Необихевиоризм и его представители

Даём право на жестокость

Помимо беспочвенной паранойи, мешающей жить, насилие, транслируемое медиа, также обладает возбуждающим эффектом.

Жестокость с экрана действительно может тормозить проявление агрессии: после просмотра эпизодов с драками зрители не бежали на улицы в поисках подпольного бойцовского клуба.

Однако социальное научение всё-таки работало: в состоянии раздражения люди, любящие фильмы со сценами насилия, предпочитали первыми начинать конфликт, даже если повода для него не было. 

Насилие, демонстрируемое на экране, символизирует не только то, что жестокость разрешена, но и то, что она приветствуется. Привлекательный киногерой, парой ударов восстанавливающий мир и справедливость, вызывает желание подражать ему. 

Выводы, сделанные учёными на основе недавних экспериментов, не более оптимистичны, чем замечания Бандуры полувековой давности. Исследования под руководством Крейга Андерсона, психолога из Университета Айовы, доказывают, что трансляция насилия в СМИ заметно повышает уровень жестокости в обществе. 

Эксперимент установил, что люди, которые предпочитают фильмы с продолжительными сценами насилия, гораздо чаще прибегают к словесной и физической агрессии и совершают преступления.

Более сильным стимулом к нарушению закона является только криминальные случаи среди близких родственников.

И такой результат не зависит от культурно-религиозных особенностей человека: эксперименты проводились в Китае, США, Румынии и других странах, и их результаты были одинаковы. 

Теория социального или викарного научения: обучение через наблюдение

Согласно Альберту Бандуре,  та картина действительности, на базе которой мы действуем, является результатом нашего опыта, полученного от других людей (викарный опыт).

И таким образом мы обучаемся ежедневно. У каждого из нас есть люди, являющиеся примером для подражания в различных жизненных сферах: наши родители, преподаватели, коллеги по работе, друзья, публичные люди и «звёзды», которые нас вдохновляют и т.д.

Мы повторяем поведение других людей, практически не отдавая себе в этом отчёт. Тем не менее, это не происходит автоматически. Мы выбираем модель для подражания, внимательно наблюдаем, запоминаем, оцениваем, имеет ли смысл подражать или нет и т.д.

Необихевиоризм и его представители

В рамках теории викарного обучения эта оценка крайне важна. По сути, это то, что отличает теорию Альберта Бандуры от других теорий обучения, и то, из-за чего вспоследствии его теорию назовут социально-когнитивной.

С помощью нашей памяти мы мысленно воспроизводим картины поведения, которые мы наблюдали у нашего объекта для подражания. Мы также используем внутренний диалог и вспоминаем, что происходило в тот момент. Затем мы принимаем решение, хотим ли мы повторить увиденную модель поведения или нет, сделаем ли мы это идентично или внесём изменения…Мы даже можем менять эту модель в зависимости от наших целей. Тут уже вступает в игру мотивация каждого человека и его заинтересованность в данном виде поведения.

Книги Альберта Бандуры

В 1959 году ученый выпустил свою первую книгу под названием «Подростковая агрессия». В ней он полностью отверг идеи Скиннера о том, что поведение формируется при помощи наград или наказаний. Вместо того, чтобы применять данную концепцию в качестве основного метода работы с агрессивными подростками, ученый предлагает найти ее причины.

В 1973 году вышла его вторая книга – «Агрессия: анализ социального научения». Однако данная работа была только первой частью исследования данной проблемы. В 1977 году вышла еще одна книга Альберта Бандуры – «Теория социального научения». Она стала одним из самых популярных трудов психолога.

Необихевиоризм и его представители

Его теория о самоэффективности помогла не только еще больше изучить феномен фобий, но и стала использоваться психологами, которые работают с пострадавшими в результате стихийных бедствий. Оправиться от травмы таким людям помогало ощущение контроля над собственной жизнью. В 1977 году вышла книга Альберта Бандуры «Самоэффективность».

Эту проблему ученый начал изучать еще начиная с 70-х годов. Его интересовало также то, каким образом сказывается эта вера на активности индивида. Самоэффективность Бандура называл основой любых перемен, которые могут происходить с человеком. Также это качество, по мнению ученого, является и основой всех страхов.

Медиа: провокация жестокости или развитие интеллекта?

Социальное научение состоит из четырёх последовательных компонентов:

внимания — сохранения — моторно-репродуктивных процессов — мотивации.

Модель поведения должна привлечь наше внимание, затем мы должны её запомнить, а после — воспроизвести. Правда, воспроизведение происходит не всегда — для этого у нас должна быть соответствующая мотивация:

Правда, воспроизведение происходит не всегда — для этого у нас должна быть соответствующая мотивация:

  • Вписывается ли это поведение в нашу систему принципов?
  • Не испортит ли оно нашу репутацию?
  • Не наказуемо ли оно?
  • В конце концов, нравится ли нам эта модель или же вызывает отторжение? 

Эксперимент с Бобо показал, что дети могут копировать поведение даже тех людей, которых они абсолютно не знали. Если же поведенческая модель представлена человеком, который нам по каким-то причинам симпатичен, мы будем иметь большую мотивацию для повторения за ним и усваивания определённых паттернов поведения.

В современном мире электронных СМИ мы, кажется, больше привыкли наблюдать не за живыми людьми, а за художественными образами, подаренными медиа.

Но социальное медианаучение работает не хуже «реального»

Привлекающий наше внимание контент сохранится в памяти: яркие, громкие, экстраординарные сцены имеют больше шансов на запоминание — добрые сказки рискуют проиграть в этой схватке остросюжетному фильму

И хотя мы осознаём, что медиаконтент — область вымышленного, он, тем не менее, влияет на нас не меньше, чем примеры из невиртуального мира.

Роль подкрепления в наблюдении

Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар

Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов – для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления

Смешиваем реальное и вымышленное

Мир полон опасностей, каждый из нас рискует попасть в авиакатастрофу, закономерная кончина любого брака — измена. Так видят мир те, кто предпочитает проводить досуг у телевизора, поглощая шаблонные фильмы и телепередачи, слепленные из клише.

Необихевиоризм и его представители

Согласно гипотезе культивации, длительный просмотр телевидения способен изменить восприятие реальности, приближая её к той, что воссоздаётся на экране.

Дженнингз Брайант и Сузан Томпсон в книге «Основы воздействия СМИ» сопровождают это утверждение следующим примером.

В 80-х годах психологи H. Бюркель-Ротфусс и С. Мейз исследовали влияние телепередач на ощущение реальности.

В качестве испытуемых было выбрано 300 молодых людей в возрасте 20-25 лет, часть которых ежедневно смотрела мелодрамы.

Испытуемых попросили процентно оценить соотношение профессий, часто встречаемых заболеваний, а также таких значимых событий, как измена, смерть близкого, похищение и т. д. 

Те испытуемые, что проводили свободное время за просмотром мыльных опер, указали, что врачей и юристов гораздо больше, чем остальных специалистов, во много раз завысили процент супружеских измен и увеличили количество смертей от рака.

По сути, молодые люди описали мелодраматическую реальность, которая в их сознании стала неотделимой от действительности.

Окружающий мир для них приобрёл черты незамысловатого сериала: успешная женщина-врач, сильная характером и чистая душой, пытается найти пропавшего ребёнка, которого, как выясняется, похитил уличённый в неверности муж — действо размазано на сотни серий и обречено на хэппи-энд. 

Длительный просмотр ТВ или интернет-роликов в детском возрасте вносит свой вклад в формирование социальной реальности: не исключено, что некоторые убеждения взрослых родом из передач, увиденных десятилетия назад.

А учитывая объём насилия на телеэкране, люди склонны верить в то, что их окружают жестокие люди, которые в любой момент могут накинуться на них с кулаками.

Неудивительно, что за последние годы уровень стресса и социального напряжения продолжает уверенный рост.

Результат эксперимента

Этот эксперимент предоставил неопровержимые доказательства того, что дети, подвергшиеся насилию, будь то в реальной жизни, в фильмах или мультфильмах, демонстрируют более агрессивное поведение, чем дети, которые не подвергались таким актам насилия. Продолжающиеся дебаты о том, как СМИ влияют на умы людей, происходят из этого очень реального и практического эксперимента.

Это доказало, что дети узнали о действиях посредством наблюдения и подражали им, основываясь на анализе результатов. Например, ребенок, выросший в обидном домохозяйстве, может увидеть, что его отец заставляет свою мать замолчать, нанося ей неоднократные удары, поэтому в следующий раз, когда он захочет, чтобы его мать замолчала, он мог бы подражать или поддерживать то же самое оскорбительное действие (моделирование) по отношению к своей матери. заставить ее замолчать (награда) .

Рейтинги насилия, рейтинги MPAA и многие другие подобные рейтинги были инициированы, чтобы ограничить подверженность детей и молодых людей потенциальному искажению изображений и достопримечательностей из фильмов, игр, мультфильмов, мультфильмов и других подобных видов развлечений. Медиа-цензура получила огромное значение.

Эксперимент Бобо Куклы

Альберт Бандура – психолог, заслуженный профессор социальных наук в психологии Дэвида Старра Джордана в Стэнфордском университете. Уже почти шесть десятилетий он вносит значительный вклад в область образования и во многие области психологии. Ему часто приписывают, что он является создателем теории социального обучения , а также отвечает за влиятельный эксперимент с куклой Бобо 1961 года.

Кукла Бобо – это надувная пластиковая игрушка с тяжелым дном. Это помогает стабилизировать куклу, когда кто-то пытается опрокинуть ее. Можно сказать, что куклу Бобо нельзя заставить лежать на боку. Эта кукла часто окрашена, чтобы напомнить клоуна. Это стало большим успехом у детей, когда впервые было представлено в 60-х годах.

Необихевиоризм и его представители

Альберт Бандура провел социальный эксперимент, взяв 72 детей и заставив их принять участие в очень интересном эксперименте, который позже станет переломным моментом в мире детской психологии .

Участниками были 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 7 лет. Из этих 72 детей 24 ребенка были включены в контрольную группу , что означает, что на них не будет проводиться никаких экспериментов.

Остальные 48 были организованы в две группы

  • Агрессивный – 24 ребенка, которые будут подвергаться агрессивной модели.

  • Неагрессивный – 24 ребенка, которые будут подвергаться воздействию неагрессивной модели.

Агрессивный – 24 ребенка, которые будут подвергаться агрессивной модели.

Неагрессивный – 24 ребенка, которые будут подвергаться воздействию неагрессивной модели.

Что говорит нам моделирование?

Моделирование показывает, что дети учатся моделировать свое поведение, подражая действиям окружающих их людей, и на их изучение действия в значительной степени влияет вознаграждение или наказание за это конкретное действие. Их понимание хороших или плохих действий основано на том, что сначала они наблюдают за этим действием, а затем подражают ему, если действие вознаграждено, и избегают его, если оно наказано.

В течение многих лет велись горячие споры о том, какое влияние насилие, изображаемое в СМИ, оказывает на психику молодых людей. Эксперимент Бандуры с куклой Бобо был первым, который предоставил убедительные доказательства того, что существует значительная связь между тем, что дети наблюдают, и тем, что они практикуют.

Из трех групп детей одна группа была создана для просмотра фильма, где человеческая модель агрессивно относилась к кукле Бобо . Во второй группе детям был показан фильм с похожей темой, однако в данном случае это был анимационный фильм, и вместо человека существовала мультипликационная кошка, надругавшаяся над куклой Бобо. Всем детям в обеих этих группах показывали фильм по отдельности, чтобы на их поведение не влияли наблюдения и анализ сверстников. Третья группа была контрольной группой.

Детей из второй группы индивидуально отводили в комнату для игрушек, где им рассказывали вещи, которые повышали уровень их раздражения, а затем оставляли с куклой-бобо. Было замечено, что дети из первой и второй группы были заметно более агрессивными по отношению к кукле Бобо по сравнению с детьми в контрольной комнате. У них даже был тот же выбор оружия, который использовались их моделями в соответствующих видео на кукле Бобо.

Эксперимент с куклой Бобо с вознаграждением и наказанием

В 1961 году Альберт Бандура продолжил свое исследование с другим набором участников, но на этот раз он представил концепцию вознаграждения и наказания за поступки . Дети в возрасте от 3 до 7 лет были разделены на три отдельные группы –

  • Reward Group – модель была вознаграждена за агрессивное поведение.

  • Группа наказаний – модель была наказана за агрессивное поведение.

  • Контрольная группа – модель ничего не сказала за его агрессивное поведение.

Reward Group – модель была вознаграждена за агрессивное поведение.

Группа наказаний – модель была наказана за агрессивное поведение.

Контрольная группа – модель ничего не сказала за его агрессивное поведение.

Участникам группы наказания показали видео, на котором взрослая модель будет издеваться, бить и кричать на куклу Бобо. После этого модель получит выговор, будет наказан и предупрежден о том, что никогда не будет делать это снова.

Участникам Reward Group было показано то же видео, однако произошли небольшие изменения: позже модель была вознаграждена конфетами и получила приятные звуки, такие как «Молодцы!», «Браво!» И т. Д.

Участникам контрольной группы будет показано то же видео, однако модель не будет ни вознаграждена, ни сделана выговор за его / ее действия. Видео было снято после того, как жестокое обращение с куклой Бобо было закончено.

После показа этого видео участники остались индивидуально в игрушечной комнате с куклой Бобо. Было отмечено, что дети из группы наказания проявляют менее агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо по сравнению с детьми из контрольной группы и детьми из группы вознаграждений.

Хотели бы вы угадать, какая группа имела наибольшее количество участников, демонстрирующих агрессивное поведение? Ну, нет смысла гадать там – да, это была Reward Group . Результаты эксперимента показывают, что поощряющие или наказывающие действия определенно влияют на то, имитируется ли соответствующее поведение или нет. Этот способ обучения был назван моделированием .

Развиваем когнитивные навыки

Если людям нравятся динамичные сцены перестрелок или кровавые фильмы ужасов, то они гораздо чаще будут появляться на ТВ и окажутся в тренде YouTube: рейтинг — главный цензор контента.

Тем не менее, медиа — всего лишь инструмент: не стоит наделять их абсолютной ответственностью за всё, что происходит в мире.

Курируйте то, что смотрит ваш ребёнок, и он не усвоит пагубных моделей поведения: научение через СМИ может происходить и в конструктивном русле.

Необихевиоризм и его представители

Исследования указывают, что так называемые просоциальные программы в духе «Улицы Сезам» развивают воображение, делают мышление более гибким, учат самостоятельно решать проблемы, а также помогают устанавливать социальные связи. 

Итак, социально-когнитивная теория подтверждает, что наша среда оказывает неоспоримое воздействие на нас.

Однако это воздействие лишено фатализма: насколько мы рискуем попасть под влияние окружения, настолько и мы влияем на тех, кто нас окружает.

В конечном итоге, нельзя списывать со счетов и индивидуальные черты человека, культурные особенности, воспитание: воспроизведение ролевой модели всегда проходит фильтрацию нашими принципами.

Жестокость будет чужда нам не только тогда, когда в эфире перестанут показывать агрессивные фильмы или ужесточится наказание за насильственные действия, но тогда, когда для неё просто не будет места в нашей системе ценностей и убеждений.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Эксперимент с куклой Бобо: агрессия и агрессивное поведение

От теории к практике

Чтобы эмпирически обосновать свою теорию, Альберт Бандура провёл эксперимент с куклой «Бобо». Таким образом он попытался применить на практике теорию обучения через наблюдение (иными словами, теорию о влиянии увиденной человеком модели поведения других людей на его собственное поведение) на примере агрессивности.

Целью исследований было выяснить, как влияет на детей наблюдение за сценами насилия (в дальнейшем также было проведён эксперимент для изучения влияния увиденных по телевизору агрессивных действий).

В этом видео вы сможете увидеть как проводился эксперимент. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Как проводился эксперимент?

Как вы можете наблюдать, кукла Бобо напоминает неваляшку, которая автоматически принимает обратно вертикальное положение при ударе или опрокидывании.

В опыте участвовали две эксперименальные группы (ЭГ1 и ЭГ2) и одна контрольная группа (КГ). Каждая экспериментальная группа состояла из 24 детей (мальчиков и девочек поровну). Контрольная группа также состояла из 24 детей, мальчиков и девочек в одинаковом соотношении.

  • ЭГ1: 24 ребёнка обоих полов. Была разделена на 2 группы по 12 человек в каждой.
    • ЭГ1A: Наблюдали за женщиной, которая осуществляла агрессивные действия по отношению к кукле.
    • ЭГ1Б: Наблюдали за мужчиной, который совершал агрессивные действия по отношению к кукле.
  • ЭГ2: Эти дети наблюдали за НЕагрессивными действиями по отношению к кукле.
  • ГК: 24 ребёнка. 12 мальчиков и 12 девочек. Им просто показывали куклу, без предварительного наблюдения за какими-либо действиями других людей по отношению к кукле.

Выводы, которые сделал Альберт Бандура:

  1. ЭГ1 (дети, наблюдавшие за агрессивными действиями) действовали по отношению к кукле агрессивнее по сравнению с детьми из других групп.
  2. Мальчики были более склонны к повторению физически насильственных действий, чем девочки. При этом значительной разницы между мальчиками и девочками в вербальной агрессии не наблюдалось.
  3. Девочки больше повторяли модель поведения женщины,  а мальчики — мужчины (сходство с моделью для подражания).

Однако не всё так просто. Для реализации какого-либо типа поведения недостаточно только наблюдения и модели, которая воспроизводит данный тип поведения.

Более того, чтобы модель поведения была перенята, она должна быть «привлекательной и интересной» для повторяющего её. Здесь также важнейшую роль играет культура. Не каждый человек может стать примером для ребёнка во всех жизненных ситуациях.

Это правда, что ребёнок, наблюдающий за агрессивным поведением, включает его в свой поведенческий репертуар, что, в свою очередь, повышает вероятность агрессивных действий с его стороны. Однако это не определяет поведение ребёнка полностью.

Люди наделены сознанием, способностью принимать решения и делать выбор. Поэтому, приобретя какое-либо знание или навык, ребёнок должен захотеть его использовать в данный момент. Другими словами, в зависимости от своих целей выбрать самую правильную, с его точки зрения, линию поведения.

В данном эксперименте на детей влияло то, что им показывали как обращаться с предметом, с которым у них не было предварительного опыта обращения (кукла была новым, неизвестным им объектом). В связи с этим в какой-то степени свобода детей была ограничена, поскольку им показывали как себя вести. Другими словами, поведения ребёнка будет отличаться в зависимости от возможностей выбора, которые у него будут в тот или иной ситуации.