Альфред адлер. лучшие книги
Полярные теории ученика и учителя
Известно, что А. Адлер был учеником З. Фрейда. Точка зрения на психологию индивидуума Зигмунда Фрейда заключается в признании доминирующей роли рефлекторных желаний и имеет естественнонаучное обоснование. Интересно, что он, считаясь до сегодняшнего дня учителем последующих аналитиков и психологов, в вопросе взаимоотношения личности и общества не является основоположником одного из самых популярных учений. Оно было разработано его учеником Альфредом Адлером. На этапе становления и формирования собственных идей, посвященных анализу психологии индивида, Адлер опирался на позицию Фрейда. Однако со временем он создал не просто другую теорию, а совершенно противоположную.
Зигмунд Фрейд не терпел возражений, не допускал возможности пересмотра своей точки зрения, поэтому все его ученики рано или поздно уходили в самостоятельное плавание. Так, например, Юнг и Адлер, изменив своё отношение к гениальности и непревзойдённости Фрейда, ушли от него, демонстративно «хлопнув дверью».
Основным «камнем преткновения» стал различный взгляд на отношения индивидуума и общества. З. Фрейд считал, что личностью управляют бессознательные рефлексы и желания. «Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование» . Однако Адлер имел полярные взгляды. Он выдвинул гипотезу, что людьми в большинстве случаев движут социально обусловленные мотивы. Что за ихпоступками стоит врожденный социальный инстинкт, заставляющий отказываться от личных желаний в пользу общественных установлений.Основной спор между психологическими школами А. Адлера и З. Фрейда развернулся вокруг адлеровской концепции «мужского протеста», (одно из понятий индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее стремление ребенка преодолеть чувство неполноценности. Ощущение собственной слабости воспринимается ребенком как проявление женственности, а борьба против слабости как выражение мужественности. И мальчики, и девочки реагируют на свою слабость одинаково: ее признание означает действие по-женски, ее неприятие и протест – действие по-мужски. В основе «мужского протеста» не сексуальность, а социальная оценка) которую он представил на еженедельных встречах Венского психоаналитического общества в 1910—1911 годы
Оба светила психологии были близки в своих оценках важности сексуальной жизни человека, но А. Адлер (в отличие от З
Фрейда) не считал ее роль главенствующей.
Мастерство: главный оппонент
Строго говоря, Адлер не был учеником Фрейда. В отличие от Карла Юнга, давшего клятву верности учителю, хоть Адлер и был сторонником его теории о влиянии бессознательного на неврозы человека, он был слишком независим, полон своих идей и амбиций, чтобы безоговорочно принимать теории мэтра. Но какое-то время Адлер входил в группу единомышленников Фрейда, а в 1910 году его даже избрали президентом Психоаналитического общества, он был также соредактором профессионального журнала, издаваемого Фрейдом. Благодаря нему, Адлер делает блестящую карьеру. Но уже в следующем 1911 году они стали непримиримыми противниками, поскольку их взгляды слишком разошлись.
Для Адлера была неприемлема чрезмерная биологичность воззрений оппонента. Он не считал сексуальность и неосознанное стремление к смерти определяющим мотивом в поведении человека, по его мнению, именно стремление к власти – вот тайный двигатель судьбы людей. Социальное окружение, стремление к реализации своих возможностей в обществе были определяющими, по мнению Адлера, в жизни человека, а не темные бессознательные инстинкты.
В пылу полемики Адлер прилюдно называет мэтра нетерпимым старикашкой, а Фрейд того — просто параноиком. Адлер отказывается от поста президента Общества и вместе с девятью единомышленниками выходит из его состава. Они создают «Ассоциацию индивидуальной психологии»
Члены нового объединения психотерапевтов особенно много внимания уделяют работе с преподавателями гимназий и школ, для них чрезвычайно важно образование тех людей, кто формирует молодое поколение. Их начинания поддерживает министр образования, благодаря поддержке которого врачам удалось открыть консультационные центры при многих государственных школах, в которых и дети, и их родители могли получить помощь и консультацию психолога
К началу 30-х годов только в столице Австрии насчитывалось около 30 таких консультационных центров.
Альфред Адлер вел чрезвычайно активную научную, лекционную, просветительскую деятельность. Один из современников вспоминал, что личность ученого была настолько популярна в Вене, что не было такого врача, который, побывав в столице, не посетил бы его лекции. Адлер много путешествует, посещает европейские страны, в 1927 году становится штатным преподавателем Колумбийского университета в США. С приходом к власти Гитлера он со своей семьей покидает Австрию и переезжает в Соединенные Штаты Америки. Его очень ценят, как ученого, преподавателя, прекрасного лектора и психотерапевта. Единственное, что очень огорчало и беспокоило ученого — так это то, что он ничего не знал о судьбе своей дочери. Она со своим мужем уехала из гитлеровской Германии в Советский Союз. Адлеру не суждено было узнать о трагической судьбе дочери — она погибла в сталинских лагерях. Альфред Адлер не смог узнать об этом, потому что сам неожиданно умер в 1937 году во время поездки с лекциями по Европе.
ЗЗа свою жизнь Адлер написал более 300 книг и статей. Он сделал для людей то, что не смог сделать Фрейд – дал им надежду. В тревожном, полном войн, революций, кризисов и восстаний ХХ веке Адлер вернул людям веру в себя. Он доказал, что нами руководят не темные инстинкты, неосознанные Эрос и Танатос, которые так трудно преодолеть. Он говорил, что мы не игрушки темных страстей, а сознательные творцы своей судьбы. Психолог Юрий Кузнецов, подчеркивая значение индивидуальной психологии Адлера для современности, писал: «Он как раз тот человек, который в своей жизни применял всё то, чему обучал и других, а это дорого стоит…».
Адлер (Adler) Альфред
(7.02.1870, Вена — 28.05.1937, Абердин, Шотландия) — австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии.
Биография. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое общество. С 1911 г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом. Во время первой мировой войны служил врачом в австрийской армии. Затем организовал детскую клинику в Вене. В 1934 г., в силу преследования прогерманским правительством Австрии, был вынужден эмигрировать в США, где принял приглашение занять кафедру медицинской психологии в медицинском колледже Лонг-Айленда в Нью-Йорке. Скончался во время одной из лекционных поездок.
Исследования. В результате работы в рамках психоаналитического кружка Фрейда сформулировал в виде общего принципа индивидуального развития положение о компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности, который, по его мнению, присущ каждому человеку. В процессе разработки своей собственной формы психотерапии пересмотрел некоторые взгляды классического психоанализа. В созданной им «индивидуальной психологии» пациент рассматривался как наделенный такими качествами, как свобода, целеориентированность, ответственность за свое существование. При этом невротический симптом трактовался как средство достижения неосознаваемых целей. Таким образом снималось жесткое противопоставление сознательного и бессознательного, которое было свойственно классическому психоанализу, а поведение объяснялось не столько детерминированностью причинами, сколько ориентированностью на достижение целей. Формулировка этих методологических положений заставила Адлера пересмотреть свои изначальные взгляды на движущие силы психического развития. В его работах конца 20-х гг. в качестве такой источника развития постулировалось чувство общности, или социальный интерес. В соответствии с этим основные жизненные проблемы индивида объяснялись недостаточностью его социальной адаптации, прежде всего доминированием Я-центрирования в ущерб группа-центрированию. Идеи Адлера оказали существенное влияние на гуманистическую психологию.
Сочинения. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munch., 1920;
Menschenkentnis. Lpz., 1927;
The Science of Living. 1929;
What Life Should Mean to You. Boston, 1931;
Der Sinn des Lebens. 1933;
The Individualpsychology. N.Y., 1956;
Superiority and social Interest. Evanston, 1970.
Оцените определение:
—
Отрочество и юность: от самого слабого ученика до блестящего студента Венского Университета
В 1879 году Альфред Адлер поступил в гимназию, которую несколько раньше окончил его будущий учитель Зигмунд Фрейд. Учеба с большим трудом давалась болезненному ребенку, особенно сложно ему было справиться с заданиями по математике. Все было настолько плохо, что пришлось остаться на второй год. Состоялся серьезный разговор с отцом, который пригрозил отдать Альфреда в ученики к сапожнику, если уж он совсем не в состоянии справиться с учебой. Этот разговор оказался очень сильным импульсом, и мальчик начал упорно и серьезно работать на занятиях, в итоге он стал не только лучшим учеником по математике в классе, но и во всей гимназии. Со временем Альфред настолько изменился, что в этом сильном, здоровом и уверенном юноше трудно было узнать прежнего робкого и болезненного ребенка
В одной из своих известнейших работ «Смысл жизни» Адлер обращал внимание на следующее обстоятельство:
Детство человека впоследствии стало для известного психолога и психотерапевта Адлера наиболее важным и любимым полем исследования. В восемнадцатилетнем возрасте он становится студентом Венского университета. Его привлекает медицина и он поступает на медицинское отделение университета. В студенческие времена Адлер увлекался идеями социализма, он активно посещал политические собрания и на одном из них познакомился со своей будущей женой — студенткой из России Раисой Эпштейн. Девушку интересовали идеи феминизма настолько, что она увлекла ими и Альфреда. Адлер ведет активную общественную деятельность, становится одним из организаторов студенческой организации «Свободный союз». В 1895 году он оканчивает университет, получает степень доктора медицины, а через два года Альфред Адлер и Раиса Эпштейн решают соединить свои судьбы.
Для того, чтобы содержать семью, молодому врачу пришлось стать практикующим офтальмологом, хотя его гораздо больше интересовала неврология и психиатрия. Но вскоре Адлеру удается устроиться на работу психиатром. В 1898 году выходит его первая книга, она называется «Учебник здоровья для портных». Врач описывает причины, влияющие на здоровье представителей этой профессии, предлагает способы преодоления негативных последствий и улучшений условий труда портных. Уже в этой ранней работе врач формулирует одну из основных своих идей — нельзя рассматривать заболевание в отрыве от образа жизни и социальной среды, окружающей больного. В 1901 году Адлер пишет несколько восторженных рецензий на книгу Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В тот период теория основателя психоанализа подвергалась жесткой критике. Фрейд был очень тронут смелой и умной защитой его книги, он написал письмо молодому, подающему надежды врачу и пригласил его принять участие во встрече дискуссионной группы по проблемам психоанализа.
Основные понятия индивидуальной психологии Адлера
Теория Адлера основана на нескольких источниках
Особенно значимыми стали теория эволюции Ч.Дарвина, психоаналитическая теория З.Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели Вайхингера и теория холизма.Адлер концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых
Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.
Расхождения во взглядах с Зигмундом Фрейдом и генезис индивидуальной психологии
Адлер проявил смелость, защищая книгу Фрейда «Толкование сновидений», в результате чего был приглашен в рабочую группу психоаналитиков во главе с Фрейдом. Но, как впоследствии выяснилось, сам он никогда не был склонен признавать влечение/похоть/страсть как основную движущую силу человека. Проработав вместе с Фрейдом 6 лет, Адлер написал свою работу — «Исследование неполноценности органов», где изложил идеи, во многом противоречащие Фрейду.
Через три года после этого он был выбран президентом Венского психоаналитического кружка, а еще через год, под давлением критики Фрейда, был вынужден уйти с поста президента. За ним последовали вице-президент и еще 9 членов. Вместе они основали «Общество свободных психоаналитических исследований» (впоследствии — «Ассоциацию Индивидуальной психологии»). Есть мнение, что особенно Фрейда задело то, что появился молодой эрудированный врач-практик, психолог, способный без фиксации на сексуальных девиациях описывать психику. В отношении Фрейда Альфред говорил, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», чем вызвал резкую критику Фрейда.
Само уже то, что Фрейд говорит об Адлере как об «умном человеке», а в прошествии времени — как о «параноике», а также отзывается о его теориях как о «непонятных», должно натолкнуть читателя на мысль о том, что работы Альфреда стоят внимания. По мнению некоторых ученых, Адлер опередил Фрейда в понимании работы бессознательного настолько сильно, что Фрейд, руководствуясь страхом, писал Юнгу:
Страх Фрейда заключался в том, что молодой эрудированный Альфред Адлер не просто опередил его, но и вышел на новый уровень понимания проблем бессознательного. Хотя сам Фрейд и признавал, что боится, природу своего страха он объяснял тем, что не хочет распространения ошибочных теорий. Но наиболее вероятной кажется другая версия — что он боялся разрешения своей репутации, так как более молодой психоаналитик смог найти более глубокое и убедительное доказательство, чем лежащие в основе теории Фрейда постулаты о фиксированности на сексуальности.
Понимание человека в индивидуальной психологии радикально отличается от того, что принято в теории психоанализа. Основное отличие состоит в отношении к человеку не как к жертве, пассивно и бережно хранящей свой жизненный опыт, а как к социальному лицу, способному на активные действия, которое может при должной сноровке творить свое настоящее и в некоторой степени даже будущее. Как справедливо заметили Элленберг, Фрейнберг и Фэйдимен , ни Юнг, ни Адлер фактически никогда не являлись учениками Фрейда, так как были уже сформировавшимся профессионалами со своими устоявшимися взглядами. Когда эти люди встретились с Фрейдом и начали работать с ним, они уже имели частично или полностью сформированное понимание своих теорий. Альфреду Адлеру на тот момент было 32 года, и скорее всего его взгляды были уже сформированы. С оговорками о взаимном влиянии друг на друга, спустя значительное время, заблуждения Юнга о том, что Юнг и Адлер были учениками Фрейда, были преодолены , и сегодня мы можем вполне оправданно дистанцировать этих трех замечательных деятелей психологии друг от друга.
Концепция индивидуальной теории личности
Адлер выделил шесть принципов:
- фиктивный финализм
- стремление к превосходству
- чувство неполноценности
- общественный интерес
- стиль жизни
- творческое “Я”
Суть и принципы отражены в 1920 г. в аналитическом исследовании “Теория и практика индивидуальной психологии”.
Концепция сводит весь акцент на субъективной целостности лица. Отрицая наличие противостояния между сознательным с бессознательным. Фрейд считал наоборот. Данное расхождение во взглядах окончательно прервало отношения ученых восемь лет назад до опубликования книги.
Наличие творческого начала в осознанной форме — важный аспект концепции. Творческое “Я” занимает в процессе развития личности место направляющего вектора. Может адаптироваться к условиям жизненного опыта и давать ему смысловую оценку. Согласно которой изменяется направление развития личности. Кроме того, задача “творческого я” – поиск необходимого опыта. Что подтверждает: каждый — кузнец своего счастья. Точнее сценария жизни. Представляющего собой ничто иное как творческий акт.
Согласно концепции модель жизненного стиля закладывается в человеке до пятилетнего возраста
Вот почему ставится логическое ударение на важности присутствия семьи. Условия которой формируют у личности структуру
Удовольствие не может выступать самоцелью. Цель — следование к совершенству.
Теория личности
Основополагающие ее базисы раскрывают два труда: «О нервном характере» (1912 г.) и «Исследование физической неполноценности и психической компенсации» (1917 г.).
Теория представляет первую психологическую личностную типологию.
Ключевой посыл учения — компенсаторный механизм. Компенсация помогает развить три врожденных бессознательных чувства:
- общности
- неполноценности
- стремления к превосходству
Чувство общности задает вектор направлению стиля жизни. Костяк, на котором держится конструкция
Два чувства: неполноценности и стремления к превосходству — носители энергии, важной для гармоничного развития личности
Адлер распределял компенсаторный механизм на четыре категории:
1) Неполная
Наступает в случае отсутствия наличия реализации полной (примеры наличия внешних уродств).
2) Полная
То есть дефект воспринимается как избирательная индивидуальность. Лицо стремится стать не лучше других, а быть не хуже.
3) Сверхкомпенсация
Дефект человека не порождает агрессивных действий. Лицо стремится принести пользу обществу. Яркий пример: 32-й американский президент Франклин Рузвельт и греческий философ Демосфен.
В случае неразвитого чувства общности принцип работ компенсаторного механизма работает наоборот. Дефект служит источником агрессии: человек стремится к власти со всеми вытекающими последствиями. Адлер приводил в пример Гитлера, Суворова, Наполеона.
4) Мнимая
Ведет к спекуляции дефектом.
Положения индивидуальной психологии
Сформулированные А. Адлером положения индивидуальной психологии и его исследования, базирующиесяна них, помогли существенно скорректировать систему образования, в частности,подготовку педагогического состава. Эта теория открывала многие тайны поведения детей в обществе,в окружении своих сверстников и учителей.Лечение неврозов также стало более эффективным, так как удалось понять природу их возникновения и развития. Первыми работами в этом направлении были: «Врач как воспитатель» (1904), «Учение о неполноценности органов» (1907).
Главные положения тории А. Адлера:
- Неполноценность и тяга к компенсации. Адлер считал, что чувство неполноценности зарождается в детстве. Ребенок беспомощен и требует родительской опеки. Он переживает длительный период зависимости и ощущает себя неполноценным членом общества. Отсюда — долгая и активная борьба за достижение превосходства и стремление к безупречности. Тягу к превосходству Адлер считал доминирующим мотивом в жизни человека, направляющим все его действия на преодоление ощущения неполноценности и упрочения чувства превосходства. При слишком большом ощущении неполноценности появляется соответствующий комплекс.
- Стремление к превосходству. Адлер полагал, что тяга к идеалам естьу всех людей с рождения. Но для реализации потенциала индивида это чувство необходимо воспитывать и развивать. Такую возможность человек имеет с пятилетнего возраста, когда формируется жизненная цель. В этом возрасте она ещё нечеткая, тем не менее, является камертоном всего дальнейшего поведения и целей.
- Единство стиля жизни. «Эти положения могут помочь в определении жизненного стиля человека, в установлении тех влияний, которые действовали на него в процессе его формирования, и в обнаружении внешних проявлений жизненного стиля в решении задач жизни. Схема эта не формальна, и необязательно жестко следовать ей. Помимо всего прочего, она может послужить проверкой и обобщением понимания читателя принципов Индивидуальной психологии».
- Творческое начало. Здесь воплощено все, что дает смысл жизни. Адлер утверждал, что творческие способности личности влияют на формирование стиля жизни, человек может самостоятельно принимать решения, неся ответственность за своё поведение. Творческое «Я» способствует развитию социального интереса, от него зависит цель жизни человека и метод её достижения. Эта же сила влияет на восприятие, память, сны, фантазии.
- Общественное ощущение или социальный интерес. Психолог считал, что предпосылки социального интереса имеют врождённое происхождение, каждый человек обладает им в какой-то степени по своей природе, а не в результате образования привычки. Как и другие врожденные склонности, социальный интерес необходимо развивать и воспитывать.
- Фиктивный финализм. По мнению учёного, индивид сам определяет цели и его поведение будет им подчинено.
Список литературы:
- Фрейд З. Психология бессознательного. Новосибирск, 1997.
- Шульц Д. П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб, 2002.
- Адлер A. (дополнить названием книги без кавычек) Место издания. 1932.
- Адлер А. (дополнить названием книги без кавычек) М., 1995.
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate