитию асоциализации, а также к возникновению у тинейджера:
- биполярного ассоциативного расстройства (маниакально-депрессивный психоз);
- психосоматических патологий;
- склонности к убийству или суициду;
- параноидальной шизофрении;
- деградации;
- социопатии.
Формы зависимости
Аддиктивное поведение, проявляющееся в подростковом возрасте, совершенно ничем не отличается от такового у взрослого. Выделяют 2 подвида:
- химическая;
- нехимическая.
Химическая аддикция заключается в употреблении любых веществ, которые способны оказывать влияние на ЦНС, активизируя центры удовольствия (алкоголизм, токсикомания, наркомания, табакокурение, курение кальяна, курительных смесей, лекарственные препараты, некоторые виды ядов).
К нехимическим разновидностям аддикции относится любая деятельность, разрушающая психику индивида. До недавнего времени не существовало вообще таких понятий, как игромания, номофобия и зависимость от соцсетей, но сегодня их также причисляют к списку нехимических зависимостей. Сюда же относится аддиктивное сексуальное поведение, переедание, головки, трудоголизм, длительные прослушивания низкочастотных музыкальных произведений, участие в сектах, экстремистских группировках, манипулирование своим психическим состоянием, мазохизм и пр. Список можно продолжать бесконечно. На сегодняшний день проблема психических отклонений у детей подросткового возраста стоит очень остро.
Аддиктивное поведение может привести к серьезным последствиям в будущем как для самого индивида, так и для окружающих:
- маниакальный синдром;
- психосоматические заболевания;
- тенденция к убийству или самоубийству;
- полный разрыв связей с обществом;
- шизофрения;
- деградация личности.
Главное, разобраться, что может послужить причиной желания уйти от действительности, проявлять агрессию по отношению к окружающему миру.
Как распознать у себя зависимость от чего-либо
Большинство людей уверены, что аддиктивное поведение – удел бомжей или неудачников по жизни. На самом деле это может коснуться каждого. Вот 7 признаков, по которым можно распознать нездоровые отношения с любимыми вещами (действиями/веществами/продуктами):
- У вас изменилось поведение. Ради удовольствия вы способны выйти ночью из дома, поехать на другой конец города, обмануть.
- Вам плохо, когда источник удовольствия отсутствует. Без привычных действий или препаратов вы испытываете тревогу, волнуетесь, не можете сосредоточиться на бытовых делах.
- Вы тратите на удовольствие слишком много денег. Вы не покупаете необходимые вещи, не оплачиваете счета за квартиру, занимаете деньги у знакомых.
- Вы ощущаете физиологический дискомфорт. Когда пытаетесь отказаться от привычного удовольствия, начинается головная боль, нарушение сна, непонятная усталость или классическая ломка.
- Вы меняете решение. Например, при добровольном отказе от сладкого, вы начинаете придумывать разные отговорки – почему вам нужно «сладкое для мозга» или без привычной конфеты вы не сможете сосредоточиться на работе.
- Вы меняете привычный распорядок дня. День начинается и проходит под лозунгом любимой привычки. Если вам не дается совершить привычный ритуал, вы будете нервничать и чувствовать, что «что-то не так».
- Вас не интересует мнение окружающих. Вас не пугают скандалы, ультиматумы, проблемы на работе, осуждение родных. Вы думаете только о своей привычке и доказываете свою правоту.
Вот теперь ясно, как определить аддиктивное поведение. Теперь нужно решить, что с этим делать.
Что такое аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного поведения, которое выражается желанием избавиться от психологического дискомфорта с помощью определенных веществ (алкоголь, наркотики) или повторяющихся действий (игромания, трудоголизм, переедание). Addictus (аддиктус) – юридический термин, которым называют должника, осужденного на рабское повиновение кредитору. То есть метафорически аддиктивное поведение – это глубокая зависимость от внешней принуждающей силы, которая требует полного повиновения и получает его. Соответственно аддикт – зависимый человек, не способный контролировать свое пристрастие к тем или иным поступкам.
Аддиктивным поведением в психологии называют целую группу расстройств, объединенных одним термином «болезни зависимости». Обычно такой образ действий разрушительно влияет на здоровье и деятельность самого аддикта, его ближнее и более широкое социальное окружение.
Аддиктивное поведение характерно тем, что человек тратит значительную часть своего времени на удовлетворение болезненного пристрастия. Он перестает развиваться как личность, не может выбирать и контролировать то, что он делает, принимает или использует. Но главное – он не способен самостоятельно справиться со своими привычками. Постепенно формируется окружение таких же зависимых личностей и это все не дает человеку вырваться из замкнутого круга аддикций.
Виды аддиктивногоо поведения:
- Химическая аддикция – это неконтролируемое влечение к психоактивным веществам (ПАВ). ПАВ – это все, что человек употребляет тем или иным способом (пьет, курит, нюхает, вводит через инъекции). В группе риска – личности с болезненной наследственностью, стеснительные или чудаковатые, психически незрелые люди.
- Пищевая аддикция (нарушение пищевого поведения) – это поведенческий синдром, связанный с чрезмерной концентрацией на еде и своем весе (нервная анорексия, нервная булимия, переедание). В группе риска – личности с неустойчивым психоэмоциональным состоянием.
- Нехимическая (поведенческая) аддикция – это любая форма влечения или поведенческий акт, которые становятся объектом зависимости (расстройство сексуального поведения, гаджетомания, адреналиномания, шопоголизм). В группу риска традиционно попадают люди с заниженной самооценкой, склонностью к депрессиям, повышенной тревожностью.
Приведенная классификация видов зависимостей считается достаточно условной – обычно одна аддикция тянет за собой другие. Например, есть так называемые мульти зависимые личности. Они просто не могут существовать без какой-либо аддикции: бросают курить и тут же становятся игроманами, отказываются от алкоголя и заедают стресс шоколадными батончиками.
Причины развития
Причин формирования аддиктивного поведения, а именно негативного пристрастия к тому или иному веществу у каждого конкретного человека может быть масса: непонимание окружающих, недовольство собой, психотравмирующая ситуация и т.д.
В целом все факторы, способствующие развитию аддикции, можно разделить на 3 большие группы:
- психологические;
- социальные;
- биологические.
Все эти факторы тесно связаны между собой. Мало того, у одного человека может наблюдаться целый комплекс причин, вызывающих болезненное пристрастие к определенному веществу.
К психологическим факторам развития аддиктивного поведения относятся:
- личностные черты характера – закомплексованность, низкий интеллект, отсутствие смысла жизни и интересов и др.;
- тяжелое психологическое состояние – стресс, психическая травма, горе;
- обстоятельства, способствующие развитию аддикций, в важнейшие периоды становления личности – пример выпивающих родителей, отсутствие телесного и духовного контакта с матерью в ранние годы, подростковые проблемы и неумение их решать.
Социальная подоплека аддиктивных состояний выражается в большей части во влиянии семьи и учебных учреждений, низкая заинтересованность государства в решении проблемы алкоголизации общества, доступность психоактивных веществ, пищевые традиции семьи и ближайшего окружения, ненормальное воспитание – гипер- и гипоопека, влияние различных социальных групп.
К биологическим факторам развития аддикций относят физическую устойчивость к действию психотропных веществ, наследственную предрасположенность, способность вырабатывать собственные психоактивные вещества, способствующие повышению настроения.
Лечение аддиктивного поведения
Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.
Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.
Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:
- Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
- Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
- Убедить их в необходимости совместного лечения.
- Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
- Восстановить влияние родителей на подростка.
- Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
- Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
- Выработать индивидуальный подход к лечению.
Как развивается аддиктивное поведение
Любая зависимость начинается с привычки, которая, усваиваясь, меняет структуру мозга. Развивается она не за один день и всегда по одной схеме.
Экспериментирование.
Человек эпизодически совершает приятное для себя действие или принимает психоативное вещество. Выработанный мозгом нейромедиатор дофамин повышает настроение и мотивацию, вызывает ощущение эйфории. На первом этапе зависимость практически не сказывается на учебе, работе, отношениях.
Поиск эмоционального подъема.
Когда действие дофамина заканчивается, человек возвращается к обычной жизни или решает повторить действие. На частые эпизоды аддикции вырабатывается привычка, которая приводит к изменениям в поведении, пищевых пристрастиях, лексиконе.
Злоупотребление.
Привычное действие становится единственным вариантом реагирования на любые неурядицы. При этом человек категорически отрицает зависимость и верит, что в любой момент может прекратить свои действия. Но постепенно аддиктивное поведение становится преобладающим, отражается на всех сферах жизни, перестает доставлять ожидаемое удовольствие. На этом этапе деструктивное поведение становится нормой.
Зависимость.
Из-за деструктивных действий нарушается работа всех органов, происходят биологические изменения структуры мозга, резервы организма истощаются и на фоне зависимости появляются серьезные заболевания. На этом этапе поведение становится асоциальным: человек теряет интерес к любой деятельности, способен совершить правонарушение, проявить насилие.
Условия возникновения аддикций
Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.
Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:
- Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
- Склонность к лжи.
- Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
- Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
- Избегание ответственности.
- Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
- Высокая тревожность, зависимое поведение.
- Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:
Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
Низкая адаптация к условиям школы.
Нестабильность, незрелость личности.
Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать:
- Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
- Азартность, стремление к острым ощущениям.
- Незрелость личности.
- Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
- Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
- Чувство одиночества, беззащитности.
- Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
- Эмоциональная скудность.
2 Классификация
Считается, что зависимости выражаются только в негативных явлениях. Однако это не совсем корректно. Наряду с «негативными» существуют так называемые социально-приемлемые аддикции:
Тип зависимости |
Описание |
Социально одобренные |
Различные духовные практики, творчество, спорт, трудоголизм |
Социально неприемлемые |
Зависимость от алкогольсодержащих напитков, психоактивных веществ (ПАВ); токсикомания, клептомания (стремление к воровству), компьютерная и интернет-зависимости, включая социальные сети; игромания |
Формы различных аддикций и их подвиды описаны в таблицах.
Определение аддикции
Модное понятие «аддикция» подразумевает саморазрушение путем ухода от реальности, связанное с употреблением различных химических веществ, существенно влияющих на психику и разум, а также навязчивое стремление заниматься определенными видами деятельности. Проще говоря, аддиктивное поведение – это термин, который означает своего рода зависимость, пристрастие к определенным препаратам или занятиям с целью получения физического или психического удовлетворения.
Суть аддиктивного поведения выражается в постоянном стремлении аддикта (зависимого человека) использовать удовлетворить свои потребности при помощи предметов или действий, к которым и возникла нездоровая тяга.
Существует ряд теоретических выкладок о биологических механизмах развития любой зависимости:
- Отсутствие необходимой стимуляции центров удовольствия в головном мозгу аддиктов. Предполагается, что мозг любого здорового человека имеет центр удовольствия, активизация которого вызывает огромное чувство удовлетворения. Мозг аддиктов устроен немного по-иному – их центры удовольствия не получают должной активизации в обычной жизни, поэтому в ход идут различные синтетические вещества или навязчивые действия.
- Во всем виновен некий ген аддиктивности, обнаруженный в 1990 году американским ученым К. Блюмом. Этот ген выявляется у всех людей, имеющих нездоровые пристрастия, будь то психоактивные вещества или стремление к перееданию, азартным играм, частой смене сексуальных партнеров.
- Влияние любых психоактивных веществ на опиатные рецепторы головного мозга. В норме опиатные рецепторы возбуждаются от воздействия вырабатываемых нейромедиаторов – дофамина, эндорфина, энкефалинов, ГАМК и др. Любое химическое вещество, вызывающее необъяснимую тягу, имеет свойство замещать эти нейромедиаторы. Впоследствии мозг человека перестает вырабатывать природные вещества и при отсутствии замены начинает посылать сигналы о необходимости восстановить баланс. Так развивается физическая зависимость от психоактивных веществ.
Как бы там ни было, зависимую личность мало интересует биологический аспект формирования тяги, его навязчивое стремление уйти в иллюзорный мир вырывают человека из реальной жизни и приносят в его жизнь массу проблем, начиная от проблем во взаимоотношениях с близкими и заканчивая трудностями с законом. Проблемы аддикции связаны с тем, что многие зависимые люди заканчивают жизнь самоубийством, не мысля себя без объекта пристрастия, другие – коротают остаток жизни в психиатрических клиниках. Так или иначе, аддикция является серьезной проблемой, требующей незамедлительной коррекции, а порой и длительного медикаментозного лечения.На видео о проблемах аддиктивного поведения:
Лечение
Справиться с зависимостью возможно только при осознании человеком тяжелой проблемы и стремления избавиться от пристрастия. Выйти из порочного круга зависимости в одиночку практически невозможно, всем зависимым необходима помощь психотерапевта, а в случае наркомании и алкоголизма – квалифицированного нарколога.
Больные тяжелыми формами наркомании и алкоголизма непременно госпитализируются в стационар с целью снятия абстиненции, восстановления разрушенного здоровья и снятия влечения к психотропным веществам. Все это время с больным работает психолог, помогающий предотвратить развитие рецидива болезни и социализироваться после выхода из стационара.
С учетом развития современной фармакологии купировать физическое влечение к наркотикам или алкоголю не составляет особого труда. Гораздо тяжелее справиться с психической зависимостью к изменению сознания, этот этап является очень сложным, менее поддающимся терапии. Психическая тяга к употреблению может сохраняться всю жизнь.
Определение отклонения
Аддиктивность или аддиктивное поведение подростков относится к группе поведенческих отклонений (зависимостей). Понятие появилось не так давно. Широкий смысл слова «зависимость» подразумевает возлагание надежд на кого-то или что-то с целью получить удовлетворение или адаптироваться к окружающим условиям.
Подростки больше других возрастных категорий подвержены риску аддикции. Их психика еще не полностью сформирована, в организме происходит гормональная перестройка, индивид учится осознавать себя частью общества, общаться, адаптируется ко взрослой жизни. Аддиктивное поведение очень тесно связано со злоупотреблением психотропными веществами, общением с определенными людьми, некоторыми видами деятельности (спорт, секс, азартные игры) и нарушениями прав, потребностей личности, которые должны сделать бунтаря гармоничным, счастливым.
В переводе с английского, слово addiction значит «склонность, пагубная привычка». Если мы обратимся к латинским корням слова, получим в переводе «связанный долгами». Когда личность постоянно старается уйти от реальности, возникает стойкая психологическая зависимость. Не так сложно устранить химические факторы, как психологические.
Виды аддиктивного поведения
Аддикция среди подростков представлена в различных степенях тяжести. Она может быть практически незаметной, сходной с нормальным поведением индивида или же доходить до крайностей. Высокая степень аддиктивности сопровождается психосоматическими патологиями. Разные формы зависимостей имеют особенность сочетаться и переходить одна в другую. Отказавшись от алкоголя, человек начинает много курить; отказавшись от наркотических веществ, многие люди приходят к религии, становясь фанатиками и поддерживая таким образом свое психологическое состояние на том же уровне, что и прежде.
Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения
Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны
При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:
- Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
- Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
- Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.
Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.
Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:
- Неполная семья.
- Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
- Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
- Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
- Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.
Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.