Классический психоанализ альфреда адлера
Встреча Альфреда Адлера и Фрейда
Благодаря своей медицинской практике Альфред Адлер начал интересоваться феноменами человеческого разума. Не имея четкой цели, молодой венский врач начал собирать материалы о физических и психических последствиях инвалидности или органических ограничений. В 1902 году он встретил Зигмунда Фрейда и был заинтригован его идеями.
Сам Фрейд пригласил Адлера быть частью его внутреннего круга. Альфред Адлер начал участвовать в знаменитых собраниях в доме Фрейда. Сначала они называли его «Обществом психологии», а затем его назвали «Венское психоаналитическое общество». В 1904 году Адлер впервые выразил свое несогласие с теорией Фрейда. Однако он остался частью психоаналитического общества, потому что его наставник прямо попросил его об этом.
В 1910 году он начал редактировать журнал «Психоанализ» вместе с Фрейдом и Стекелом. Адлер был директором издания. Напряжение в теории Фрейда усилилось, и в августе 1911 года Адлер решил окончательно отделить себя от традиционного психоанализа. Он объявил об этом в редакции журнала, которую он направил.
Пять ключей к пониманию:
Человек целостен и неделим
Название учения Альфреда Адлера «индивидуальная психология» происходит от латинского слова individuum – «неделимый». В отличие от Зигмунда Фрейда, представлявшего человека расколотым на несколько конфликтующих инстанций, Адлер утверждал, что между сознанием и бессознательным есть различия, но нет жесткой непреодолимой границы и, главное, нет конфликта. Они работают на достижение одних и тех же целей и помогают друг другу.
Стремление к цели
Именно Адлеру мы обязаны введением в психологию человека нового принципа, объясняющего наше поведение, – стремление к цели: «Мы должны спрашивать не «почему?», а «зачем?». Через понятие цели Адлер описывает даже сновидения и патологические симптомы. В первых отражаются актуальные задачи человека. Вторые способны приносить не всегда сразу заметную пользу (с точки зрения целей, не лежащих на поверхности). Развивая эти идеи, Адлер построил первую в психологии развернутую теорию смысла жизни, который он понимал как объективную (хотя и не всегда осознаваемую) ее направленность. И создал представление о жизненных задачах.
Жизнь как преодоление
Адлер открыл, что люди с телесными дефектами стремятся компенсировать их за счет усиленного развития других сторон (физических и интеллектуальных), благодаря чему часто добиваются незаурядных успехов. В раннем варианте своей теории он предположил, что неполноценность – это главная движущая сила человека: «Каждый из нас ощущает неполноценность, так как каждый находится в ситуации, которую хотел бы улучшить». Из этого чувства рождается стремление к преодолению, превосходству, успеху. Однако позже он поменял два этих явления местами: стремление к успеху, – утверждал он, – первично и универсально, а неполноценность ощущают лишь те, кто в нем терпит неудачу. Хроническое переживание этого состояния может перерасти в комплекс неполноценности (авторство этого популярного понятия тоже принадлежит Адлеру).
Человек человеку свой
Человеком движет еще один мотив – социальный интерес, или чувство общности, понимаемое как «стремление кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей». Стремление к преодолению и успеху при неразвитом чувстве общности приводит к развитию неврозов, преступности, алкоголизма и наркомании. Адлер первым ввел в психоанализ и глубинную психологию межличностное измерение.
Семья как коллектив
Если Фрейд подчеркивал роль отношений с родителями в развитии ребенка, то Адлер первым обратил внимание на то, что семья предполагает еще и взаимоотношения между детьми. Именно эти взаимоотношения приводят к формированию определенных психологических особенностей в зависимости от порядка рождения детей: есть нечто общее у всех первенцев, у вторых сыновей (которые все время видят перед собой пример-вызов старшего брата), у единственных детей и т.д
1900-1937 — дружба и конфликт с Фрейдом, эмиграция в США
Медицинскую практику Адлер начал 25-летним врачом-офтальмологом. После прохождения общей медицинской практики выбрал специализацию по психиатрии. В начале ХХ века принимает приглашение Фрейда и становится участником кружка теории психоанализа.
В 1910 году 40-летний доктор Альберт избирается на пост Президента в Венское психоаналитическое общество. Конфликт с Фрейдом заставил вскоре покинуть эту должность. Вслед из 23 ушли 9 его участников. Которые вместе с Адлером впоследствии зарегистрировали новое “Общество свободного психоанализа”. А в 1912 переименовали в “Общество индивидуальной психологии”.
Начиная с 1920-х ездит с зарубежными лекциями по психиатрии. Которые проходят с ошеломительным успехом в США. Нацистская власть в Европе заставила Адлера остаться в Нью-Йорке. Ученый ясно понимал: психиатрия выживет только на этом континенте. В 1932 году Адлер и Раиса Эпштейн окончательно переезжают на ПМЖ в Америку. Где занимается частной медпрактикой. Одновременно состоит профессором Лонг-Айлендского университета.
28 мая 67-летнему профессору Адлеру во время лекции становится плохо с сердцем. Оправиться не сумел. Смерть случилась неожиданной. Похоронен на кладбище города Абердин, Шотландия.
В чем его научная уникальность
Скажем ему спасибо за ярлык «комплекс неполноценности». Ему он отвёл главную функцию в развитии человеческого характера. То есть он возникает под действием социального фактора. А не диктуется детской сексуальностью и бессознательным на взгляд Фрейда. На этой почве разногласий между обеими произошел конфликт.
То есть, по Фрейду: формирование личности зависит от бессознательного и сексуальности. По Адлеру — от комплекса неполноценности и чувства превосходства.
Закомплексованность — косвенный показатель уровня общности. Он выступает стимулятором к социальным контактам. Именно этот социальный фактор Адлер считал главным аспектом формирования поведения человека.
Второе достижение Адлера — это игра как метод психотерапии. Он первый кто начал практиковать игру в лечении неврозов у детей. Игра способствует преодолению закомплексованности, которая «строит» фундамент характера. Особенно позитивным признаком Адлер считал самовольную спонтанную детскую игру. В ней видел действенный психотерапевтический прием.
Из-за чего имя Альфреда Адлера ассоциируется с создателем современной гуманистической, феноменологической и эго-психологии.
Типология личности по Адлеру
Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития. Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента. Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.
1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.
2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.
3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.
Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга
Основные принципы индивидуальной психологии Адлера
В своей работе Адлер руководствовался 4 ключевыми принципами, которые и положили начало его теории личности. Во-первых, Адлер считал, что человек является целостной, неделимой и единой личностью. Во-вторых, вся жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству. В-третьих, каждый индивид является творческой личностью. И в-четвёртых, важную роль в становлении личности играет её социальная принадлежность. Исходя из этих принципов, учёный считал, что каждый человек испытывает постоянное чувство неполноценности, пережитое в детстве. Именно отсюда у личности возникает сильное стремление к превосходству над другими или самосовершенствованию. Согласно Адлеру каждый человек в течение жизни стремится к достижению фиктивных целей, в основе которых как раз и лежит потребность в превосходстве.
В адлеровской теории влияние общества на развитие и становление личности является основополагающим. Учёный полагал, что существуют 3 основные жизненные задачи, напрямую связанные с социумом: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности личности и проявления интереса к этим трём задачам, известный психиатр выделял установки, определяющие жизненный путь человека.
Всего в теории Адлера было 4 основных установки (типа поведения):
— управляющий тип поведения;
— берущий тип поведения;
— избегающий тип поведения ;
— социально-полезный тип поведения.
Управляющий тип характерен для самоуверенных, напористых, активных людей, которые в первую очередь ориентируются на превосходство над другими. Для берущего типа характерны низкие уровни социального интереса и активности, а также паразитирующее существование в обществе. Люди с избегающим типом поведения стремятся спастись бегством от решения проблем, отличаются низкой социальной активностью и отсутствием активности. Социально-полезный тип поведения — самый эффективный. Для него характерными являются сочетание высокого уровня активности и социального интереса, забота об окружающих, стремление к сотрудничеству.
Адлер полагал, что стиль жизни определяется творческим потенциалом личности, но во многом зависит и от того, каким ребёнком по счёту в семье был рождён человек. Сам Альфред был третьем ребёнком из 6 детей Адлеров. Все своё детство он испытывал чувство неполноценности и ненужности, поэтому стремился найти одобрение в общение с соседскими детишками. Через много лет в своей теории Адлер отдаст огромное значение дружбе в становлении и развитии личности человека.
Детство: преодоление физической немощи
Альфред Адлер был болезненным ребенком, в возрасте трех лет его сильно мучил рахит. Будущий психотерапевт вспоминал, что ему очень хотелось бегать, играть так же, как его старший брат, но он не мог. Ребенку было очень обидно и его охватывал сильнейший гнев. И тогда Альфред пообещал себе больше никогда не злиться. Спустя тридцать лет это его решение воплотилось в учение о человеческой жизни как активном стремлении к совершенству.
Альфред Адлер появился на свет в 1870 году в семье коммерсанта, который занимался торговлей зерном. Он был третьим ребенком в семье, у него было пять братьев и сестер. Родина Адлера — Вена, европейский центр художественной жизни, столица Австрийской империи. В середине XIX века император Франц-Иосиф разрешил евреям селиться в столице, и семья Адлеров поселилась в пригороде Вены. Среди детских впечатлений мальчика, одно из самых ярких — музыка. Мать Адлера была прекрасной пианисткой, а Альфред обладал красивым голосом и уже во взрослой жизни ему не раз предлагали попробовать свои силы в опере. А один из его братьев стал преподавателем по классу скрипки.
Будущий великий ученый в детстве страдал от болезней, он пережил пневмонию и чудом избежал смерти. Некоторые детские события и впечатления стали одной из причин, по которой Адлер выбрал карьеру врача. Он старался преодолеть свою физическую слабость, был очень общительным и дружелюбным ребенком. У Альфреда было много друзей. Мальчик находил в их кругу взаимоотношения равенства, уважения и внимания к его личности, которых, как ему казалось, он был лишен дома. На самом деле добрая и заботливая мать была занята заботами о младших детях, отец же всегда был внимателен к своему сыну. Позже Адлер писал:
В своих трудах ученый всегда обращал внимание на необходимость сопереживания, наличия общих ценностей с другими людьми. Он называл это «социальным интересом» и полагал, что именно эта черта способствует проявлению потенциала личности, помогает стать достойным членом общества
Зарождение теории индивидуальной психологии
По мнению многих, теория индивидуальной психологии в интерпретации Адлера является продолжением психоаналитического учения Фрейда. О работе своего ученика Фрейд высказывался весьма неуважительно, утверждая, чтовсю теорию Адлера можно «освоить за две недели, потому что здесь нет необходимости знать столь уж много» .
Однако Адлеру потребовалось 40 лет, чтобы сделать свою теорию ясной и доступной. Противоположные позиции учёныхотразились в вопросах влияния общества на личность. Адлер считал особенно значимой роль общества в формировании личности. С Фрейдом он был солидарен только в том, что любые особенности психологической характеристики индивидуума обусловлены его детством, особенно ранними его периодами, начиная с рождения.
«Не бывает случайных воспоминаний: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им, как связанные с его нынешним положением. Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя к встрече с будущим, используя уже проверенный стиль действий».
Адлер был не только теоретиком, но и практиком. Его интересовала не философско-научная сторона вопроса, а практические действия, целью которых являлось оказание помощи человеку, неудовлетворённому своимиотношениями в обществе. Его теория подкреплялась наблюдением за поведением людей. Думается, он заметил, что некоторые заболевания доставляли человеку крайнее беспокойство,чувство тревоги, вызывали стресс, а другие, не менее серьёзные, практически ими не замечались. Адлер обнаружил сходство между работой физиологических систем организма, их способностью к компенсации, и процессами в душевной жизни человека.
По всей вероятности, отложив биологическую подоплёку, Альфред Адлер задумался над аналогичным характером развития психики индивидуума. Он выдвигает предположение: еслинекоторые физические недостатки можно ликвидироватьс помощью регулярных тренировок, то психологический изъян тоже можно исправить с помощью постоянных занятий.
В большинстве случаев приобретённую или незначительную физическую неполноценность удавалось компенсировать благодаря лечению. Но заболевания, возникшие в результате врождённой или приобретённой серьёзной патологии, не поддавались лечению и компенсировались развитием других частей тела и органов. Исходя из того, что психические отклонения были часто связаны с детскими ощущениями и восприятиями, Адлер развивает свою теорию индивидуальной психологии.
Популярные книги
Адлер оставил не бедное наследие: 300 книг и научных монографий.
Помимо перечисленных выше, значимыми оказались редкие в издании сборники:
1907 — книга «Исследование неполноценности органов»
1917 — «Невротическая конституция»
1927 — «Постижение человеческой природы»
1929 — «Наука жизни»
1930 — «Образ жизни»
1931 — «Смысл жизни»
1939 — «Социальный интерес: вызов человечеству»
За пару лет до начала Первой мировой войны учредил издательство и печать “Журнала индивидуальной психологии”. С 1914 по 1918 не выходил, впоследствии запрещен.
Изучение общественного интереса как принципа концепции индивидуальной психологии способствовало появлению в психотерапии концепции ценностных ориентаций. В связи с чем идею компенсации как механизма коррекции поведения сложно недооценить
1889-1897 — университет, встреча с женой
В 18 лет он студент престижнейшего медицинского в Европе Венского университета. Во время учебы увлекся философией и идеями социализма. Которые сделали его постоянным участником политических собраний высшего света «красной» Вены. На одном из таких познакомился с молодой феминисткой Раисой Эпштейн. Девушка родилась в Москве, но в юности уехала в Европу из-за невозможности получить образование в Российской империи. Свадебная церемония Раисы и Альфреда состоялась в 1897 году в Смоленске. В браке родились четверо детей: три дочери и один сын. Он вместе со средней сестрой продолжили профессию отца — стали психиатрами. Старшая дочь Валентина, работала в Коминтерне, подверглась сталинским репрессиям за троцкизм.
Концепция индивидуальной теории личности
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на следующие составляющие:
- чувство неполноценности и компенсация;
- стремление к превосходству;
- стиль жизни;
- социальный интерес;
- творческое Я;
- порядок рождения;
- фикционный финализм.
Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».
Индивидуальная психология
Особенность индивидуальной психологии в том, что она рассматривает человека как конгломерат или суперпозицию — в основном, если это касается проблем, бессознательных и сознательных, связанных с идентификацией и паттернами. Сегодня мы понимаем, что это позиция очень близка к пониманию личности в нейрофизиологии. Сумма паттернов или идентификаций — это сумма сознательных и бессознательных движущих сил, лежащих в основе каждого из нас, которая определяет, о чем будет думать и чем будет увлечен человек. Как и при сложении разнонаправленных векторов, суммой является только одно направление в каждый момент времени, а если вносится дополнительная переменная, стимул, то сумма векторов смещается.
Альфред Адлер стоял у истоков развития темы бессознательного в психологии, но не был так популяризирован, как Зигмунд Фрейд. Идеи Альфреда часто шли в противоречии с идеями Фрейда. На этом поприще у них возникла довольно обширная дискуссия, которая послужила толчком для развития сразу двух течений. В основе психоанализа и индивидуальной психологии лежали научные методы, и целью обоих течений было добиться истины любой ценой, но пути подхода к задаче у Фрейда и Адлера сильно отличались. Индивидуальная психология была чрезвычайно популярна с двадцатых по сороковые годы прошлого столетия, и оказала огромное влияние на формирование неофрейдизма.
Если индивидуальную психологию «разбить на тезисы», то получится, что человек может добиться успеха в формировании своего будущего, используя такие инструменты, как:
- Интеллект — развивая эрудицию, разум;
- Планирование — создавая собственные ценности и идеалы;
- Самоанализ — работая над своими комплексами неполноценности и стремлением к власти
- Саморазвитие — работая над тщеславием и честолюбием (вытекающими из неполноценности и стремления к власти);
- Саморазвитие — развивая в себе твердость и стремление к сотрудничеству.
1870-1888 — непростое детство
7 февраля 1870 года в еврейском доме на окраине Вены родился третий сын. В будущем появятся еще трое. Район Вены, где жили Адлеры, не имел густой еврейской агломерации. Поэтому с детства мальчик практически не ощущал себя евреем, а скорее венцем. Такой элемент вольности проявился в будущем в равнодушном отношении к идеям антисемитизма и иудейству. Одно время он был даже протестантом: знакомьтесь, Альфред Адлер!
В 1872 году у двухлетнего Альфреда появится младший брат. Это серьезная детская травма. Корни которой позже Адлер исследует в своих научных работах, обозначив ее как вопрос порядка рождения. Так до появления малыша Альфред — любимец матери. Теперь эту роль занял новорождённый, а он стал любимчиком отца. Через год младший брат умер, лежа в одной кроватке с трехлетним Альфредом. Но волна материнской нежности к нему не вернется. А отцовская осталась и только усилилась. Именно благодаря отцу Адлер обязан успехами в учебе. В начальных классах в силу слабого здоровья, маленький Альфред отличается тотальной неуспеваемостью — второгодник. Директор рекомендовал родителям забрать из школы сына, и, если повезет, мальчика возьмет в ученики сапожник. Но отец проявил невиданное педагогическое упорство в обучении сына. Итог: на следующий учебный год Альфред — первый по успехам в математике.
Основные положения концепции
Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.
Позже в своих работах Адлер будет подчеркивать значимость общих переживаний и ценностей, без которых личности трудно превратиться в полноправного члена общества, а также особую роль отведет ощущению неполноценности и стремлению добиться признания общества.
Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна. В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу. Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.
Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда
Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности. Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения. Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.
В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.
В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.
- Чувство общности.
- Чувство собственной значимости.
- Чувство неполноценности.
Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.
Чувство общности можно считать противовесом остальным двум факторам, ведь оно направлено вовне, а не на саму личность. Чувство общности впервые ощущается, когда ребенок взаимодействует с матерью, а затем, если развитие идет правильно, распространяется на других. Оно выражается в готовности общаться, сопереживать, понимать окружающих, а также в способности жертвовать личными интересами ради общественных.
Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?
Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.
- Отношение к противоположному полу.
- Отношение к труду.
- Отношение к окружающим.
Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.
Чувство неполноценности, как полагал Адлер, присуще каждому. Оно активизируется у любого ребенка, который чувствует собственную беспомощность, по сравнению с сильными и умелыми взрослыми. Именно Адлер ввел ныне широко известное понятие «комплекс неполноценности», который, как он считал, формируется в том случае, если неполноценность чрезмерно разрастается.
Рекомендуем: Что такое гиперкомпенсация?
Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.