Ассоцианизм, ассоциативная психология

Эксперимент

Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.

Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.

Рекомендуем: Определите свой архетип

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
 Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов

Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.

Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Способы проведения

Также важно понимать, что ассоциативный эксперимент может проходить по-разному. Выделяют три основных способа проведения данного эксперимента:. 1

Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций

1. Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций.

2. Имеющий направление. В этом случае исследователь ограничивает и тем самым направляет поток ассоциаций испытуемого (например, необходимо назвать ассоциации только в форме прилагательных).

3. По цепочке. Здесь главное ограничение – это время. На один стимул человек должен выдавать сразу несколько ассоциаций по цепочке, обычно испытуемому на это отводится всего пара минут.

Рекомендуем: Что такое альтернатива?

После проведения эксперимента данные собираются, анализируются, и делаются выводы – например, касающиеся ассоциативной нормы. Часто встречающиеся реакции на стимулы в выборке будут считаться нормой, чем-то привычным для большинства, ну а единичные случаи – редкостью. Наиболее распространенные реакции формируются в ассоциативное поле, которое далее используется в последующих экспериментах.

Этот метод является одним из самых простых и доступных в психологии – более того, данные, полученные благодаря этому эксперименту, достаточно надежные. Ведь для того, чтобы «запустить» поток ассоциаций у испытуемого, не нужно ничего, кроме самих слов-стимулов.

Основная концепция

Если свести идеи всех исследователей в этом направлении, то можно выделить ключевые принципы ассоциативной психологии:

  • Душа называлась и понималась исследователями как сознание. Это была первая попытка оторваться от влияния теологии на науку и взглянуть на процессы психики под другим углом.
  • Наша психическая жизнь основывается на простых элементах – это ощущения. Они являются основными и первостепенными.
  • К вторичным элементам исследователи относили чувства, мышление и представления.
  • По принципу ассоциаций первостепенные ощущения складываются во вторичные элементы, т.е. сложное состоит из совокупности простых элементов.
  • Чем чаще повторяется ассоциация, тем прочнее она закрепляется в психике. Нужно сказать, что частота повторения ассоциаций связана с эмоциональными переживаниями, так как именно они являются основным стимулом для повторения, ведь чем сильнее эмоция, тем сильнее будет связь.

Если говорить в целом, то ассоциативная теория мышления весь мыслительный процесс сводила к возникновению ассоциативных связей. К сожалению, данная теория не смогла объяснить такой процесс, как творчество, назвав его врожденной, изначальной функцией мышления, хотя в дальнейшем исследователи доказали, что эта функция не врожденная.

Основным и самым ощутимым ограничением данного направления было использование метода интроспекции, или самонаблюдения. Большинство выводов было сделано учеными на основании анализа своего сознания и процессов, которые в нем проходят, при этом оценка им давалась исключительно субъективная, а значит, она не могла распространяться на других людей.

Нужно сказать, что в 20 веке эта теория изжила себя, и на смену ей пришли новые направления. Но понятие ассоциаций, которое было введено этими учеными, вошло в психологическую науку и активно используется по сей день. Например, на основе этого понятия был создан ассоциативный эксперимент.

Ассоцианизм пояснение

АССОЦИАНИЗМ (ассоциационизм) — Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в

и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д

Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:

1) душа понимается как сознание — в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы — образы ощущений — имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования — представления, мысли, чувства — вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций — смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах мозга головного

Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг

XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный).

Ассоциативная психология

Итак, ассоциативная психология представляет собой особое направление, построенное на следующих принципах:

  • идеи рефлексии наступают после идей ощущений. Это утверждение означает, что умственная активность концентрируется на каком-либо определенном содержании нашего сознания;
  • благодаря ассоциации удается сложить простые идеи и соображения в сложные;
  • рефлексия и ощущения являются наиболее важными источниками опыта. В свою очередь, опыт может быть получен лишь при наличии некоторых знаний;
  • врожденных идей не существует. Все они получаются из источников разума. Рождение человека запускает механизм, который и записывает все получаемые в процессе жизни знания и опыт;

Обратив внимание на ассоциативную психологию, многие начали использовать ее вместе с педагогической практикой, что начало немедленно приносить свои плоды. Позже ассоциативная психология зарекомендовала себя как неотъемлемая часть эффективного решения проблем психологии личности

Именно благодаря такой психологии удалось создать теорию среды, которая указывает на определяющее значение в формировании психики со стороны внешних воздействий и окружения.

Ассоциативная психология и ассоциативный эксперимент

Ассоцианизм, ассоциативная психология

Психология – это интереснейшая наука, которой уже более ста лет. И больше ста лет ученые-психологи исследуют наше сознание, нашу психику, наше мышление и особенности поведения.

Но не нужно думать, что психология – это один большой дом, который живет по единым законам. В этой науке есть множество научных школ, которые под своим, особенным углом рассматривают механизмы работы нашей психики. Одной из таких школ как раз является ассоциативная психология.

Данная школа понимает психический процесс, его функционирование и динамику через ассоциации. Ассоциации – это психологический термин, который характеризует определенный процесс, на котором во многом строится мышление, он связан с тем, что появление одной мысли или одного образа способно вызвать появление другой мысли или другого образа.

Ваше здоровье — наша цель

«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей. Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.

В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье