Ценность человеческой жизни: значение для современного человека
Ценности
Как мы уже поняли, смысл жизни человека увязывается с его целями, а они, в свою очередь, коррелируются с ценностями. Важные объекты являются ориентирующими на жизненном пути маяками. Главные ценности человеческой жизни помогают человеку избрать вектор жизненного движения. Они являются неким стержнем сознания и мировосприятия личности. При этом общество стремится выработать у людей некие универсальные ценности, которые необходимы социуму для эффективного функционирования и самосохранения. Каждая эпоха вырабатывает свой набор социально-значимых ценностей, однако остаются некие универсальные, общечеловеческие ценности: свобода, мир, равенство. Но каждый человек, кроме этого, формирует и собственный пакет важных объектов, именно их наличие свидетельствует о зрелости личности. Они называются индивидуальными ценностями, и они в первую очередь влияют на повседневные поступки человека. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Выделяют разные виды ценностей, классифицируя их по разным основаниям:
— По степени универсальности. В этом случае говорят об универсальных, групповых и личных ценностях.
— По формам культуры. По этому основанию выделяют материальные и духовные ценности.
— По видам деятельности. В такой классификации выделяют множество видов, в том числе эстетические, религиозные, моральные, экзистенциальные, политические, правовые, научные.
Положительные и отрицательные ценности современного человека
Всем ясно, что стремиться к счастью (эвдемонизм) или к наслаждению (гедонизм) – это нормально. Сейчас это даже более понятно, чем, например, 100 или 200 лет назад. Несмотря на то что офисные сотрудники, безусловно, устают на работе, жизнь в настоящее время стала значительно легче, чем у наших бабушек или дедушек. Россию все так же сотрясают различные кризисы, но все-таки это не войны, не блокадный Ленинград и прочие ужасы, которыми наградил историю безумный ХХ век.
Наш современник вполне может сказать, оглядываясь на историю: «Я устал страдать, я хочу наслаждаться». Конечно, здесь он имеет в виду не себя, а человека как родовую сущность, воплощенную в разных телесных оболочках от древнейших времен и до наших дней.
Поэтому актуальная реальность, может быть, больше всех остальных исторических действительностей настраивает его на погоню за счастьем и удовольствием (положительные ценности человека) и бегством от страданий и боли (отрицательные константы его бытия). Мы имеем радость (правда, весьма сомнительного качества) – наблюдать, как классическая этическая триада «добро, красота, истина» уступает свое место таким ориентирам человеческого существования, как деньги, успешность, счастье, удовольствие. Их сложно собрать в какую-то конструкцию, но если попробовать, то счастье и удовольствие будут определенно на вершине, деньги – в основании, а все остальное – между ними.
Наступило время поговорить о таком понятии, как «система ценностей человека».
Ценность свободы выбора в жизни человека
Т: Чтобы не было плохого сценария…
ИМ: Конечно. Это называется диктатура меньшинства большинству в угоду себе, всего лишь навсего.
Но надо просто в действительности понять, что вы обладаете правом выбора. В действительности вот эта свобода выбора, она решает многое, в том числе и здесь в этом мире, где как бы царствует дьявол. Да он царствует в ваших головах до тех пор, пока вы это позволяете.
Т: А для того, чтобы ситуация изменилась и 1% понял, насколько нас много, нужно не молчать.
ИМ: Абсолютно правильно. Да, духовно свободных людей, их очень мало, но достаточно лишь заявить о себе, как проснутся 99%. И тогда тот 1% вообще не будет слышно. И живые будут превалировать над мёртвыми.
Для того чтобы не получилось так, что 1% заведомо мёртвых рабов системы убил 99% потенциально живых людей, надо начинать что-то менять, менять прежде всего в себе. И самое главное — не молчать об этом. Тогда и в мире всё будет хорошо.
Понятие аксиология. Структура ценностей. Человек в системе ценностей.
Ценность — это
понятие, обозначающее:
1)
положительную
или отрицательную значимость
какого-либо объекта в отличие от его
экзистенциальных и качественных
характеристик
(предметные ценности);
2) нормативную,
предписательно-оценочную сторону
явлений общественного сознания
(субъектные ценности).
Предметные
ценности: естественное
благо и зло, заключенные в природных
богатствах и стихийных бедствиях;
потребительная стоимость
продуктов труда; социальные благо и
зло, содержащиеся в общественных
явлениях;
прогрессивное значение исторических
событий;
культурное наследие прошлого; значение
научной истины; моральные добро и зло
(действия
людей); эстетические характеристики
природных и общественных объектов и
произведений
искусства
К
субъектным
ценностям относятся
общественные
установки, императивы и запреты, цели
и
проекты, выраженные в форме нормативных
представлений
(о добре и зле, справедливости, прекрасном
и безобразном, нормы, принципы действия
и пр.). Например,
такие явления, как зло, социальная
несправедливость
— не ценности. Вряд ли правомерна
их трактовка в
качестве
ценных, полезных
с точки зрения личностной и с точки
зрения социального
прогресса
Ценность
— положительная функция тех или иных
явлений в системе общественно-исторической
деятельности человека. Ценностным
является то, что включается в общественный
прогресс, служит ему.
Будем
считать, например, материальные ценности
производными от ценностей человечески
жизненного
плана. Подлинные ценности — это человек,
счастье человека, свобода, добро и иное,
а
то, что двусмысленно именуют материальными
ценностями не есть аксиологические
ценности.
Ценность
— это не любая значимость явления,
а его положительная значимость.
Однако
сегодня под ценностями понимают не
только
мир должного, нравственные и эстетические
идеалы, но и любые феномены сознания.
Многие
ценности зависят от познавательной и
практической деятельности. Если какой-то
предмет
полезен для практики, то он ценен.
Явления
действительности оцениваются здесь со
знаком
плюс или со знаком минус, становясь
ценностями
тогда, когда они включаются в деятельность
субъекта.
Жизнь как ценность
На пути своего становления человечество не всегда считало, что жизнь человека имеет какую-то особую значимость. И только гуманизм как социальное явление стал рассматривать человеческую жизнь как высшую ценность. Однако и после этого осталось множество противоречий. Так как нередко она может быть принесена в жертву во имя других ценностей. Да и сами люди не всегда помнят о том, что обладают таким сокровищем. На практике ценность человеческой жизни расшифровывается в нескольких базовых принципах. Во-первых, если считать, что это самая значимая и важная вещь в мире, то тогда нужно признавать право любого человека на ее сохранение. И здесь вновь возникает вопрос о злодеях и их праве продолжать жить, отняв жизнь у других людей. Второй принцип – бережливое отношение к любым ее проявлениям. Это значит, что нужно беречь и собственную, и чужую жизнь. А люди могут вредить себе: курить, принимать вредные вещества и т. д
Еще важной является необходимость оказывать содействие жизни в любых ее формах и разновидностях. Тут появляется много непреодолимых трудностей, например, с мясоедением, ведь это тоже уничтожение живого
Если считать жизнь главной ценностью, то необходимо как-то особенно достойно ее проживать, иначе она тратится впустую. Отсюда вытекает необходимость выработки осмысленной позиции и строительство своей жизни на основах осознанности и значимости. Если рассматривать существование в таком ракурсе, то оказывается, что люди, декларируя мысль о том, что это самое дорогое, что имеет человек, на самом деле не существуют в соответствии с этим постулатом.
Почему СМИ навязывают людям негатив и как это изменить
Т: Тоже существует такое понятие: «Если ты хочешь знать, каким будет общество завтра, то посмотри, какой информацией его подпитывают СМИ сегодня».
ИМ: Чем кормят его СМИ сегодня.
Т: Да.
ИМ: Но это действительно так. Опять-таки но кто формирует рынок? Ведь средства массовой информации также живо реагируют на рынок: что в головах людей и к чему тянет людей, то людям и дают. Это рынок. Пока люди потребляют, извините, испорченный продукт, их им и будут кормить.
А в действительности достаточно просто прекратить принимать испорченные продукты, просто не принимать — и тогда рынку эти же СМИ вынуждены будут давать что? Здоровые свежие продукты, иначе они просто прекратят своё существование.
Кто выбирает? Люди выбирают, вы выбираете. Если вы хотите, чтобы вас кормили, извините, испорченными продуктами, значит, будут кормить. Ну разве не так?
А на самом деле, если посмотреть в корень этого вопроса, то в действительности рабов системы менее 1% (мы об этом уже говорили). Они диктуют как раз волю системы вот этим 99% населения земного шара. И 99%, они соглашаются, понимают, с кем ни поговори.
Ведь в последнее время кругом, по всему миру говорят, что невозможно смотреть новости, невозможно читать газеты — один сплошной негатив. И всем не нравится, но все смотрят, все читают. Почему? Потому что менее 1% населения земного шара, оно навязывает вот эти установки 99% населения.
Ребята, а кто вам мешает просто прекратить это делать? Если это не соответствует вашему требованию, если, извините, этот продукт не соответствует вашему вкусу и вашему желанию — закройте, отключите и не смотрите. Если все так сделают, кому это не нравится, то никуда не денутся эти СМИ. Они будут давать то, что вы хотите. Ну разве не так?
Духовное спасение человека это его личная заслуга
Т: Вот это понимание, что перед лицом той стихии, тех катаклизмов, которые происходят, все люди абсолютно равны, и что всем одинаково дан равный шанс на спасение.
ИМ: Справедливость.
Т: Что Мир Духовный, Тот, Кто придёт в этот мир, Он придёт со справедливостью (ИМ: Ну а как же). То есть поровну будет дан шанс на спасение каждому человеку.
Всей нитью в нашей сегодняшней передаче говорится о том, как важно не молчать, как важно сейчас в этот момент прежде всего для себя, осознавая ответственность за судьбу всего человечества, уверенно сказать и выразить своё отношение и свою позицию в духовном плане.
ИМ: В любом случае это не помешает. Вот как бы ни развивались события, мы уже об этом говорили сегодня, прежде всего духовное спасение человека — это его личная заслуга.
Понятно, что вот некоторые, сколько раз мы говорили, пытаются перекладывать ответственность на кого-то: «вот придёт, спасёт, сделает». Нет. Это как доктор: пришёл и прописал таблетки, но принимать их должен сам, если хочешь выздороветь. Если ты не будешь принимать таблетки, то, извините, простая простуда может дать осложнение с летальным исходом. Разве не так?
Поэтому это важно. И не стоит уповать на то, что кто-то придёт, что-то сделает, мы уже не раз об этом говорили
Да, в исключительных случаях могут за выдающиеся заслуги перед Миром Духовным дать покой. Ну и в редких, крайне редких случаях дать спасение кому-то.
Ну опять-таки, а с чего ты взял, что это будешь ты, человек? Разве не так? Что ты сделал для этого? И вот здесь срабатывает опять кто? Сознание: «Ну я же здесь, я же родился», гордыня и всё остальное. Пока это срабатывает — это уже билет в один конец, только не туда.
Поэтому и надо шевелиться, надо действовать, надо прежде всего быть честным по отношению к самому себе. И вот тогда всё оно налаживается. Просто быть Человеком! Духовный путь, ведь он прекрасен. Что может сравниться с ним в этом мире?
Откуда зарождаются жизненные ценности
Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают. Для кого-то существенное значение имеют в жизни деньги, слава, власть и предметы роскоши. Другие же считают важным духовное самосовершенствование, творческое развитие, здоровье, семью и детей.
На формирование жизненных ценностей оказывают влияние:
воспитание и семья;друзья;одноклассники;коллектив на работе;пережитые травмы и потери;экономическая обстановка в стране.
Ценности как определяющие характеристики человеческого бытия. Ценность и цель. Ценность и жизненный смысл.
Диалектическая
аксиология ориентирует на установление
градаций в сфере ценностей. Другими
словами, то, что является целью в одном
случае,
в другом — может выступать средством.
Однако
в гуманистическом мировоззрении самыми
высокими ценностями являются человек
и
его счастье. Ценности — это и то, на что
ориентируется
субъект в своей познавательной и
практической деятельности, и то, что
достигается
в ходе такой деятельности.
Восприятие
произведения сопровождается ценностными
откликами сознания человека, которые
вызываются впечатлениями от фактуры
произведения, уровня мастерства автора,
совершенства
сюжетного строения. Так, зрителю,
обладающему художественной культурой,
свойственно
восходить от отдельных показаний
эстетических чувств на уровень собственно
размышлений
о произведении как художественной
ценности.
Ценностная
значимость произведений искусства
открывается теми слушателями или
зрителями, которые достигли духовной
зрелости, приобрели
достаточный опыт общения с искусством,
обладают
необходимой эстетической и художественной
образованностью. Художественные
ценности —
это:
-
результаты
художественной деятельности, способные
оказывать возвышающее воздействие
на чувства, разум и волю людей; -
совершенные
творения искусства, которые необходимы
каждому из нас для полноценного
духовного бытия, успешной трудовой,
научной,
социально-преобразующей деятельности.
Современные
читатели (зрители, слушатели) находятся
в проблемных ситуациях. Это связано
с тем, что в поле их внимания попадают
не только
позитивные результаты художественного
процесса, но и такие, которые можно
называть его издержками или отходами.
В связи с этим в обиход вошли термины
«псевдоценность»
и «антиценность», и только ценность
есть благо
действительное, а не мнимое.
Антиценности
— это
псевдохудожественные образы,
рассчитанные не на духовное освоение,
а на потребление, так называемая продукция
коммерческого искусства. Потребителями
таких антиценностей оказываются люди,
которые
рассматривают искусство как развлечение,
релаксацию
и наркотизацию. Паразитируя на невысоких
потребностях широкой аудитории,
псевдохудожники
уродуют ее потребности, возбуждают
интерес к духовным извращениям, ведут
к психическим
аномалиям.
Псевдоценности
— это особый
вид коммерческой
индустрии. Они могут быть сюжетно
увлекательны,
но если они низкопробны в эстетическом
понимании, то они рациональны по идейному
заряду (пропаганда расизма, культ
сверхчеловека, оправдание агрессии).
Псевдоценности
и антиценности —
однодневки,
но они опасны ситуативно, оказывают
деструктивное
воздействие на психику,
интеллектуально-нравственные
принципы. Изменяются условия
жизни людей, их психологические
стереотипы,
нравы, обычаи, но остаются всеобще-значимыми
кардинальные вопросы о смысле бытия и
счастье человека, о его достоинстве и
достойном образе его жизни; продолжаются
поиски
гармонии во взаимоотношениях людей, в
отношениях личности и общества.
Ничто земное не может сравниться с Жизнью Духовной
Оператор (Анна): Про ценность Жизни… Вот в контексте климатической ситуации первая основа АЛЛАТРА — ценность жизни — раскрывается совсем по-другому, потому что речь идёт о Жизни Истинной.
Когда человек эту истинную Жизнь чувствует в другом человеке, ведь он никогда ничего плохого не сделает, не сможет себя повести бесчеловечно, потому что ценность Жизни имеется в виду — ценность Жизни этого Ангела (Т: Да, внутри), который в тебе и в другом. И это же совершенно меняется модель поведения, когда основой всего человечества является ценность Жизни.
ИМ: Это естественно, конечно. Ну опять-таки говорю, разделение есть в сознании, а в Духовном мире есть единение. И естественно, что воспринимая духовно свободного человека, духовно свободный, он его воспринимает как самого себя. И он никогда не поступит неподобающе по отношению к нему, никогда, это невозможно.
Оператор (Анна): Эта жизнь, она общая, единая на всех, настоящая, и вот именно это понимание…
ИМ: Её ценность гораздо выше всего земного. Ничто земное не может сравниться с Жизнью Духовной, Жизнью Вечной. Вот в этом суть…
Заключение
Некоторые ценности, которые одновременно важны для человека, могут конфликтовать. Посмотрев на составленный список, решите, что между собой не совмещается
Это и вызывает творческий конфликт личности, которая пребывает с дисгармонии с самим собой. Важно помнить об уравновешенности и влиянии наших ценностей на жизнь других людей
Каждый человек индивидуален, поэтому ценности отличаются в зависимости от характера и устоявшихся ориентиров в жизни человека. Хотя склонность к рефлексии и исследовании самого себя наблюдается далеко не у каждого человека, все же стоит на мгновение остановиться и задуматься, что для меня ценно. Иначе вы будете ведомым человеком, без собственного стержня. При новых обстоятельствах вы тут же потеряете себя и свою личность!