Общая характеристика больших социальных групп

Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции

Общая характеристика больших социальных групп

Пользуясь принятыми в социологической литературе критериями, типологизируем социальные группы:

Виды социальных групп по степени формализации:

  • формальные, где нормы поведения закреплены, как правило, в письменном виде;
  • неформальные;

Виды социальных групп по численности:

  • малые, где небольшое число членов обеспечивает возможность постоянного, непосредственного личностного взаимовлияния и поэтому не возникает необходимости в обязательном формальном закреплении институционализованных правил поведения;
  • большие (крупные), где отсутствует возможность постоянного непосредственного личностного взаимовлияния, поэтому при их описании нельзя обойтись без некой абстракции;

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания

Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация)

Общество — самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих- секретарей, контролеров банка и т.д.

Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций:

  • научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства;
  • профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами;
  • развитие духовной культуры;
  • социализация;
  • обеспечение умственного и физического здоровья населения.

Обычно выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную (представители творческих профессий), медицинскую, управленческую, военную и т.д.

Люди умственного и физического труда, рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам.

Население города и население деревни, которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи.

19.Феномены внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности

Групповой фаворитизм

Фаворитизм групповой — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление группового фаворитизма тогда, когда дело касается больших групп, особенно национальных образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение другой общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. В этой ситуации, как правило, можно констатировать потерю ценности для индивида факта своего членства в своей группе и прогнозировать, что без целенаправленного вмешательства этот процесс будет развиваться по нарастающей. Более того, если придерживающихся такой позиции членов группы достаточно много, то не может быть сомнения в том, что процессы интеграции в этом сообществе принципиально нарушены, ценности внутригрупповой жизни, по сути дела, не «работают», а система межличностных отношений деструктурирована. В настоящее время миф об изначальности, универсальности и неизбежности группового фаворитизма в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян .

Вывод: Наличие группового фаворитизма, степень его выраженности и конкретные формы проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов — уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого из ее конкретных членов.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность

Внутригрупповой фаворитизм — чувство «мы», защищенность в своей группе, ощущение комфорта.

Внегрупповая враждебность — чувство «они», угроза, исходящая от другой группы, неприязнь в отношении других.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность — это бессознательное явление.

Фрейд объяснял внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность как следствие психосоциальной природы человека.

— мы приспосабливаемся к миру, взаимодействуем с помощью тонких приспособительных интеллектуальных реакций

— человек — существо тонкое, ранимое, слабое, поэтому люди объединяются в группы, чтобы быть защищенными. Группа выбирает вожака, которого одновременно любит и ненавидит.

Трусов: внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность — это следствие недостаточно развитого морального сознания. Со временем это ослабевает. Провел исторический анализ, чтобы доказать ослабевание внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

В России внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность экспериментально изучал Агеев, написал диссертацию по межгрупповым взаимоотношениям. Проводил исследования в пионерских лагерях: соревнования мальчиков и девочек.

Мальчики и девочки объясняли причины победы и поражении. Агеев их систематизировал и разделил на внешние и внутренние причины.

Агеев дает рекомендации педагогам, чтобы сгладить внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность:

по возможности создавать объединяющие цели

если мы имеем дело с конкурирующими группами, то их нужно сравнивать по показателям деятельности, а не по личностным оценкам.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

14.Психология массовых форм внеколлективного поведения

Помимо коллективных форм поведения существуют внеколлективные формы. Они связываются и базируются на восприятии поведения других людей и заражении этим поведением. Отсюда подчинение и следование этому поведению (Например: мода).

В этих случаях люди сохраняют индивидуальность, но поступки их схожи.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. И на основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с каким-либо впечатляющим событием, затрагивающим основные ценности людей. Субъектами массовых форм являются публика, толпа как контактная, неорганизованная большая группа. Она характеризуется высшей степенью конформизма и действует крайне эмоционально и единодушно.

Масса — аморфная группа, не имеющая контакта, но связанная постоянными интересами (Например: классовыми).

Общая тенденция: если субъект поведения отходит от публики к толпе, то чем больше он отходит, тем больше рациональные формы поведения уступают эмоциональным формам.

Причины: в малой группе субъект действует с большим ощущением личного контроля над ситуацией, а в больших группах этого нет. Большая группа может наоборот усилить его эмоциональные свойства или сдержать. А свойства контроля поведения затормозить. В результате разгоняется все низменное в человеке, а связанное с культурой затормаживается. В результате появляется чувство анонимности, утрачивается ответственность за свои собственные поступки, появляется «мы-чувство».

9 стр., 4278 слов

Характеристика больших социальных групп

… деятельностную сферу. Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, … элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых …

Психологическое состояние в толпе изменяется в сторону роста эмоциональности (восприятия всего что он видит), роста внушаемости, снижения критичности, подавления чувства ответственности за собственное поведение. Появляется чувство силы и анонимности.

Как формируется толпа?

1. Толпа спонтанно возникает в результате какого-либо происшествия. Затем, будучи взволнованным, человек теряет часть контроля, начинается циркулярная реакция, т. е. когда люди передают свои чувства другому человеку.

2. Начинается реакция кружения, т. е. контроль снижается, интенсивность эмоционального состояния еще больше возрастает.

3. Формируется общий объект внимания, на котором фокусируется вся толпа, т. е. образ «врага» — он является продуктом группового творчества и он сплачивает толпу.

4. Кто-то активизирует действия (показывает пример).

Существуют психологические способы контроля за толпой.

Основная задача — переориентация внимания индивидов, чтобы разделить толпу по целям.

Паника — это эмоциональное состояние, возникающее вследствие дефицита или избытка информации, которое проявляется в импульсивных действиях.

Причины:

— физиологические — утомленность, бессонница, пьянство;

— психологические — неуверенность, внезапный страх перед какой-либо опасностью, удивление;

— социально-психологические — отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству.

Первопричиной паники является шокирующий стимул. Он должен быть интенсивным. Первичная реакция на него — потрясение переходящее в замешательство. Человек ищет и не находит аналогов в своем опыте.

Стимул должен быть быстро понят, интерпретирован, а нехватка времени мешает логическому осмыслению ситуации. В результате возникает состояние страха, а затем циркулярная реакция. Возникает ощущение обреченности, которое выражается в действиях, кажущихся для субъекта спасательными, которые часто бывают бессмысленными.

7 стр., 3397 слов

Кафедра социальной и практической психологии

… — экономический институт Кировский филиал Гуманитарный факультет «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой социальной и практической психологии профессор______Росина Н.Л. «___» _____________ 2012 г. Рабочая учебная … в ВУЗе психологических дисциплин «Психофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности», «Общая психология», «Анатомия и физиология ЦНС». Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется …

Прекращение паники (условия).

1. Большое значение имеет характер первого движения, т.к. между шокирующим стимулом и действием всегда есть время.

2

Важно доверие к руководителю

3. Должно быть четкое знание своих обязанностей.

4

Важно показать правильное действие

17.Ролевая структура группы

Каждая социальная группа имеет свою ролевую структуру, характеризующуюся распределением в группе социальных ролей.

Роль — нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, полу, положению в семье и т. д.).

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли в различных ситуациях общения (пример: начальник=отец=пациент=друг).

Взаимодействие людей исполняющих различные роли, регулируются ролевыми ожиданиями. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, где верхушку образуют референтные лица, а аутсайдерами оказываются нереферентные члены. Вершину лестницы занимает лидер группы.

В 1957 г. Р. Шиндлер, изучая ролевую структуру группы, описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну реже встречающуюся роль:

1. лидер — наиболее референтное лицо в группе, это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения. Он побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу.

2. эксперт — человек, который имеет специальные знания, навыки и способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение всегда самокритично и рационально.

3. пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с лидером.

4. самый «крайний» член, который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого-то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется и объединяется с 5-й ролью (оппозиционера), чем провоцирует группу.

5. оппозиционер — противник, активно выступающий против лидера.

В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным

Например: монополист — пытающийся привлечь (захватить) к себе внимание; мученик — взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист — который всегда прав; любимчик — пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите; агрессор; шут, развлекающий группу по своему усмотрению; отшельник; непризнанный; соблазнитель и пр. (С.Кратохвил)

Задачей многих групп является расширение репертуара ролей. При невротических нарушениях роли бывают стойкими и малоадаптивными и, притом, неосознанными.

Выявить структуру группы можно с помощью метода социометрии.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

18.Сдвиг риска и групповая поляризация.

Поляризация Групповая — социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе коей разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются в две полярно противоположные позиции, исключающие компромиссы. Под поляризацией групповой понимается также усиление в результате дискуссии экстремальности групповых решений (-> принятие решений групповое) или суждений по сравнению с усредненными. Величина поляризации тем больше, чем более смещены первоначальные предпочтения членов группы от средних значений. Частный случай поляризации групповой — сдвиг к риску. может возникнуть и вне открытой дискуссии, как результат систематического обмена мнениями между участниками деятельности совместной, порождая группировки с полярными позициями. В крайней форме она выражает состояние внутригруппового конфликта. Термин поляризация групповая был введен С. Московичи. В американской традиции применяется термин «общий сдвиг в выборе «. Противоположное понятие — нормализация групповая .

При исследовании вопроса о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений был обнаружен интересный феномен, получивший название «групповой поляризации».

Раньше считалось, что группа «отбрасывает» наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуального решения. Этот процесс усреднения был назван процессом нормализации.

Но эксперименты, проведенные в 1961 году Стоунером, не подтвердили этот факт, когда принимаемое решение включало в себя момент риска

Испытуемым предлагался набор дилемм для обсуждения, например, писательнице написать серьезный роман или продолжать зарабатывать деньги «дешевыми», но раскупаемыми вестернами. Испытуемые должны были принять индивидуальные решения, затем собраться в группы по 5 человек, и после обсуждения снова принять индивидуальное решение. Оказалось, что «рискованная альтернатива» выбиралась гораздо чаще. Этот феномен получил название «сдвиг к риску».

Но в ряде экспериментов был обнаружен сдвиг в сторону осторожности

Например, при обсуждении дилеммы, нужно ли молодому отцу оставить гарантированную, но низкооплачиваемую работу и рискнуть сыграть на бирже, выбор был сделан в пользу более благоразумного решения.

Все эти факты дали возможность предположить следующее объяснение: групповое решение вообще приводит к «сдвигу выбора». Сущность явления заключается в том, что более «средние» мнения как бы отмирают, а более крайние, напротив, отчетливо распределяются между двумя полюсами. Этот феномен «усиливать изначальные мнения членов группы» Серж Московичи и Мариза Заваллони назвали групповой поляризацией.

Типичные проявления поляризации:

— в школах

— по месту жительства

— в Интернете.

Психология социальной группы

Общая характеристика больших социальных группОбщая характеристика больших социальных групп

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Малые и большие общение лицом к лицу. Большие делятся ещё на 2 вида

Среди стихийных групп выделяется толпа, масса, публика.

Уровни общности больших групп

Первый уровень — «внешне-типологический»

Его название связано с возможностью чисто внешней фиксации того или иного типа признаков, общих для представителей данной большой социальной группы.

Второй уровень – «внутренне-идентификационный»

На этом уровне возникает первичная психологическая связь человека со своей большой социальной группой через отнесение себя к ней.

Третий уровень — «солидарно-действенный».

Он уже предполагает политико-психологическую готовность членов группы к совместным действиям в больших форматах ради достижения или сохранения целей и интересов своих больших социальных групп. Для развития данного уровня обычно необходим внешний толчок.

Cодержание психологии группы

Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.

Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

Структура

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов.

В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:

1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.