Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по теме

Чем я еще могу быть вам полезен?

Хотите иметь готовую программу своего тренинга-шедевра уже в следующую пятницу?Гарантированно востребованную и выполненную на профессиональном уровне?Если вы хотите, чтобы я провел вас «за руку» по шагам создания тренинга, подробно прорабатывая каждый этап, отвечая на все ваши вопросы и проверяя ваши результаты, я приглашаю вас на свой онлайн-курс: «Самый Лучший ТренингС 14 по 18 июля вы за пять вечеров, поэтапно создадите свой тренинг-шедевр. Научившись видеть программу сквозь эти инструменты, вы сможете создавать такие же профессиональные тренинги уже намного быстрее (за несколько часов). А с опытом, используя этот подход, будете конструировать программу прямо на лету, под сидящую перед вами группу. Главное, заложить в основу навыка систему, учитывающую все нюансы работы с группой.Принять участие

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

  • организатор и руководитель (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое воображение и интуиция;
  • высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Игры для тренингов в подростковом возрасте

Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.

Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят совершенно не подготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе, так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.

Принимая во внимание особенности подросткового возраста, всевозможные центры сегодня практически повсеместно реализуют специальные тренинговые программы для подростков

Наиболее популярны:

  • тренинг общения для подростков;
  • тренинг личностного роста для подростков.

Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом возрасте ведущей деятельностью становится именно общение со сверстниками. И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его дальнейшее развитие, становление его личности

Поэтому очень важно научить ребят выстраивать дружеские отношения

Научить самоутверждаться в коллективе сверстников и привлекать внимание противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не пренебрегая этическими и моральными ценностями

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по теме

Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие цели:

  • повысить уверенность в себе;
  • снять страх перед публичными выступлениями;
  • развить целеустремленность;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • повысить школьную успеваемость;
  • сформировать лидерские качества.

Провести качественный психологический тренинг для подростков может простой школьный учитель в обычном школьном классе. Главное научиться подбирать игры и упражнения для тренингов, соответствующие поставленным целям и задачам.

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по теме

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по теме

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по теме

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по теме

Помощь семьям

Как долгие годы сохранять свежесть чувств и не увязать в бытовых мелочах?Вопросы, которые помогут разрешить семейные психологи:

  • Факторы, провоцирующие конфликты в семье, а также способы их устранения,
  • Сохранение семьи при угрозе развода,
  • Помощь при нарушении взаимопонимания в семье,
  • Определение и устранение негативных психогенетических установок,
  • Обучение решению проблем в семье,
  • Устранение манипуляции родителями со стороны детей,
  • Помощь в становлении детской психики, а также в создании правильных жизненных установок,
  • Помощь в адаптации в детском коллективе, школе и студенческой среде.

Показания к посещению семейного психолога:

Конфликты между мужем и женой. В том числе частые ссоры, измены.
Отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями. Конфликты могут быть следствием развода, круга общения подростка, отношения к учебе.
Конфликты между детьми в семье

Часто причиной их бывает повышенное внимание одному ребенку и пренебрежение другими, сравнение детей между собой, наследство.
Нарушение психики одного из членов семьи (невроз, депрессия). Нередко отношения в семье ухудшаются из-за нарушения характера и привычек одного из родных.
Наркотическая или алкогольная зависимость одного из членов семьи

Остальные родственники могут отстраниться от него и даже испытывать отвращение, что ведет к распаду семьи. В некоторых же случаях больной наоборот заставляет всех членов семьи жить по своему сценарию, что не является нормой.
Усыновление ребенка, распад семьи. Адаптация усыновленного ребенка в новой семье бывает очень сложной, непросто привыкнуть и новоиспеченным родителям к появлению в доме нового человечка.
Смерть одного из членов семьи.

Психологическая помощь семьям проходит в несколько стадий:1.Диагностика.2.Определение.3.Содействие в устранении фактора, вызвавшего проблему.4.Введение в обиход новых методик поведения.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

  1. Начинается тренинг со знакомства участников. Для этого подходит игра или упражнение для самопрезентации с элементом «снежного кома». Если участники уже знакомы, то имена запоминаются только ведущим. Вариант самопрезентации может быть разным, например, назвать имя предыдущего участника, свое и три глагола о себе.
  2. Далее следует разминка с упражнениями коммуникативной направленности, эмоциональной и поведенческой. После следует групповая дискуссия и обозначение цели занятия (кроме общей цели есть отдельные для занятий). Выбирается пара ситуаций для дискуссии и ролевых игр (предлагают сами участники, что-то из «наболевшего» и актуального прямо сейчас). В конце каждой игры или упражнения проводится групповая дискуссия, участники оценивают свою активность и состояние.
  3. После идут упражнения узкой направленности для развития конкретных навыков и умений.
  4. Игровыми упражнениями закрепляется непринужденная обстановка.
  5. Рефлексия по всему занятию.

История тренинга

Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по теме

Три вида тренингов

Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека – комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола – чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по теме

Тренинговая группа и психолог-тренер

История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.

Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.

Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы – 10-12 человек. Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило,  длится не более 60 минут.

Тренинговые группы бывают:

  • закрытыми, с постоянным составом участников,
  • открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.

Продуктивнее работают закрытые группы.

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по темеПроцессы, происходящие внутри группы, называют «групповой динамикой», к ним относятся:

  • лидерство,
  • руководство,
  • деловые отношения,
  • межличностные отношения,
  • конфликты,
  • групповое принятие решений и другие.

Принципы организации тренинговых групп:

  1. Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
  2. Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
  3. Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
  4. Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.

Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.

Психологический тренинг на сплочение коллектива «связанные единой целью» методическая разработка по психологии по темеРабота психолога-тренера заключается в:

  • организации,
  • методическом обеспечении,
  • проведении тренинга.

Основные обучающие методы, которые используются тренер на занятиях, это:

  • разминка,
  • мини-лекция,
  • сбор мнений,
  • мозговой штурм,
  • упражнение, кейс,
  • групповая дискуссия,
  • ролевая игра,
  • деловая игра, метафорическая деловая игра,
  • видеоанализ и другие.

Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.

Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.

О социально-психологическом тренинге рекомендуем почитать психологическую литературу:

  1. Герман Марасанов «Социально-психологический тренинг»
  2. Николай Цзен, Юрий Пахомов «Психотренинг. Игры и упражнения»
  3. Александр Прутченков «Социально-психологический тренинг в школе»
  4. Елена Дагаева «5 тренинговых программ»под ключ». Практическое руководство»>
  5. Татьяна Эксакусто «Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития»
  6. Михаил Кипнис «Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга»

Ждем Вашей оценки

Особенности тренинга

Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг — это не просто тренировка или лекция, это – нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения

Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности

Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов

Группа — это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

Пять шагов создания тренинга

Шаг 1: Выбор востребованной темы тренингаДля начала необходимо определить цель тренинга и его аудиторию в соответствии с а) вашей ключевой компетенцией б) темой, которая вас вдохновляет ив) вашим авторитетом (насколько вас признают как эксперта) в тех или иных кругах. А затем протестировать выбранную тему, чтобы убедиться, что тренинг действительно будет востребован (это, кстати, вопрос пары часов).Ведь, согласитесь, обидно, если вы вкладываете душу в создание своего самого лучшего авторского продукта, а потом выясняется, что спроса на него нет. Тем не менее, 95% начинающих тренеров регулярно наступают на эти грабли забивая на первый шаг.Шаг 2: Создание структуры тренингаДля того чтобы тренинг эффективно приводил группу к результату, в его программе должны быть простроены три вещи:а) «Скелет» результатов (ключевые блоки тренинга и его ядро)б) Эмоциональный слой (состояния, в которых группа входит в каждый блок)в) Логический фрейм (ожидания и убеждения, с которыми группа входит в каждый блок)Обязательно учитывайте групповую динамику, так как серьезный рост участники смогут совершить только в рабочей фазе группы. А на этапе «психодинамической жопы» вам нужны упражнения на сплочение группы, чтобы не потерять ее.В целом активности для тренинга лучше всего подбирать в том стиле, который опирается на ваши сильные стороны: концептуальный, ресурсный, мотивационный и инструментальный.Шаг 3. Создание упражнений, игр и других активностейКогда блоки готовы и вы точно понимаете, какую задачу решает каждый блок, в каком состоянии должна входить в него группа и с каким логическим фреймом — можно наполнять их содержанием.В зависимости от типа блока (презентационный, эмпирический, ресурсный, луковичный) последовательность активностей будет разная, но в любом случае для каждого блока вам понадобятся:а) концептуальное объяснение (с графикой)б) мотивация (метафора или пример)в) демонстрацияг) упражнение или ролевая игра на встройку навыкад) шеринг (обратная связь для рефлексии)е) переход-связка к следующему блокуТипичная ошибка в работе с содержанием, это использование чужих упражнений или игр. Проблема даже не в нарушении авторства, а в том что в группе обязательно оказывается какой-то «продвинутый» участник, который их уже делал на другом тренинге. И вместо того чтобы заниматься тренингом, он начинает сравнивать, рассказывать другим «как это было у него там», и пообщавшись с ним на перерыве вся группа уже считает что они купили второсортную копию. …Что, впрочем, правда, если вы тупо стащили упражнения.Чтобы избежать такой подставы, необходимо создавать свои авторские упражнения и игры. А если какая-то техника универсальна, то «упаковывать» ее так, чтобы в контексте вашего тренинга она выглядела уникальной.Шаг 4. Мотивация, эмоциональные качели и логические связиКогда блоки созданы и наполнены содержанием, необходимо проверить две вещи:а) насколько логично они связаны друг с другом, чтобы в программе не было смысловых разрывов,б) и убедиться что динамика состояния группы все время держит участников в рабочем ритме (если вы не хотите, чтобы они зевали и засыпали, когда вы что-то рассказываете).Если где-то есть провалы по состоянию, которые простая мотивация не вытягивает (невозможно до бесконечности подниматься вверх), то добавьте эмоциональные качели и создания ожиданий (особенно ближе к ядру тренинга).Смысловые разрывы легко закрываются возращением к общей концепции тренинга и объяснением, к какому этапу вы переходите. Здесь главное сформировать нужный фрейм ожидания, чтобы упражнения не оказались для них невыполнимыми или наоборот, слишком простыми и скучными.Шаг 5. Упаковка тренинга, необходимая для его продажиСоздание тренинга и его продажа — два совершенно потивоположных процесса. Но полностью доверить продажу организатору нельзя, иначе вы рискуете получить участников, пришедших не за тем, что вы даете. Поэтому общее описание и необходимые материалы вам нужно сделать самому.Кроме описания, для продвижения тренинга вам понадобятся еще три вещи, которые можете сделать только вы: 1) Отзывы или кейсы участников (при сегодняшней конкуренции без этого уже никак). 2) Качественное промо-видео (сегодня люди привыкли уже сначала смотреть на тренера, и только потом принимать решение идти к нему на тренинг).3) Авторская продающая концепция (для мастер-классов и вебинаров), рассказ которой вызывает у аудитории желание спросить: «А есть ли у вас тренинг на эту тему»?

И кое-что совершенно новое!

Для желающих научиться создавать тренинги-квесты и тренинги-игры c 22 по 24 июля я проведу мастер-блок

На нем я дам технологию «упаковки» вашего тренинга в формат командного квеста (как наши «Тропа силы» или «Создание реальности») или тренинга-игры, который никогда не повторяется (как лицензионная «Самурайская игра»).Я впервые подробно раскрою модель создания каждого их этих типов тренингов, дав вам все основные «ключи» для создания этих тренингов. Нигде прежде я еще не раскрывал эти модели в формате пошаговой инструкции, так что это абсолютно эксклюзивный материал, и вы будете первым, кто начнет создавать по нему свои тренинги.Хочу!Итак, сейчас есть уникальная возможность пройти «Самый Лучший Тренинг» не в записи, а в формате онлайн-курса, и не с куратором (как будет в следующий раз), а с моей личной тренерской поддержкой и вниманием к каждому участнику.Регистрируйтесь, старт 14 июля

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

  1. Принцип моделирования. Воспроизведение ситуаций, где участники проявляют позитивные или негативные элементы в поведении.
  2. Принцип «здесь и сейчас». Обсуждаются и удостаиваются внимания только события, относящиеся к тренингу. Все второстепенные разговоры пресекаются (иногда человек начинает говорить на отстраненные темы в целях самозащиты).
  3. Принцип обратной связи. Обязательный опрос и учет мнений и состояний участников, анализ, рефлексия, обсуждение, внесение предложений.
  4. Принцип новизны. Многообразие и постоянная смена тренинговых упражнений и игр, регулярная смена партнеров по играм в рамках тренинга.
  5. Принцип диагностики. Ведущий ни на секунду не должен прекращать наблюдение за состоянием группы и каждого из ее участников.
  6. Исследовательский принцип. Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
  7. Принцип активности. В работе должен быть задействован каждый участник.
  8. Принцип целеполагания. Цели определяются ведущим заранее, но в процессе работы он обязан при необходимости их моделировать.
  9. Принцип доверительности и конфиденциальности. Информация с занятий не выносится во внешний мир, что позволяет участникам быть честными и открытыми.
  10. Принцип персонификации. В процессе тренинга запрещаются безличные высказывания. Все реплики имеют адресата (от кого, кому).
  11. Принцип экспликации чувств. В форме обратной связи описываются свои переживания и чувства партнера.
  12. «Один говорит – все слушают».

Определите направление тренинга

Для начала составьте собирательный образ того человека, на которого ориентирован тренинг. Не нужно пытаться угодить всем. Делайте ставку на специфическую аудиторию. Например, вы хотите провести тренинг по самообороне для офисных сотрудников, которые не служили в армии и ничего не знают об уличных драках.

Теперь сформулируйте реальную задачу, с которой должны разобраться все участники тренинга. Вот пример плохой задачи: после трехдневных занятий вы научитесь нокаутировать любого человека с одного удара – здесь за большим обещанием стоит пустота, поскольку без многолетней подготовки справиться с заданием нереально.

А вот пример хорошей задачи: после трехдневных занятий вы научитесь заранее видеть опасность, обучитесь осторожности, узнаете о разрешенных средствах самообороны, изучите основы конфликтологии и сможете предотвратить 95% агрессии – все это реальные цели, которые осваиваются с нуля. Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других

Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь

Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других. Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь.