Юридическая психология — амнезия

Причины

Причины потери памяти различны. Среди них наиболее распространенными являются:

  • травмы головного мозга;
  • сильные стрессы;
  • инсульты;
  • кисты и рак головного мозга;
  • тяжелая интоксикация организма;
  • воспаление оболочек головного мозга;
  • болезнь Альцгеймера;
  • психологические расстройства;
  • прием психотропных препаратов;
  • наркоз;
  • хронический дефицит витамина В1 в организме, на фоне которого начинает развиваться синдром Коркасова, характеризующего невозможностью воспринимать новую информацию;
  • гипоксия;
  • кома;
  • потеря большого количества крови, например, при получении травмы или во время хирургического вмешательства.

Частичная потеря памяти может быть также спровоцирована заболеваниями воспалительного характера, которые поражают нервную систему. Среди них находятся менингит и энцефалит, развитие которых приводит к гибели клеток нервной системы и образованием на их месте рубцов. В результате этих процессов происходит разрыв нейронных связей и наблюдаются провалы в памяти.

Данные процессы в головном мозге могут происходить и при сильной интоксикации организма, наступающей в результате вдыхания вредных химических паров, воздействия органических веществ и т.д. После алкоголя провалы в памяти обуславливаются воздействием на организм этилового спирта, который негативным образом воздействует на функции головного мозга, в том числе и на процессы запоминания информации. Провалы в памяти при алкогольном опьянении чаще всего характерны для людей, имеющих тяжелую форму алкогольной зависимости.

Довольно часто у людей отмечается частичная потеря памяти после наркоза. Обуславливается это воздействием лекарственного препарата на головной мозг, который временно отключает все его функции.

Проблемы с памятью у пожилых людей возникают чаще всего на фоне развития болезни Альцгеймера, для которой характерно слабоумие и рассеянность. Причиной развития этого заболевания в большинстве случаев становится атеросклероз, который приводит к дисциркуляторным нарушениям.

У пожилых людей может также наблюдаться потеря памяти при высоком давлении, при котором происходят серьезные изменения в ЦНС и головном мозге. В результате резкого повышения АД в тканях головного мозга возникает отек, который провоцирует развитие энцефалопатии, характеризующейся частичным или полным нарушением способности запоминать и воспроизводить информацию.

Потеря памяти при инсульте обуславливается поражением нейронов головного мозга. При этом чаще всего у человека отмечается частичная амнезия. Он может помнить некоторые события из своей жизни, но забыть своих близких и родных. Провалы в памяти могут наблюдаться и после удара головой и получения черепно-мозговой травмы.

У молодых женщин проблемы с запоминанием и воспроизведением информации могут возникнуть в послеродовой период. Проблемы с памятью после родов обуславливается получением посттравматического стресса (шока). Как правило, уже спустя несколько месяцев после полного восстановления организма проблемы с кратковременной памятью исчезают. Лишь в единичных случаях женщинам требуется помощь квалифицированных специалистов.

Кроме того, спровоцировать проблемы с памятью у молодых людей может неправильное и несбалансированное питание. Некоторые люди, чтобы избавиться от избыточного веса, садятся на жесткие диеты (голодают), в результате чего происходит резкое падение уровня сахара в крови. На фоне этого деятельность головного мозга нарушается и возникает кратковременная потеря памяти. Также длительные голодания могут привести к диссациативных расстройствам.

Провалы в памяти причины у молодых людей могут скрываться в чрезмерных эмоциональных нагрузках. Стрессы, учеба, конфликты в семье – все это может спровоцировать ухудшение концентрации внимания и памяти, а в скором времени и вовсе развитие частичной амнезии.

Интересные факты

По мнению учёных, причиной детской амнезии является то, что «до 4–5-летнего возраста мы имеем весьма динамичный гиппокамп, который не может стабильно хранить информацию. В процессе формирования новых нейронов, память может быть нарушена».

Учёные считают, что 7 лет — это возраст, когда у большей части детей наступает «детская амнезия». И ребёнок забывает то, что случилось с ним в более раннем возрасте, хотя какие-то моменты могут на него повлиять и отложиться в «бессознательном». Результаты исследований показали, что у детей 5–7 лет остаётся в памяти от 63 до 72 % ранних воспоминаний, а вот у 8–9-летних детей — всего лишь 35%. При этом развитие интеллектуальных способностей начинает зарождаться в ребёнке ещё в утробе матери. Малыши впитывают информацию, очень быстро учатся всему новому, их воспоминания постоянно обновляются, а механизмы памяти только настраиваются.

Существует интересный феномен — «инфантильный» вид амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства.

В большинстве случаев ребёнок и взрослый человек, как правило, не в состоянии воспроизвести из долговременной памяти младенческие и ранние детские переживания (включая лица, события), возникавшие до достижения определённого сознательного возраста.

Забывание информации вполне закономерно. Специалисты объясняют эту забывчивость тем, что мозг ребёнка так активно воспринимает поток новой информации, что новые воспоминания вытесняются из памяти старые.​ Детские психологи связывают эту перемену с изменением способа запоминания информации. На раннем этапе нашего взросления гиппокамп недостаточно развит, чтобы записывать достаточно информации о событиях, но всё же где-то наши воспоминания откладываются, так как они могут формировать наше поведение в будущем.

Интересен феномен «ложных» воспоминаний, когда мы заменяем свои воспоминания ложными фактами, когда путаем сновидения детские с реальностью, либо какие-то навязанные нам воспоминания. Поэтому не всегда можно доверять своим детским воспоминаниям. Прошлое может заменяться настоящим и наоборот. Об этом феномене можно прочесть в книге Джулии Шоу «Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям».

Юридическая психология - амнезия

Интересно, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, а у других нет: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет. Некоторые люди могут совсем не помнить своего детства.

В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет, до 7 лет дети отлично помнят все события прошедших лет в этом промежутке, особенно в течении года. Ведь только после 3х лет происходит объединение разрозненных частей памяти в одну общую систему (объединение семантической и эпизодической памяти). Благодаря этой системе, как дети, так и взрослые, получают доступ к информации.

Юридическая психология - амнезия

Artist Pat Perry’s

Исследователи также отмечают, что на формирование детских воспоминаний оказывают влияние и методы воспитания родителей. Использование развивающей стратегии в общении с детьми (вопросы «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?») формирует у детей память о более ранних событиях, и эти воспоминания являются более устойчивыми, ведь память можно натренировать, как мы делаем это со всем нашим телом. С детьми необходимо общаться, играть, так как именно в детском возрасте происходит развитие его памяти и важных структур и полей мозга, отвечающих за язык и за то, насколько правильно ребёнок будет социально встроен в общество.

Интересно то, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года.

Но факт в том, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, это было подтверждено многочисленными исследованиями. Формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом и помогает работе нашей памяти.

Странным при амнезии является то, что в быту люди могут следовать своим устоявшимся привычкам и приобретённым навыкам, даже при полной потере памяти, при полной потери идентичности, когда человек не помнит ни своего имени, ни вообще своей жизни.

Чем вызываются провалы в памяти?

Причины амнезии выясняются после сбора анамнеза, обследования функций психики, неврологического статуса, инструментального обследования. Внезапная потеря памяти может быть следствием серьезных болезней нервной системы органического или функционального происхождения, которые нуждаются в лечении.

Потеря памяти на конкретный отрезок времени у молодых людей развивается на фоне травматического повреждения головного мозга или сильных стрессов. Резкое расстройство, связанное с запоминанием и воспроизведением новой информации, восстанавливается при условии сохранности мозговых нейронов.

Органические причины

Процессы, которые сопровождаются гибелью нейронов и вызывают пробелы в памяти, требуют лечебных мер с проведением реабилитации:

  • черепно-мозговые травмы с деструкцией (ушибы, внутричерепные гематомы);
  • сосудистая патология (перенесенные ишемические или геморрагические инсульты, гипертоническая энцефалопатия);
  • объемные процессы в полости черепа (опухоли, паразитарные цисты, кистозные образования);
  • инфекционные поражения оболочек или головного мозга (менингит, энцефалит);
  • эпилепсия;
  • энцефалопатия из-за злоупотребления алкоголем или другими токсическими веществами;
  • передозировка транквилизаторов и снотворных средств;
  • старческая деменция (болезнь Альцгеймера, Пика, прогрессирующий атеросклероз);
  • мигрени;
  • шизофрения.

Психогенные причины

Сильные психотравмирующие факторы (смерть родственников, стихийные бедствия, военные действия) часто сопровождаются амнезией. Симптом может развиться в любом возрасте, он защищает нервную систему от избыточного перенапряжения.

Пациенты с истерическим складом личности склонны к такой симптоматике и избирательно забывают неприятные факты (унижение достоинства, физическое или сексуальное насилие). Те моменты, которые не сопровождаются тяжелыми воспоминаниями, хранятся в долгосрочной памяти и могут быть воспроизведены.

Психогенные причины не вызывают гибель нейронов, но между ними нарушаются связи, отвечающие за передачу и извлечение информации.

Типы воспоминаний

Юридическая психология - амнезияВоспоминаниями называется процесс восстановления в памяти образов, событий, ассоциирующихся с временными и пространственными событиями.

Образы всплывают неосознанно при непроизвольных воспоминаниях и под воздействием силы воли.

Произвольное воспроизведение подразумевает личностное отношение человека и эмоциональную окраску событий. Умение создавать связь между прошлым и настоящим связана с умственным усилием.

Достоверность воспоминаний зависит от развития личностных качеств, умственных способностей, условий запоминания, значимости событий для человека. Механизм запоминания помогает осознанно перерабатывать образы.

Доступные и недоступные

Воспоминания взрослых выборочны. Одни легко воспроизводимы, к другим доступ закрыт. Степень доступности зависит от того, насколько события значимы для индивида, в какой степени относятся именно к нему, несут ли эмоциональную окраску.

Ранние воспоминания лишены перспективы, они монотонны. Человеку легче воспроизвести образы животного, подаренного в детстве, чем посещение детского сада. Существенные события, которые может вспомнить человек, датируются возрастом 2-3 года.

До 4 лет у детей недостаточно развита предлобная кора. Из-за этого воспоминания вырваны из контекста, изолированы. Известные воспоминания воспроизвести сложнее. Физиологически такая возможность появляется к 4,5 годам.

Исчезающие

Юридическая психология - амнезияУ детей младшего возраста большой объем памяти, но процессы кодирования и хранения информации формируются в школьном возрасте. Дети могут помнить события до 2-летнего возраста. Взрослые не способны вспомнить это время.

Малыши в состоянии помнить время, когда еще не была развита речь (в предсловесный период). После появления лингвистических навыков опыт, который не был закодирован устно, терялся.

Из-за утраты вербальных компонентов многие воспоминания фрагментированы. Тем не менее, дети в возрасте 6-9 лет более детально описывают пережитый опыт раннего детства.

Способность воспроизводить очень ранние события сохраняется до 10-11 лет. Воспоминания начинают исчезать после 11 лет в связи с развитием мозга: нейробиологические процессы вызывают детскую амнезию.

Забытые

Опыт раннего детства может быть настолько травматичным, что психика, защищаясь, заменяет его другим. Взрослый человек может помнить, что с ним происходило с 3-х лет фрагментарно. Осознанное воспроизведение появляется к 4-5 годам. У людей, переживших потрясение в этот период, детская амнезия наступает в 5-7 лет.

Трагические события разрушительно влияют на центры памяти, воспроизведение опыта становится затруднительно. У детей с трудным детством формируются неявные связи памяти, сформировавшиеся в ответ на травму.

События откладываются в подсознании, они никуда не исчезают, но и не воспроизводятся волевыми усилиями. Такой опыт называется «подавляемыми воспоминаниями».

Ложные

Юридическая психология - амнезияЛожные воспоминания появляются не только у зависимых людей, или переживших травму, но и у вполне психологически благополучных. Известно, что воздействие извне формирует новый опыт, который человек воспринимает, как уже пережитый.

Проводился эксперимент на мышах. Их запускали то в «опасную», то в «безопасную» клетку. В «опасной» среде мышек били током.

В результате у грызунов появился страх. После этого у мышей были активизированы нейроны, отвечающие за память о безопасном месте. Оказалось, что страх теперь присутствовал и в безопасной среде.

На формирование ложных воспоминаний оказывает влияние когнитивный диссонанс. Человеку свойственно новую информацию интерпретировать исходя из предыдущего опыта. Воспоминания лежат в памяти в виде схем, слов, образов.

Новый опыт присоединяется к уже существующему. Вот почему ранние события в детстве и во взрослой жизни воспринимаются по-разному.

Инфляция воображения также искажает память. Суть явления в том, что воображаемые события воспринимаются, как реальные. Воспоминания имеются свойство смешиваться. Ложный прошлый опыт может восприниматься, как реальный, под влиянием эмоционального и социального давления.

Влияние на культуру

Амнезия часто используется как сюжетный приём в художественных произведениях. В подавляющем большинстве случаев описывается ретроградная амнезия. Как правило, изображения амнезии в кино и художественной литературе недостоверны: герой лишается воспоминаний о своей личности, но сохраняет навыки и способность к общению.

Редкие примеры персонажей с более-менее достоверно показанной антероградной амнезией — главный герой фильма «Помни» и рыбка Дори в мультфильмах «В поисках Немо» и «В поисках Дори». В мелодраме «50 первых поцелуев» также показана антероградная амнезия, но, по мнению специалистов, недостоверно.

Фильмы:

  • Кто я? (1998)
  • Помни (2000)
  • Внутри моей памяти (2003)
  • Дежа вю (1989)
  • 50 первых поцелуев (2004)
  • Человек без прошлого (2002)
  • Идентификация Борна (2002)

Аниме:

  • Эрго Прокси (2006)
  • Ef: A Tale of Memories (2006)
  • Tasogare Otome x Amnesia (2008)
  • Golden Time (2010)

Манга:

JoJo’s Bizarre Adventure: Jojolion (2011 — наст. вр)

Видеоигры:

  • Arx Fatalis (2002)
  • XIII (игра) (2003)
  • Second Sight (2004)
  • Shadow The Hedgehog (2005)
  • The Witcher (2007)
  • The Witcher 2: Assassins of Kings (2011)
  • Amnesia: The Dark Descent (2010)
  • Amnesia: A Machine for Pigs (2013)

Возможные причины

Диссоциативная амнезия – это защитная реакция организма на случаи, которые имеют сильную эмоциональную окраску, являются психотравмирующими. Подобный тип реакции (забывание событий) на них формируется обычно в детском возрасте.

Ребенку с развитым воображением намного легче отстраниться от угрожающих событий. При длительном воздействии стрессовой ситуации у детей закрепляются подобные психологические реакции. Это часто возникает на фоне физического, сексуального, эмоционального насилия над ребенком со стороны старших родственников или лиц, контактирующих с ним.

Считается, что данный тип реакции имеет наследственную предрасположенность. Если проследить семейный анамнез, у родственников больного выявляют такие же случаи. Затем у взрослого эта реакция возникает в психотравмирующих ситуациях.

Это могут быть следующие явления:

  • стихийные бедствия;
  • аварии;
  • смерть близкого человека;
  • внезапный разрыв отношений;
  • чувство вины, обусловленные собственным аморальным поступком;
  • военные действия;
  • криминальные случаи;
  • различные формы насилия над личностью;
  • ситуации эмоционального подавления.

Если ребенок рос и развивался в условиях длительной психотравмирующей ситуации, у взрослого развиваются диссоциативные расстройства памяти.

Профилактика

Истерическая – это один из видов психогенной амнезии. Она возникает непосредственно в результате психологических травм, и человек никогда не может знать, где они его подстерегают.

В случае какой-либо травмирующей психику ситуации необходимо обратиться к психологу, психотерапевту заранее, не дожидаясь развития амнезии.

Не лишними будут и такие советы:

  1. Отказ от каких-либо вредных привычек (алкоголь, курение и т.д.).
  2. Ведение здорового образа жизни (ежедневные прогулки от 2 и более часов, занятия физической культурой, соблюдение режима дня, хороший сон и т.д.).
  3. Сбалансированное и рациональное питание (оно должно включать в себя посуточную норму белков, жирок, и углеводов, которые необходимы для нормального функционирования организма; отказ от жирной пищи, фастфуда и т.д.).
  4. Питание несколько раз в сутки (норма — каждые 3 часа, от 5 до 6 раз в день).
  5. Каждые полгода (или хотя бы раз в год) проходить проверку у врачей.
  6. Обращение ко врачу при проявлении каких-либо симптомов.

Таким образом, истерическая амнезия может возникнуть неожиданно и в абсолютно разных ситуациях, под действием психологических факторов. Но стоит помнить, что это не смертельное заболевание, и в настоящее существует множество способов, которые помогают выявить нарушения и вылечить, либо вовсе предотвратить появление болезни.

Можно ли вылечить?

Воспроизвести события раннего периода возможно, прибегнув к помощи психотерапевта. Существуют методы работы, при которых человек погружается в состояние транса, его мозг расслабляется и появляются образы детства.

Способы «лечения» детской амнезии:

  • гипноз;
  • свободная беседа;
  • методы психоанализа, когнитивной, поведенческой психотерапии.

Существует информация, которую невозможно воспроизвести по физиологической причине (несформированность определенных центров мозга).

Припоминание с подсказкой

Суть метода в том, что человеку дается слово, связанное с детством. Тот начинает вспоминать все, что имеет какие-то ассоциации. Воспоминания, добытые таким способом, датируются возрастом 3-4 лет. Спустя какое-то время после сеанса человек может припоминать новые события, связанные со словом.

Свободное

Юридическая психология - амнезияПациент в произвольной форме рассказывает о том, что помнит. Ему не даются наводящие слова-маячки.

Упражнение проходит в форме свободной беседы. Сложно определить, относится ли полученная информация к наиболее ранним воспоминаниям.

Эксперименты показывают, что нет существенной разницы между первым и вторым методом. Одним клиентам проще рассказывать, опираясь на ассоциативную память, другие предпочитают свободный рассказ.

Полное

Клиент должен не только вспоминать прошлый опыт, но и записывать его. Этот метод также представляет собой свободный рассказ без подсказок. Он более эффективный: позволяет лучше понять и осознать опыт детства.

Способ трудоемкий, клиент должен потратить много времени на попытки вспомнить и записать информацию. Информация, полученная в результате полого припоминания, более детальная.

Детская амнезия – загадочный феномен, не изученный в полной мере. Экспериментальным путем не удается получить информацию о достоверности воспоминаний.

Существуют методы, позволяющие оживить ранние события в памяти, но к ним следует прибегать только по необходимости. Пережитый осознанный опыт влияет на сегодняшнюю жизнь.

Виды амнезии

В зависимости от того, какие события стираются из памяти, выделяются такие варианты патологии:

  • ретроградная;
  • антероградная;
  • ретроантероградная;
  • фиксационная.

Полная амнезия охватывает все жизненные этапы, такое поражения неблагоприятно в прогностическом отношении, встречается при тяжелых органических поражениях головного мозга.

Своеобразный вариант пробела в воспоминаниях – амнезия детства. Это явление объясняется физиологическими причинами (несформировавшийся головной мозг) и является нормальным явлением. Такая амнезия распространяется на первые 2-3 года жизни. События этого времени не попадают в ячейки долговременной памяти, поэтому воспоминания этого периода отсутствуют.

По характеру течения определяют такие вариации амнезии:

  • стабильная;
  • прогрессирующая;
  • регрессирующая.

Наиболее благоприятен прогноз для регрессирующей формы.

Ретроградная амнезия

Симптом распространяется на отрезок времени, предшествующий заболеванию или травме головы. Это состояние часто бывает следствием повреждения головного мозга травматического характера.

Амнезия может охватывать короткий промежуток в несколько часов, но встречаются ситуации, когда пострадавший забывает большие этапы из жизни, даже факты из своей биографии. При восстановлении сначала вспоминаются события, которые происходили давно, а затем те, что непосредственно предшествовавшие травме.

Антеградная амнезия

Антероградная амнезия сопровождается утратой памяти на происходящее после болезни. Этот симптом возникает при нарушении передачи информации в ячейки долговременной памяти. Характерен для токсического поражения головного мозга, например при передозировке транквилизаторами или снотворными.

Фиксационная амнезия

Сопровождается нарушением фиксации текущих событий. Пациенту трудно запомнить, что он делал пять минут назад, но то, что было с ним раньше помнит отлично. Встречается на терминальной стадии алкогольной зависимости (психоз Корсакова), при энцефалопатиях на фоне токсикомании. Для замещения провалов возникают ложные воспоминания.

Проблема с фиксацией происходящих событий часто сочетается с другими формами амнезии, что характерно для болезни Альцгеймера.

Прогрессирующая нарастающая амнезия

Эта форма нарушения характеризуется постепенным нарастанием симптоматики, больной не воспринимает новую информацию, но и старые воспоминания принимают хаотичный характер. Прогрессирующая амнезия подчиняется закону Рибо: первоначально утрачиваются сведения о последних событиях, а затем исчезает самый ранний период жизни.

Регрессирующая амнезия

Регресс патологических симптомов, связанных с пробелами в памяти бывает при сотрясении головного мозга, состоянии после общего наркоза. Регрессирующая амнезия – следствие гипоксии нервных клеток , сначала восстанавливаются в памяти более ранние события, а затем возвращаются самые недавние воспоминания.

Патогенез

Точный механизм развития такого патологического процесса до сих пор не установлен. Предполагается, что в основе мнестических нарушений лежит повреждение церебральных нейронов, то есть их дисфункция. В таком случае возможна даже полная утрата имеющейся в мозге информации.

Несколько иной тип развития предполагается у психогенной формы заболевания, когда человек утрачивает способность восстановить те или иные события. Другими словами, мозг блокирует некоторые воспоминания по тем или иным этиологическим факторам

При такой форме возможно избирательное выделение воспоминаний, которые для больного по определенным субъективным причинам имеют важное значение

Клиническая картина

Основным симптомом при диссоциированной амнезии является потеря памяти. Расстройство распространяться на некоторые события или целые периоды жизни человека. Оно может составлять от нескольких минут до нескольких месяцев.

Больные не узнают своих друзей, родственников. Изредка они не могут узнать себя в зеркале, не воспринимают себя, как личность. Окружающие больного предметы кажутся ему ненастоящими.

Амнезии сопутствуют следующие симптомы:

  • растерянность;
  • аффективные нарушения;
  • бессонница;
  • дисфункция желудочно-кишечного тракта;
  • головная боль;
  • тревожные расстройства;
  • повышенная потребность во внимании, участии;
  • случаи бесцельного бродяжничества.

Это расстройство затрудняет профессиональную деятельность больного и сказывается на его способности обслуживать себя. У него могут быть репродуктивные нарушения. В тяжелых случаях этому состоянию сопутствуют суициды, аутоагрессия. Возможно развитие зависимости от алкоголя, психотропных средств.

Какие признаки не являются симптомами недуга?

Ведущими признаками диссоциированной амнезии является потеря памяти, связь с психотравмирующим событием. Наличие остальных признаков не является обязательным.

Врач обязательно должен выполнит ряд исследований. Он должен исключит токсическое поражение головного мозга (алкоголь, наркотики, промышленные яды), последствия травмы черепа, а также органические поражения нервной системы.

У этих заболеваний есть следующие отличия:

  • при токсическом поражении отмечается амнезия на события периода отравления, есть запах алкоголя, следы уколов;
  • при черепно-мозговых травмах отмечается ретроградная амнезия, этому сопутствуют симптомы поражения мозга (тошнота, рвота, головная боль);
  • при эпилепсии наряду с потерей памяти отмечаются судорожные припадки, наблюдаются характерные изменения на ЭЭГ;
  • при психических заболеваниях отмечаются бред, галлюцинации.

Все перечисленные симптомы отсутствуют при диссоциативной амнезии.