Этапы развития психологии. история развития психологических знаний

Подробнее

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление других. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин был предложен Дж. Локком.

В ассоциативной психологии выделены типы ассоциации, различающиеся путями их образования:

Авторы Д. Юм, Дж. Ст. Милль различали пути образования ассоциаций:

  • по сходству: голубое-синее;
  • контрасту: черное-белое;
  • по смежности в пространстве и во времени: случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты;
  • причинно-следственные (Д. Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение.

Авторы Д. Гартли, Дж. Милль сводили все ассоциации к ассоциациям по смежности, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования ассоциации.

Кроме данных первичных законов образования ассоциаций Т. Брауном были обнаружены «вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной ассоциации из множества возможных в данный момент:

  • сила впечатлений, объединяющихся в ассоциации,
  • их новизна, способности и/или патологические особенности индивида и т. п.

А. Бэн выделяет «творческие ассоциации», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.

Существовали 2 противоположные точки зрения на механизмы ассоциации:

  • Авторы Т. Гоббс, Д. Гартли, Дж. Милль, А. Бэн считали ассоциации только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам;
  • Дж. Милль приписывал возникновение ассоциации исключительно законам сознания самого по себе.
  • Некоторые ассоцианисты (Т.Браун) занимали промежуточную позицию.

Впоследствии физиологические механизмы ассоциации исследовались в школе И. П. Павлова, который объяснял:

  • ассоциации по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов;
  • ассоциации по сходству — их генерализацией.

Павлов использовал также понятие «подкрепления» для объяснения избирательного образования ассоциаций.

Различались также точки зрения психологов и на роль ассоциаций в психической жизни:

  • одни считали их единственным типом психических связей,
  • другие выделили наряду с ассоциациями особые типы связей («разумные» у Дж.Локка, апперцептивные у Вундта и др.).

Понятие ассоциаций до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл. (Е. Е. Соколова.)

Ранние размышления о душе (досократики)

Этапы развития психологии. история развития психологических знанийРазмышления о сущности души возникли еще в древнейшие времена и являлись предшественниками первых научных точек зрения на природные явления. Народное творчество (сказки, стихотворения) и религиозные направления очень внимательно относятся к понятию души. Она считается чем-то сверхъестественным, отдельным от человека.

В античные времена душа воспринималась, как основа физической оболочки тела. Основной функцией души является толчок тела к движению, так как оно по своей сути инертно. Именно душа заставляет двигаться, направляет мысли и поведенческую линию индивидуума. Она является побудительной силой действовать и является основным инструментом изучения окружающего мира. Наука о душе представляет собой первый вид знаний, где стали развиваться психологические концепции. Они пытаются объяснить сущность души и ее способности.

В это время важнейшим психологическим направлением было изучение влияния души на человеческую подвижность и на регулирование его поведенческой линии при познании мира. Проведя анализ закономерных явлений природы, ученые подытожили, что душа имеет материальную основу, то есть, создана из тех же микрочастиц, что и все вокруг.

Уже в древнегреческие времена появилось понятие о взаимосвязи всех психических процессов. Гераклит и Анаксагор первыми начали осмысливать детерминизм — общий закон, определяющий все события, происходящие с человеком и миром. Явления, которые происходят в душе и окружающем мире, имеют первопричину, даже если сначала она не ясна. Демокрит рассуждал, что человек сам придумал определение случайности для прикрытия своей неосведомленности и неумения подчинять себе события.

Сфера психики не имеет ограничений только в человеке, она охватывала весь мир. Это направление было названо панпсихизмом, когда все окружающее считается одушевленным.

Зарождение мысли о душе относят к раннеклассическому периоду (4–5 вв.до н.э.), к размышлениям Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Они считали, что первоначалом являются 4 стихии.

Психология и эллинизм

Этапы развития психологии. история развития психологических знанийУчение киников сводилось к самодостаточности человеческой личности, то есть у него есть все, что нужно для развития души в самом себе. Существует только одна дорога к своему усовершенствованию — познать себя и ограничиться от взаимодействия с окружающим миром. Поэтому они отрицали все мирские блага и комфортные условия, созданные обществом.

Школа Эпикура учит, что все явления, вызывающие приятные ощущения и чувства, можно считать нравственными. Они не разделяли мир на добро и зло. Один из эпикурийцев— Лукреций — утверждал, что человек заблуждается из-за неверных выводов и разума. Только чувства могут абсолютно точно определить истинную сущность вещей. Управление разумом возможно только с помощью чувств.

Стоики, к которым относятся Сенека, Цицерон, Брут и другие великие мыслители, утверждали, что человек является независимой личностью, он автономен, но, вместе с тем, подчинен установленным законам и выполняет обязанности в разных ролях. Они занимались изучением познания, которое отражается на душевном понимании. Мысль стоиков имеет в основе веру в человека и его разум. Но существуют аффективные состояния, которые могут ограничить человеческую свободу и самосовершенствование.

От автора

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – «ничто так не меняется, как неизменное прошлое»; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют «драмой идей», есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел психология
Список тегов:отрасли психологии психология и история 

Психология в античные времена

В развитии психологии во времена Древней Греции выделяются 3 стадии:

  • появление и становление (VII–IV вв. до н.э);
  • классическая античная теория (III–II вв. до н.э);
  • эпоха эллинизма (II в. до н.э, III–IV вв. н.э).

Рассмотрим более подробно две последних.

Этапы развития психологии. история развития психологических знанийАнтичная психология неразрывно связана с философией и именем Пифагора. Он основывался на отсутствии равенства душ. Все люди обладают разными способностями и умениями. Он признавал необходимость искать наиболее способных индивидуумов и обучать их. Такие мысли существенно повлияли на платоновское учение об идеальном социуме. Пифагор пришел к мысли, что душа бессмертна, ее развитие происходит по собственному пути, а целью является ее очищение.

Ученый Гераклит в VI–V вв. до н.э. считал, что развитие мира, природы и человека происходит по определенным законам, которые не может изменить никто. Изначально они выражаются в слове. Это явление называется судьбой. Гераклитом введена идея, что все непрерывно развивается и изменяется. Он предположил, что знания обрабатываются в 2 этапа — через ощущения и разум. Второе понятие гораздо выше. Мыслитель рассуждал, что душа зарождается, вырастает и самосовершенствуется, затем медленно стареет и умирает.

Софистами назывались учителя мудрости. Они обучали общим гуманитарным наукам. К ним относятся такие ученые:

  1. Протагор. Ему принадлежит фраза «Человек есть мера всех вещей». Он рассуждал об относительности и субъективности человеческих знаний, о неоднозначности определений добра и зла. Философ большую роль отводил ораторскому искусству.
  2. Демокрит (470-370 гг. до н.э). Трудом его жизни является книга «Большой мирострой». Все состоит из атомов. Из них образованы человеческие тело и душа. Одним из главнейших жизненных процессов является дыхательный. Благодаря ему, атомы души подвергаются постоянному обновлению, что позволяет поддерживать здоровье человека в области соматики и психики. Душа умирает, после этого она просто распадается в воздухе. Она располагается в нескольких частях тела. Все человеческие ощущения связаны с контактами. В своей теории истечений Демокрит пытался объяснить явление восприятия. Он разделяет познавательный процесс на 2 уровня: ощущение и мышление, возникающие в одно время и развивающиеся параллельно. В процессе мышления человек познает гораздо больше, чем на основе ощущений. Демокритом введены термины изначальных и производных качеств вещей. К изначальным относятся физические свойства предметов: масса, форма, рельеф. К производным— цвет, запах, вкусовые качества, придуманные человек для удобства обозначения. По мнению философа, случайностей не бывает, все предопределено.
  3. Гиппократ (460–370 гг. до н.э.). Благодаря ему, получило развитие учение о темпераментах, которое связано с течением четырех ликворов организма: крови, слизи, черной и желтой желчи. Он впервые поднял тему о личностных различиях людей.

История развития психологии

Этапы развития психологии. история развития психологических знанийСам термин «психология» впервые был употреблен в 16 веке в писаниях Западной Европы на латыни. Он состоит из двух античных слов: psyche— душа, и logia— понимание, знание. Со временем понятие психологии и психолога стало обыденным и применяется в повседневной жизни.

В периодзарождения психология не являлась отдельным направлением науки. Психологами считались те, кто изучал человеческую душу, личностные черты и эмоции. С научной точки зрения понимание имеет различия с житейским: оно опирается на абстрактные вещи и опыт человечества в целом. На основе этого выводятся законы, правящие миром. Для естествознания это понятно. На основе изучения законов можно предугадывать грядущие явления — от природных явлений до событий, которые случаются на основе действий человека.

Психологические явления значительно превосходят даже точные науки (например, физику) по сложности и возможности понимания.

Только к середине 19 века психология превратилась в отдельную науку, собранную из различных сфер знаний. Конечно, в предыдущие эпохи психика человека также подвергалась изучению. Черты психологии прослеживались в глубинах философии, педагогики, медицины и многих других науках.

На протяжении многих столетий люди пытались осознать проблемы, выдвигать гипотезы и строить концепции, подготавливая основу для создания науки о психической стороне человека.

Классика античности в психологии

К первым ученым, начавшим изучать душу, как основу разумного и нравственного в человеке, относится Сократ. Осмысливая различия между добрым и злым началами, индивидуум познает свое существо. Мыслитель утверждал, что есть некое совершенное истинное знание, которое человек может познать самостоятельно и научить других. Он первым связал мыслительный процесс с речью. Сократ поднял тему того, что необходимо создать метод активизации знаний, которые уже существуют в человеческой душе. Этот способ состоит в беседе, сократовском диалоге. Он не предоставляет партнеру знание как оно есть, он полагал, что следует подвести человека к итогу путем мыслительного процесса.

Этапы развития психологии. история развития психологических знанийЕще одним представителем школы психологии античности является Платон. Он был рожден в богатой семье в Афинах, занимался гимнастикой, поэзией, любил путешествовать. Впоследствии был продан в рабство, но был выкуплен. Является основателем школы, названной Академия. В своих трудах Платон сделал вывод об объективном идеализме. Он разделил все сущее на бытие (душу) и небытие (материю). Мысль (душа) не имеет начала и конца, она бессмертна. Она представляет собой хранилище для всего разумного и нравственного. Душевная часть человека состоит из трех составляющих — вожделения, страсти и разума. Вожделение и страсть подчинены разуму, который может повлиять на поведенческую линию человека, его нравственность.

Платоновские труды отражают душу, как некую структуру. Мыслитель пришел к выводу о душевном разногласии. На основе исследований процессов познания, он выделил несколько этапов развития знаний: ощущаемые, запомненные, мыслительные. Последние обладают активностью, а первые два — пассивны. Знание является воспоминанием, которое уже есть в душе. Человек может осознать настоящую сущность мира, связанную с интуицией, исследованием душевных глубин, где хранятся первоначальные знания. Они становятся доступны индивидууму полностью, в один миг, который сравним с озарением. Платон не считал важным искусство. Более детально он изучал индивидуальные черты и способности, профпригодность.

Главным трудом жизни Аристотеля является работа «О душе». Он имел медицинское образование, занимался изучением платоновской теории. К его заслугам относится открытие лицея, который функционировал на протяжении 6 столетий. С его точки зрения, разделить душу и тело не представляется возможным, это бессмысленно. Душа является выражением жизни телесной оболочки, она не может существовать без тела, но и не является им.

Мыслитель выделил 3 типа души: растительная (которая может питаться и размножаться), животная (обладает способностями стремиться, двигаться, ощущать и запоминать) и разумная (способная мыслить). Он первым выдвинул мысль о генезисе – явлении, при котором души перевоплощается с каждой новой жизнью, переходе от растительности к человеческому миру. Философ подытожил, что растительная и животная души умирают вместе с телесной оболочкой. Душа разумная не вещественна и бессмертна. Он внедрил определение нуса— общего разума, который хранит разумность человеческой души после смерти тела. Только что родившийся младенец не осознает знание. Но оно активизируется при обучении и рассуждении.

Каждое новое поколение привносит свой вклад в мироздание. Аристотель разделил мышление на 2 типа: логика и интуиция. К интуиции относятся те знания, которые личность уже имеет. Также ученый разграничил разум на практику (которая способна руководить поведением) и теорию (способна накапливать знания). Поведенческая линия может быть скорректирована эмоциями или разумом.