Аниматизм
Анимизм — интересные факты
Анимизм — вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.
Интересные факты, связанные с анимизмом:
- Великий математик Пифагор — первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
- Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
- Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
- Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.
Анимисты
Как у научной доктрины, век у анимизма оказался недолгим, тому способствовала развенчавшая анимизм как несостоятельную доктрину критика, высказываемая ученым сообществом.
Основной проблемой анимизма стало его узконаправленное видение – в процессе исследований было доказано, что религии не ограничиваются лишь верованием в существование духов, душ.
Потому современная наука обобщает под термином анимизм все верования первобытных обществ, которые и поныне существуют в разных уголках нашей планеты.
Возникший термин «анимисты» восходит к тэйлоровскому варианту понимания ранних форм религий как анимизма. Анимистами принято считать аборигенов Африки, американских континентов, Австралии и Океании, адептов местных религиозных верований.
Кроме того анимизм имеет особое влияние и в странах Азии, например, к ярко выраженной анимистической религии относят японский синтоизм или синто.
В Российской Федерации анимизм присущ многочисленным малым народам, среди которых можно выделить:
- народы Дальнего Востока (орочи, нанайцы, негидальцы, ульчи, нивхи, коряки, якуты);
- народы Сибири (эвенки, юкагиры, тофалары, хакасы, ханты, манси, кеты, ненцы и др.).
По своей сути анимизм – логически выстроенная система, имеющая ряд основных идей.
Так, анимисты считают, что человеческая жизнь не прерывается после смерти, а продолжается в мире загробном, соответственно души могут, как отправиться в мир иной, так и пребывать в мире людей, перейдя в предметы, представителей животного мира и даже вселяясь в человека (так возникло понятие одержимости).
В случае вселения духа в предмет-фетиш, такой предмет приобретает сакральность, становится магическим.
Разнообразные церемонии, жертвоприношения и ритуальные действия совершаются анимистами с целью умилостивить духов, поскольку злой дух может вредить не только разозлившему его человеку, но и племени в целом.
Среди основных понятий анимизма – перевоплощение, то есть душа умершего имеет возможность впоследствии оказаться в новорожденном ребенке или детеныше.
Вся система верований, согласно которой дух может воплощаться в животных или людях – это тотемизм. Тотемизм предполагает, что каждый человек или племя могут иметь свой тотем, дух нашедший воплощение в животном. Тотем во всем оказывает помощь человеку, спасает в случае опасности.
В качестве основного догмата выступает разделение мира на духовный и физический. При этом существование мира духовного признают все эзотерики, только называется он иначе – астралом, информационным полем и пр.
Таким образом, исследование анимизма дает возможность рассмотреть, в чем лежат истоки и каковы механизмы различных эзотерических практик.
Исследователи выделяют такую характерную для анимизма черту, как схожесть анимистических верований и распространенность их среди племенных общин, никогда не имевших контактов между собой и проживающих на разных материках.
Ученые полагают, что столь широкое распространение анимистических верований произошло потому, что именно анимистическое представление о мире, окружающем человека наиболее объективно и истинно, и не зависит от географического расположения общины, практикующей анимистическое верование.
Примеры Анимизма
Тотемизм рассматривается как подкатегория анимизма. Точно так же фетишизм – это приписывание силы объекту, например, в магии вуду. Практикующие вуду служат духам и имеют дело со скрытым миром тайн, призраков, невидимок и ангелов.
Шаманизм также рассматривается как подкатегория анимизма. Исследователи утверждают, что шаманы общаются с духовным миром и входят в него, погружаясь в транс. Они верят, что чтобы вылечить болезнь в теле, им нужно сначала исцелить душу. Опытные шаманы «общаются» с доброжелательными духами, в то время как менее искусные, или черные шаманы, часто полагаются на помощь злых божеств.
Тотемизм
Похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных, которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же — только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя. Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.
Современная точка зрения
В 1960 году антрополог А. Ирвинг Хэллоуэлл опубликовал свое эссе «Онтология, поведение и мировоззрение оджибве» (оджибве – индейский народ, ныне расселённый в резервациях США – прим. ред) . Автор провозгласил, что оджибве в Северной Америке приписывают такие качества человека, как чувствительность, умение общаться и личный выбор, таким вещам, как погода, кухонная посуда, камни и т. д.
Антрополог Нурит Берд-Дэвид находилась под влиянием работы Хэллоуэлла. В 1999 году она опубликовала статью, основанную на предпосылке Хэллоуэлла, и добавила, что, возможно, душа человека не жесткая и не привязана к конкретному индивиду. Автор далее утверждает, что душа определяется ее отношениями с ближними и с окружающей средой.
В 2005 году антрополог Грэм Харви опубликовал свою книгу «Анимизм: уважение к живому миру» и высказал оригинальное мнение, что не все люди являются людьми. Он также определил анимизм с точки зрения отношений между вещами.
Шаманизм
Не менее интересным является и явление шаманизма, которое, несмотря на свою древность, практикуется и по сей день. Шаманы проводят свои ритуалы, во время которых впадают в транс и общаются с миром духов. Цели подобных обрядов довольно разнообразны:
- Принесение удачи на охоте.
- Исцеление больного.
- Помощь племени в сложной ситуации.
- Предсказание грядущего.
Рассмотрим особенности анимизма и шаманства. Оба религиозные верования связаны с миром духов, однако если первый подразумевает под собой веру в их существование и непосредственное участие в человеческих судьбах, то шаманы, погружаясь в транс, общались с этими нематериальными существами, спрашивали у них совета, просили помощи.
Именно поэтому шаманам нередко приписывались функции жреца, их уважали и почитали.
Теории Анимизма
Развитие и понимание примитивных культур и религий произошло после того, как европейские исследователи открыли для себя Африку, Индию и Новый Свет — Америку и Австралию. Эти колонизаторы принесли с собой свою религию – христианство и использовали свои собственные стандарты и понимание религии и культуры как критерий для новых цивилизаций, с которыми они столкнулись.
По словам авторов, написавших об этом периоде, колонизаторы были в основном миссионерами. Благодаря своим личным взглядам, миссионеры помечали культуры как примитивные, если аборигены приписывали души вещам (предметам, животным) и верили, что эти «духи» способны общаться с людьми и влиять на их повседневную жизнь.
Литература
- Справочники
- // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 25. — 840 с.
- Анимизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Красников А. Н. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Монографии
Тайлор Э. Первобытная культура / пер. с англ.. — 1871.
Формы
Рассмотрим формы анимизма, древнейшей из которых была вера в то, что за каждым явлением природы стоит собственный дух. Будучи не в силах понять сущность того или иного стихийного бедствия, древние люди начали одухотворять силы природы, полагая, что каждой из них управляет дух.
Постепенно духи становятся разумными, наделяются внешним обликом, характерными чертами характера, появляются мифы и целая система мифологии, в рамках которой человек стремился объяснить окружающий его мир. Анимизм, постепенно развиваясь, перешел в политеизм, характерный Древнему Египту, Греции, Риму, славянским странам и многим другим.
Важнейшая особенность анимизма – подразделение мира на материальный и духовный. Поэтому еще одна форма верования – убежденность в существовании некоего загробного мира, куда попадает человеческая душа после смерти тела. Интересно, что схожие представления проявляются у древних народностей, которые были географически разобщены друг от друга.
Анимистический образ жизни
Различные анимистические подкатегории связаны с первоначальным желанием человека выжить и получить конкурентные преимущества через общение с духовными существами. Чтобы выжить, людям было необходимо есть мясо животных, даже если они считали их священными.
Анимисты также выразили свое родство с растительной жизнью. Иными словами, последователи некоторых направлений анимизма старались по возможности не употреблять в пищу те или иные сорта растений.
Для европейцев в эпоху открытий цивилизация была конечной целью. Они однозначно верили в превосходство развитого общества. С их точки зрения, все, что отличалось от их идеала, было неполноценным, и его нужно было изменить. Но какое влияние европейская цивилизация оказала на «примитивные» народы?
С современным движением к гармонии с природой и духовным миром, кажется, мы возвращаемся к нашим «варварским» истокам. Но в каком случае человек действительно достиг своего идеала: в развитом обществе, которое превозносит нарциссизм и жадность, или раньше – когда он пытался жить в родстве со всеми живыми существами?
Анимизм как религия
В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм — это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.
Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.
Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:
- Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
- Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
- Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.
Магия и шаманизм
Магия — четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.
Тотемизм
Термин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.
Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.
Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:
— запрет на убийство тотемного животного;
— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);
— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;
— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.
Анимизм
Впервые понятие «анимизм» появилось в научных трудах в 1708 году, когда известный германский ученый Георг Шталь назвал этим определением верование в душу как в безличное начало, что является основой и залогом всех жизненных процессов. Современные исследователи под анимизмом понимают все верования, основанные на вере в существование нематериальных духов. Анимизм является одной из самых первых и всеобъемлющих религий, так как к этому верованию можно отнести все религии, основанные на существовании высших сил, духов, а также бессмертных душ.
Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.
Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.
Происхождение анимизма
Историки верят, что анимизм неотъемлем от духовной природы человека и что он проявлялся ещё у человекоподобных обезьян в эпоху палеолита.
Духовную природу человека пытались определить и философы, и религиозные деятели.
Около 400 г. до н. э. древнегреческий философ и математик Пифагор говорил о связи между душой каждого человека и божественной душой. Он верил, что у людей и неодушевлённых объектов есть общая душа.
Считается, что Пифагор почерпнул эти идеи у древних египтян. У тех глубокое почитание жизни в природных явлениях, а также персонификация смерти и идея о смерти как новом начале говорили о твёрдой идее анимизма.
Древнегреческий философ Аристотель в своём сочинении «О душе» (350 г. до н. э.) определил живые вещи как те, у которых есть душа.
Идея anima mundi или природной души мира была придумана этими древнегреческими учёными. Согласно ей у Вселенной есть душа, которая присутствует во всех предметах и живых организмах.
Поэтому они все взаимосвязаны, точно также как душа и тело человека. И Вселенная управляется духовными законами, а не законами механики.
Идея души мира была предметом изучения многих философов и учёных вплоть до 19 века, пока она не была чётко определена. И хотя многие философы пытались обозначить связь между миром природы и сверхъестественным миром, термин «анимизм», как мы его понимаем сейчас, возник лишь в 1871 г.
Английский культуролог Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917) использовал его в своей книге «Первобытная культура» для определения древних религиозных практик.
Английский культуролог Эдуард Бернетт Тайлор
Анимизм в психологии
Психология как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно и возникновению ее предпосылок можно считать весь мировой многовековой опыт людей в познании своей души. Анимизм в психологии — это такая картина мира, в которой вся существующая реальность «одухотворена» и имеет чувства и эмоции. Психология анимизма ярко выражена в феномене детского мышления, открытом швейцарским психологом-философом Ж. Пиаже. Ребенок считает, что если он чувствует, то и все что его окружает, обладает чувствами. Детский анимизм – особенности:
- Оценивание детьми неживых объектов как одушевленных.
- Движущийся предмет усиливает анимистическое представление ребенка, тогда как лежащий может восприниматься как неживой.
- Пик анимистического мышления приходится на 5 лет (угасание к 7-летнему возрасту).
О природе
Анимизм — религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные — ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.
Основное в теории Тейлора
В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.
Теория возникновения религий Тайлора
Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе, как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.
Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.
Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.
Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».
Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:
- магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
- аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
- дологический мистицизм, характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).
Ранние теории
Сэр Эдвард Тэйлор опубликовал книгу под названием «Первобытная культура» в 1871 году, в которой описан предполагаемый переход религии от анимизма к политеизму, а позже – монотеизму. Тэйлор оценивал культуру по стандартам Европы 19-го века и поэтому рассматривал анимизм как ошибочную религиозную систему.
Тэйлор предполагал, что примитивная система верований со временем развивалась и становилась более сложной. Учение дополнялось обрядами, призванными повлиять на божеств и демонов. Некоторые ученые полагают, что Тэйлор, возможно, был слишком оторван от культур с анимистическими убеждениями и не понимал, насколько фундаментальны их религиозные взгляды и насколько они связаны с повседневной борьбой за выживание.
Металл, в котором заключена душа
Дискуссия об анимизме и примитивных обществах была распространена во времена Тэйлора и привела к появлению новых религиозных теорий, таких как тотемизм. Концепция тотемизма первоначально была определена как вера в животное, представляющее дух-хранитель человека. Некоторые ученые полагали, что вера в магию и сверхъестественное предшествовала развитию религии.