Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория э. деси и р. райана

Содержание издания

Библиографическое описание
1 Леон­тьев, Дмит­рий Алек­се­е­вич.
От ин­стинк­тов – к вы­бо­ру, смыс­лу и са­мо­ре­гу­ля­ции, пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции вче­ра, се­го­дня и зав­тра / Д. А. Леон­тьев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 4–12.
ББК 88.532 + 88.332.2

Полное описание
2 Леон­тьев, Дмит­рий Алек­се­е­вич.
Са­мо­ак­ту­а­ли­за­ция как дви­жу­щая си­ла лич­ност­но­го раз­ви­тия: ис­то­ри­ко-кри­ти­че­ский ана­лиз / Д. А. Леон­тьев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 13–46.
ББК 88.352

Полное описание
3 Гор­де­е­ва, Та­ма­ра Оле­гов­на.
Мо­ти­ва­ция до­сти­же­ния: тео­рии, ис­сле­до­ва­ния, про­бле­мы / Т. О. Гор­де­е­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 47–102.
ББК 88.26-723

Полное описание
4 Дер­га­че­ва, Оль­га Ев­ге­ньев­на.
Ав­то­но­мия и са­мо­де­тер­ми­на­ция в пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции: тео­рия Э.  Де­си и Р.  Рай­а­на / О. Е. Дер­га­че­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 103–121.
ББК 88.351.2

Полное описание
5 Ви­лю­нас, Ви­тис Ка­зи­са.
Мо­ти­ва­ция де­мон­стра­тив­но­го по­ве­де­ния / В. К. Ви­лю­нас, А. С. Кра­вчен­ко // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 122–151.
ББК 88.26-723 + 88.26-8

Полное описание
6 На­си­нов­ская, Еле­на Ев­ге­ньев­на.
Аль­тру­и­сти­че­ский им­пе­ра­тив / Е. Е. На­си­нов­ская // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 152–171.
ББК 88.336-44

Полное описание
7 Кор­ни­ло­ва, Та­тья­на Ва­си­льев­на.
Мо­ти­ва­ци­он­ная ре­гу­ля­ция при­ня­тия ре­ше­ний: совре­мен­ные пред­став­ле­ния / Т. В. Кор­ни­ло­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 172–213.
ББК 88.251.31-3

Полное описание
8 Ва­си­льев, Игорь Алек­сан­дро­вич.
Мо­ти­ва­ция и смыс­ло­вая ре­гу­ля­ция мыс­ли­тель­ной де­я­тель­но­сти / И. А. Ва­си­льев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 214–232.
ББК 88.251.31-3

Полное описание
9 Аре­сто­ва, Оль­га Ни­ко­ла­ев­на.
Мо­ти­ва­ция как нега­тив­ный фак­тор мыш­ле­ния / О. Н. Аре­сто­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 233–243.
ББК 88.251.31 + 88.351.2

Полное описание
10 Иван­чен­ко, Га­ли­на Вла­ди­ми­ров­на.
Лич­ност­ный по­тен­ци­ал и воз­мож­но­сти: мо­ти­ва­ци­он­ные ас­пек­ты / Г. В. Иван­чен­ко // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 278–288.
ББК 88.351.2

Полное описание
11 Вой­скун­ский, Алек­сандр Ев­ге­нье­вич.
Мо­ти­ва­ция по­то­ка и ее изу­че­ние в де­я­тель­но­сти ха­ке­ров / А. Г. Вой­скун­ский, О. В. Смыс­ло­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 244–277.
ББК 88.26-723

Полное описание
12 Па­тя­е­ва, Ека­те­ри­на Юрьев­на.
Мо­ти­ва­ция уче­ния: за­дан­ное, сти­хий­ное и са­мо­опре­де­ля­е­мое уче­ние / Е. Ю. Па­тя­е­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 289–313.
ББК 88.62-7

Полное описание
13 Спи­ри­до­но­ва, Ири­на Ан­дре­ев­на.
Вли­я­ние ло­ку­са кон­тро­ля на вре­мен­ную транс­спек­ти­ву стар­ше­класс­ни­ков / И. А. Спи­ри­до­но­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 314–326.
ББК 88.372-723я43 + 88.36-723я43

Полное описание
14 Са­фу­а­нов, Фа­рит Су­фи­я­но­вич.
Пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы кри­ми­наль­ной агрес­сии: мо­ти­ва­ци­он­ный ас­пект / Ф. С. Са­фу­а­нов // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 327–342.
ББК 88.544.4 + 88.573.2

Полное описание

Литература

  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия, 2006. – 336с.
  • Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №4 (12) URL: https://psystudy.ru
  • Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №5 (13) URL: https://psystudy.ru
  • Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана.
  • Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореферат. М., 2005. URL: https://institut.smysl.ru/article/ar-dergacheva.php
  • Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р. Райана
  • Дергачева О.Е. , Дорфман Л.Я. , Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций.
  • Леонтьев Д.А. «Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности» //Психологический журнал. Том 21, №1, 2000
  • Линч М. «Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации» с.137 — 142//  Психология. Журнал высшей школы экономики. Том 1, № 3, 2004.
  • Личностный потенциал:структура и диагностика/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. —  679с.
  • Современная психология: мотивации под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл, 2002. – 343с.
  • Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum. https://selfdeterminationtheory.org/theory
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. Journal of Research in Personality, 19, 109-134.
  • Deci E.L. The psychology of self-determination. Toronto, 1980.
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11, 227-268.
  • Schwartz S.J., Mullis R. L., Waterman A.S., Dunham R.M. Three Identity constructs. Journal of Adolescent Research, Vol. 15 № 4, July 2000. 504-521.

Мотивационная подсистема

Каждому типу локуса каузальности соответствует своя мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации, который объясняет то, как люди реагируют в разных ситуациях, в соответствии с устойчивыми внутренними состояниями. Мотивационная подсистема представляет собой набор, состоящий из аффективного опыта, убеждений и установок относительно себя, среды и других людей, а также программу взаимодействия со средой, поскольку внутренние состояния и процесс, связанные с поведением, организуются мотивационными процессами». Мотивационная субситсема бывает трех типов: внутренней, внешней и амотивирующей.

Автономная, внешняя и безличная каузальная ориентация

Автономная каузальная ориентация

Люди с автономной каузальной ориентацией используют внутреннюю мотивационную подсистему, которая имеет в основе внутренне воспринимаемый личностный локус каузальности.

Характеризуются чувством компетентности, самодетерменированности, эффективно управляют своими мотивами, отличаются высокой самооценкой. Осознание базовых потребностей довольно высоко, для принятия решений о поведении, проводят анализ информации с дальнейшим её активным применением, что как раз является причиной переживаемых чувств, гибкого поведения и высокой чувствительности к изменениям в среде. Для людей с автономной каузальной ориентацией наградой за результат является сама деятельность. Способны обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное: больше контролируют его и изменяют поведение по своему усмотрению. В случае неудачи такие люди редко обвиняют себя .

Внешняя каузальная ориентация

Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям, ориентируясь на внешние признаки успеха. У них есть чувство связанности результатов и награды: то есть награда отделена от самого действия. К такому стилю жизни приводит недостаток в самодетерминации – это человек, оперирующий внешней мотивационной субсистемой, что предполагает негибкость поведенческих реакций, более низкий уровень самооценки, склонность ориентироваться на внешние стимулы. Выбор совершается под влиянием внешних критериев, а не собственных внутренних потребностей. Такие люди много внимания уделяют внешним обстоятельствам, оценке себя другими людьми, они «утратили связь с основными органическими потребностями. Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне».

Безличная каузальная ориентация

У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности». У таких людей преобладают чувства, что их действия никак не связаны с результатами и реакцией среды. Чувство непредсказуемости, неконтролируемости, нелогичности реакций в данной ситуации порождает нежелание прикладывать усилия, неуверенность в себе, отсутствие самодетерминации и преобладание автоматического, беспомощного поведения.

У такого человека лидирующую позицию занимает амотивирующая субсистема с вставками внешней мотивирующей, что предполагает очень низкий уровень самооценки, компетентности, самодетерминации, подавление эмоций.

При внешней и безличной каузальной ориентации у личности формируются психологические защиты от нежелательной информации, стимулов, неприятных, неприемлемых для человека. По данным исследований Дерачевой, Леонтьева «автономная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с поддержкой автономии у детей, с уровнем развития эго и с самооценкой; отрицательно — с самоуничижением». Они редко испытывают такие отрицательные эмоции как враждебность, стыд и вину, а также «более сконцентрированы и настойчивы при достижении цели». Люди с высокой выраженностью автономной каузальной ориентацией позитивнее воспринимают повседневные события и реже испытывают неприятные эмоции. «Внешняя каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с паттерном поведения типа А, связанным с кардиологическими заболеваниями (включает в себя агрессивные тенденции, чувства давления и напряжения). Безличная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с самоуничижением, депрессией, социальной тревожностью и отрицательно — с самооценкой» .