8 главных потребностей, которые мы ищем в отношениях
Духовные потребности личности
Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.
Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:
К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.
Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.
Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:
потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.
По своему содержанию духовные нужды объективны. Они определены совокупностью условий жизнедеятельности индивидов и выказывают объективную надобность духовного изучения ими социального и природного мира, который их окружает.
Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.
Основные разновидности
Суть определения социальной потребности заключается в том, что это нужды и желания, возникающие у людей в процессе их взаимодействия и коммуникации с другими индивидами при жизни в обществе. Желания, направленные на то, чтобы социализировать личность, не являются врождёнными и приобретаются в течение всего жизненного пути. К ним, как правило, относят:
- Эгоистические нужды. Они направлены на самого индивида. Их удовлетворение может быть полезным либо вредным (в зависимости от ситуации): саморазвитие, стремление к лидерству и власти, желание прославиться, обогатиться, стать лучше других и пр. Практически все эгоистические нужды тесно связаны с самооценкой человека и непосредственно влияют на неё в случае их успешной или неуспешной реализации.
- Альтруистические желания. Направленность только на других людей без учёта самого себя. Сюда относятся потребности во взаимовыручке и помощи. В эту группу также следует добавить разного рода подвиги, связанные с самопожертвованием ради других.
- Обоюдные нужды, общие для всех членов общества. Сюда можно причислить потребность в общении, мире, предсказуемом поведении (регламентированном правилами этикета), порядке и дисциплине.
К последнему пункту можно добавить требование справедливого распределения ресурсов и товаров, а также производства и свободы информации. Чтобы понять, какие бывают социальные потребности человека в современном обществе, достаточно вспомнить себя и свои характерные нужды в обществе. Это желание одобрения, любви, дружбы, совместной деятельности и принадлежности к определённой социальной группе (например, к автолюбителям, фанатам футбола или демократам).
Базовые потребности человека.
Далее вы найдете подробное описание четырех потребностей нашей личности.
В нашей Школе Стратегического Коучинга мы изучаем так же четыре потребности души – рост\развитие, вклад в развитие других, творчество/самореализация, связь с будущим.
Однако, это отдельная большая тема…
Итак, потребности личности, которые рождают наше стремление улучшать нашу жизнь:
1. Уверенность\стабильность\безопасность. Мы хотим быть в безопасности, избегать боли, и чувствовать себя комфортно в окружающем мире. Каждый человек нуждается в ощущении уверенности и безопасности – иметь крышу над головой; знать, где можно взять еду; быть уверенным, что твой сосед не нападёт на тебя. Это всего лишь несколько примеров. Конкретные значения этой потребности зависят от личности человека.
Ассоциативные слова – уверенность, комфорт, защищённость, безопасность, стабильность, крепко стоять на ногах, контроль, конкретность.
2. Разнообразие. Данная потребность – это смена вида деятельности, смена состояний. Задачи (проблемы, трудности) укрепляют нас эмоционально и физически. Для нашего тела, разума и эмоций благоприятными являются смена обстановки, тренировки, напряжение, что-то неожиданно новое. Человек, постоянно занятый одной и той же рутиной, через некоторое время начинает искать больше разнообразия. Волнующие ощущения, которые мы переживаем во время смены вида деятельности, являются хорошим стимулом для развития и позволяют почувствовать вкус жизни. Некоторым, чтобы разнообразить свою жизнь, достаточно посмотреть выпуск новостей по телевизору. В то время как другие, возможно, сделают выбор в пользу экстремальных видов отдыха, экстремальных видов спорта и т.д. Для большинства главным источником разнообразия в их жизни является преодоление препятствий и решение сложных ситуаций.
Ассоциативные слова – разнообразие, страх, нестабильность, перемены, хаос, развлечение, напряжение, усилие, удивление, конфликт, кризис.
3. Значимость. Еще одна потребность личности – быть значимым. Каждый человек хочет быть важным, нужным. Дети, живущие в семье, соревнуются друг с другом и находят пути быть особенным, чтобы чувствовать себя уникальными. Значимость проявляется, когда мы сравниваем себя с другими. В поисках нашей значимости мы принимаем участие в различных иерархических структурах (различные сообщества, социальные группы)
Мы можем чувствовать себя значимыми, потому, что мы достигли чего-либо, построили что-то, преуспели в чём-то или мы можем добиваться важности, опровергая кого-либо или что-либо
Положительной стороной значимости является то, что мы стремимся повышать наш уровень развития. Но если мы зациклены только на значимости, концентрируясь больше на своем отличии от других людей, чем на самих людях, могут возникнуть проблемы в общении. Получить значимость можно разными способами – зарабатывая деньги и обеспечивая семью, выполняя значимую работу, делая большой вклад в развитие человечества, или просто преумножая свое богатство. Некоторые достигают чувства значимости совершая ошибки и даже становясь самым худшими в чём-либо и имея самое низкое чувство достоинства.
Ассоциативные слова: гордость, важность, стандарты, достижение, выполнение, совершенствование, важность, дисциплина, соревнование и отказ от соревнования, саморазвитие, власть, сила. 4. Любовь/Отношения – это потребность ощущать любовь и устанавливать отношения с другими людьми и с самим собой
Каждый нуждается в хороших отношениях с другими людьми и все стремятся друг к другу в надежде на любовь. Для нормального развития ребенок нуждается в получении и выражении любви заботы. Эту потребность в любви мы испытываем на протяжении всей нашей жизни. В некоторых странах нет романтической любви, вместо этого – родственная любовь, друзья и общины. Некоторые люди редко испытывают глубокие чувства в семье, тогда они компенсируют это другими взаимоотношениями – в обществе или на работе
4. Любовь/Отношения – это потребность ощущать любовь и устанавливать отношения с другими людьми и с самим собой. Каждый нуждается в хороших отношениях с другими людьми и все стремятся друг к другу в надежде на любовь. Для нормального развития ребенок нуждается в получении и выражении любви заботы. Эту потребность в любви мы испытываем на протяжении всей нашей жизни. В некоторых странах нет романтической любви, вместо этого – родственная любовь, друзья и общины. Некоторые люди редко испытывают глубокие чувства в семье, тогда они компенсируют это другими взаимоотношениями – в обществе или на работе.
Ассоциативные слова: общность, стремление, сплоченность, тепло, нежность, страсть.
2020-02-15T10:51:25+03:00Рубрики: Статьи по Бизнесу||
Послесловие
Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы
Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:
- физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
- в безопасности и защите – на 70 %;
- в любви и принадлежности – на 50 %;
- в самоуважении – на 40 %;
- в самоактуализации – на 10 %.
Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.
Потребность в общении и обособлении
Поистине серьезную роль в формировании психики человека и личности играет потребность в общении, а также обособлении.
Необходимость общения с окружающими – это одна из базовых потребностей каждой личности. Сквозь исполнение данного требования человек усваивает нормы общества, правила поведения, ценности, получает опыт жизни в обществе. Кроме того, происходит политическая, правовая социализация. Благодаря общению личность учится познавать окружающих, себя, увеличивает собственный общественный потенциал, учиться решать важные для жизни задачи.
Данная потребность – это один из видов проявления социальной сущности личности. Работает она с момента появления человека на свет и длится на протяжении жизни. Исполняется в разных формах: взаимодействие матери и малыша, педагогическое общение, профессиональное, игровое и т.п.
Кроме общения, серьезное значение имеет потребность обособления. Ее претворение создаст различные варианты развития, социализации личности. Она обычно удовлетворяется:
благодаря обособлению в референтной группе (компания друзей, семья и т.п.). К подобной группе в психологии относят общества, где интересы, нормы и другие серьезные факторы совпадают с правилами личности. В подобной среде человек ощущает себя, «как рыба в воде», чувствует защищенность, способен проявить собственную индивидуальность;благодаря уединению. Пребывание человека один на один с собой обретает 2 главных вида: умозрительное и в виде предметной и практической деятельности. Первый вид проявляется тогда, когда личность желает оставаться сама с собой, чтобы подумать над чем-либо. Это обособление имеет серьезное влияние на развитие личности, а также жизнь человека, в процессе вырабатывания самооценки и мнения. Второй тип – это разнообразные виды увлечений и хобби.
Потребность в самопознании
Нельзя не упомянуть серьезный вклад в развитие личности, ее успешную жизнь и деятельность потребности в самопознании и познании. Желание познать жизнь и мир исполняется через такие пути:
с помощью науки. Здесь цель познания – истина. Главной чертой подобного познания является объективность информации. Цель научного познания заключается в установлении истины. Чем ближе к истине приближается знание, тем большую объективность оно обретает, перестает зависеть от индивидуальных стремлений и желаний. Становится ясно, что подобные знания раздвигают горизонты личностных возможностей, защищают ее, помогают и учат находить адекватные решения;
с помощью искусства. В нем заключается стремление к образному, прямому, личностному восприятию мира. Целью подобного познания выступает понимание правды жизни, получение достоверных знаний. Отличительная черта заключается в субъективности. Во всех проявлениях искусства представляется субъективный взгляд на мир, жизнь. Главная проблема всех типов искусства – это человек, мысли, чувства, эмоции и поступки. В данной сфере принимает участие много творческих личностей. По этой причине искусство становится одним из ресурсов для познания людей;с помощью религии. Практические все жители планеты живут с религиозным ощущением и пониманием мира
И по этой причине важно иметь представление о религиозном и научном видении мира;с помощью собственного опыта (полученного в обществе или в процессе работы). Это относится к пониманию окружающих и самого себя
Мотивация и потребности личности
Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.
С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.
Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.
Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.
Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.
Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».
Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.
Эстетические потребности
Серьезную роль в личностной деятельности играют эстетические потребности. Они включают в себя понимание гармоничности, красоты, правильное восприятие поведения. Также жизнь по канонам красоты, которая соответствует образному и гармоничному пониманию.
К списку общественных человеческих потребностей, которые занимают главное место для личности, относятся: необходимость саморазвития, развития, улучшения себя и окружающего мира. Все люди в определенной степени стремятся стать умными, сильными, успешными, красивыми и т.п.
На процесс исполнения подобных стремлений серьезно воздействуют не только факторы извне, условия и особенности жизни, но и личностные ценности и нормы. При этом ключевое значение имеет самооценочная деятельность, что дает шанс личности выявить и отследить уровень собственного развития.
В роли таких выступают базовые потребности людей, которые серьезно влияют на активность, поступки, жизнь личности в обществе. Данные потребности стоят в конкретном иерархическом положении их взаимосвязи друг с другом.
Их значение обуславливается обстоятельствами жизни, а также взаимным расположением в иерархии. К примеру, первостепенные желания требуют исполнения в первую очередь, по отношению к остальным, которые активно воздействуют на личность после исполнения первостепенных. Варианты претворения потребностей первого уровня отличаются разнообразием от методов исполнения потребностей низкого уровня. Но человек чувствует действие каких-то потребностей постоянно, т.к. место претворенной потребности занимает новая, получающая весомую роль.
Человеческие потребности стоят на ключевом месте и играют главную роль в сфере личностной ориентации как в сложном психическом свойстве, которое включает в себя систему мотиваций и влечений. Она определяет жизнь человека, избирательность отношений к миру вокруг.
1 Безопасная привязанность к другим
Потребность в безопасной привязанности, если брать как в пример эмоциональной потребности человека, к другим возникает у человека сразу после рождения. Человеческий детеныш в течение первых нескольких лет жизни является беспомощным и неспособным выжить без чьей-либо помощи. Его жизнь зависит от жизни родителей.
Само по себе присутствие родителей не удовлетворяет потребность в безопасности. Она удовлетворяется, если родители обеспечивают для ребенка физически и психологически безопасную среду. Родитель должен показать ребенку, что он ему поможет, сделает все для предотвращения или контроля ситуации. В этом случае ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые смогут помочь в сложной ситуации.
Кроме родителей в удовлетворении этой потребности участвует все окружение ребенка.
Стабильность и предсказуемость. Стабильность играет немаловажную роль в становлении и поддержании эмоционального благополучия человека. Сюда относятся предсказуемость отношений и уверенность в том, что родитель или партнер не покинет и поддержит при необходимости. Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.
Понимание и сострадание
Кроме поддержки в трудную минуту как взрослому, так и ребенку важно чувствовать, что его эмоции и переживания понятны и важны для близких людей. В таком случае мы не чувствуем себя отверженными и одинокими
Через сопереживание ребенок узнает, что испытывать и выражать эмоции — это нормально в такой ситуации. В противном случае возникает убеждение, что эмоции не важны и выражать их нельзя.
Любовь и принятие
Каждому человеку важно знать, что его любят и принимают таким, каков он есть. Со стороны родителей важно дать понять ребенку, что он любим и ценен сам по себе, как личность независимо от проступков или внешних обстоятельств
При неудовлетворении этой потребности человека мы чувствуем себя одинокими, ненужными, неправильными.
Наставничество и направление. Разумеется, мы не можем знать всего, особенно в детстве
В ответ на потребность в наставничестве важно получить помощь от того, кто не осудит за незнание и не обвинит в некомпетентности, а подскажет, научит, направит. Депривация этой потребности вызывает тревогу и ощущение некомпетентности, что может перейти в перфекционизм или прокрастинацию
При этом важно соблюдать баланс, не нарушая потребность в автономии.
Поддержка и поощрение. Поощрение и поддержка подкрепляет инициативность, самостоятельность, мотивацию на достижение целей. При удовлетворении этой потребности человек может идти к достижению каких-либо целей, ориентируясь на внутренние ценности и эмоциональные потребности, а не на внешнюю критику или одобрение.
Идеологические потребности
К чисто социальным личностным потребностям относятся идеологические. Это требование личности проявляется в поиске идей, пояснений проблем, осознаний причин факторов и явлений. Реализуется такая потребность сквозь:
применение данных разных видов наук. В итоге человек способен сложить научное понимание мира;усвоение норм религии. Под их воздействием личность формирует религиозное видение мира.
Стоит заметить, что люди под влиянием данных потребностей и в ходе их исполнения формируют мозаичное, многополюсное понимание мира. В нем преобладает научное видение у человека со светским воспитанием, а у личностей с религиозным – религиозное понимание.
Потребность во внимании.
Эта потребность отражает желание человека нравиться окружающим. Те, у кого она ярко выражена (а так далеко не у всех людей), ищут близких отношений и душевности от других
Для таких личностей очень важно нравиться окружающим
Когда потребность во внимании остается неудовлетворенной, людям становится некомфортно находиться в обществе. Как и в случае с причастностью, они просто отстраняются. Но если вы спросите их о причине такого поведения, то вряд ли услышите честный ответ.
С другой стороны, тот, у кого эта потребность очень сильно выражена, может тоже прибегать к неадекватному поведению. Этот человек может стать слишком разговорчивым, откровенным и самоуверенным
Данный подход используется с целью «купить» внимание
Находите ли вы время на то, чтобы просто позвонить своему любимому и сказать, как сильно его любите или цените? Спросите себя, не является ли причиной отстраненности второй половинки недостаток внимания с вашей стороны?
Потребность в причастности.
Речь идет о желании принадлежать, участвовать и быть принятым. Некоторые люди нуждаются в этом сильнее, чем другие. В зависимости от удовлетворения данной потребности, их самооценка либо растет, либо падает. Если чувство причастности отсутствует, им кажется, что с ними что-то не так, а потому они начнут прибегать к чему угодно, чтобы это исправить.
Если эта потребность не удовлетворена, они не только начинают искать причину в себе самих, но и могут начать отстраняться от других людей, превращаясь в отшельников. Они делают вывод, что им никто не нужен, а потому пытаются жить в полной изоляции. Если оставлять подобные реакции без внимания, они могут привести к психической и эмоциональной нестабильности.
Кроме того, из-за острого желания почувствовать себя причастным, человек может пытаться обратить на себя внимание с помощью неадекватных поступков и манипуляции
Если поведение вашего партнера соответствует описанному, спросите себя, что вы можете для него сделать, чтобы заставить его почувствовать собственную важность
Первичные и вторичные нужды
Прежде чем переходить к рассмотрению желаний и нужд, присущих лишь человеческому виду, нужно отметить, что человек является полноправной частью природы. Таким образом, любой индивид сочетает в себе как чисто животные потребности, сфокусированные на выживании, так и социальные, которые могут реализовываться только в социуме. Современные психологи, социологи и биологи выделяют следующие важные пункты, относящиеся к биологическим или первичным нуждам:
- Потребность в воздухе, пище, воде, одежде и жилище. Питьевая вода должна быть не только не загрязнённой, но и приятной на вкус. Необходимо наличие калорийной и разнообразной пищи, насыщенной различными микроэлементами, необходимыми для комфортного существования. Важен чистый состав воздуха.
- Безопасность для жизни, отсутствие угроз со стороны внешнего мира (в том числе стихийных бедствий).
- Нахождение в тепловом, электромагнитном и акустическом комфорте.
- Размножение и продолжение рода, а также получение сексуального удовлетворения.
К вторичным потребностям относятся все стандартные примеры социальных нужд, которые можно вкратце перечислить: движение в иерархической структуре общества (стремление к доминированию), потребность в труде, уважении, общении, заботе о других людях, а также в желании постигать мир и обучаться новому. Подобные примеры соц. потребностей человека свойственны многим высшим млекопитающим.
Есть также категория псевдопотребностей, то есть желаний, которые присутствуют только у вида Homo Sapiens. Сюда можно отнести потребность в роскоши, излишнюю агрессию с целью получения лидерства либо же, напротив, стремление избегать соперничества и любых потенциально сложных ситуаций.
Обществознание 10 Потребности как мотив деятельности
Watch this video on YouTube
Потребность в справедливости
Одной из серьезных и работающих у нас в обществе необходимостей является потребность в справедливости. Она выражается в соответствии в личностном сознании собственных обязанностей и прав, в отношениях личности с обществом, в согласованности с общественной средой. В данной сфере человек способен ориентироваться на:
защиту и увеличение собственных прав;значительное исполнение собственных обязанностей относительно к окружающим, а также обществу в целом;гармонию в сочетании обязанностей и прав при решении задач в обществе и в работе.
Согласно с преобладанием определенной ориентации и собственным пониманием справедливости и несправедливости, личность оценивает активность и поведение окружающих.
Виды потребностей личности
Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.
Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена биологической нуждой.
Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.
Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:
труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
развитие – нужда в обучении, самореализации;
социальное общение – духовные и нравственные потребности.
Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.
В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.
Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.
Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.
А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).
Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.
Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.