Образ андрогина в аналитической психологии

Психологическая андрогинность

Современные психологи трактуют андрогинность, как совмещение у одной личности социальных гендерных функций, принадлежащих и женщине, и мужчине. На сегодня уже доказано, что гендерные функции и полоролевые характеристики формируются скорее в семейной сфере адекватно особенностям воспитания мальчика или девочки, также на их формирование оказывает развитие социум, и меньшую значимость имеет заложенные природой половые различия

Хотя нельзя игнорировать важность биологического развития ребенка от зачатия, его воздействие на различие психологического формирования мужчины и женщины

В ходе изучения андрогинности С.Бем, американский психолог, разработала опросник половых ролей и классифицировала всех индивидуумов за четырьмя категориями.

Первая группа людей – маскулинные индивиды, имеют ярко выявленные мужские черты: независимость, напористость, честолюбие, рискованность и др.. Вторая группа – феминные индивиды, у них выражены традиционные характеристики женщины: мягкость, нежность, умение сочувствовать, тактичность, эмоциональность, уступчивость и подобные черты. Андрогины – это третья группа, они имеют признаки андрогинности: особенности соответствующие феминному и маскулинному типам. Четвертая группа – это люди неопределенного типа половой психологической идентичности, не имеют выраженных ни феминных, ни маскулинных черт.

Индивидуум имеет возможность обладать феминными и маскулинными особенностями характера безотносительно к индивидуальному полу. Так женщина может обладать стереотипными маскулинными особенностями: быть агрессивной, твердой, независимой, а мужчина быть нежным, романтичным, сочувствующим. С.Бем обосновала, что феминность и маскулинность – это не взаимоисключающие качества личности. Согласно убеждениям многих психологов индивидуумы, имеющие значительные, одинаково обозначенные мужские и женские индивидуальные характеристики, т.е. черты андрогинности, являются полноценными и целостными личностями. А индивиды с неопределенной половой индентичностью, имеющие низкий коэффициент по обоим категориям, считаются незрелыми личностями.

Психологическая андрогинность не подразумевает под собой только набор качеств феминности и маскулинности, проявление этих качеств в общественном поведении, это также умение быть гибким в выборе поведенческих форм зависимо от всплывающих задач, сложившихся ситуаций, обстоятельств.

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет значимую функцию в адаптивной социализации в сегодняшнем обществе. Она дает умение человеку изменяться и адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам, а не действовать стереотипно, подчиняясь своей полоролевой функции. Андрогины являются высокоустойчивыми к стрессам, благодаря наличию мужских и женских особенностей характера их возможности на самореализацию в разных спектрах деятельности увеличиваются.

В заключение уместно отметить, что андрогинность не есть отклонением от нормы развития, обладатель андрогинных качеств более гармоничен и осознан в принятии себя полноценно, через личное поведение и внешний образ он пытается транслировать в социум свой внутренний мир: чувства, переживания, восприятия, самого себя. Андрогинность есть психически нормальным явлением.

Несколько слов о том, почему люди, для которых свойственна психологическая андрогиния, обладают исключительными творческими способностями.

Несмотря на огромное количество исследований по проблеме творчества, в частности изучение стадий творческого процесса, поиск «идеальной творческой рутины», рассмотрение отношений между творчеством и психическими заболеваниями, очень немногие работы сфокусированы на нескольких важных факторах, которые касаются каждого из нас: пола и гендерного сознания.

В книге «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений», одной из самых важных и глубоких книг по творчеству, когда-либо написанных, известный психолог-новатор Михай Чиксентмихайи рассматривает любопытный и недооценённый аспект творческого мышления — предрасположенность к психологической андрогинии:

Чиксентмихайи подчёркивает, что эту психологическую тенденцию склонности творческих людей к андрогинности не следует путать с гомосексуализмом, потому что дело не в половых предпочтениях, а в психоэмоциональных особенностях:

Образ андрогина в аналитической психологии

Ссылаясь на огромное количество проведённых интервью с успешными и известными представителями творческих профессий (в числе которых учёный-астроном Вера Рубин, легендарный социобиолог Эдвард Осборн Уилсон, философ и педагог Мортимер Адлер, титан социальной политики Джон Уильям Гарднер, оригинальная поэтесса Дениз Левертов и многие другие), Чиксентмихайи пишет:

Грубо говоря, психолог говорит о той гибкости, которую даёт людям психологическая андрогиния.  Преодоление социальных и полоролевых стереотипов ведёт человека к свободе, познанию своего истинного “Я”, возможности осмыслить многообразие этого удивительного мира  и выразить свои мысли и впечатления в творчестве. Помните державинское “Я царь, я раб, я червь, я бог! “? В некоторой степени это о том же, только в более широком контексте.

И об этом, конечно,  нужно знать, и об этом, безусловно, стоит говорить, потому что сила вечного родительского «это для мальчиков, а это для девочек» неиссякаема, а последствия драматичны.

Впрочем, круг вопросов, рассмотренных в книге  «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений», не ограничивается гендерными проблемами. Эта книга —  настоящее откровение, в котором описаны идеальные условия для творческого процесса, разобраны характеристики креативного мышления, рассмотрен процесс взросления творческой личности и приведены бесценные советы молодым людям от опрошенных Чиксентмихайи современных светил науки и искусства. Так что читать, несомненно, стоит.

Обложка: eliza.d/flickr.

Что это такое

В нынешнем обществе традиционные полоролевые функции женщин и мужчин очень смешаны. Часто даже по внешности трудно отличить мальчика от девочки. Что остается говорить о поведении, характере, выборе профессии или других факторах жизни индивида?

Понятие андрогинность в себе несет понимание индивида в аспекте двух полов. Раннее под словом «андрогин» подразумевали интерпретацию термина «гермафродит». В Античной Греции андрогинность обозначала наличие у индивида и мужских признаков, и женских особенностей во внешнем образе.

На сегодня андрогинность не есть явлением, что описывает исключительно физиологический и анатомический аспект личности, она обозначает психосоциальные характеристики. Человек – существо социальное, он с детства впитывает стереотипы полоролевых поведенческих характеристик мальчика или девочки. Так мальчик должен или склонен быть властным, агрессивным, рискованным, напористым, сильным, лидером, независимым, честолюбивым. Стереотипы воспитания девочки это – мягкая, нежная, пассивная, тихая, спокойная, застенчивая, эмоциональная. В современном человеке эти стереотипные полоролевые характеристики смешиваются, стираются.

Признаки андрогинности у мужчин и женщин имеем возможность видеть в некотором игнорировании ролевых стереотипов, интегрировавших в собственную жизнь черты мужской маскулинности и женской феминности. Андрогин – это человек, который имеет мужское и женское во внешности либо не имеет таких черт вообще, в переводе из греческого означает «мужчина-женщина».

Долгое время личность считалась психически здоровой при условии, что ее гендерные особенности соответствовали ее биологической сути, в иных случаях это являлось отклонением от нормы. Теперешние мужчины бывают ласковыми с детьми, чувствительными, романтичными во взаимоотношениях, но властные, жесткие в бизнесе, а женщины, обладая честолюбием, оставаясь лидером в рабочих отношениях, бывают ласковыми, нежными с детьми, мужем. Именно понятие андрогинность и отражает такое гибкое поведение мужчины и женщины, смешанность их полоролевых характеристик.

В андрогинном поведении есть негативные и положительные аспекты. Позитив состоит в том, что андрогин имеет возможность легко адаптироваться к обстоятельствам, отношениям, ситуациям, его поведение более лабильно, чем у особей, что подвластны стереотипным принципам, традиционным пониманиям мужско-женских ролей.

Человек с андрогинностью способен более качественно реализовывать свою чувствительность, эмоциональность, привлекательность. Его интимное поведение более расковано, имеет положительное расположение к интиму, такой человек менее предрасположен к критике других.

В чем негатив андрогинности в поведении? Главная проблема андрогинности — это сложности в отношениях с личностями традиционных взглядов. Такие люди часто одиноки, поскольку людям с андрогинностью очень сложно найти пару среди особей противоположного пола.

«Мужественная» женщина или «женственный» мужчина не будут иметь привлекательность для противоположного пола, они имеют меньше шансов иметь близкие отношения, вступить в брак, создать семью. Также об андрогинном поведении в социуме складывается мнение, как об отклонении от нормального, о нарушении половой ориентации, отклонении от половой идентичности. Но стоит понимать, что андрогинность – это не гомосексуальность или транссексуальность, это форма нестандартного поведения особей женского и мужского пола в социальном формате.

Когда андрогинность продиктована патологией

Образ андрогина в аналитической психологии

Необходимо знать, что внешний вид и состояние здоровья женщины в большей степени зависит от уровня гормонов. Когда все сбалансировано, то и волосы будут здоровыми, и кожа чистой, организм будет работать без сбоев. На самом деле, это зависит от продуцирования определенного количества мужских гормонов андрогенов. Они влияют на то, чтобы у девушки начинались изменения во время пубертатного периода, также они оказывают воздействие на функционирование половой системы. Андрогены на постоянной основе находятся в женском организме, однако, они не влияют на состояние здоровья и внешний вид девушки. В ситуации, когда внутри организма происходит определенный сбой, уровень андрогенов повышается, может возникать андрогинность у женщин.

Для андрогенизации характерно наличие таких проявлений:

  • изменения в характере;
  • начало выпадения волос;
  • изменение голоса, его тембра;
  • появление волосков в непривычных местах, в частности, на груди, лице и животе, волоски при этом темные и жесткие;
  • появление проблемной кожи;
  • психологические проблемы – может начаться депрессия;
  • появление патологических процессов в половой системе, а именно бесплодия, поликистоза яичников, увеличение размеров клитора;
  • эндокринные проблемы, а именно развитие сахарного диабета, ожирения, ухудшение липидного обмена;
  • сбой цикла менструации;
  • повышенное влечение к представителям противоположного пола.

Когда возникают подозрения, указывающие на развитие андрогенизации, необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Не нужно пытаться самостоятельно справиться с данным состоянием, так как теряется драгоценное время и можно досидеть до развития серьезных последствий, избавиться от которых будет гораздо сложнее. После того, как врач лично осмотрит пациентку, опросит ее жалобы, он назначит проведение определенных анализов. В первую очередь, будет необходим анализ крови на гормоны, также выпишет анализ крови на сахар (чтобы исключить наличие сахарного диабета), назначит и УЗИ малого таза, чтобы проверить, не появился ли поликистоз яичников.

Лечение должно быть под контролем врача, после того, как диагноз будет подтвержден. Основные силы направят на устранение причины, которая спровоцировала процесс андрогенизации.

  1. Если патология произошла по вине приема гормональных препаратов, то необходимо прекратить их пить, заменить на другое средство.
  2. Если всему виной проблемы с печенью, то лечение должно быть направлено на восстановление функционирования данного органа.
  3. Если все дело в нехватке витаминов, то назначается витаминотерапия.

Когда фактор, который повлиял на рост мужских гормонов, будет устранен, врач приступит к лечению самой андрогенизации. Для того, чтобы нормализовать гормональный фон, как правило, назначают Ярину или Диане — 35. Также может назначаться Метипрет или Дексаметазон. Данные препараты не уменьшат уровень мужских гормонов, но повысят уровень женских, из-за чего баланс будет нормализованным.

Важно исключить самостоятельное лечение, ведь можно не рассчитать дозировку и совсем уничтожить мужские гормоны в своем организме. А это приведет к большим последствиям, так как андрогены влияют на ряд функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности женщины.

https://www.youtube.com/embed/XxAC-5s4O5s. Как видите, в большинстве случаев, андрогинность – это вариант нормы

За исключением случае, вызванных проблемами со здоровьем. Андрогины адаптированные к жизни в обществе. Они имеют гармонию с внешним миром. Возможность совмещать в себе мужское и женское начало может оказывать положительное воздействие на человека, его место в обществе, карьеру и личную жизнь

Как видите, в большинстве случаев, андрогинность – это вариант нормы. За исключением случае, вызванных проблемами со здоровьем. Андрогины адаптированные к жизни в обществе. Они имеют гармонию с внешним миром. Возможность совмещать в себе мужское и женское начало может оказывать положительное воздействие на человека, его место в обществе, карьеру и личную жизнь.

Откуда берет начало андрогинность в личности?

Андрогинность — это не только внешние качества. Признаки этого состояния появляются из душевных «глубин»: сначала формируется мировоззрение, его тип поведения, повадки и манеры. Если мальчик в юном возрасте имеет женские черты поведения и внешность, то будучи взрослым мужчиной, скорее всего, у него будет ласковый и нежный характер. Психологи же отмечают, что изменение в самоидентификации человека имеет ряд причин: физическое или психологическое отсутствие одного из родителей, непринятие себя, психологические травмы, гиперопека родителей в отношении мальчиков, требовательное воспитание девочек. Поэтому вырастая девочки становятся мужественными, а мальчики — женственней.

В религии и философии

В религиозной мифологии многих народов упоминается, что первый человек был создан андрогином, и лишь затем был разделён на мужчину и женщину.
Такова одна из талмудических трактовок первых глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и женщиной», то есть андрогином (Быт. ), а затем разделил его на двух разнополых существ, отделив женщину от бока мужчины (), причём слово ивр. ‏צלע‏‎ омоним и означает не только «ребро», но и «сторона». Бердяев отмечает аналогичную концепцию в каббале: «Человек заслуживает это имя лишь постольку, поскольку он объединяет в себе мужчину и женщину. Адам, верно отражающий Адама высшего или первичного, должен был, в согласии с этой моделью, объединить в себе мужское и женское начала. И первоначально он был создан андрогином». Но, следует отметить, что контекстный и грамматический анализы Священного Писания позволяют более или менее достоверно утверждать, что в Книге Бытия речь напрямую не идет об андрогинности первоначального Адама. Так, в следующем после () «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» написано буквально (): «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, …», что указывает на множественное число древнееврейских местоимений «им»/«их», на способность размножаться, что для одного андрогина не представляется возможным, и носит, скорее всего, резюмирующий и вводный характер по отношению к последующей истории сотворения Евы из ребра Адама.
Однако, другие авторы, в частности Фрезер, объясняют эту несостыковку тем, что библейский миф о сотворении является компиляцией нескольких источников поздним автором.

По мнению Бердяева, религиозные мистики чувствовали андрогинизм нового Адама — Христа. Этим объяснялось отсутствие в абсолютном человеке жизни пола, похожей на жизнь человеческого рода. Иисус вновь соединил мужское и женское в единый андрогинный образ.Якоб Бёме показывает, что учение о человеке как андрогине делает понятным, почему Иисус Христос, абсолютный и совершенный человек, не знал женщины, подобно Перво-Адаму: «Адам был мужчиною, равно как и женщиной, но и не тем, и не другим, а девою, исполненною целомудрия, чистоты и непорочности, как образ Божий; он имел в себе и тинктуру огня и тинктуру света, в слиянии которых покоилась любовь к себе как некий девственный центр; чему и мы уподобимся по воскресении мертвых, ибо, по слову Христа, там не женятся и не выходят замуж, а живут подобно ангелам Божиим».

Немецкий теолог Франц Баадер видел в восстановлении утерянной первоначальной андрогинной природы человека цель брачной любви: «Андрогин есть единство формообразующих принципов или органов или же соединение общеродовых способностей в одном теле. Это понятие не связано ни с импотенцией или бесполостью, ни с гермафродитизмом как его противоположностью, то есть с сосуществованием в одном теле обоих полов.» «Так, тайна и таинство истинной любви в том, чтобы взаимно помогать друг другу восстановить каждому в себе андрогина как целостного и чистого человека, который не есть ни мужчина, ни женщина, то есть не нечто половинчатое»

По мнению религиозного философа Александра Бриллиантова «Уже в самом воплощении и рождении Христос уничтожает первое и главное разделение природы человеческой на мужской и женский пол. Через бессеменное зачатие и нетленное рождение Он разрушает законы плотской природы, показывая, что Богу был, вероятно, известен иной способ размножения людей, отличный от нынешнего, и устраняя самым делом различие и разделение человеческой природы на полы.»

Бердяев считал, что: «Не мужчина и не женщина есть образ и подобие Божье, а лишь андрогин, целостный человек. Дифференциация мужского и женского есть последствие космического падения Адама. Образование Евы повергло старого Адама во власть родовой сексуальности, приковало его к природному „миру“, к „миру сему“. „Мир“ поймал Адама и владеет им через пол, в точке сексуальности прикован Адам к природной необходимости. Власть Евы над Адамом стала властью над ним всей природы. Человек, привязанный к Еве рождающей, стал рабом природы, рабом женственности, отделенной, отдифференцированной от его андрогинического образа и подобия Божьего. Мужчина пытается восстановить свой андрогинический образ через сексуальное влечение к утерянной женской природе.»

Маскулинность и феминность в современном мире

В традиционной теории маскулинности-феминности представления о гендерах были прямо противоположны друг другу. Виды деятельности, качества личности, функции

Особое внимание нужно уделить последнему. Женщину всегда воспринимали как зависимую от мужчины

Она во всем подчинялась ему. В современной теории мужские и женские функции признаны взаимодополняемыми. Наблюдается кризис маскулинности и фемининности: представители полов поняли, что не обязаны быть заложниками гендерных стереотипов. Они не должны соответствовать классическим представлениям о мужчине и женщине. Единственное, что они должны – жить в гармонии с собой, быть счастливыми.

Феминность и маскулинность – что это такое в современном представлении? Это две части одного целого. Люди готовы разрушать стереотипы, бороться за равенство полов. Разрушение старой модели выглядит как пугающая маскулинизация женщин и феминизация мужчин.

Большинство людей пребывает в состоянии стресса, неопределенности. Например, женщины ждут рыцарства от мужчин, но при этом на работе они соперничают с ними на равных. Трансформация представлений о мужском и женском образе коснулась всего: социальные роли, функции, внешний вид, поведение. Практически не осталось тех противоположностей, что были в классической теории. Граница между мускулинностью и феминностью стирается, мы приходим к андрогинности.

Примечания

  1. Bem S., Martyna W., Watson C. Sex typing and androgyny. — Journal of Personality and Social Psychology, 31, 1975. P. 634—643.
  2. Яна Белова [https://pressa.irk.ru/sm/2009/04/024002.html «Мужчина или женщина?» — спрашивают фанаты] // СМ Номер один : газета. — 5 февраля 2009.
  3. Шик И. А. [https://actual-art.spbu.ru/testarchive/10377.html Рецепция мифа об андрогине в сюрреалистической фотографии] // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 760—767. — ISSN 2312—2129

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы заметно усложняют изучение проблемы гендера. Стереотипы мешают видеть реальные психологические характеристики полов. Например, вненаучными признаны следующие суждения о женщинах (в сравнении с мужчинами):

  • обладают специфической логикой, чрезмерной эмоциональностью, мужчины же мыслят аналитически;
  • имеют более низкий уровень самоуважения;
  • более внушаемые;
  • лучше справляются с рутинными, мелкими задачами;
  • подвержены влиянию генетики, а мужчины – среды;
  • имеют наиболее развитое слуховое восприятие, а мужчины – зрительное;
  • склонны к пассивному образу жизни, мужчинам нужна активность.

Гендерные стереотипы становятся причиной сексизма, мешают корректно выстраивать взаимоотношения между полами. Стереотипы мешают самореализации, развитию каждого отдельного человека. Они ограничивают возможности, сдерживают потенциал.

Психологические исследования показали, что биологическая разница полов не определяет специфику поведения детей. Это родители, общество диктует мальчикам и девочкам, как они должны себя вести. Швейцарский психиатр, педагог Карл Густав Юнг считал, что в каждом человеке от рождения есть мужское и женское начало, но в процессе социализации, под влиянием общества, в том числе гендерных стереотипов, субъект утрачивает целостность.

Самые популярные модели-андрогины

В наше время довольно много популярных андрогинных блогеров и моделей-андрогинов. Родом они из самых разных стран.

Саския де Брау

Образ андрогина в аналитической психологииОбраз андрогина в аналитической психологииОбраз андрогина в аналитической психологии

Популярная 37-летняя нидерладская модель, художница. Её мужские черты стали востребованы уже в 16 лет, к 30 годам она стала более популярней ввиду своих качеств. В 2011 году ею заинтересовались Givenchy и Eres Swimwear. Также в этом году Саския де Брау приняла участие в показах Daks, Matthew Williamson, Reed Krakoff, Balenciaga. В декабрьском Muse Magazine была опубликована фотосессия с участием модели. Еще модель в этом же году появилась на обложке и страницах мартовского Vogue.

Андреа Пежич

Образ андрогина в аналитической психологииОбраз андрогина в аналитической психологииОбраз андрогина в аналитической психологии

27-летняя модель Андреа Пежич (Андрей Пажич) с самого детсва мечтала быть девочкой. До коррекции пола принимала участие в мужских и женских показах, впоследствии приняла решение ограничится лишь женскими коллекциями известных модных домов. В 2010 году Андреа подписала свой первый контракт с лондонским агентством Storm Models и спустя короткое время появился на обложке журнала Dazed & Confused. За этим последовали съёмки для Arena Homme Plus, Wonderland, Oyster» и Vogue Paris.

Роджер Гарт

Образ андрогина в аналитической психологииОбраз андрогина в аналитической психологииОбраз андрогина в аналитической психологии

38-летний итальянский модель-андрогин впервые появился на телеэкранах в возрасте четырёх лет. Многие пишут, что у него ангельское лицо, именно за женственность лицевых черт Гартом интересуются Calvin Klein, Prada, Versace, Dior и многие другие. Роджер по ориентации гетеросексуал, у него было множество романов с женщинами, кроме этого, с одной из них есть совместный ребенок.

Агнесс Дейн

Образ андрогина в аналитической психологииОбраз андрогина в аналитической психологииОбраз андрогина в аналитической психологии

Буйная 35-летняя британка Агнесс Дейн постоянно меняет цвет волос или сбривала их, также девушка легко примеряла на себя мужскую «шкуру». Моделью интересуются Vogue, Shiseido, Burberry и Cacharel.

Общие сведения

Образ андрогина в аналитической психологии

Андрогинность у мужчин и женщин — это демонстрация истоков противоположного пола. В определенных ситуациях парень может демонстрировать женственность, девушка — мужские качества. Данное явление может проявляться, как психологически, так и физически. Еще совсем недавно понятие андрогинности рассматривалось в качестве синонима гермафродитности. Однако, психоаналитики пришли к выводу, что второе явление является физиологическим, тогда, как первое затрагивает психическую сторону жизни человека.

Данное отклонение связано с определение стереотипного поведения, отличимого у разнополых людей. Мужчины — сильные, девушки — заботливые. На нормы поведения человека могут влиять различные факторы, стереотипы начинают смешиваться, тогда возникают трудности в определении половой принадлежности, за счет чего формируется психологический тип андрогинности, впоследствии он проявляется и внешне.

Любое отклонение от нормы рассматривалось, как подозрительное. Сегодня многие мужчины могут быть заботливыми, а женщины сильными и независимыми. Однако, данное проявление не является признаком андрогинности, так как внешне эти люди ничем не отличаются от других представителей своего пола.

Возникновение андрогинности может зависеть от воспитания, а также от круга общения отдельно взятого индивидуума. На основании этих фактов, психолог Бем сумела определить такие категории людей:

  • маскулинные – индивиды, которые имеют выраженное мужское начало;
  • феминные — выраженное женское начало;
  • андрогинные — индивиды, которые объединяют черты поведения обоих полов;
  • неопределившиеся – индивиды, которые не могут решить, какой тип поведения использовать.

В современном мире индивид может иметь, как феминные, так и маскулинные черты, выбирать то поведение, которое ему подходит в конкретной ситуации, при этом оставаться нормальным со стороны общества. Сегодня это качество помогает людям подстраиваться под разные жизненные обстоятельства.

Необходимо понимать, что транссексуальность или гомосексуализм не являются андрогинностью.

В зависимости от того, чего именно не хватает конкретному человеку, он присоединяет недостающие черты к своему образу, практически становится чем-то средним. Есть понятие унисекс, ситуация, когда парень и девушка выглядят одинаково, имеют схожие повадки

Важно учитывать, что с физической точки зрения остаются представителем своего пола

Женщина вынуждена быть напористой, если хочет добиться успеха в жизни, мужчина — быть романтичным, если хочет построить продолжительные отношения.

Теория андрогинности

Существует древнегреческий миф о людях-андрогинах. Философ Платон их описывал идеальными двуполыми существами, которые имели наглость посягнуть на могущество богов и дабы уберечь себя от посягательств андрогенов Зевс разъединил их на разные части. Так в мире возникли женщина и мужчина, и не сумеют они почувствовать себя полноценными, пока не отыщут свою половинку.

Основоположником теории андрогинности принято считать психолога Сандру Бем, хотя до нее этим вопросом интересовался Карл Юнг. Согласно работам Юнга психика человека от природы андрогинна. Идея единства анима и анимуса, женского в мужском и мужского в женском была ключевой в архитепическом взгляде на психологическую бисексуальность. Архетип «анима-анимус» проявлен в непрожитых, вытесненных качествах и чертах индивида, которые имеют в себе значительную энергию и потенциал для самореализации личности. Осознавание внутреннего мужчины женщиной, а мужчиной внутренней женщины есть важным шагом к полноценной гармоничной жизни и личностному качественному росту.

Сандра Бем настаивала, что андрогинность улучшает шансы полноценной адаптации в социальном мире. В 1970 году психолог разработала концепцию андрогинности, согласно которой подпадали под сомнение убеждения о противоположности и взаимоисключаемости гендерных ролей. С.Бем разработала опросник для диагностики людей, согласно их полоролевых функций. Индивиды с андрогинностью имеют значительный коэффициент мужских и женских свойств. «Феминные» личности имеют больше женских черт и меньше мужских, «маскулинные» — больше мужских характеристик и меньше женских, те, кто имеют одинаково низкие коэффициенты феминности и маскулинности называются «недифференцированные».

Согласно данной теории Бем подчеркивала важность согласования маскулинных и феминных показателей для полноценной социализации личности. Мужественность и женственность не конфронтируют между собой, а есть одинаково важными и привлекательными для общественной среды

И личность, которая имеет характеристики только своего природного пола, представляется менее адаптирована к жизни. Со временем С.Бем согласилась, что теория андрогинности неидеальна и не совсем адекватна реальности. Так как проблема андрогинности не столько в изменении индивидуальных особенностей, сколько общественных.

Диагностика

Образ андрогина в аналитической психологии

Первое крупное исследование андрогинности принадлежало Сандре Бем. Она выделила три психологических пола: маскулинность, фемининность и андрогинность. Автор даже разработал тест для диагностики состояния.

Попробуйте и вы пройти диагностику. Ответьте «да» или «нет» на следующие утверждения (насколько для вас оно верно):

  1. Я уверен в себе.
  2. Я могу пойти на уступки.
  3. Я умею помогать.
  4. Я умею отстаивать свое мнение.
  5. Я жизнерадостен.
  6. Я угрюм.
  7. Я независим.
  8. Я застенчив.
  9. Я совестлив.
  10. У меня атлетичное телосложение.
  11. Я бываю нежным.
  12. У меня хорошие актерские способности.
  13. Я могу быть настойчивым.
  14. Иногда поддаюсь лести.
  15. Удача сопутствует мне.
  16. Я могу назвать себя сильной личностью.
  17. Если я чем-то увлечен, то предан этому.
  18. Непредсказуемость – мое второе «Я».
  19. Я сильный.
  20. Бываю женственным.
  21. На меня можно положиться.
  22. Я умею анализировать.
  23. Я знаю, что такое сочувствие, могу его проявить.
  24. Ревную.
  25. Я – лидер.
  26. Могу о ком-то позаботиться.
  27. Я прямолинейный и правдивый.
  28. Люблю рисковать.
  29. Я понимаю других.
  30. Я скрытен.
  31. Умею принимать быстрые решения.
  32. Знаю, что такое сострадание, могу его проявить.
  33. Стараюсь быть искренним.
  34. Я полагаюсь только на себя.
  35. Я способен утешить.
  36. Я тщеславный.
  37. Люблю власть.
  38. У меня тихий голос.
  39. Я привлекательный.
  40. Я мужественный.
  41. Я сердечный.
  42. Я важный.
  43. У меня всегда есть своя позиция.
  44. Я мягкий.
  45. Я умею дружить.
  46. Часто бываю агрессивным.
  47. Слишком доверчив.
  48. Я малорезультативен.
  49. Я могу повести за собой.
  50. Склонен к инфантилизму.
  51. Я легко адаптируюсь к новым условиям.
  52. Я – индивидуалист.
  53. Я не люблю ругаться.
  54. Я не систематичный.
  55. У меня присутствует дух соревнования.
  56. Я люблю детей.
  57. Я тактичен.
  58. Я амбициозен.
  59. Я спокойный.
  60. Я склонен к формальностям, поддержанию условностей.

Теперь сравните ответы с ключом:

  • Маскулинность («Да»): вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
  • Фемининность («Да»): вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Посчитайте балл совпадений по каждой шкале и вычислите общий индекс (ИС) по формуле: (фемининность – маскулинность) : 2,322.

Определите результат:

  • от -1 до +1 – андрогинность;
  • меньше -1 – маскулинность;
  • больше +1 – фемининность.

Что это такое

Сам термин можно перевести как «мужчина-женщина». Андрогин – индивид, одновременно демонстрирующий женские и мужские черты или вовсе не демонстрирующий принадлежность к полу. Некоторые представители сами так говорят о себе, но я не уверена, что такое может быть. Все-таки человеческому роду известны два гендера, и хоть какой-то из них или оба дадут о себе знать. Пустоты быть не может.

Андрогинность – соединение в одном человеке женского и мужского начала. Но не в той форме, как это есть в каждом человеке, а сведение и того, и другого к среднему. Это вариант гендерной идентификации человека.

Андрогинность проявляется:

  • во внешности: короткая стрижка у девочки или длинные волосы у мальчика;
  • одежде единого размера и стиля унисекс;
  • телосложении, например, атлетическое телосложение у девушек;
  • поведении, выборе социальных ролей.

Изначально андрогинами называли юношей, внешне демонстрирующих принадлежность к женскому полу. В современном понимании так же могут сказать о девочках, демонстрирующих маскулинность, и человеке любого пола, отрицающего ролевые стереотипы. Например, о том, что мальчики должны быть сильными и грубыми, а девочки слабыми и послушными.

Так называемая социальная андрогинность действительно встречается чаще. Ей предшествует борьба за равноправие полов, увлеченность женщин карьерой. И это не так плохо. Мужчины бывают нежными с любимой женщиной и детьми, а женщины решительными в рабочих вопросах. Это необходимо для полноценной самореализации. Но вместе с тем другие черты, характерные для пола, перевешивают.

Я тоже против стереотипного воспитания, каждый человек должен обладать психологической и гендерной гибкостью. Но иногда к психологической андрогинности присоединяется сексуальная дезориентация. Потеря сексуальной идентичности – это проблема.

Характеристика

Образ андрогина в аналитической психологии

Есть, как положительные, так и отрицательные черты. К положительным относятся:

  • возможность подстраиваться под любой круг общения;
  • лабильность человеческой психики;
  • возможность демонстрировать свою чувственность, а также эмоциональность;
  • в интимном плане человек становится раскрепощенным.

К отрицательным относят:

  • тяжелые взаимоотношения с приверженцами стандартных взглядов;
  • сложности в построении отношений с противоположным полом, далеко не каждый мужчина захочет видеть рядом с собой сильную мужеподобную женщину;
  • андрогин может не восприниматься обществом, как полноценная личность.

Признаки андрогинности у мужчин могут быть следующими:

  • использование макияжа, который придает женственности;
  • ношение одежды такого фасона и цвета, по которым не возможно определить половую принадлежность;
  • волосы длиной до плеч и ниже;
  • худощавое телосложение;
  • наличие мягких жестов.

В культуре

Изображение алхимического андрогина-ребиса XV в.; из собрания Баварской государственной библиотеки

Черты двуполости — изображение божеств определённого пола с особенностями противоположного пола можно встретить в иконографии многих народов. Такова, например, бородатая Афродита и Афродита с мужским половым органом. Древние греки чтили в числе других богов Гермафродита — сына Гермеса и Афродиты, в нём совмещались женские и мужские черты.

В пантеоне богов ведийской и брахманистской Индии выделяется Адити — божественная корова-бык, мать и отец богов. Там же видное место занимает Праджапати, создавший всё из самого себя. Египетский бог Ра, совокупившийся сам с собой, породил других богов, людей и весь мир. Своеобразным вариантом андрогинов являются персонажи, предстающие то в мужском, то в женском облике. Так, небесное существо Пулугу (в андаманской мифологии) в южной части архипелага принадлежит мужской природе, в северной — женской.