Значение ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в Словаре Терминов гендерных исследований
Использование термина на современном этапе
На данный момент термин «гендер» часто используется вместо термина «пол». Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.
Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют «гендер» как синоним термина «пол». Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять.
В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин «пол» используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно «гендер» или «гендерный признак», так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.
Ограничения женской ролевой модели
Традиционная феминная модель предписывает женщинам:
- подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
- реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
- выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.
Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.
Лидерство с точки зрения психологии
Развитие гендерных исследований, объектом которых является лидерство мужчин и женщин, продолжается и по сей день. В целом представители обоих полов, взявшие на себя ведущие роли и функции, занимающие такие же или аналогичные управленческие должности, могут не отличаться друг от друга профессиональными навыками. При этом в отдельных ситуациях гендер становится наиболее значимым и переменчивым фактором, который служит причиной проигрыша женщины-лидеров мужчинам с их большей властью, влиянием и ресурсами. Однако такой подход не позволяет объективно оценить роль стереотипного восприятия управленцев разного пола.
Аргументированные различия в поведении лидеров по гендерному признаку описаны в теории исследователя Элис Игли. Психолог уверена, что гендерная роль предопределяет поведение человека в соответствии с заложенными в процессе воспитания гендерными стереотипами. Но с другой стороны, требования предъявляются именно к личности, взявшей на себя роль лидера. При этом стереотипы относят лидерство к истинным маскулинным качествам, а значит, женщины, ведущие за собой, испытывают внутренний конфликт между гендером и лидерством.
В ходе анализа гендерных исследований, посвященных изучению вопросов лидерства, выявилась интересная особенность: многие участники общественных групп имели негативные предубеждения против женщин-лидеров, что провоцировало у последних занижение самооценки, неуверенность в собственных действиях и, как следствие, ухудшение продуктивности труда. Высококвалифицированные специалисты-женщины способны справиться с этими сложностями, но в этом смысле мужчины имеют некое преимущество, поскольку с подобными преградами им не приходится сталкиваться – их для мужчин попросту не существует. Элис Игли уверена, что только разрешение внутреннего конфликта ролей у женщин-лидеров даст почву для роста достижений, который невозможен без:
- реальных успехов;
- правильного выбора рода деятельности, где лидерские функции не будут идти вразрез с природной женской фемининностью;
- демонстрации противоположного андрогинному лидерского стиля, направленного на выстраивание доверительных взаимоотношений с подчиненными.
Гендерная психология лидеров
В ходе исследований гендерных различий в данном направлении изучаются проблемы, которые затрагивают не только гендерные отношения, но и отличия между представителями обоих полов с задатками лидеров, а также путь их социализации.
Кроме того, не менее интересным с точки зрения гендерной психологии считается принцип доминирования и подчинения, который требует глубокого рассмотрения и анализа. Среди теоретических аспектов огромная роль отводится разработке концепций, методов и методик, проведению масштабных социологических исследований; среди прикладных – внедрению полученных результатов в практическую работу специалистов (консультантов, психологов, руководителей тренинговых групп, менеджеров, юристов, педагогов и воспитателей).
Для изучения каждого из указанных направлений используется несколько методов гендерных исследований. На сегодняшний день в данной сфере применяется пять научных подходов. Все они были приняты в начале прошлого столетия.
Перерыв в исследованиях
Заметим, что между третьим и четвертым периодом наблюдается некоторый разрыв. Понять его причину довольно трудно. Но наиболее вероятно, что виной тому стало развитие феминизма. Если ранее, на втором этапе, оно сыграло положительную роль, инициировав бурное изучение гендерной психологии, то в данном случае оно его затормозило. Каким образом? Дело в том, что в западном обществе за исследованиями, касавшимися гендерной проблематики, был установлен жесткий социальный контроль. Развитие феминизма в этот раз получило в свой адрес критику широких слоев общественности, что создало для ученых трудности для объективного изучения. Научный мир Запада, исследующий гендерные отношения, мог бы серьезно пошатнуться, если бы позволил себе вмешаться в этот социальный конфликт.
Из авторов-исследователей этого времени можно вспомнить следующие имена выдающихся ученых (причем, женщин): Э. Маккоби, С. Бэм и К. Гиллиган.
Итогом периода для Запада стало накопление колоссального теоретического материала, появление множества гипотез по поводу тех или иных аспектов гендерной проблематики.
Что касается России, то первые проблески света, ознаменовавшие возобновление научных исследований в области гендерной психологии, пробились сквозь тучи идеологии в 60-х годах. Сделали это возможным такие люди, как Г. Ананьев. Он в это нелегкое время противостояния стал основателем целой школы психологии, носящей имя Петербургской или Ленинградской школы (по городу, где проживал исследователь).
Также немалое значение для истории гендерной психологии в России имеют имена В. П. Багрунова, Э. С. Чугуновой и других.
Мужская психология
В отличие от предыдущего раздела гендерной психологии, данный раздел только совершает первые шаги. Предметными понятиями здесь являются особенности мужской психики, которые отсутствуют у представительниц противоположного пола. Отдельной категорией в данном направлении является изучение степени влияния гормонов на способность мужчин решать различные задачи и ставить перед собой глобальные цели.
Гендерный подход в исследованиях, занимающихся изучением мужской психологии, не имеет ничего общего с нерелевантными сравнениями. Невозможно объективно сопоставить даже самую андрогинную женщину и самого фемининного мужчину. Помимо этого, предметом исследований в мужской психологии могут быть специфические заболевания, которые отражаются на психике, при этом таковых априори не может быть у женщин
Под пристальное внимание ученых попадают также факторы ранней мужской смертности, суицидов и психических расстройств
Фемининность это:
а)
совокупность психологических
характеристик, соответствующих стереотипу
женственности
б) категория,
противоположная категории «маскулинность»
в)
биологически заданная характеристика
индивида
г) особенность темперамента
5.
Автором монографии «Пол и характер»
является:
а)
Ф.Ницше
б) Н.А.Бердяев
в) О. Вейнингер
г)
Ш.Берн
6.
Категория «гендерные характеристики
личности» включает в себя:
а)
интеллект
б) восприятие
в)
способности
г) все ответы неверны
7.К
теориям, объясняющим процесс гендерной
социализации, относятся:
а)
теория идентификации
б) теория
гендерной схемы
в) теория половой
типизации
г) все ответы верны
В чём различия между гендерным признаком и половым признаком
Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи. И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:
- Половый признак обозначает именно физиологические характеристики пола. То есть, речь идёт о половых органах, о биологии, об изначально приобретённых половых признаках. В принципе, всё ясно и понятно.
- Гендерный признак и само определение понятия «гендер» является более обширным и более сложным. Хоть «гендер» и «пол» часто путают и используют как взаимозаменяемые понятия, это является ошибкой. Гендер и гендерный признак также обозначает половые особенности, но не в физиологическом смысле.
Гендерный признак затрагивает признаки пола, касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия «пол» и «гендер» противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.
Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как «природная сущность». То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.
Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.
Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.
Зарождение идей гендерной психологии в трудах античных философов
В
истории гендерной психологии можно
выделить пять
этапов:
1) разработка соответствующих идей в
русле философии (от античных времен до
конца XIX
в.); 2) формирование предмета и разделов
гендерной психологии (конец XIX
– начало XX
в.); 3) «фрейдовский период» связанный с
именем З. Фрейда и психоанализом (начало
XX
в. – 1930-е гг.); 4) начало широких
экспериментальных исследований и первых
теорий (1950 – 1980 гг.); 5) бурное развитие
гендерной психологии: всплеск
экспериментальных исследований,
теоретическое осмысление эмпирических
фактов, адаптация известных методов и
методик для изучения гендерной
проблематики и создание специфических
гендерных методик (с 1990-х гг. – по
настоящее время).
Говоря
об античном периоде гендерных исследований,
прежде всего, следует назвать имена
Платона и Аристотеля.
Платон
Афинский в
своих трудах «Пир», «Государство»,
«Законы», «Тимей» ввел понятие андрогинов
и высказал мысль о дополнительности
полов, рассматривал семейно-брачные
отношения, подошел к идее равноправия
полов.
Платон
использовал миф об андрогинах (греч.
andros
– мужчина и gyneили
gynaikos
– женщина) – существах, обладавших
свойствами и женщин и мужчин. Согласно
легенде, Зевс прогневался на людей за
их смелость и непослушание и разделил
их на две половины. Таким образом, мужчины
и женщины – это две половинки единого
человека и только соединившись, когда
полюбят друг друга, они могут обрести
целостность. Платон предлагал установить
нормы поведения в браке – в частности,
ограничить рождаемость: мужчины должны
иметь детей только в возрасте от 30 до
55 лет. А при переизбытке населения часть
его необходимо переселять в колонии.
Отношение
к женщине у Платона было противоречивым:
с одной стороны, негативным, так как он
считал ее низшим существом, любовь
мужчины к женщине – вынужденный и также
низкий по сравнению с любовью-дружбой
к мужчине шаг, и, наконец, утверждал, что
если мужчина был трусом и нечестным
человеком, то после смерти его душа
переходит в женщину. С другой стороны,
это отношение было позитивным: в идеальном
государстве, которое он описал, женщина
могла участвовать во всех делах наравне
с мужчиной. Платон освобождал ее от
необходимости вести хозяйство, считал
ее профессиональные способности равными
мужским (женщины могли быть даже
философами и воинами), а воспитание
детей вменял в обязанность в равной
степени обоим полам.
Аристотель
Стагирит
считал, что гармоничные отношения в
обществе возможны только если население
будет достаточно малочисленным. Поэтому
необходимо его регулировать тремя
путями: а) с помощью запрета мужчине
иметь детей до 37 лет, а женщине – до 18
лет (очевидно, имелась в виду зрелость,
но для мужчины – социальная, а для
женщины – биологическая, и в этом тоже
прослеживается разное отношение к
полам); б) путем умерщвления больных
детей, что следовало, по его мнению,
узаконить; в) установлением для каждой
семьи нормы того, сколько детей она
может иметь.
Взаимоотношения
жены и мужа, по словам Аристотеля, должны
быть отношениями рабы и господина.
Единственный
смысл разделения полов – рождение
детей, а назначение женщины – вынашивание
потомства и ведение хозяйства.
В семье у мужа и жены разные обязанности,
и они не вмешиваются в дела друг друга.
Различны нормы поведения для мужчин и
женщин: то, что для женщины является
добродетелью (к примеру, молчание), для
мужчины таковым не является, и наоборот.
Филон,
александрийский философ I в. н. э.,
соединяет в своих работах библейские
идеи и идеи греческой философии таким
образом, что дуализм маскулинного и
феминного усиливается. «Мужское», по
его мнению, презентирует сознательное,
рациональное, божественное; «женское»
и сама женщина – это образ грязного
телесного мира. «Женское» у него
символизирует мир как таковой и является
противоположностью трансцендентной
сфере Разума.
Моральный
прогресс для Филона предполагает
духовное преодоление разрушающего
влияния чувственности и телесных
страстей. А так как последние ассоциируются
с женщиной и «женским», то на основе
этой аллегории возникает борьба,
необходимость преодоления женского.
Добродетельная жизнь, в которой Разум
имеет превосходство над низшими аспектами
человеческой жизни, протекает как
становление мужского (маскулинного)
через подавление женского (феминного).
Конфуций:
«У обычной женщины ума столько, сколько
у курицы, у необыкновенной женщины
столько, сколько у двух куриц»
Фома
Аквинский: «Если бы Бог хотел сделать
женщину рабой мужчины, то он создал бы
ее из его стоп; если бы Бог хотел сделать
женщину госпожой мужчины, то создал бы
ее из его головы; но так как Бог задумал
сделать женщину равную мужчине, то
сотворил ее из его ребра».
Разница восприятия полов
Гендерная психология расширяет понятие, вводя три категории, влияющие на определение пола человека:
- Биологический (врожденный) пол. Означает совокупность биологических признаков, на основании которых новорожденного младенца относят к мужской или женской биологической группе.
- Определение пола. Подразумевает присвоение половой идентичности индивиду. Оно является категоричным и не подвергается сомнению, но в некоторых случаях может быть ошибочным. Так, если у младенца одновременно присутствуют половые органы мужчины и женщины, врач приписывает ему одну категорию пола. В дальнейшем может обнаружиться психологическое несоответствие приписанного пола и идентичности. В этом случае речь идет о трансгендерности — сознательном преодолении стереотипов поведения.
- Гендерная идентичность. Под ней понимают социальный конструкт, созданный на основе представления о половых ролях. В отличие от пола, гендерная идентичность многогранна и требует постоянного подкрепления внешним видом, поступками, особенностями поведения и взаимодействия.
Категории пола и гендера рассматриваются как отдельные дисциплины. Гендеру отдается ведущая роль в формировании личностных установок и особенностей самовосприятия.
Направление используют
|
Азалия Идрисова (Москва), Алекс Семина (Москва), Александр Иванов (Москва), Арт-терапевтический проект «Путь женщины» (Москва), Всероссийская Ассоциация «Женщины в бизнесе» (Москва), Дарья Александровна Шарова (Москва), Евгения Лова (Москва), Женская школа мудрости и волшебства Фаины Целоусовой (Москва), Женский клуб Real Lady Club (Москва), Закрытый женский клуб «Очарование» (Москва), Клуб «Жажда» (Москва), Клуб Sapienti Sat (Москва), Компания Hmtrening (Москва), Компания Prime Loft Studio (Москва), Лаборатория осознанных изменений «Обратная сторона Луны» (Москва), Международный институт здоровья Vitality (Москва), Мозгоезжъ (Москва), Московский Семейный Центр Взаимоотношений (Москва), ООО «Трикант» (Москва), Общество с ограниченной ответственностью «Сила жизни» (Москва). Ещё организаторы 407 |
||
|
Аделина Вильданова (Москва), Александр Колосов (Москва), Александр Рапопорт (Москва), Алексей Алексеевич Горбушин (Москва), Алла Бурая (Москва), Анастасия Алексеевна Черкас (Москва), Анастасия Валериевна Микова (Москва), Анастасия Сергеевна Каменева (Москва), Андрей Викторович Уваров (Москва), Анжела Эсер (Москва), Анна Климова (Москва), Анна Неги (Москва), Антон Годман (Москва), Антонина Гулина (Москва), Василий Рожников (Москва), Владимир Володаров (Москва), Владимир Игоревич Фролов (Москва), Дмитрий Захаров (Москва), Ева Сторожева (Москва), Евгений Вольтов (Москва). Ещё тренеры 440 |
||
|
Аделина Вильданова (Москва), Алексей Алексеевич Горбушин (Москва), Алла Бурая (Москва), Анастасия Валериевна Микова (Москва), Анастасия Сергеевна Каменева (Москва), Андрей Викторович Уваров (Москва), Анна Климова (Москва), Анна Неги (Москва), Антон Годман (Москва), Ева Сторожева (Москва), Евгений Вольтов (Москва), Екатерина Дериглазова (Москва), Елена Будаева (Москва), Елена Деви (Москва), Елена Котова (Москва), Елена Леонтьева (Москва), Елена Шегурова (Москва), Игорь Жекович Тарасов (Ар Сян) (Москва), Ирина Геннадьевна Таран (Москва), Ирина Лешкова (Москва). Ещё консультанты 321 |
|
Калуга, |
Спасибо, за интерес к теме «что такое Гендерная психология»!
Томас Мор
Теперь перенесемся в эпоху Возрождения, когда веками «законсервированная» христианским догматизмом мысль начала пробуждаться к свободной жизни. Так, например, интересна теория Томаса Мора, описанная им в «Золотой книге». Его образ идеального государства предполагает, что мужчины и женщины трудятся в равной степени над всеми делами без разделения труда на «женскую» и «мужскую» области. В числе прочего сюда входят религиозная деятельность, служба в армии и высшие должности в органах власти.
После Мора гендерные отношения под тем или иным углом зрения рассматривали такие мыслители, как Томмазо Кампанелла и Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и множество других блестящих мыслителей.
Исследования Чугуновой
Изучению лидерства и руководства разного пола уделяется немало внимания и по сей день. Например, Э. С. Чугуновой и группе ученых под ее началом удалось раскрыть личностные характеристики инженеров и представителей управленческого звена, установив главные различия личностных структур среди представителей обоих полов.
Мужчинам свойственны высокая творческая производительность, профессиональное преобладание, доминантность и высокая самооценка. В отличие от дам, мужчины оказываются больше мотивированы, что связывают с их чувством ответственности и ориентацией на способность самообеспечения. У женщин же структура личности характеризуется иными факторами. Так, для представительниц слабого пола свойственна удовлетворенность служебным положением и корпоративными взаимоотношениями с руководством и коллегами. Если у мужчин в приоритете работа и материальные блага, для женщин первостепенным является психологический комфорт. К слову, выбор профессии дамы нередко совершают под влиянием мнения окружающих.
На основе исследований Чугуновой написано немало других научных работ о своеобразии и особенностях мужских и женских личностных портретов. К ним относятся труды Т. В. Бендас, которая пыталась установить различия между лидерами студенческих групп всех уровней организованности. Мужчины-лидеры отличаются высокой эмоциональной устойчивостью и уровнем притязаний в области взаимоотношений при малой экспрессивности и эмоциональности. В женских гендерных исследованиях предметом изучения была лидерская личность девушек, занимающихся студенческим самоуправлением. От мужчин дамы отличаются ригидностью общения и конформностью при низком самоконтроле, особенно в высокоорганизованных группах. В низкоорганизованных группах, напротив, женщины чувствуют себя намного увереннее и спокойнее, являются более уравновешенными в эмоциональном плане.
Услуги и объявления25
1,5 часа. |
Индивидуальная консультация женского психолога Скидка 150Р |
|
Услуга |
Консультация психолога-регрессолога Ольги Леонидовны Романенко Подать заявку |
|
В любой день с 19:00 до 21:00. |
Консультация астролога Катерины Вега Подать заявку |
1 месяц |
Мощный трансформационный модуль из 10 сессий «Перерождения» Подать заявку |
|
50 минут. |
Консультация профессионального психолога (взрослым и детям) Скидка 500Р |
|
Провожу бесплатные консультации в будни с 11:00 до 16:00. |
Бесплатная консультация женского психолога в Skype Подать заявку |
|
2 дня в неделю. |
Индивидуальная коучинговая программа «Настройся на себя» (Self-tuning) Подать заявку |
|
60 минут. |
Сеанс Рэйки Усуи Шики Риохо Подать заявку |
|
40 минут — 1 час |
Бесплатная онлайн-консультация по вопросам отношений Подать заявку |
|
15 апреля 2017 г. с 12:00 до 20:00. |
Астрологическая консультация «Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры» Подать заявку |
|
60 минут |
Консультация коуча (онлайн) Подать заявку |
|
1 час. |
Консультация психолога со скидкой Подать заявку |
2 часа |
Персональные коуч-сессии и трансформационные игры «Pro отношения «Мужчина и женщина» Подать заявку |
|
Астроконсультация — 2–3 часа; коучинг — 1–1,5 часа. |
Астрокоучинг: предназначение, финансы, здоровье, совместимость партнёров, дети Подать заявку |
2 часа |
Абонемент на 4 консультации (месяц работы) Подать заявку |
|
Услуга |
Онлайн-консультация психолога. Помощь в сложных жизненных ситуациях Скидка 100Р |
50 минут. |
Психотерапия пищевого поведения Подать заявку |
|
1,5 часа |
Консультации психолога, психотерапевта Подать заявку |
|
1,5 часа |
Астропрогноз и Таро прогноз на 2020 год Подать заявку |
Услуга |
Консультации для любовниц. Можно ли увести мужчину из семьи? Подать заявку |
|
Показать ещё 5 услуг
Период философов. Платон
Согласно общепринятому мнению, гендерная психология своим появлением во многом обязана Платону. Так, он впервые заострил внимания на гендерной проблеме отношений полов. Платон в ряде своих произведений развивает учение об их взаимодополняемости и вводит термин андрогина – существа, соединяющего в себе мужские и женские признаки. Он первый высказывает мысль о том, что полы в своих отношениях равноправны. Женщины в платоновской теории идеального общества могут участвовать вместе с мужчинами во всех социальных делах, а также быть воинами, философами. Потомство же они воспитывают наравне с мужьями.
Метаанализ метод зарубежных гендерных исследований
Актуальным для психологии гендерных различий является метаанализ. Этот исследовательский метод стал последователем так называемого литературного обзора, который в современной науке практически не применяется. Метаанализ появился в социальной сфере исследований около 40 лет назад и за этот период неоднократно поддавался корректировке.
Метаанализ – это способ вторичной обработки данных, полученных в результате изучения единой проблемы. В ходе метаанализа подбирается ряд похожих исследовательских работ, которые, как правило, выполняются на основе идентичных методик. Затем труды ученых включаются в базу данных с учетом индивидуальных сведений испытуемых, например возраста, пола экспериментатора, профессии, социального статуса и т. д.
Обязательным при метаанализе является показатель гендерных различий. В одних позициях превосходство остается за мужчинами, в других – за женщинами, а в третьих достигаются практически одинаковые результаты. По завершении гендерного исследования полученную информацию приводят к единым показателям, которые высчитывают по определенным математическим формулам. Итоги позволяют сделать заключение о том, какие половые различия имеются и насколько они существенны. В ходе гендерных исследований в России данный метод практически не используется из-за недостаточного уровня технической оснащенности.
История появления понятия
Следует сказать и о том, как вообще данное понятие появилось. Для появления определения гендера и гендерных признаков существовал целый ряд определённых предпосылок, которые сильно повлияли на потребность появления на данном этапе развития общества такого понятия.
- Ещё в 1955 году сексолог Джон Мани занимался изучением половой дифференциации и ввёл понятие гендера для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола. Необходимость в осуществлении такого рода исследования объясняется появлением транссексуальных и интерсекс-людей. Появление индивидов с определённым гендерным самосознанием потребовало необходимости их определения в социуме. Правда, стоит отметить, что в те годы этот термин не очень прижился, оставшись просто научным понятием — частью исследования.
- Широкое развитие термина наблюдалась в начала 1970-х годов, когда активно действовало феминистское движение. Феминизм имел в основе определённую теорию, в которой социальный конструктивизм играл довольно серьёзную роль. Теоретики движения феминизма использовали понятие «гендер» для разделения половых признаков, данных природой человеку, от норм и форм поведения человека, которые в обществе делятся на «мужские» и «женские».
Провозглашение разделения понятия «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение биологическое определения человека, как «проявление его судьбы». Это дало серьёзный толчок для развития социальных и гуманитарных наук, так как введение столь пространного понятия, как «гендер», расширило горизонты исследования человеческого самоопределения и социальной адаптации каждого индивида.
Пятый период
Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.
С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.
Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн — «Гендерная психология».
Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу. В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем. Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий
Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями
Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).
Полемика с Фрейдом
В споры с отцом психоанализа вступали даже многие его ученики. Его тезис о подсознательном комплексе женщины, заключающимся в зависти к мужским гениталиям, сподвиг немало людей к созданию психологических теорий касательно полов и их взаимоотношений. Поэтому, так или иначе, Фрейд оказал огромное позитивное влияние на развитие гендерных исследований. Хотя, повторимся, его собственные убеждения в этой области считаются более чем сомнительными.
Закончилось это тем, что в середине XX века психоанализ был признан, как опасная для женского психологического благополучия доктрина.
Однако и сейчас школа психоанализа представляет собой классическое направление в области исследования психологии представительниц прекрасной половины человечества.