Как написать сочинение в задании с1? часть 4
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
Тема
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
- нравственной;
- психологической;
- социальной;
- философской.
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
- анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
- психологическая (выбор человеком своего пути);
- всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
- философская (добро и зло, вера и отрицание).
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Идея
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
- Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
- Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
- нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
- психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
- социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
- философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).
Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.
- Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
- Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным?
Упражнение
Задача – освободить себя от игры в беспомощность.
Чем полезно:
- человек приобретает свободу;
- человек развивается самостоятельно, не ждёт «пинков судьбы», потому что: «Желающего идти судьба ведет, не желающего — тащит» (Клеанф);
- человек становиться Автором своей жизни.
Объём Запланированного Результата (ОЗР):
• Не обвиняю и не оправдываюсь в 9 случаях из 10.
• Не использую словарь Жертвы, использую Авторские формулировки, лексикон чист на 95% .
• В интонациях и выражении лица нет страданий и беспомощности на 95%.
• Чист полностью, близкие могут дать расписку.
Жертва — Обстоятельства.
- «А что я могу поделать? Это сильнее меня…» — это позиция отсутствует!
- Я Автор своей жизни. «- Я знаю, что я хочу. Я управляю своей жизнью. Я могу на нее влиять».
- Нулевая позиция восприятия отсутствует. Одно из ее проявлений – жизненная позиция Жертвы.
- В наличие «Первая позиция восприятия» – одно из проявлений этой позиции – Автор. Всегда могу по-другому мыслить: Отнестись – Разрулить — Предупредить. Перевести Проблему в Задачу.
Как буду работать:
1. У меня проблем нет, есть творческие задачи. Перевожу проблемы в задачи. Метафора с таксистом.
2. Убираю Словарь жертвы. Из-за ….. я не могу ничего поделать! Я не могу работать в такой обстановке! Мне не понятно, почему ты… Это ужасно. Кошмар! Мне всегда не везет. Почему такое случается только со мной? Все равно ничего не получится. Это сильней меня. Ну, я же не умею! Не могу, у меня такой характер. Как она могла так поступить?! Нет, вы посмотрите! Он/она лезет без очереди! Людей не переделаешь! С этим нужно смириться… Мною всю жизнь пользуются. Я ей ничего не сделала, а она… Мне все это надоело. Мне это никогда не нравилось. Что бы я ни сделала, ему все плохо… Она во всем виновата. У меня никогда нет для себя свободной минутки. Наверное, я плохая мать… Меня никто не понимает.
3. Ловлю собственные обвинения в чужой адрес (людей или обстоятельства, судьбу). Сначала задним числом, потом перед тем, как только собрался. Если получается сразу, то вы уже герой!
4. Ловлю слова Жертвы (см. выше), использую Авторские формулировки («обороты «я хочу», «мой выбор» и «я решаю»).
5. В интонациях и выражении лица нет страданий и беспомощности. Мимика на лице жертвенная отсутствует (бровки домиком и прочее). Если есть, тут же разглаживаю.
6. Как буду готов полностью перейти в позицию Автора своей жизни, принимаю Декларацию о принятии реальности.
Пример, как работать:
Понедельник: 2 раза поймала (предупредила) слово «Кошмар». Жертву из себя не строила, была в позиции автора весь день. Принимала все решения сама, не прикладывала на других.
Вторник: Слова отсутствовали. Была автором.
Среда: Сегодня была в позиции автора. Пример: Позвонила мама, пригласила приехать к ней, не стала строить жертву, что опять нужно выслушивать её причитания «Я плохая мать, я скоро умру…», поеду в пятницу, отработаю на ней новые упражнения. Подниму ей солнышко в душе, наговорю ей кучу комплиментов.
Слова Жертвы днём отсутствовали отсутствовали.
Четверг: Муж сказал, что нечего ездить к матери, она неадекватная. Я посчитала, что сама решу этот вопрос и сказала ему об этом, потому как моя мама.
Была в позиции автора. Слова Жертвы отсутствовали. Следила за речью других, ловила их на словах Жертвы (молча, про себя). Очень полезно слушать за другими, сам становишься внимательней!
Пятница: Слова Жертвы отсутствовали. Следила за словами других людьей.
С мамой всё прошло отлично. Встреча прошла на позитиве. Себя жертвой в этом случае совсем не считала. Мама разоткровенничалась, мы с ней сблизились и она открылась передо мной совсем с другой стороны. Она даже понимает, что плохо себя ведёт, радуюсь за неё. Мне даже удалось посоветовать ей, как правильно вести ей себя с мужем. Раньше она к советам относилась крайне отрицательно, вроде «яйца курицу не учат». Вот что делаю упражнения с отношениями людей, выводят на новый позитивный уровень.
Суббота: Слова Жертвы отсутствовали. Пришла новая задача в этот день. Соседи по даче сообщили, что приезжали туда по поводу ареста земельного участка. Жертву обстоятельств не строила, что они там напутали, что им надо у меня всё в порядке с документами, просто буду разбираться в понедельник с позиции Автора. Сейчас накидаю план, какой алгоритм действий проделать в понедельник. Найти телефон налоговой и приставов, найти оплаченные квитанции.
Воскресенье: Отдыхала весь день, всё в порядке в душе.
Успех за неделю: Выполнено на 95%.
Итого: Хорошее стабильное состояние в душе, перекладывание вины и ответственности отсутствовали и слова паразиты. Была в позиции Автора.
Подготовка к ЕГЭ — универсальный справочник
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.
Пафос (от греческого pathos — страсть, чувство) — эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или отдельные его части. Например, известный критик Белинский считал, что пафос «Мертвых душ» Гоголя — это созерцание жизни «сквозь видный миру смех» и «незримые, неведомые ему слезы».
Тема (от греческого thema — то, что положено в основу) — совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем.
Термин «тема» в литературоведении используется в разных значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении. Наиболее убедительным является понятие темы как фундамента художественного произведения — того, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Например, темой «Капитанской дочки» Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тему не следует путать с содержанием произведения. Содержанием «Капитанской дочки» является история взаимоотношений Гринева с Пугачевым, Машей Мироновой, Швабриным.
В литературном произведении может быть не одна, а несколько тем. В таком случае, как правило, можно выделить главную тему, которая определяет единство всего произведения, и частные темы, разрабатывающие отдельные стороны этой главной темы. Например, главной темой романа «Анна Каренина» сам JI. Н. Толстой считал «мысль семейную», то есть показ семейных отношений на широком общественном, историческом фоне 1860-х годов. Частными же темами является показ семейных отношений в дворянской и крестьянской среде. Совокупность главной и частных тем составляет тематику произведения.
Идея — основная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир. Чтобы определить идею, необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все стороны произведения. Например, идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единства Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных войн. Чтобы определить ее, необходимо проанализировать все уровни художественного текста: композицию, образную систему, проблематику и т. д.
Проблематика — совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема— основной вопрос, выдвинутый темой произведения. У многих писателей в художественном произведении переплетаются разные проблемы. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема воспитания, проблема крепостного права и проблема государственной власти. В крупных эпических и драматических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы.
Проблематика бывает социальной, идейно-политической, философской, нравственной. Так, в романе Достоевского «Преступление и наказание» следует рассматривать социальные проблемы (герои — люди из разных слоев общества, Петербург показан как город социальных контрастов), нравственно-философские (проблема добра и зла, веры и неверия), религиозные (христианский идеал смирения, выраженный в философии жизни Сони Мармеладовой).
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Поделиться ссылкой
Упражнение: «Знаю что: хочу, говорю, делать»
Продолжение упражнения не играем Жертву.
Задача – повысить уверенность в себе, освоить право распоряжаться.
Чем полезно: Сам становишься Автором своей жизни, когда надо управляешь своими желаниями, поведением, эмоциями. В любой ситуации я знаю, что я хочу.
Объём Запланированного Результата (ОЗР):
Не обвиняю по ошибки других и не оправдываюсь по ошибке сама.Слова «должен», «вынужден» и «приходится» заменила в своём лексиконе на обороты «я хочу», «мой выбор» и «я решаю». Заканчиваю разговор сама, когда мне выгодно, а не стою и выслушиваю пока человек не наговориться.
Решаю, что мне делать сама, если это экологично и не затрагивает интересы окружающих по моему вопросу.
Как буду работать:
- Увидев в своём лексиконе слово: «должен», «вынужден» и «приходится», тут же заменяю наодин из вариантов: «я хочу», «мой выбор» и «я решаю».
- Увидев в мыслях словоили эмоциональное состояние: «должен», «вынужден» и «приходится», что-то делать, тут же заменяю мысли на «я хочу», «мой выбор» и «я решаю». Отслеживаю причину, почему появилось такое эмоциональное состояние «должен»… Записываю, чтобы сделать анализ. 1 пример в неделю.
- Если разговор длится более 3 минут, я завершаю его инструкцией собеседнику.
Штраф: разобрать 1 шкаф с бельём.
Награда: купить себе приятную мелочь (предмет, продукт, вещь) 1 раз в неделю, если все разговоры окончила сама.
Анализ: Упражнение выполнено на 100%.
Состояние хорошее внутреннего настроя — Авторской позиции. Всё делала с большим энтузиазмом и удовольствием, лексикон был чист. Всё радовало, что делала. Заменила в своём лексиконе слова «должен», «вынужден» и «приходится» на обороты «я хочу», «мой выбор» и «я решаю».
Заканчивала разговор сама, если вижу, что мне не выгодно или длиться больше того времени, что запланировала.
Пример: Разговор закончила с женщиной сразу, хотела навязать очень грубо покупку. Она мне стала уже заворачивать после просмотра покупку в целлофан, потом стала давить на то, что возьми ради меня… Я сразу настояла на своём, что не давала своего разрешения на покупку. Спасибо я подумаю.
Пример по времени: Я выступала у доски на вебинаре, в моё выступление вклинилась коллега. Я прервала её затянувшийся диалог, «Настя ты прелесть, можно я договорю свои позиции» и стала сама продолжать свою речь у доски.
Пример: прервала разговор с соседкой по своему усмотрению, чуть позже на 5 секунд, чем планировала. Нужно сосредоточится и быть более уверенней.
Запись вебинар онлайн-школы «Психология в каждый дом!».