Лекция 6. самосознание личности

3 свойства автономности личности.

Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности,  как это бывает под действием сценария жизни.

«Решение проблем» — это не только мышление с целью решение проблемы, но и предполагает эффективное действие направленное на осуществление поставленной задачи, сопровождаемое аутентичными чувствами.

Осознанность и автономия.

Осознанность — это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец.

При этом он находится в тесном и прямом  контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.

В процессе развития нас систематически учат тому, как заглушить осознание. Нас учат  утилитарному отношению к вещам и оценочному отношению к себе и другим личностям.

Пример осознанности.

Представьте: Вы сидите на концерте симфонической музыки.

Во время игры музыкантов Вы можете проигрывать такой внутренний монолог: «Эта вещь написана кажется в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотела бы я знать когда все это закончится? Сегодня надо бы пораньше лечь спать, завтра много работы…».

Если Вы позволите себе осознать что происходит, то выключите этот внутренний голос, будете слушать только музыку и получать от нее чувственное наслаждение.

Спонтанность и автономия.

Спонтанность — это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения.

Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния личности. При этом он может думать, чувствовать и вести себя как взрослый человек, используя эго-состояние Взрослый.

При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детстве.

Он так же может прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у парентальных фигур своего детства.

Главное, что спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.

Пример спонтанности.

Допустим: Вы едете в автобусе на работу.

Вы задумались о чем-то своем и вдруг на вас резко наваливается грузный мужчина, который потерял равновесие.

Вы можете следуя Родительскому приказанию, прописанному в Вашем Дитя  пытаться сохранить равновесие и «терпеть, надеясь на понимание людей». А затем, когда силы «терпеть» закончились разразиться громкой тирадой о несправедливости мира из своего Критического Родителя в минусе, реализуя жизненую позицию «Я+, Ты-«.

А можете из Взрослого мгновенно  и спонтанно сформировать намерение и пользуясь энергией Свободного Ребенка с силой оттолкнуть мужчину, и восстановив статус-кво, вновь  перейти к спокойным размышлениям.

Интимность и автономия.

Интимность или  близость — это открытое выражение чувств и желаний между Вами и другим человеком.

Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.

Поглаживания в интимности более интенсивны, чем при любом другом способе структурировать время.

Пример интимности.

2 Концепция «эго-состояния» (структура личности)

Основу ТА составляет концепция «эго-состояния» (уровня), которое представляет собой систему связанных друг с другом действий, мыслей и чувств. Оно рассматривается как способ выражения личности в данный момент и отражает ее структуру. Последняя описывается с помощью трех состояний «Я»:

  1. 1. Родитель (Экстеропсихе);
  2. 2. Ребенок (Археопсихе);
  3. 3. Взрослый (Неопсихе).

Первый, самый «древний» уровень носит название «Я-Родитель». Это информация, полученная в детстве от родителей и других значимых для ребенка лиц. Сюда входят советы, правила поведения, различные социальные нормы, запреты — любые знания из разряда «что такое хорошо, и что такое плохо». Когда индивид ведет себя, подсознательно копируя поведение одного из близких людей, он находится в эго-состоянии Родителя.

Второй уровень получил название «Я-ребенок». Он раскрывает эмоциональное начало в человеке. Личность включает в себя все черты, характерные для ребенка: доверчивость, открытость, любопытство, тягу к знаниям, изобретательность. Благодаря этим характеристикам «Ребенок» приобретает огромную ценность, независимо от возраста субъекта: он придает индивиду обаяние и теплоту.

Третий, наиболее зрелый уровень обозначается как «Я-взрослый». Это способность личности объективно и беспристрастно оценивать действительность, основываясь на информации, полученной из собственного жизненного опыта. На этой базе человек способен принимать адекватные решения в той или иной ситуации, размышляя по принципу «здесь и сейчас».