Борьба за власть
Особенности стадной жизни у обезьян
Павианы-анубисы могут образовывать сложно организованное большое стадо. У них борьба за власть является чуть ли не самой главной целью жизни. Борьба эта ведется сурово, с драками, а проигрыш в ней означает постоянное унижение, страх, необходимость отдавать доминантам лакомые куски пищи. Занимающие низкий ранг павианы чаще заболевают и меньше живут. В стаде обезьян борьба за власть — дело житейское. Субдоминантные самцы время от времени объединяются в союзы для свержения сильного и агрессивного доминантного самца. Для образования союза один самец обхаживает другого и старается с ним не конфликтовать. У молодых самцов, занимающих низкий ранг, эти союзы не прочны, потому что они все время предают друг друга, особенно когда дело доходит до драки с самцом более высокого ранга, и если за этого самца заступится его союзник. Но постепенно какая-то часть самцов одного возраста создает более устойчивый союз, и тогда они могут свергнуть самцов более высокого ранга.
Обычно стадо павианов образует иерархическую пирамиду по возрастному признаку. Можно сказать, что в обществе павианов царит геронтократия — власть старцев. На вершине павианьей пирамиды сидят несколько патриархов. Образовывая союз, они коллективно боролись за каждую иерархическую ступень в стаде. Теперь главная забота на всю оставшуюся жизнь — сдерживать напор более молодых субдоминантов, постепенно набирающих силу и все более решительно пытающихся захватить власть.
В период стабильности среди самцов павианов устанавливается четкая иерархия доминирования. Самцы, занимающие низшие ступени, испытывают постоянный стресс, т.к. лишены возможности влиять на ситуацию и предвидеть ее последствия. Доминантные самцы обладают преимуществом в доступе к пище, защищенным местам отдыха, им легче добиться самки, их с большей готовностью чистят другие особи. Подчиненные же самцы порой старательно выкапывают из земли съедобные клубни для того только, чтобы эту пищу схватили доминантные особи. Доминантный самец, потерпевший поражение в драке, часто ищет кого-нибудь, чтобы излить свое раздражение, и вымещает злость на ни в чем не повинном первом попавшемся подчиненном самце.
Несмотря на установившуюся иерархию, в обществе павианов-анубисов царят вражда и раздор. Союзы непредсказуемо перетасовываются, социальная опасность варьирует от угрозы сутками подвергаться «измывательствам» до внезапных актов насилия. Так что даже у доминантных самцов есть проблемы, от которых их положение в обществе не избавляет: это сохранение и приращение территории стада, удержание самок и сохранение власти. Таким образом, у доминантных самцов тоже находятся причины для стресса.
Триада признаков стресса
Во-первых, во время стресса происходит увеличение коры надпочечников и резкий выброс в кровь катехоламинов (адреналина, норадреналина и их производных), что приводит к мощному усилению вегетатики: учащению частоты сердечных сокращений и повышению тонуса сосудов, повышению тонуса мышц, усилению дыхания, обогащению состава крови кислородом и глюкозой. По сути дела, автоматически повышается готовность к экстренным действиям в сложной ситуации: бежать, драться, защищаться, прятаться и т. д.
Стресс — норма жизни, особенно если ты спортсмен, политик или промышленный альпинист
Второй характерный признак стресса — точечное изъязвление слизистых желудка и кишечника. Этот на первый взгляд непонятный феномен объясняется тем, что в период острого реагирования на опасность работа организма перестраивается на режим траты сил, а процессы восстановления и накопления ресурсов блокируются. Выделение секретов во многих органах приостанавливается: в частности, сокращается секреция желудочного сока, что приводит к высушиванию слизистых и, как следствие, их естественной травматизации. Причина столь «жестокого» обращения организма с самим собой двояка. С одной стороны, это защита от потребления чего-либо неподобающего в критической ситуации. С другой стороны, усвоение новых питательных веществ — «дорогостоящий» процесс, на который у организма в условиях повышенной активности нет средств (кстати, «заедание» неприятностей, которым грешат многие люди в стрессовой ситуации, — скорее форма пассивного ухода от активного реагирования на трудности).
Чтобы духовно не погибнуть от стресса, всегда есть возможность заглянуть в себя, погрузиться в свою внутреннюю тишину и там найти выходы из многих сложных и безвыходных ситуаций. Подробнее на oum.ru
Третья составляющая триады — сморщивание лимфатических узлов и вилочковой железы — органов, связанных с поддержанием иммунитета. Однако нельзя утверждать, что при возникновении стрессовой ситуации иммунитет резко снижается. Напротив, описанный признак свидетельствует о резком повышении иммунной активности на первых этапах реагирования на опасность: формула крови быстро «омолаживается» за счет поступления в кровоток большого количества лимфоцитов, синтеза тромбоцитов и др. Однако с течением времени этот ресурс быстро иссякает.
Как исследуют стресс
По мере того, как все больше становится известно о влиянии стресса на развитие заболеваний, порой кажется удивительным, что человек вообще может существовать в современном мире, не погибая от стресса. Каким же образом удается людям выживать? В этой проблеме пытаются разобраться многие ученые при помощи различных подходов. Влияние стресса на человека изучать довольно сложно. У человека физиологические изменения, вызванные стрессом, могут вести к заболеванию годы, и проследить их трудно. Кроме того, человеку свойственна сложная эмоциональная жизнь, и нереально обеспечить длительный должный контроль, какой возможен при лабораторном эксперименте на животных.
Кстати, небольшое отступление от темы. Есть прекрасный способ борьбы со стрессом — хороший здоровый сон. Ведь не секрет, что первым признаком стрессового состояния является бессонница. Так вот самым лучшим средством борьбы с бессонницей является обыкновенный ортопедический матрац. Ну а ортопедические матрасы недорого вы можете приобрести на ресурсе vegasmatras.spb.ru.
Ряд исследований по изучению стресса был проведен на крысах, и они показали, что возможность контролировать ситуацию или ее предсказывать может сильно влиять на физиологию животного. К примеру, у крыс, которые получали предупреждение, прежде чем испытывали удар электрическим током, наблюдались менее интенсивные патологические явления по сравнению с теми животными, которые подвергались такому же воздействию, но без предупреждения.
У человека психология посложнее, чем у крысы, поэтому для изучения влияния психологических параметров больше подходят приматы. Например, хорошим объектом для исследования стресса оказались павианы-анубисы (Papio anubis), живущие в Национальном резервате Масаи Мара в Кении. Местная популяция этих сообразительных обезьян — хорошая модель человеческого общества, потому что у них, как и у людей, источник стресса скорее психологический, чем физический. В Масаи Мара пищи в изобилии, хищников мало, у животных много свободного времени, что и создает стрессовые ситуации, подобные стрессовым ситуациям у современного человека.
Физиология стресса
Стресс может быть вызван как непосредственным воздействием внешнего фактора (сильного холода, нападения врага), так и психологическим стрессором, например, ожиданием угрозы извне. Стрессовая реакция позволяет организму быстро мобилизоваться, чтобы противостоять угрозе нарушения гомеостаза (физиологического равновесия), и подготавливает организм для «борьбы или бегства».
Во время стрессовой реакции организма поднимается уровень гормонов, которые увеличивают скорость поступления глюкозы в мускулатуру, что должно помогать организму справляться с физическим напряжением, необходимым для достижения цели. Глюкоза — основной источник энергии. Происходит перераспределение крови, которая несет тканям глюкозу и кислород, в пользу органов, участвующих в физическом усилии (сердца, скелетной мускулатуры и мозга), за счет тех органов, которые не играют в этом роли (кожа и кишечник). Изменение кровоснабжения достигается путем сужения некоторых кровеносных сосудов, расширения других и учащения сердечных сокращений. В то же время обостряется сознание (вероятно, чтобы способствовать переработке информации) и притупляется ощущение боли. Замедляются или приостанавливаются такие физиологические процессы, как рост, размножение, воспаление и пищеварение, которые не сопряжены с немедленной выгодой и требуют больших затрат энергии.
Хроническая активация стрессовой реакции может иметь неблагоприятные последствия для здоровья. Если глюкоза постоянно мобилизуется, вместо того, чтобы запасаться, то здоровые ткани атрофируются, и наступает истощение. Сердечно-сосудистые изменения со временем приводят к гипертензии (стойкому повышению кровяного давления), что плохо сказывается на сердце, кровеносных сосудах и почках. Кроме того, когда анаболические («строительные») процессы без конца откладываются, организм расплачивается нарушением восстановления тканей, снижением плодовитости, ослаблением функций иммунной системы и повышением вероятности развития язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Постоянная активация ответа организма на стресс может быть вредна, хотя мало кто проживет долго, если не способен к этой реакции.
«Точка кипения»
Мы должны помнить о том, что ребенок никогда не должен нести ответственность за отношения с родителем просто по факту распределения ролей в семье. Ведет всегда родитель, и выстраивание отношений со своим ребенком – это его сфера ответственности. У ребенка есть свои, другие, подходящие по возрасту и уровню развития «детские зоны» — завязывать шнурки на один или два узла, выбирать игру или цвет простыни, например. Я твердо убеждена в том, что качество отношений между родителем и ребенком – это всегда вопрос к родителю. Поэтому в конфликте именно родитель должен взять ситуацию в свои руки и помочь ребенку выйти из нее с наименьшими потерями для отношений. Задача родителя в такой непростой ситуации — не бороться, а договариваться. Не бодаться, а четко проговаривать свои ожидания и озвучивать последствия. Активное слушание, установление контакта, о которых мы писали в прошлом посте – все это актуально и здесь.
Мы помним о том, что ребенок хочет самоутвердиться, и о том, что вся эта ситуация для него – это реальная возможность сделать это. Таким образом, мы должны показать ему, что, во-первых, родитель друг, а не враг, а во-вторых, подобный конфликт — нерезультативный способ самоутверждения. Удовлетворяться эта потребность будет в спокойных ситуациях, об этом ниже. Поэтому будет нецелесообразно ни искать правых-виноватых, главных-подчиненных, ни принимать требования ребенка, ведь таким образом его цель будет достигнута. Вы активно слушаете, устанавливаете контакт и когда ребенок способен вас услышать, вы озвучиваете «условие».
Обычно мы ставим условие, используя оборот: «если…, то….», но это делает его очень личным, зависящим от воли родителя, и воспринимается ребенком, опять же, как «бодание». Гораздо мягче дети воспринимают информацию, обличенную в слова: «когда…, тогда…». Это звучит менее лично, скорее как факт, как происходящие в жизни вещи, чем навязывание чьей-то воли. Например: «Когда в комнате будет порядок, мы сможем поиграть. Давай поскорее уберем и займемся чем-нибудь интересным! В какую игру ты хочешь поиграть?», или «Когда ты это сделаешь, сразу же обязательно подойди ко мне, мы будем играть в эту игру, как же будет здорово! Мне так не терпится, беги скорее!». Вроде бы ничего не изменилось, все то же самое, но воспринимается ребенком совсем иначе.
Прислушайтесь к позиции ребенка, скажите, что вы слышите его и понимаете его желания. Спросите: «Как ты думаешь, как нам лучше это сделать? Как нам поступить? Как тебе будет удобно это сделать?». Это даст ему ощущение значимости, но не через конфликт, а через диалог. «Я не хочу с тобой ссориться и бороться, я очень тебя люблю, давай попробуем вместе придумать, как это лучше сделать, чтобы и тебе было удобно, и мне было удобно». Тут и собственная значимость и сила, и ощущение того, что тебя принимают, понимают, дорожат твоими чувствами. Это самое лучшее, что родитель может дать ребенку.
Помогите ребенку, сделайте первый шаг: «Мы можем начать делать это вместе». Предложите альтернативы. Когда ребенок, который пытается бороться за власть, слышит, что вы хотите с ним договориться, возможно, пойти на маленький компромисс, ему однозначно станет легче. Его желание борьбы и противостояния будет уменьшаться, постепенно, раз за разом. И в один день он сразу перейдет к диалогу, минуя фазу конфликта.
Самое сложное для родителей – удержать себя от того, чтобы начать давить своей властью и настаивать на подчинении. Это вызывает агрессию, желание сопротивляться, обиду, ощущение того, что его чувства и желания не берут в расчет. Если ребенку сложно, помогите: «А вот так? Такой вариант тебе больше нравится? А может быть давай сделаем так? Как ты больше хочешь?». Родитель в таком случае не заискивает и не «церемонится», он все равно ведет ребенка в нужном направлении без подавления.
Борьба за власть в формальной обстановке
Чем отличается приказ от просьбы? Где-то на государственном уровне приказ равносилен закону, нарушая который мы идем против системы. В неформальной обстановке просьба – это, как правило, вежливое обращение учитывающее личные обстоятельства исполнителя, который эту просьбу волен осуществить, или же отклонить. Исполнять приказания где-нибудь в армии психологически проще, потому что там приказания в порядке вещей по уставу. У солдата нет «личности», которая может сомневаться в приказах. Солдату говорят идти – и он идет, ему говорят стрелять – и он стреляет. Солдат не должен думать, за него подумала власть. Солдат должен «исполнять». Конечно, это упрощенная модель поведения. Когда старший по званию отдает приказы, он делает свою работу, и рассуждения об униженном достоинстве и задетом самолюбии тут просто неуместны.
В какой-то степени то же самое касается приказов и поручений от начальства на работе. Но здесь психологический фон уже приобретает значение, потому что офисный «солдат» имеет свою «офисную» личность – он может и даже должен думать. Более того, офисный служащий может иметь с начальством какие-то отношения, вместе обсуждать приказы и даже сомневаться в них. Если начальник не самодур, он трезво оценит, чего именно добивается подчиненный: самоутверждения самолюбия, или же более эффективного рабочего процесса. Конечно, жизнь штука непростая, иногда все может быть перемешано.
По этой причине сложно работать с родственниками и друзьями. Когда близкие привыкли к неформальным отношениям «на равных», а потом один становится начальником, а другой подчиненным, в силу вступает «маятник» унижения и гордыни. Начальник не понимает, почему его друг-подчиненный капризничает, а подчиненный не понимает, почему его друг-начальник стал такой наглой сволочью. Легче всего исполнять приказы и поручения, когда в них отсутствуют любые внешние проявления личностной заинтересованности. Поэтому хорош тот начальник, который не использует власть как повод для бахвальства. Чем проще и формальней отношение к власти у начальника, тем легче следовать его поручениям.