Авторитарная личность

Ссылки

  • [https://ourworld.compuserve.com/homepages/hstein/qu-power.htm Цитаты из классических работ Адлера: Пристрастие к Власти]
  • Профессор Роберт Альтмеер в «Авторитарной Власти» — онлайн книги о коррупции в конгрессе, разрушение традиционного консерватизма, авторитаризма, недемократический выбор повестки дня «Религиозные Правые» и их аморальные авторитарные лидеры, Ссоединенные Штаты стоят на перепутье, в федеральных выборах 2008 года.
  • Джон Дин предоставляет авторитарную власть. — первый из пяти Американских авторитаристов, основываясь на Джоне Дине без совести.
  • Авторитаризм и поляризации в американской политике Марк Хетерингтон и Джонатан Вейлер выдержки

Определение авторитарной личности

Авторитарная личность

Авторитарная личность – это человек, которые всеми силами стремится подчинить окружающих своему влиянию. Синонимами авторитарности считаются тоталитаризм, авторитаризм, тоталитарность, антидемократизм.

Главными чертами авторитарных личностей является стремление во что бы то ни стало добиваться желаемого, занимать в группе лидерские позиции. Они хотят манипулировать другими людьми, достигать собственных целей, пользуясь помощью извне.

В психологии существует теория авторитарной личности, автором которой является Т. Адорно и несколько его коллег. Они занимались изучением проявлений антисемитизма. По мнению ученых, ненависть людей к определенной группе определяется личностными качествами ее лидера.

В процессе исследования Адорно и его группа провели ряд тестов, которые показали истинное отношение испытуемых к евреям. Для этого была создана F-шкала. По другой E-шкале определялся уровень этноцентризма, признаком которого считается антисемитизм.

По результатам ответов 80 участников исследователи выяснили, какими чертами обладает авторитарная личность. Их всего 9:

  1. Конвенциализм. В свете исследования (об антисемитизме) здесь имеется в виду поддержка американских ценностей.
  2. Авторитарное раболепие. Подчинение авторитетам в собственной группе.
  3. Агрессия. Непрестанный поиск людей, имеющих не совпадающие взгляды, с целью осуждения и наказания.
  4. Анти-интрацепция. Неспособность принимать нечто эмоциональное, наполненное чувствами, фантазийное. Отрицание слабости, сентиментальности.
  5. Суеверность. Вера в приметы, заранее предопределенную судьбу.
  6. Идеализирование силы, силового мышления. Авторитарная личность строит отношения по типу господство-подчинение, слабый-сильный, вождь-последователи. Свои сильные стороны он выставляет напоказ.
  7. Цинизм. Люди, склонные к авторитарности, настроены враждебно ко всему, что их окружает.
  8. Проективность. Человек неосознанно проецирует мрачные мысли на окружающий мир.
  9. Чрезмерная сексуальность. Индивид проявляет порой лишний интерес к интимным подробностям жизни.

Основываясь на идеях Зигмунда Фрейда, Адорно и его помощники утверждали, что главная причина развития авторитарности — непростые отношения с родителями в детстве и неправильное воспитание.

Особенности авторитарной личности

Авторитарная личность

В психологии выделяют 3 главные признака человека, склонного к авторитарности в характере:

  1. Частая критика. В большинстве случаев она не имеет под собой никаких оснований. Критикуется все, начиная от внешнего вида и заканчивая походкой, какими-то личными качествами, манерой поведения. Первое время критика может казаться желанием ненавязчиво помочь. Но спустя время она становится слишком грубой, неуместной. У жертвы даже может развиться комплекс неполноценности.
  2. Ограничение контактов с внешним миром. Для примера представьте семью, в которой муж – авторитарная личность, тиран. Он полностью контролирует все, что касается супруги, ее круг общения в том числе. Часто он даже устанавливает правила, выбирает друзей. Так поступают не только мужчины. Главная цель подобного поведения – сделать жертву зависимой.
  3. Постоянное недовольство всем, что происходит вокруг.

Плюс ко всему, авторитарные личности никогда ничего не просят. Они требуют. И при этом никогда не говорят слов благодарности.

В работе

Авторитарная личность

В деловой сфере авторитарность часто играет на руку руководителю. Хотя в таком стиле управления есть и масса минусов. Они касаются в основном коллектива. В компаниях не предполагается работа в команде, совместное принятие решений. Не проводятся голосования, мозговые штурмы. Идеи и советы сотрудников не берутся в расчет. Начальник основывает работу исключительно на своих суждениях. Его характерная черта – отсутствие гибкости.

Иногда руководитель применяет метод жесткого давления, принуждения. По его мнению, у работников не может быть форс-мажорных ситуаций, семейных неурядиц или проблем со здоровьем. Опоздания по любым причинам строго наказываются без возможности привести доводы в свое оправдание.

Но не впадайте в панику, если ваш непосредственный начальник оказался авторитарным человеком. Такой стиль руководства имеет и массу преимуществ:

Авторитарность в характере помогает начальнику уверенно идти к поставленным целям, развиваться и обгонять конкурентов.

В семье

Авторитарная личность

Авторитарный человек в пределах семьи ведет себя так же, как и на работе:

  1. Принимает решения исключительно сам.
  2. Не видит в ребенке личность, подавляет авторитетом.
  3. В общении проявляет жесткость, давление. Манипулирует.
  4. Использует общеизвестный метод «кнута и пряника».
  5. Заставляет выполнять требования, не объясняя причины.
  6. Наказывает за непослушание.
  7. Не умеет обсуждать проблемы, идти на компромисс.
  8. Не выслушивает мнение окружающих.
  9. Равнодушен к чувствам и эмоциям родных и близких людей.

Не всегда авторитарный человек в семье – тиран, который тешит самолюбие. Чаще всего он искренне верит, что такой способ общения приведет к хорошим результатам. По его мнению, попустительство имеет плохие последствия.

Почему человек становится авторитарным

Авторитарная личность

Авторитарность развивается по многим причинам. Как говорилось выше, создатель теории авторитарной личности согласен с Зигмундом Фрейдом в том, что подобные проблемы берут начало в детстве. Виной всему неправильное воспитание.

Представьте ситуацию, когда мама окружает ребенка чрезмерной заботой. По ее мнению, она сможет уберечь сына или дочь от плохого. Но на самом деле она вселяет в малыша тревогу. Ребенок боится сделать что-либо без материнского разрешения. Во взрослом возрасте он неосознанно будет бояться всего на свете. И в попытке избавиться от этого страха, будет стремиться всегда все контролировать.

Еще одним следствием гиперопеки является несамостоятельность. Если в детстве родители ограждают ребенка от работы, принимают за него решения, он вырастет неуверенным в себе. Но вместе с тем в нем разовьются такие черты, как заносчивость, самодовольство. Неспособность к решительным действиям такой человек маскирует под уверенность в себе. При этом он манипулирует окружающими, перекладывая на них ответственность, заставляя действовать в своих интересах.

И, наконец, третья причина – привычка подчиняться. Допустим, в детстве строгий отец заставлял ребенка выполнять любое его требование. Естественно, последний затаивает обиду. Став взрослым, он выплескивает скопившиеся негативные эмоции на окружающих. Часто неосознанно он пытается заставить их прочувствовать все то, что чувствовал он.

Как избавиться от авторитарности

Авторитарная личность

Какой можно сделать вывод? В большинстве случаев общение с авторитарной личностью не приносит никакого удовольствия. Окружающие считают такого человека тираном, деспотом. Заметили проявления этого качества и у себя? Не расстраивайтесь. Ситуацию легко исправить. Достаточно следовать ряду советов:

  1. Если вы наделены властью, не пытайтесь использовать ее во вред другим людям. Лучше пользуйтесь ею во благо.
  2. Помните, власть не является вашей собственной и абсолютной. Вы также ее от кого-то получили.
  3. Не командуйте и не манипулируйте. Не думайте, что вам будут подчиняться все. Не делайте абсолютную власть смыслом жизни.
  4. Учитесь проявлять мудрость, доброту, доброжелательность.
  5. Давайте подчиненным право выбора.
  6. Делитесь полномочиями. Пусть ваши сотрудники тоже принимают решения, полноценно участвуют в работе компании, проявляют инициативу.

И еще один совет. Нет ничего плохого в том, что вы будете слушать и слышать мнение других людей. Не думайте, что гениальные идеи появляются только у вас. Возможно, вам даже есть чему поучиться у тех, кто рядом.

Теоретическая значимость

Вскоре после публикации «Авторитарной личности» теория стала предметом многочисленных критических замечаний. Критике подверглись теоретические проблемы, связаные с психоаналитической интерпретацией личности, и методологические проблемы, связанные с недостатками F-шкалы. Другое критическое замечание заключалось в том, что теория психологов из Беркли подразумевает, что авторитаризм существует только в правой части политического спектра. В результате, некоторые утверждали, что эта теория определяется негативной политической предвзятостью её авторов. Кремль выявил, что анти-авторитарная личность имела те же личностные характеристики, как и авторитарная личность.

Милтон Рокич в 1960 году предложил модель догматической личности в противовес классической модели авторитаризма. Догматизм (или закрытость мышления), как полагал Рокич, является центральным конструктом авторитарной личности. Догматизм, по Рокичу, это относительно закрытая когнитивная организация убеждений и представлений о реальности, организованная вокруг центрального убеждения об абсолютной авторитарности, которая в свою очередь формирует жесткую структуру нетерпимости и избирательной терпимости к другим. Такая личность не восприимчива к новым идеям, нетерпима к двусмысленностям и реагирует оборонительно, когда ситуация становится угрожающей.

Ганс Айзенк 1954 году построил двухфакторную модель, описывающую личность как взаимосвязь идеологии и когнитивного стиля. Первый фактор модели Айзенка — идеологический уровень составляет континуум от радикализма к консерватизму с промежуточным положением либерализма (R-фактор). Во втором факторе он выделяет два стиля мышления: жесткоустановочное и мягкоустановочное (T-фактор). Жесткое мышление характеризуется следующими признаками: эмпиричность (следование фактам), чувственность, материалистичность, пессимистичность, безразличие к религии, фаталистичность, плюралистичность, скептичность и соответствует экстравертивной ориентации личности. Мягкое мышление отличают: рационалистичность (следование принципам), интеллектуальность, идеалистичность, оптимистичность, религиозность, своевольность, монистичность, догматичность и характеризует интраверсию. Жесткоустановочными идеологиями по Айзенку являются фашизм, относящийся к консервативному полюсу и коммунизм, относящийся к радикальному. Мягкоустановочной идеологией является либерализм, занимающий промежуточное место между консерватизмом и радикализмом.

Джон Р. Паттерсон и Гленн Уилсон (англ.)русск. в 1973 году предложили шкалу консерватизма. По мнению авторов, консерватизм является ключевым фактором, определяющим все социальные установки личности. Данное понятие консерватизма авторы близко ассоциируют с понятиями «фашизм», «авторитаризм», «ригидность» и «догматизм». Шкала консерватизма (C-Scale) была сконструирована с целью выявить 9 следующих характеристик: религиозный фундаментализм, ориентацию на правое крыло политического спектра, убеждение в необходимости применять жесткие правила и наказания, нетерпимость к меньшинствам, тенденцию отдавать предпочтение общераспространённому дизайну в одежде и принадлежность к мейнстриму в искусстве, антигедонистическую точку зрения, милитаризм, веру в сверхъестественное и неприятие научного прогресса.

Роберт (Боб) Альтемайер (англ.)русск. в 1981 году предложил свою концепцию правого авторитаризма, где показал, что только три из оригинальных девяти предполагаемых компонентов модели, коррелированных вместе: авторитарное смирение, авторитарная агрессия и конвенционализм.

Несмотря на методологические недостатки, теория «Авторитарной личности» оказала большое влияние на исследования в политической, личностной и социальной психологии. В Германии, авторитаризм изучался Клауссом Рогменном, Детлефом Оэстэричем и Кристэльем Опфем. Одним из наиболее активных исследователей в этой области сегодня является голландский психолог Джи. Д. Мелоэн. Один из самых активных критиков теории был австралийский психолог Джон Рей.

Как развить авторитарность

Принято считать большинством, что авторитарность – это отрицательная характеристика, но есть причины полагать, что положительный момент также в ней есть. При правильном построении поведения авторитарность помогает справиться руководителю с объемом информации, с подчиненными, различными обязанностями, однако авторитарность в воспитании это негативная тактика и как говорилось выше, отношения с ребенком не должны попадать под угрозу, поэтому в данном случае лучше ее не использовать. Однако, человек, истинно обладающий авторитарностью, является таковым везде.

Если по определенным причинам человек посчитал нужным развить у себя авторитарность это его право, для этого он может воспользоваться определенным рекомендациям. Человек, который наделен авторитарностью, всегда уверен в себе. Ведь если бы он был неуверенным, то не сумел бы добиться власти, поэтому необходимо развивать самоуверенность. Желательно тренироваться перед зеркалом, проговаривая различные призывы, девизы, чтобы сразу увидеть, какую позу лучше занять, какой сделать взгляд. Внутренняя сила возрастает, если внешне человек выглядит уверенным. Окружающие сразу замечают походку, взгляд сильной личности, поэтому войдя в комнату, где уже есть другие люди, авторитарный человек ведет себя так, чтобы другие ощутили, что вся комната принадлежит лишь ему одному.

Личность, которой присуща авторитарность, признает только самое ближайшее окружение, состоящее из подобных ей индивидов, однако не таких сильных, которые могут ее повредить. Он уважает этих «своих», а «чужих», (не подобных ему) он ненавидит. Несоответствие «стандартам» резко осуждается. Любое инакомыслие агрессивно пресекается.

Нужно запомнить, что любые средства ради достижения цели хороши. Если придется для этого воспользоваться другими, значит надо так. Поэтому не нужно очень привязываться к людям, ведь они могут потом стать средством в достижениях целей.

Чтобы вести себя, как авторитарная личность необходимо научиться взаимодействовать с окружающими по вертикальной схеме: «Если я говорю – ты слушаешь, не перебиваешь, не обсуждаешь, потом исполняешь». Такому воздействию легко поддаются дети и часто родители вынуждены прибегнуть к данному приёму, чтобы ребенок вовремя сделал положенное.

Часто условия вынуждают родителей проявлять авторитарность, поэтому их позиция вынужденная. Так, мамы взваливают на одну себя множество дел, из-за которых пребывают в непрерывном стрессе, отчего нарастает напряжение и выливается в давлении на ребенка. Одинокие матери становятся авторитарными «волей судьбы», им никто не помогает, поэтому боясь самой не справиться с воспитанием ребенка, эти женщины превращаются в деспотов.

Если руководитель желает быть в глазах подчиненных авторитарным, он может использовать некоторые способы. Например, ввести метод штрафных санкций, один из популярных способов гарантирования беспрекословного подчинения. Благодаря этим санкциям у подчиненных будет вырабатываться страх наказания, что станет отрицательным подкреплением не подчиняющегося поведения.

При общении с подчиненными следует любой разговор заканчивать распоряжением. Оно может стать разнообразным – от просьбы сделать кофе, или заложить бумагу в принтер до распоряжения поехать на встречу, забрать документы. Это стоит делать, чтобы подчиненные не расслаблялись, не допускали мысли, будто просто можно перекинуться несколькими фразами с начальником

Нужно вырабатывать в себе командные интонации, отшлифовывать тона, чтобы одним тоном можно было передать абсолютную важность задачи. Голос должен быть крепким, уверенным, с нажимом

Распоряжения формулировать четко, кратко и ясно.

Следует не давать другим решать важные решения, не делиться информацией, не спрашивать их совет или мнение. Лучше сесть, хорошенько обдумать все и категорически высказать свой вердикт: «Я решил – и так должно быть. К выполнению!».

Личности, обладающие авторитарностью, являются приверженцами консерватизма, они следуют традициям. Их речи шаблонны, а поведение стереотипно, что заявляет о постоянстве. Авторитарный индивид считает себя победителем, поэтому он всегда настраивается на победу, не давая сомнениям прокрасться к своим мыслям. Поскольку мысли материальны, следует говорить самому себе: «я лучший», «я неповторимый», «я уверенный», «я сильный», «у меня есть власть, я смогу всё» и т.д. Безусловно, все мысли должны быть твердыми, положительными и быть направленными на то, чтобы стать независимым и властным человеком. Уверенность и гордость должны существовать не только в одной голове и оставаться мыслями, они должны проявляться в поступках.

Стереотипы

Авторитарная личность

Об авторитарном типе личности ходит много разговоров. Поэтому не стоит удивляться стольким домыслам о ней. Главный из них говорит о том, что склонные к авторитарности люди всегда ограниченны, не имеют нравственных ценностей, проявляют насилие, манипулируют окружающими. Для многих они – деспоты и даже фашисты. Такого взгляда придерживались и продвигали Э. Фромм и К. Левин.

Как обстоят дела на самом деле? Авторитарная личность действительно стремится к власти, нередко проявляя при этом деспотизм. Но она может делать это и другими способами. Один из них – создать вокруг себя уважительную атмосферу, которая поможет ему сформировать авторитет.

Сложно сказать однозначно, хорошо или плохо быть авторитарным человеком. Но стоит заметить, что многие руководители крупных компаний и предприятий является таковыми. И это можно считать поводом для гордости, поскольку такое качество помогает им работать эффективнее других.

Психоаналитические аспекты

Адорно и его коллеги считали теорию авторитарной личности фундаментальной с точки зрения теории психоанализа Фрейда, опираясь на опыт раннего детства в качестве движущей силы развития личности. Психоаналитическая теория предполагает, что маленькие дети усваивают ценности своих родителей бессознательно, в результате травматических конфликтов. В результате развивается Сверх-Я. Борясь с недопущением отклонений, авторитаризм родителей приводит к развитию очень сильного Супер-Эго. Таким образом, начиная с самого раннего детства и далее, бессознательные желания и потребности подавляются и остаются неудовлетворенными.

Бессознательные конфликты проявляются, когда человек проецирует свои «запреты» потребностей и агрессии своего Супер-Эго на других людей. Как правило, из числа этнических, политических или религиозных меньшинств, выбранных в качестве образа для этих психологических проекцией, поскольку это субъективно менее опасно с точки зрения последствий. Сторонники авторитаризма часто ссылаются на социально приемлемые предрассудки.

Альфред Адлер рассматривает, с другой стороны, соединение «волю к власти над другими», как центральную невротическую черту, которая проявляется как агрессивное поведение, компенсирующее боязнь неполноценности и ничтожества. Согласно этому мнению, авторитарная личность нуждается в сохранении контроля и доказательстве превосходства над другими, это основа в мировоззрении населения врагами, и простого равноправия, сочувствия и взаимной выгоды.

Литература

на русском языке
  • Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб.: Университетская книга, 1997.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990.
на других языках
  • Adorno Th. W., Frenkel-Brunswik E. (англ.)русск., Levinson D. J., Sanford R. N. (англ.)русск. (1950). The Authoritarian Personality (англ.)русск.. Norton: NY.
  • Altemeyer B. (англ.)русск. Right-Wing Authoritarianism, Winnipeg, 1981.
  • Eysenck H. The psychology of politics, L., 1954;
  • Eysenck H. Primary social attitudes: A comparison of attitude patterns in England, Germany and Sweden. // Journal of Abnormal Psychology (англ.)русск., 1953, vol. 48, pp. 563—568.
  • Maslow A. The authoritarian character structure // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., S.P.S.S.I. Bulletin, 1943, No 18, pp. 401—411.
  • Patterson J., Wilson G. (англ.)русск. Anonymity, occupation and conservatism. // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., 1969, vol. 78.
  • Rokeach M. The open and closed mind, N.-Y., 1960.

Литература

  • В. Райх. Психология масс и фашизм. СПб, Университетская книга, 1997.
  • Э. Фромм. Бегство от свободы. М., Прогресс, 1990.
  • Баязитов Р. Ф. [https://qame.ru/book/common_psychology/authoritarian_stereotype/Баязитов%20Р.Ф.,%20Авторитарный%20стереотип.pdf Авторитарный стереотип: сущность и проявления в социальных взаимодействиях.]  — Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006.  — 175 с.
  • Maslow, The authoritarian character structure, The Journal of Social Psychology, S.P.S.S.I. Bulletin, 1943, No 18, pp. 401–411.
  • Adorno T.W., Frenkel — Brunswik E, Levinson D.J., Sanford R.N. (1950). The Authoritarian Personality. N.Y.
  • M. Rokeach, The open and closed mind, N.-Y., 1960.
  • H. Eysenck, The psychology of politics, L., 1954; H. Eysenck, Primary social attitudes: A comparison of attitude patterns in England, Germany and Sweden. The Journal of abnormal social psychology, 1953, vol. 48, pp. 563–568
  • J. Patterson, G. Wilson, Anonymity, occupation and conservatism. The Journal of Social Psychology, 1969, vol. 78.
  • B. Altemeyer, Right-Wing Authoritarianism, Winnipeg, 1981.