Как вы понимаете смысл фразы человек — это высокое звание

Отсутствие способности, таланта:

Что бы вы предпочли: быть чемпионом Уимблдонского теннисного турнира или одним из чемпионов по теннису Уимблдона в парном разряде? Что бы вы предпочли: быть Олимпийским золотым медалистом или членом команды эстафеты, которая выиграла золотую олимпийскую медаль? Мы бы конечно хотели завоевать награду самостоятельно потому, что достижение будет больше, когда вы делаете что-то для себя. Что касается людей, которые используют других, чтобы получить то, что они хотят, – это свидетельствует об отсутствии способности, таланта с их стороны. Например, парень, встречаясь с друзьями, приходит с разными девушками, чтобы произвести впечатления на них, быть может он не смог произвести впечатление на своих друзей с помощью его собственных заслуг и таким образом он использует других людей, чтобы получить то, что хочет.

Типы героической личности

Как вы понимаете смысл фразы человек - это высокое звание

Герои наделены общими качествами, но их героическое поведение находит отражение в разных видах деятельности, разных поступках. Давайте рассмотрим популярные типы героических личностей:

  1. Герой-воин. Самый древний образ героя: защитник, завоеватель, солдат, полководец и прочее.
  2. Герой-мастер. Так называют человека, посвятившего вся жизнь какому-то делу, героя труда. Чаще герои труда выходят из творческой и научной сферы. Великие композиторы, химики, философы, биологи, психологи, писатели и т. д.
  3. Герой-рекордсмен. Тип похож на предыдущий, отличие в том, что человек героическими усилиями добивается количественных результатов в какой-то области, например, спорте.
  4. Герой-первопроходец. Это новаторы, первооткрыватели – те, кто смогли свернуть с привычного пути и создать что-то новое, значимое для всего общества. Экспедиции, открытия, разработка научных теорий и подтверждение гипотез, полет в космос – примеры такого героизма.
  5. Герой-правдоискатель. Это борец за справедливость. Примеры: общественные деятели, политики, следователи.
  6. Герой-бунтарь. Нечто среднее между воином и борцом за справедливость. Хоть иногда представления о бунтарстве и искажаются, особенно в кругах молодежи, и тогда восхвалять начинают тех, кто просто рушит привычный мир, нарушает порядок, ведет себя вызывающе и даже асоциально. Культивируется само бунтарство, дух оппозиции, а не содержание и методы достижения желаемого. Пример положительного бунтарства: декабристы, авангардисты, футуристы. В нашем обществе чаще встречаются бунтари скандального типа, нигилисты.
  7. Герой-авантюрист. Отвага, смелость, готовность рисковать – главные качества героя. Но в наши дни, к сожалению, и этот тип часто искажают. Культивируется идея безнравственности, поиска приключений как средства прожигания жизни.
  8. Герой-богач и герой-бедняк. К числу первых относятся те, кто вышли из неблагополучной семьи, но смогли побороть трудное детство, изменить себя и добиться успеха в жизни. Пример геройской бедности – звезды, медийные и публичные личности, которые добились успеха, но делятся своим благами с обществом, а себе почти ничего не оставляют.
  9. Герой-энтузиаст. Человек, который одержим какой-то идеей, увлечен своим делом, воодушевлен. Он заряжает энергией и вдохновляет других людей, ведет за собой толпы.
  10. Герой-жертва. Классическое представление о героизме, которое ассоциируется с самопожертвованием. Как психолог и человек я поддерживаю это только при условии, что личности есть, чем поделиться. Но если человек отнимает что-то у самого себя, пренебрегает собой, то это свидетельствует о психологической проблеме – сценарий жертвы.
  11. Герой-учитель. Легендарные педагоги, героические наставники: Макаренко, Аристотель, Я. А. Коменский.

Можно также отметить два типа героев в религиозной среде: сакральный герой и герой-великомученик. Хотя последний тип иногда переходит и на уровень быта, отходит от узкой религиозной направленности. Например, героями и великомучениками считают людей, которым удалось выжить в плену и вырваться из него.

4 этап. Установления контакта с внутренней женщиной

Немногие мужчины достаточно осведомлены о внутренней женской компоненте своей души, ешё меньше — в контакте с ней. Юнг называл эту чувственную часть мужской души «анима». Стремление мужчины к внутреннему развитию помогает ему распознать свою аниму, но кроме этого, мужчине следует научиться не поддаваться настроению и эмоциональному состоянию и не потакать собственным прихотям.

Главный шаг на этом этапе — научиться вступать в контакт с анимой, видеть в ней внутреннюю женщину-компаньона, женщину-товарища, которая будет идти с мужчиной рука об руку и согревать жизнь. У мужчины только две возможности: или он отвергает свою феминность, и это отвержение оборачивается против него в виде приступов плохого настроения или недоступных ему соблазнов, или  принимает её и устанавливает отношения с женским жизненным началом, и это наполняет его жизнь теплом и силой. Если мужчина находится в ладу со своей внутренней женщиной, у него нет проблем в общении с женщинами. 

Герои среди нас

Героизм – это больше нравственная категория, чем психологическая. Однако социальная психология уделяет немало времени этому вопросу. Образ героя отражает общественное мышление. Но идеи общества, нравственные установки, убеждения меняются от поколения к поколению, от культуры к культуре, от одной исторической эпохи к другой.

Когда-то героями были те подростки, что жертвовали собой ради защиты родины, а сегодня героями среди подростков выглядят те, кто не боятся выразить свое мнение в интернете или публично избить кого-то и снять это на камеру. Это пример искаженного представления о героях-бунтарях и героях-авантюристах, о котором я уже говорила.

Конечно, сохранилось и классическое представление о героизме. Газетные издания, телевидение напоминают о том, что среди нас есть герои, и это простые люди:

  • человек, который не прошел мимо умирающего мужчины;
  • семья, которая усыновила десятерых детей;
  • женщина, которая не сдалась после предательства мужа и жестокого избиения;
  • школьник, который спас тонущих детей;
  • простые люди, создавшие приюты и фонды, которые функционируют только за счет поддержки других неравнодушных людей;
  • люди, которые побороли свои зависимости и помогают другим в этом.

Примеры можно приводить бесконечно. Героизму есть место в нашем мире. А противостояние положительных и отрицательных героев, антиценности, подражание плохим героям всегда было и будет существовать.

Отсутствие контроля:

У всех нас есть врожденная потребность чувствовать контроль, контролировать. Это помогает нам чувствовать себя психологически уверенно. Например, мы хотим иметь стабильную работу, безопасный дом/квартиру, надежных друзей, и надежного партнер и т.д. Если человек не имеет контроль в одной из сфер своей жизни, это может быть причиной отскока реакции, когда они пытаются контролировать человека, чтобы чувствовать себя защищенным. Их подсознание рассуждает так: если они могут контролировать человека (любого человека), то они контролируют эту ситуацию. Чем меньше контроля у такого человека в своей жизни, тем больше он будет пытаться контролировать окружающих, чтобы компенсировать это отсутствие контроля.

5 этап. Осознание собственного смысла жизни

Этап, на котором у мужчины уже есть необходимые ресурсы и силы для ответа на главный вопрос его жизни. Это момент осознания того, что мужчина уникален и одинок в своих поисках. Энергичный мужчина прекращает активную деятельность во внешнем мире и на время уходит в себя. Это время достижения зрелости мужской психики.

Мужчина готов принять своё одиночество, на которое его обрекает странствие в поисках ответа о смысле жизни. Он в силах оставить навязчивую убежденность в том, что этот смысл заключается только в его личном счастье. 

При подготовке использована книга юнгианского аналитика Роберта Алекса Джонсона «Он: глубинные аспекты мужской психологии» (Robert A. Johnson ‘He: Understanding Masculine Psychology’).опубликовано econet.ru

Трудности жизни героя

Как вы понимаете смысл фразы человек - это высокое звание

Жизнь героя нельзя назвать легкой. Он рискует собой, отодвигает собственные потребности на второй план, борется со злом. Зло принимает разные формы: человеческая жестокость, коррупция, насилие, зависимости, патологии. Нередко герой и его близкие оказываются под угрозой.

Не каждому человеку хватит смелости вступить в диалог с буйным невменяемым посетителем кафе, не каждый сможет вмешаться в уличную драку. Инстинкт самосохранения и заботы о своем потомстве, близких людях оказывается сильнее. Так выходит, герои проявляют альтруизм в отношении незнакомых людей, но эгоистичны в отношении своих близких? А на себя им и вовсе плевать? Нет. Герои понимают всю опасность ситуации, им бывает страшно, но они не могут поступить иначе в критической ситуации, потому что пассивность не соответствует их мировоззрению. Они видят несовершенство мира, проблемы других людей и хотят менять мир к лучшему, быть активной частью положительных изменений.

Однако иногда героизм превращается в патологию. Действительно, бывает такое, что человек не чувствует страха или опасности, не может представить переживания близких людей. Тогда речь идет о психологическом нарушении, а не об особенностях личности и мировоззрения.

Кто такой герой

Герой – это социальный статус, который показывает, какое место человек занимает в обществе, как к нему относятся другие люди. Героями восхищаются, возвеличивают их, иногда даже поклоняются и подражают.

В толковом словаре Н. Е. Яценко дано такое определение: «Герой – это выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг во имя счастья людей». В наше время это понятие актуально, но неизменной остается последняя часть, а вот качества героя постоянно претерпевают изменения.

Звание героя не только определяет социальный статус человека, это одновременно указывает на социальную роль. Но роль героя, как правило, уже прописана обществом. Общество выдвигает определенные требования и ожидания к герою. От него ждут определенных поступков. Получив статус, человек учится соответствовать этой роли. И иногда это становится причиной внутриличностного конфликта героя. Или превращается в феномен лжегеройствования, когда люди узнают, что тот, кому они поклонялись, кем восхищались, на самом деле не соответствует роли героя.

Для успешного усвоения роли героя необходимы соответствующие социальные условия и индивидуально-психологические качества человека, психические, интеллектуальные и физические способности. На фоне этого возникает вопрос: героями рождаются или становятся? Становятся. Да, врожденные особенности психики, например, темперамент, сила нервной системы, играют роль. Но большее влияние оказывает характер человека, особенности условий развития и социализации.

Что такое героизм

Героизм – это положительная форма девиантного поведения. Само общество, признавая в ком-то героя, подчеркивает уникальность человека, его особенность, отличие от «серой массы». Героями становятся выдающиеся и сильные личности, обладающие таким набором качеств, которые отличают их от большинства людей.

Примеры героизма:

  • спасение людей, попавших в экстренную ситуацию (пожар, утопление, теракт, авария, ДТП);
  • бескорыстная помощь обездоленным;
  • защита незнакомого человека от грабителя или маньяка;
  • участие в военных действиях.

Объединяет всех героев одно – они готовы рискнуть своей жизнью, пожертвовать своим благополучием ради других людей.

Героями становятся после того, как совершат подвиг. Подвиг – это сознательная деятельность человека, которая имеет цель, мотив и средства достижения цели. Подвиг требует волевого усилия, мужества, храбрости, веры в правильность действий, осознание социальной значимости поведения. Правда, психология пока не установила точно сознательность такого поведения. Возможно, свою лепту вносят и бессознательные механизмы психики.

Атрибут героизма – легенда. Она сохраняет подвиг и героя в истории. Потому любую личность, которую мы считаем легендарной, стоит рассматривать как героя своего времени. И наоборот, каждый подвиг – это легендарное событие. С помощью легенды герои входят в историю. Именно так и формируется общее представление о героизме, потому первичные представления о героях до сих пор живы в общественном сознании: рыцари, храбрые воины, самоотверженные борцы за справедливость.

3 этап. Обретение собственного образа мужественности

Мужественность, которую в начале своего пути проявляет мальчик, переходит к нему от отца. Желая походить на мужчину, сын пытается поступать, как отец, но выходит жалкая имитация. На этом этапе происходит формирование собственного осознанного отношения к мужественности, которое отличается от отцовского. Только в таком случае мальчик сможет присвоить себе мужественность, которая будет постоянно ему сопутствовать и служить опорой всю жизнь. Для успешного прохождения этого этапа может потребоваться другой отец, к примеру, духовный или крёстный. 

Суть этого этапа в получении благословения на собственную жизнь от отца, освобождение от влияния отца или брата. По мере взросления юноше следует уйти из семьи, вступив в борьбу за свою свободу с каждым членом собственной семьи или с кем-то другим, если этот кто-то заменяет в таком поединке отца или брата.

Если на работе у мужчины возникает внезапный конфликт, он часто свидетельствует о том, что еще существуют эмоционально напряженные отношения с отцом или братом, несмотря на то, что подростковый возраст остался далеко позади. 

2 этап. Овладение своей агрессией

Это время превращения подростка в мужчину. Агрессия, сила инстинкта, огромная мужская энергия, просыпающаяся в душе мальчика должна укрепить его эго

В дальнейшем, эта энергия потребуется на всём пути становления, поэтому так важно научиться правильно ей пользоваться. Если мужчина не особенно рефлексивен, он будет расплёскивать эту энергию всю свою жизнь, проявляя подростковое стремление к конкуренции во всём, чем бы он ни занимался

Другой вариант неверного обращения с агрессией — её подавление. Это часто происходит под влиянием материнских установок о недопустимости проявления мужчиной агрессии. 

Чтобы мальчик превратился в мужчину, он должен уметь овладеть своей собственной агрессией. Он не может стать мужчиной, не понимая, что значит быть агрессивным, но это должна быть агрессия, управляемая в соответствии с его сознательной установкой. Если он окажется под властью собственной ярости и стремления к насилию, это может его разрушить. Поэтому каждый мальчик на своем пути к зрелому мужчине должен научиться владеть своей агрессией, стремлением к насилию и уметь интегрировать эту грозную маскулинную часть в целостную, осознающую себя личность.

Смелый взгляд на свою агрессивную часть, не затуманенный чужими установками, позволяет признать её негативную, потенциально деструктивную часть. Эго юноши оказывается перед необходимостью стать настолько сильным, чтобы совладать с собственной яростью и сознательно использовать содержащуюся в ней энергию для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Первый бой, который должен выдержать мальчик — это внутренний бой с собственной тенью, в которой сосредоточена подавленная агрессия и потенциальная сила. В то же время очень немногим мальчикам удается одержать победу только во внутреннем поединке. Для укрепления мужского начала часто необходимо наличие и преодоление внешних препятствий, мобилизующих волю и утверждающих идентичность.