БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Простые упражнения на развитие мозговой деятельности

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Гимнастика мозга может проводиться и упражнениями физического характера, они будут приносить пользу всему организму. Выполнение упражнений позволяет лучше учиться, повысить интеллектуальный уровень и способности

Кроме этого правое полушарие мозга начинает сотрудничать с левым, в результате становится лучше память, внимание, техника чтения и каллиграфия. Эффективным считается выполнение таких упражнений как:

  1. Кнопки мозга. Необходимо занять положение стоя, и проводить массирование углубления, которое локализуется под ключицей с правой или левой стороны. В это время другая рука должна располагаться на поверхности живота, около пупка. Движения должны быть круговыми, выполнить их нужно по десять раз. Положение верхних конечностей необходимо менять.
  2. Колено-локоть. Данное упражнение стимулирует активизацию работы обоих половин мозга. Необходимо занять стоячее положение, ноги на ширине плеч. Поочередно нужно поднимать и сгибать ноги в колене, касаясь коленом локтя противоположной руки. Повторить по десять раз для каждой стороны.
  3. Кулак — ребро — ладонь. Выполнение упражнений стимулирует умственную деятельность, улучшает память, повышает уровень концентрации внимания. Исходное положение, сидя, руки при этом должны находиться на поверхности стола. Поочередно необходимо менять положение руки. Сначала нужно сжимать ладонь в кулак, после этого размещать ее ребром по отношению к поверхности стола. Третье положение это положить руку распрямленной ладонью на плоскость стола. Количество повторов составляет 8-10 для каждой руки.
  4. Слон. Рекомендовано занять положение, стоя со слегка согнутыми в коленях ногами. Голову нужно наклонить на плечо и вытянуть руку этой стороны вперед, ею необходимо нарисовать в воздухе восьмерку. Повторить упражнение пять раз. Аналогичные движения повторить с другой рукой.

Подводя итог, хочется акцентировать внимание на том, что мозг человека является очень важным органом, обеспечивающим нормальное функционирование всего организма. Для того чтобы человек был развит всесторонне необходима синхронность работы больших полушарий головного мозга

Они должны дополнять друг друга. Нужно помнить, что улучшить работу мозга и простимулировать его работу никогда не поздно, заняться этим можно даже в 60 лет. Выбор того что делать и каким образом развивать свой головной мозг и свои способности остается только за вами.

Оболочки головного мозга

Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.

Мягкая, или сосудистая, оболочка головного мозга (лат. pia mater encephali) непосредственно прилегает к веществу мозга, заходит во все борозды, покрывает все извилины. Состоит она из рыхлой соединительной ткани, в которой разветвляются многочисленные сосуды, питающие мозг. От сосудистой оболочки отходят тоненькие отростки соединительной ткани, которые углубляются в массу мозга.

Паутинная оболочка головного мозга (лат. arachnoidea encephali) — тоненькая, полупрозрачная, не имеет сосудов. Она плотно прилегает к извилинам мозга, но не заходит в борозды, вследствие чего между сосудистой и паутинной оболочками образуются подпаутинные цистерны, наполненные спинномозговой жидкостью, за счет которой и происходит питание паутинной оболочки. Самая большая, мозжечково-продолговатая цистерна, размещена сзади четвёртого желудочка, в неё открывается срединное отверстие четвёртого желудочка; цистерна боковой ямки лежит в боковой борозде большого мозга; межножковая — между ножками мозга; цистерна перекресток — в месте зрительной хиазмы (перекресток).

Твёрдая оболочка головного мозга (лат. dura mater encephali) — это надкостницы для внутренней мозговой поверхности костей черепа. В этой оболочке наблюдается наивысшая концентрация болевых рецепторов в организме человека, в то время как в самом мозге болевые рецепторы отсутствуют (см. Головная боль).

Твердая мозговая оболочка построена из плотной соединительной ткани, выстланной изнутри плоскими увлажненными клетками, плотно срастается с костями черепа в области его внутренней основы. Между твердой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное серозной жидкостью.

Как лучше запомнить информацию

Одна из функций больших полушарий, как мы теперь понимаем, — это запоминание и воспроизведение закодированной информации в словах. Если держать в мыслях и постоянно повторять одни и те же слова, то информация останется только в зоне речи и через несколько дней исчезнет.

Чтобы более глубоко запомнить информацию, необходимо применять образное мышление, ассоциируя каждое абстрактное понятие с яркими объектами.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

В глубинной памяти у нас сохраняются только те аспекты реальности, которые связаны с яркими впечатлениями и сильными продолжительными эмоциями. А эмоции у нас «базируются» глубоко в белом веществе — в миндалевидном теле. Функции больших полушарий связаны с чисто сознательными намерениями запомнить.

Стрессы и депрессии ухудшают способность мозга запоминать что-либо. Начинать учить материал в беспокойном или раздражительном состоянии попросту бесполезно.

Лобная доля

Лобная
доля занимает передние отделы полушарий.
От теменной доли она отделяется
центральной бороздой, от височной —
боковой бороздой. В лобной доле имеются
четыре извилины: одна вертикальная —
прецентральная и три горизонтальные —
верхняя, средняя и нижняя лобные извилины.
Извилины отделены друг от друга бороздами.
На нижней поверхности лобных долей
различают прямую и орбитальную извилины.
Прямая извилина залегает между внутренним
краем полушария, обонятельной бороздой
и наружным краем полушария. В глубине
обонятельной борозды лежат обонятельная
луковица и обонятельный тракт. Лобная
доля человека составляет 25 — 28% коры;
средняя масса лобной доли 450 г.

Функция
лобных долей связана с организацией
произвольных движений, двигательных
механизмов речи, регуляцией сложных
форм поведения, процессов мышления. В
извилинах лобной доли сконцентрировано
несколько функционально важных центров.
Передняя центральная извилина является
“представительством” первичной
двигательной зоны со строго определенной
проекцией участков тела. Лицо “расположено”
в нижней трети извилины, рука — в средней
трети, нога — в верхней трети. Туловище
представлено в задних отделах верхней
лобной извилины. Таким образом, человек
спроецирован в передней центральной
извилине вверх ногами и вниз головой
(рис. 7).

Передняя
центральная извилина вместе с прилегающими
задними отделами лобных извилин выполняет
очень важную в функциональном отношении
роль. Она является центром произвольных
движений. В глубине коры центральной
извилины от так на зываемых пирамидных
клеток — центрального двигательного
нейрона — начинается основной двигательный
путь — пирамидный, или кортико-спинальный,
путь. Периферические отростки двигательных
нейронов выходят из коры, собираются в
единый мощный пучок, проходят центральное
белое вещество полушарий и через
внутреннюю капсулу входят в ствол мозга;
в конце ствола мозга они частично
перекрещиваются (переходя с одной
стороны на другую) и затем спускаются
в спинной мозг. Эти отростки заканчиваются
в сером веществе спинного мозга. Там
они вступают в контакт с периферическим
двигательным нейроном и передают ему
импульсы из центрального двигательного
нейрона. По пирамидному пути передаются
импульсы произвольного движения.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Рис.
7. Проекция человека в передней центральной
извилине коры головного мозга

В
задних отделах верхней лобной извилины
располагается также экстрапирамидный
центр коры, тесно связанный анатомически
и функционально с образованиями так
называемой экстрапирамидной системы.
Экстрапирамидная система — двигательная
система, помогающая осуществлению
произвольного движения. Это система
“обеспечения” произвольных движений.
Будучи филогенетически более старой,
экстрапирамидная система у человека
обеспечивает автоматическую регуляцию
“заученных” двигательных актов,
поддержание общего мышечного тонуса,
“готовность” периферического
двигательного аппарата к совершению
движения, перераспределение мышечного
тонуса при движениях. Кроме того, она
участвует в поддержании нормальной
позы.

В
заднем отделе средней лобной извилины
находится лобный глазодвигательный
центр, осуществляющий контроль за
содружественным, одновременным поворотом
головы и глаз (центр поворота головы и
глаз в противоположную сторону).
Раздражение этого центра вызывает
поворот головы и глаз в противоположную
сторону

Функция этого центра имеет
огромное значение в осуществлении так
называемых ориентировочных рефлексов
(или рефлексов “что такое?”), имеющих
очень важное значение для сохранения
жизни животных

В
заднем отделе нижней лобной извилины
находится моторный центр речи (центр
Брока).

Лобный
отдел коры больших полушарий принимает
также активное участие в формировании
мышления, организации целенаправленной
деятельности, перспективном планировании.

Большие полушария. Строение и функции

В коре имеется от 14 до 17 млрд нейронов; а связей между клетками во много раз больше. Нейроны соединены синапсами. А помогают активировать связи различные нейромедиаторы — химические вещества, которые активируют рядом находящийся синапс.

Полушария мозга имеют особую структуру. Благодаря складкам, состоящим из борозд и извилин, площадь коры значительно увеличивается. По некоторым данным, общая площадь коры у среднестатистического человека — 2200 кв. см.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Под корой находится подкорка, или белое вещество мозга. Полушария между собой соединены мозолистым телом. А еще глубже находятся желудочки мозга — заполненные спинномозговой жидкостью пространства.

Кора состоит из слоев нервных нервных клеток, которые чередуются со слоями их ответвлений — аксонов. Всего насчитывается 6 слоев:

  • молекулярный слой;
  • наружный зернистый;
  • наружный пирамидный — содержит преимущественно пирамидные нейроны;
  • внутренний зернистый;
  • внутренний пирамидный;
  • слой веретеновидных нейронов.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Веретеновидные нейроны постепенно переходят в белое вещество мозга. В коре происходят сознательные действия, формируется речь. В нижних глубинных частях под корой расположены центры бессознательных рефлексов и контроль внутренних органов и систем органов.

Клетки мозга

Основные клетки называются нейронами. Они занимаются обработкой информации, их количество достигает 20 млрд. Глиальных клеток в 10 раз больше.

Организм тщательно защищает головной мозг от внешних воздействий, расположив его в череп. Нейроны находятся в полупроницаемой мембране и имеют отростки: дендриты и один аксон. Длина дендритов невелика по сравнению с аксоном, который может достигать нескольких метров.

Чтобы передать информацию, нейроны посылают нервные импульсы аксону, который имеет множество ответвлений и соединен с другими нейронами. Импульс зарождается в дендритах и направляется в нейрон. Нервная система — это сложная паутина отростков нейронов, которые соединены между собой.

Строение головного мозга, химическое взаимодействие нейронов изучено поверхностно. В покое нейрон обладает электрическим потенциалом в 70 милливольт. Возбуждение нейрона происходит посредством потока натрия и калия через мембрану. Торможение проявляется в результате действия калия и хлоридов.

Задача нейрона заключается во взаимодействии между дендритами. Если возбуждающее действие преобладает над тормозящим, то активируется определенная часть мембраны нейрона. Благодаря этому возникает нервный импульс, который двигается по аксону со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с.

Таким образом, любое запланированное движение формируется в коре лобных долей больших полушарий. Двигательные нейроны отдают команды частям тела. Простое движение активирует функции отделов головного мозга человека. При разговоре или мышлении бывают задействованы обширные части серого вещества.

Что даст развитие каждого из полушарий

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Развитие левого полушария увеличивает вероятность того, что человек, а возможно и его профессия будет тесно связана с языком (он может быть языковедом или переводчиком), точными науками или работой, которая требует хорошо развитого аналитического мышления. Данные проведенных наблюдений и исследований свидетельствуют о том, что можно простимулировать левое полушарие (его развитие), особенно в детском возрасте. Все что необходимо это развивать мелкую моторику рук.

Положительно на развитие левого полушария у человека влияет составление конструктора, вязание, вышивание, плетение. Наилучший эффект от выполнения перечисленных упражнений будет наблюдаться в детском возрасте. Однако и взрослые могут достичь успеха, если будут регулярно и настойчиво заниматься хотя бы по три часа в сутки.

Работа левого полушария направлена  на обработку полученного опыта и принятие определенных решений (на его основе). Однако познать что-то новое, основываясь только на полученном опыте невозможно. Именно здесь на помощь приходит правое полушарие. Ведь оно создает то, чего не было и позволяет воспринимать информацию в целом. В результате удается принять какое-то единственно правильное решение.

Развитие правого полушария делает человека более коммуникабельным, ему становится легче общаться с другими людьми, понимать их намерения, желания и мотивы. Будет наблюдаться улучшение отношений в семье и коллективе. Оно позволяет быстро находить выход из проблемных ситуаций на работе и в личной жизни.

Патологии полушарий головного мозга

При поражении коры любой доли больших полушарий головного мозга возникают различные неврологические симптомы и синдромы.

Причинами развития таких состояний являются:

  1. травмы головы;
  2. онкологические заболевания (доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга);
  3. атрофические заболевания головного мозга (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера);
  4. врожденные нарушения (недостаточное развитие структур нервной системы);
  5. родовые травмы черепа;
  6. гидроцефалия;
  7. инфекционно-воспалительные процессы в оболочках мозга (менингит, энцефалит);
  8. нарушение кровообращения в сосудах головного мозга.

Нарушения в коре лобной доли

При поражении коры лобной доли, в зависимости от локализации, возникают следующие симптомы:

  • лобная атаксия – нарушение равновесия, шаткость походки;
  • повышенный мышечный тонус в конечностях (пассивные движения ограничены или затруднены);
  • паралич конечности/конечностей с одной стороны;
  • тонические/клонические судороги;
  • припадки (тонико-клонические или эпилептические);
  • затруднение речи (человек не может подобрать синонимы, падеж, время действия) – афазия Брока;
  • симптомы лобной психики (человек ведет себя дурашливо, раскрепощенно, может появляться ярость без причины);
  • «лобные знаки» (появление примитивных рефлексов, таких как у младенца – хоботкового, хватательного и др.);
  • утрата обоняния с одной стороны.

Кроме выраженных симптомов лобной психики, больной может вести себя апатично, безразлично, не вступать в контакт с окружающими. В тяжелых случаях может возникнуть склонность к аморальным общественным поступкам: драки, дебоши, поджоги.

Патологические нарушения в коре теменной доли

При поражении коры теменной доли возникают нарушения чувствительности и окружающего восприятия. Характерны следующие симптомы:

  • нарушения кожной чувствительности;
  • постуральность (изменения положения в пространстве, пассивные движения, которые больной ощущает, но с ним этого не происходит);
  • отсутствие восприятия частей своего тела;
  • неспособность или отказ реагировать на воздействие раздражителей в зонах поверхностной и глубокой чувствительности;
  • утрата навыков чтения, письма, счета;
  • неспособность находить знакомые места;
  • при исследовании предметов с закрытыми глазами больной не может распознать знакомую вещь.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Патологические нарушения в коре височной доли

Основными проявлениями поражения височной доли являются:

  • корковая глухота (утрата слуха, при которой нет травмы уха);
  • афазия Вернике – утрата способности воспринимать речь, музыку и т.д;
  • шум в ушах;
  • подобные сну состояния (больной вспоминает то, чего раньше не видел и не слышал, но утверждает, что это было с ним наяву, а не во сне);
  • возникновение слуховых галлюцинаций;
  • кратко- или долговременная утрата памяти (амнезия);
  • возникновение моментов дежавю;
  • сочетанные галлюцинации (слуховые + зрительные, слуховые + обонятельные);
  • височные припадки.

Патологические нарушения в коре затылочной доли

Повреждения коры данного участка сопровождаются проблемами со зрительным анализатором. Развиваются такие состояния, как:

  • корковая слепота (полная утрата зрения без повреждения зрительного анализатора);
  • утрата зрения, при которой больной утверждает, что он не потерял зрение;
  • гемианопсия – выпадение полей зрения с одной из сторон;
  • неспособность вспомнить предмет, цвет или лицо человека;
  • изменения окружающих предметов, которые кажутся маленькими – зрительные иллюзии;
  • зрительные галлюцинации – вспышки света, зигзаги, индивидуальные для каждого глаза.

При поражении лимбической системы происходит утрата памяти или спутанность воспоминаний, наблюдаются отсутствие возможности создавать и запоминать яркие моменты жизни, низкая эмоциональная лабильность, отсутствие обоняния, утрата способности анализировать и принимать решения, а также овладевать новыми умениями.

Большие полушария выполняют огромную функциональную роль в организме человека. Умения писать, читать, анализировать информацию, воспринимать и ориентироваться в пространстве, чувствовать, слышать, видеть, обонять помогают организму приспособиться к окружающему миру. При повреждении определенных участков коры возникают патологические синдромы и симптомы, с помощью которых можно указать локализацию пораженного участка.

Цереброспинальная жидкость

Цереброспинальная жидкость – это прозрачная жидкость, окружающая мозг. Объем жидкости составляет 100-160 мл, состав похож на плазму крови, из которой она возникает. Однако цереброспинальная жидкость содержит больше ионов натрия и хлорида, меньше белков. В камерах содержится лишь небольшая часть (около 20%), наибольший процент находится в субарахноидальном пространстве.

Функции

Цереброспинальная жидкость формирует жидкую оболочку, облегчает структуры ЦНС (уменьшает массу ГМ до 97%), защищает от повреждений собственным весом, шока, питает мозг, удаляет отходы нервных клеток, помогает передавать химические сигналы между различными частями ЦНС.

Разделение функций

Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.

Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. Серое – это кора, под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.

Функции левой половины

Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.

Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:

процесс речи (построение фраз, лексический запас);
способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
использование графических знаков при письме;

процесс запоминания важной информации.

Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:

  • речь;
  • письмо;
  • решение математических задач;
  • движение правой половиной тела.

Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.

Задачи правой половины

Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.

Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.

Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.

Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.

Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:

  • ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
  • имеет музыкальный слух и способности к музыке;
  • понимает подтекст сказанного;
  • способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
  • имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
  • обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.

Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.

Развитие головного мозга

Пренатальное развитие

Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.

Натальное состояние

Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.

При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути.

Указанные области выступают конгломератом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня созревания достигают структуры блока регуляции активности мозга (первого блока мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранения информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те участки коры, которые относятся к первичным долям, осуществляющим приём приходящей информации (второй блок) и формирующие исходящие двигательные импульсы (3-й блок).

Другие зоны коры головного мозга к моменту рождения ребенка не достигают достаточного уровня зрелости. Об этом свидетельствует небольшой размер входящих в них клеток, малая ширина их верхних слоев, выполняющих ассоциативную функцию, относительно небольшой размер занимаемой ими площади и недостаточная миелинизация их элементов.

Период от 2 до 5 лет

В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке (премоторная область). Эти структуры обеспечивают процессы перцепции и выполнение последовательности действий.

Период от 5 до 7 лет

Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область.

Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности её связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности, включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности информации, формировании на её основе программ деятельности и контроль за правильным их протеканием.

Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреждение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирующих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.

Строение полушарий

Снаружи полушария покрыты корой (пластинка серого вещества). Имеют 3 поверхности: верхнебоковую, медиальную (срединную) и нижнюю. Поверхности отделяются краями.

Полушария имеют полюса: лобный, затылочный и височный.

На всех поверхностях полушарий, кроме нижней, расположены борозды. Они могут быть глубокими и мелкими, имеют неправильную форму и могут изменять свою направленность. Каждое полушарие разделено глубокими бороздами на доли.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Выделяют следующие виды долей:

  • лобная;
  • затылочная;
  • теменная;
  • островковая;
  • височная.

Лобная доля

Она расположена в передних отделах обоих полушарий и ограничена одноименным полюсом, латеральной и центральной бороздами.

Центральная борозда (Роландова) начинается на срединной поверхности полушария, направлена к его верхнему краю. Затем направляется книзу, но не достигает латеральной борозды.

Параллельно центральной борозде расположена предцентральная. От нее идут вверх 2 лобные борозды – верхняя и нижняя, которые делят лобную долю на извилины.

Извилины отделяют мелкие борозды друг от друга. В лобной доле 3 извилины – верхняя, средняя и нижняя. В области нижней извилины находится центр Брока. Значение его велико. Он отвечает за интерпретацию смысла речи, синтаксическое формирование предложений и расстановку слов в них.
Лобная доля состоит из 3 частей – треугольной, глазничной и покрышечной.

Функции лобной доли:

  1. мышление;
  2. регуляция поведения;
  3. осознанные движения;
  4. двигательная активность;
  5. речевая функция;
  6. почерк;
  7. центр памяти.

Теменная доля

Теменная доля расположена позади Роландовой борозды. Ограничена затылочно-теменной и латеральной бороздами.

В этой доле находится постцентральная борозда, которая проходит параллельно центральной борозде. Между ними находится постцентральная извилина. Направляясь в сторону лобной доли и соединяясь с предцентральной извилиной, формируется парацентральная долька. Кроме этой дольки, у теменной доли есть одноименные верхняя и нижняя дольки. Нижняя теменная долька имеет 2 извилины: надкраевую и угловую.

Функции теменной доли:

  1. глубокая и поверхностная чувствительность всего тела;
  2. автоматические движения, спровоцированные постоянными повторами (умывание, одевание, вождение автомобиля и т.д);
  3. осязательная функция (способность узнавать размер, вес предмета на ощупь).

Затылочная доля

Она расположена за теменно-затылочной бороздой. Имеет небольшой размер. Затылочная доля имеет борозды и извилины, которые могут изменять свою форму и направление. Наиболее выраженными являются шпорная и поперечная борозды. Оканчивается затылочная доля затылочным полюсом.

Функции затылочной доли:

  1. зрительная функция (восприятие и переработка информации);
  2. восприятие света.

Височная доля

Височная доля отделена от лобной и теменной Сильвиевой бороздой (латеральной). Край этой доли прикрывает сбоку островковую долю и называется височной покрышкой. Височная доля имеет одноименный полюс и 2 одноименные извилины – верхнюю и нижнюю. Также в ней находятся три короткие извилины, которые располагаются в поперечном направлении – извилины Гешля. В височной доле расположен центр Вернике, который отвечает за придание смысла нашей речи.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Функции височной доли:

  1. восприятие ощущений (слух, вкус, обоняние);
  2. анализ звука и речи;
  3. память.

Островковая доля

Находится в глубине Сильвиевой борозды. Ее можно увидеть только в том случае, если раздвинуть покрышку (височную, лобную и теменную доли). Имеет круговую, центральную борозды, длинную и короткую извилины.

Основной функцией островка является распознавание вкуса.

В медиальной области полушарий находятся следующие структуры:

  1. борозды: мозолистое тело; гиппокамп; поясная.
  2. извилины: парагиппокампальная, зубчатая, поясная, язычная.

На нижней поверхности полушарий расположены обонятельные луковицы, борозды и пути. Кроме этого, там находятся носовая борозда, крючок (конец парагиппокампальной извилины), затылочно-височные извилины и борозда.

Обонятельные луковица, путь, треугольник, продырявленное вещество, поясная, парагиппокампальная, зубчатая извилины и гиппокамп формируют лимбическую систему.

Функция лимбической системы – обонятельная.

Кора полушарий

Кора большого мозга – это серое вещество, расположенное на периферических участках полушарий. Площадь ее поверхности составляет около 200 тысяч мм2. Форма, вид и расположение нейронов и других структур неодинаково на различных участках коры и носит название «цитоархитектоника». В коре полушарий находятся ядра корковых анализаторов всех видов чувствительности: двигательного, кожного, слухового, обонятельного и зрительного.

Память

Память-это сложный процесс, который включает в себя три фазы: кодирование (принятие решения о том, какая информация является важной), хранение и воспроизведение. Различные области мозга задействованы в различных типах памяти

Ваш мозг должен обратить внимание и репетировать, чтобы событие перешло из кратковременной памяти в долговременную-так называемое кодирование. Рис 6

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГАСтруктуры лимбической системы участвуют в формировании памяти. Префронтальная кора кратковременно удерживает в кратковременной памяти последние события. Гиппокамп отвечает за кодирование долговременной памяти.

Кратковременная память, также называемая рабочей памятью, возникает в префронтальной коре головного мозга. Он хранит информацию в течение примерно одной минуты, и его емкость ограничена примерно 7 пунктов. Например, он позволяет вам набрать номер телефона, который кто-то только что сказал вам. Он также вмешивается во время чтения, чтобы запомнить предложение, которое вы только что прочитали, так что следующий имеет смысл.

Средний мозг

https://youtube.com/watch?v=W2_IGcFy2qE

В первую очередь регулирует слуховую и зрительную рефлекторную деятельность (сужение зрачка при ярком свете, поворот головы на источник громкого звука и т.п.). После обработки в таламусе информация идёт в средний мозг.

Здесь происходит её дальнейшая обработка и начинается процесс восприятия, формирования осмысленного звукового и оптического образа. В этом отделе синхронизируется движение глаз и обеспечивается работа бинокулярного зрения.

Средний мозг включает ножки и четверохолмие (два слуховых и два зрительных бугра). Внутри находится полость среднего мозга, объединяющая желудочки.