Научная школа лидии ильиничны божович:история и современность

Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Лидия Ильинична Божович (11 января 1908 — 21 июля 1981) Советский психолог, ученица Выготского, доктор психологических наук, профессор.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Лидия Ильинична Божович (11 января июля 1981) Советский психолог, ученица Выготского, доктор психологических наук, профессор.

Научная школа лидии ильиничны божович:история и современность

2

Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В е гг. входила в состав пятёрки ближайших его московских учеников. Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. – в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности.

Научная школа лидии ильиничны божович:история и современность

3

Научный вклад Основной круг интересов Божович детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

Научная школа лидии ильиничны божович:история и современность

4

В основание научной концепции Божович Л.И был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, она выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Божович утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Божович приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей.

Научная школа лидии ильиничны божович:история и современность

5

Публикации — ( /1935) Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка(экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология. — Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — (1981/1988) О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. — Потребность в новых впечатлениях

Научная школа лидии ильиничны божович:история и современность

Научная школа лидии ильиничны божович:история и современность

Научный вклад

Одно из главных направлений ее работ — научно-психологическое обоснование процесса воспитания. В основание научной концепции Б. был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребенком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребенка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств («Личность и ее формирование в детском возрасте». 1968). Большое место в исследованиях Б. занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребенка, в частности — мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен «смыслового барьера», суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан «аффект неадекватности», суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребенка в данной деятельности и наличными возможностями ее выполнения. Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. Здесь Б. опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие «социальной ситуации развития». В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза, подчеркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, ребенок приобретает способность сознательно преобразовывать ее и самого себя.

Публикации

  • Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: [https://vygotsky.mgppu.ru/1192 ч. 1], [https://vygotsky.mgppu.ru/1254 ч. 2, 3], [https://vygotsky.mgppu.ru/1327 ч. 4]
  • Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.)
  • Божович Л. И. (1981/1988). [https://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885108.htm О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и её значении для современных исследований психологии личности]
  • Божович Л. И. [https://flogiston.ru/library/bozhovich Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.ru]

Божович Л.И. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

{«markers»:},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E2-\u043e\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438, \u043f\u0441\u0438\u0445\u0438\u0430\u0442\u0440\u0438\u0438 \u0438 \u043d\u0430\u0440\u043a\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0410\u041c\u041d \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u044b)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u041d\u0418\u0418 \u041e\u0438\u041f\u041f \u0410\u041f\u041d \u0421\u0421\u0421\u0420 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u041f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u0420\u0410\u041e)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»}],»bounds»:{«ne»:{«lat»:55.753492,»lon»:37.6086113},»sw»:{«lat»:49.9862773,»lon»:36.2831241}}}

Божович Лидия Ильинична