Что влияет на память человека Факторы запоминания
Факторы, влияющие на человеческую память
Психологи утверждают, что между человеческой памятью и проблемами психики есть тесная взаимосвязь. Так, человеческое сознание, в случае, когда у нас в жизни не всё гладко и ровно, выборочно сохраняет некоторые фрагменты, а некоторые – так же выборочно стирает.
Также, на человеческую память влияет и гормональный фон организма, в доказательстве этой теории учёные даже приводят свои аргументы относительно того, что с возрастом большинство женщин умнеет – и, дело тут не в жизненном опыте, а в том, что с каждым годом организм больше вырабатывает такого гормона, как эстроген. А, именно он влияет на умственные способности.
С другой стороны, в случае, когда щитовидная железа не справляется со своими функциями – у человека происходит ослабление памяти, и он начинает страдать забывчивостью. Правда, учёные утверждают, что достаточно подкрепить свой организм такими полезными веществами как йод, цинк и витамин В12, как проблемы с памятью исчезнут.
Плохая память у пожилых людей, виды расстройств возрастной памяти: описание
В зависимости от объема забытой информации расстройство возрастной памяти разделяют на несколько видов:
- По количеству прошедшего времени:
- кратковременная память – запоминается небольшой объем информации за короткий промежуток времени;
- долговременная память – способность удерживать большие объемы информации за прошедший период.
- По соотношению событий к прошлому и настоящему:
- антероградная – забываются события из прошлого, хорошо откладываются текущие эпизоды;
- ретроградная – не запоминается повседневная информация, но хорошо отслеживаются события прошлых лет.
- По скорости потери памяти:
- постепенная потеря памяти – начинается с частичной утраты воспоминаний прошлых лет;
- внезапная потеря памяти – внезапное стирание больших объемов информации.
Из-за расстройств
- По объему забытой информации:
- глобальная амнезия – человек забывает свое прошлое и не запоминает текущие события;
- выборочная амнезия – в памяти всплывают отдельные эпизоды прошедших событий.
- Визуальна потеря памяти – пожилой человек перестает узнавать своих близких, возможно восприятие внешнего образа, но утрата контактной информации о человеке.
- По возможности восстановления информации:
- обратимая память – в результате восстановления системных отклонений в организме память восстанавливается.
- необратимая память – в результате комплексных нарушений в организме нарушается запоминание, обработка и хранение информации.
Виды запоминания
В психологии классифицируют несколько видов запечатления информации. Например, различают произвольное и непроизвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание, которое подразумевает усвоение бессознательно поставленной цели, представляет исходную форму. В памяти сохраняются объекты окружающей среды или просто факторы, влияющие на повседневную жизнь, содержание книг, прочтенных без учебной цели, смысл фильмов и тому подобное. И все это неосознанно. Тем не менее этот вид селективен: лучше сохраняется в голове то, что связано с увлечениями и деятельностью человека.
Произвольное запоминание отличается тем, что субъект устанавливает цель запомнить что-либо, и для этого применяет некоторые методы. Часто при обучении это достигается путем многократного повторения — заучивания.
В психологии также выделяют следующие виды преднамеренного запоминания:
- механическое – зазубривание без осмысления;
- ассоциативное – подборка ассоциаций для запоминания;
- аналитическое – наиболее эффективный метод, поскольку подключается мышление, заучиваемый материал подвергается анализу, человек делает выводы, соглашается либо опровергает полученную информацию.
Заданная цель – запомнить – представляет большую значимость, обуславливая собой процессы памяти. Если предоставить другие равные факторы, влияющие на фиксирование информации в памяти, будет очевидно, что произвольное запоминание гораздо эффективней непроизвольного. Большинство из того, что происходит в жизни много раз, не запоминается, если нет задачи запомнить. И наряду с этим, при целенаправленном выполнении всех необходимых условий, заучивание протекает со сравнительно большим успехом и является довольно прочным. С младенчества формирование памяти ребенка движется по следующим направлениям:
- логическая память постепенно дополняет и замещает механическое запоминание;
- в результате осознанного активного применения различных методов и приемов, непринужденное запоминание переходит в опосредованное;
- непроизвольное запоминание, которое преобладает в детстве, с возрастом становится произвольным.
Превращаемся в амбидекстра
Как улучшить память и внимание человеку, который высыпается, занимается спортом и не нервничает попусту, но все равно регулярно что-то забывает? Возможно, все дело в преобладающем влиянии одного из полушарий мозга. Амбидекстр — человек, владеющий одинаково правой и левой рукой, способный ими писать, рисовать, держать приборы и многое другое
Амбидекстр — человек, владеющий одинаково правой и левой рукой, способный ими писать, рисовать, держать приборы и многое другое.
Амбидекстрия бывает врожденной, когда у человека изначально одинаково развиты правое и левое полушария мозга, и приобретенной.
Для улучшения памяти используется способ периодической смены рабочей руки. Это позволяет «включить» менее используемое и, значит, менее развитое полушарие мозга, простимулировать его работу, это в итоге способствует значительному улучшению памяти.
Что принимать пожилым людям от забывчивости, для улучшения памяти, как тренировать память
Препараты, улучшающие память, влияют на кровообращение и процессы, связанные с концентрацией, вниманием и восприятием. Улучшить работу мозга с помощью простых препаратов, не имеющих противопоказаний:
- Растительный препарат Гинкго билоба – улучшает кровообращение, нейтрализует свободные радикалы разрушающие клетки.
- Аминокислота Глицин – обеспечивает защиту нервной системе.
- Омега 3 – для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
- Винпоцетин – способствует улучшению обмена веществ в головном мозге. Ограничение для приема – аритмия сердца.
- Витамины С и Е – нейтрализуют свободные радикалы.
- Ноотропы – улучшают внутриклеточные обменные процессы.
- Витрум мемори – растительный препарат, препятствующий кислородному голоданию.
- Аминалон — выравнивает динамику нервных процессов, выводит токсины из головного мозга.
- Билобил – выравнивает интеллектуальные способности, нормализуем сон, устраняет лишние страхи и переживания.
- На нарушение памяти влияет дефицит витаминов группы В и фолиевой кислоты, поэтому их также нужно включить в рацион.
Сосудистые
Препараты
На улучшение деятельности мозга положительно влияют следующие продукты:
- Перетертая морковь с запаренным изюмом сдобренные сметаной.
- Черный шоколад в небольших количествах.
- Семечки, орехи грецкие.
- Измельченный хрен.
- Молочные продукты.
- Морская капуста.
- Печенные и свежие овощи.
- Свежие и сушеные фрукты.
Использование списков, напоминаний, правильная организация дня позволяют компенсировать забывчивость пожилых людей.
Очень важно подходить к проблеме комплексно — сочетать медикаментозное лечение, правильное питание, равномерную физическую нагрузку, когнитивную стимуляцию.
Как улучшить память ребенка
Лучше запоминается
значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих
пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин
что делать
определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти
в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе
улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.
Кратковременная, резкая потеря памяти у пожилых людей: причины
- В процессе старения в организме запускаются необратимые процессы, которые значительно ухудшают качество жизни. Ухудшение работы центральной нервной системы является одной из причин нарушений в работе памяти. Замедленный обмен веществ притормаживает обновление нервных клеток.
- Обмен информацией между областями головного мозга происходит с помощью нейронных связей. От них зависит длительность запоминания различных событий. Старение организма приводит к ослабеванию этих связей. Развивается кратковременная потеря памяти. Старики перестают запоминать текущие события в полном объеме.
- Причины ухудшения памяти у пожилых людей до настоящего времени изучаются медиками. Сложно ответить на вопрос, почему у одних пациентов память теряется частично, а других полностью.
- Резкая и кратковременная потеря памяти происходит по психологическим и физиологическим причинам.
Снижение памяти не редкость
К группе физиологических причин относят:
- Недомогания хронического характера, сопровождающие пациента длительный период времени.
- Сильные удары и ушибы в области головы.
- Нарушение мозгового кровообращения.
- Психоневрологические заболевания.
- Недостаток физической активности, длительное нахождение в одной позе в процессе работы.
- Замедленный метаболизм.
- Несбалансированное питание.
- Чрезмерные физические и умственные нагрузки.
- Инфекционные заболевания.
- Длительная интоксикация организма.
- Сердечно-сосудистые заболевания.
- Болезнь Паркинсона и Альцгеймера.
Ухудшается память по многим причинам
К группе психологических причин относят:
- Нестабильный эмоциональный фон, депрессии, нервные перенапряжения.
- Неполноценный отдых и как следствие, перевозбужденность.
- Затяжное одиночество, нехватка внимания и заботы со стороны близких.
- Регулярное погружение в себя, отрешение от реальности.
- Монотонный образ жизни.
12 советов для улучшения памяти
Условно, память человека можно разделить на 2 типа: краткосрочную и долгосрочную. Мозг устроен таким образом, что полученная информация попадает сначала в краткосрочную память. Если материал не повторять, информация исчезнет. Следующие советы помогут в ответе на вопрос, как улучшить свойства памяти:
- При изучении материала, нужно стараться вникнуть в него, избегая простого заучивания. Осмысленная информация воспринимается легче.
- При изучении любого материала, стоит выделить для себя основную мысль и стараться ее выучить в первую очередь. Все отступления, примеры и ремарки вспомнятся в последствии.
- При изучении иностранных слов следует чередовать их порядок, так как память имеет свойство лучше запоминать информацию в начале и в конце текста.
- Следует чередовать тематику изучаемого материала.
- Для развития долгосрочной памяти эффективно использовать методику ассоциаций. Суть ее заключается в том, что запоминаемая информация связывается с определенными событиями, песнями, картинками, людьми и так далее. Например, английское слово «look» можно связать с русским «лук».
- Представляйте в уме то, что вы пытаетесь запомнить.
- Для того, чтобы информация запоминалась легко, стоит подкреплять интерес к изучаемой теме просмотром занимательных фильмов или прочтением увлекательной статьи.
- Одной из важных составляющих успешной работы головного мозга является здоровый сон.
У пожилых людей, в силу возрастных изменений, внимание и память ухудшаются. Необходимо постоянно поддерживать показатели интеллекта на должном уровне
Принципы, связанные с тем, как тренировать память зрелого человека, не многим отличаются от стандартных методик, перечисленных в статье.
Главное – регулярно выполнять упражнения, на развитие памяти, внимания и мышления, и следить за своим самочувствием (особенно людям с болезнями сердечно-сосудистой системы).
Дополнительные якоря
Индейцы Северной Америки для запоминания важных событий пользовались таким методом: как только происходило то, что они хотели навсегда запечатлеть в памяти, они доставали и откупоривали один из мешочков с ароматической смесью. И с того момента всякий раз, вдыхая этот запах, они в деталях вспоминали событие.
Как улучшить память, если мы не носим с собой такие мешочки? Устанавливать ассоциативную связь, используя другие органы чувств: осязание, вкус, зрение. Прикоснитесь к ткани, чтобы запомнить, как она ощущается под руками, и это поможет запомнить цвет; отправьте в рот лимонную карамельку, познакомившись с человеком, и вы вспомните его имя, снова ощутив этот вкус на языке.
Повторение — лучшее упражнение
Для улучшения памяти и внимания ученые рекомендуют следующую схему повторения информации:
- Второй раз перечитайте текст сразу после первого прочтения;
- Сделайте это снова через полчаса;
- Следующее прочтение надо повторить через 8 часов;
- Через сутки снова прочтите материал.
Такие упражнения для долговременного улучшения памяти желательно повторить через две недели, и последний раз — через два месяца.
Мозг запоминает то, над чем работает
Как улучшить память быстро и без длительных затрат времени? Возможно, ее не нужно улучшать, проблема может крыться в привычке бездумно зазубривать информацию вместо ее осмысления.
Привычка сперва понять, а потом запоминать дает отличные шансы на значительное улучшение памяти, повышая и внимание. Проговаривание вслух
Проговаривание вслух
В качестве хорошего упражнения для улучшения памяти можно применить метод проговаривания читаемого материала вслух. Это позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, что повышает шансы на запоминание и в целом способствует улучшению памяти.
Как быстро улучшить память, если простое проговаривание не помогает? Попробуйте спеть то, что пытаетесь запомнить. Пойте текст на мотив известного хита или придумайте свою мелодию, использовав феномен песни, которую невозможно выбросить из головы.
Восстановление данных
В одном из рассказов о Шерлоке Холмсе великий сыщик спросил ассистента, сколько ступеней на лестнице, которую он преодолевает каждый день, и доктор Уотсон не смог дать ответ.
Зачастую мы не замечаем самых очевидных многократно повторяющихся фактов и цифр, и в качестве еще одного упражнения для улучшения памяти следует использовать метод восстановления событий прошлого.
На работе выдалась свободная минута? Закройте глаза и попытайтесь восстановить облик коллеги, которого встречали вчера в коридоре. Вспоминайте во что он был одет, что сказал, какое у него было выражение лица. Этот способ отлично подходит тем, кто имеет проблемы с памятью визуальной, не удерживает в голове лица, хотя не склонен забывать имена.
С помощью этого же упражнения для улучшения памяти можно научиться запоминать последовательность событий — через несколько дней после похода в кинотеатр постарайтесь в деталях восстановить сколько человек было в зале, что вы ели и пили, то же самое делайте после визитов в музей или ресторан. И вскоре вы заметите, что проблемы с памятью начали отступать.
Вещества, улучшающие память
Наука и медицина единогласно сходятся в том мнении, что человеческий мозг, как и весь организм, нуждается в правильном и сбалансированном питании. Так как клеткам нашего мозга для их нормальной работы нужны постоянно витамины, и когда эти клетки не получают таких витаминов, или получают, но в недостаточных количествах, человеческая память слабеет.
Холин для улучшения памяти
Так, в частности, одним из веществ, которое «лечит» нашу память и заставляет вспомнить всё и даже больше является такое вещество, как холин. Его принято относить к витаминам группы В, и оно обладает свойствами растворяться в воде. А вот ацетилхолин – это уже синтетический заменитель холина с теми же свойствами, что и натуральный холин. И, когда такого вещества как холин нашему организму не хватает, мы начинаем жаловаться на забывчивость.
Продукты, которые содержат холин
К счастью существует достаточное количество продуктов питания, которые содержат в своём составе такой полезный для нашей памяти холин. Это зародыши пшеницы, желток, соя и рыба. Употребление этих продуктов усиливает функции памяти и стимулирует сигнальную мозговую способность. Также, достаточное для нашей памяти количество холина содержится в масле виноградных косточек и в оливковом масле.
Фолиевая кислота
Фолиевая кислота полезна будет не только женщинам в период подготовки к беременности и на протяжении всех 9-ти месяцев ожидания появления такого чуда на свет, но и тем, кто хочет усилить познавательную функцию своего мозга. Кстати, регулярное употребление фолиевой кислоты является ещё и отличной профилактикой слабоумия и болезни Альцгеймера.
Где содержится фолиевая кислота
Фолиевая кислота в натуральном виде в достаточных количествах содержится в зерновых, в орехах и арахисе, а также, в свежих овощах.
Антиоксиданты для памяти
Также существует мнение, что природные антиоксиданты обладают свойством прекращать разрушительное действие радикалов, направленное на клетки всего человеческого организма, в том числе и на клетки головного мозга. Поэтому, употребляя пищу, богатую на количество природных антиоксидантов, вы защищаете свой организм и усиливаете познавательные функции своего мозга.
Где содержатся антиоксиданты
Много природных антиоксидантов содержится в томатах, землянике, в чёрной смородине, в красном луке, свекле и в вишне…
Цинк для памяти
Этот элемент обладает свойством усиливать навыки мыслительных процессов и повышать способности к запоминанию больших количеств информации. Соответственно, если вы жалуетесь на плохую память – то, скорее всего, ваш организм испытывает дефицит цинка. Попробуйте исправить ситуацию, включив в свой рацион питания продукты, которые содержат цинк – рыбу, тыкву, семечки, миндаль, говядину и устрицы…
Концентрация внимания
Иногда проблема нашей памяти связана с неспособностью удержать внимание, и для ее решения достаточно повысить способность к концентрации. Для улучшения памяти и внимания используют следующие методы:
Для улучшения памяти и внимания используют следующие методы:
- При чтении газет или журналов выделяйте ручкой или маркером буквы, объединенные по общему признаку, например, задвоенные, стоящие рядом в слове, или одинаковые, но расположенные поодаль друг от друга;
- Когда вы едете в автомобиле в качестве пассажира, дайте себе задание замечать проезжающие мимо автомобили, имеющие между собой что-то общее: только синие иномарки, только те, в номерах которых есть цифра 6, или лишь те, за рулем в которых сидят женщины.
Эти упражнения не обязательно решат проблемы, связанные с памятью, так как перед вами не будет поставлена задача запоминать найденные признаки, но вы избавитесь от рассеянности, с которой часто связан дефицит внимания.
Как возраст влияет на мозг
Возрастные изменения памяти происходят по нескольким причинам:
- Снижение концентрации внимания;
- Ухудшение скорости реакции на внешние раздражители.
В норме, к старости страдает восприятие речи на слух. А двигательная и зрительная память остается на том же уровне. Однако у всех этот процесс происходит по-разному.
Мы наделены памятью с рождения. Так, благодаря ей младенцы могут совершать рефлекторные движения, запоминать лицо матери и другое.
К годовалому возрасту ребенок начинает запоминать слова и многие действия. Наш мозг растет и развивается до двадцати пяти лет, и только после этого его работа стабилизируется.
С возможными допущениями, стабильная ситуация наблюдается, как правило, до сорока, а у некоторых, до сорока пяти лет. После чего картина начинает ухудшаться.
Самым нехорошим диагнозом для пожилого возраста является болезнь Альцгеймера. При ней постепенно появляются следующие симптомы:
- Сначала в памяти не остаются недавние действия. Например, человек не может вспомнить куда положил какую-либо вещь или выключил ли утюг;
- На второй стадии забываются имена, названия предметов;
- Страдает речь. Человек не может выразить свою мысль, так как попросту не помнит нужных слов;
- На последних стадиях возникает полное слабоумие.
Таким образом, ухудшение памяти, причины которого разнообразны, способно повлиять на жизнь человека критичным образом. Залогом хорошей работы нервной системы, а, следовательно, и головного мозга, является бережное отношение к себе.
Видео: когнитивная тренировка мозга
В данном видео психолог Антон Шолохов покажет 5 упражнений для развития памяти и тренировки мозга:
Что ухудшает память
Кратковременные ухудшения памяти встречаются в двух вариантах:
- Провалы в памяти. Вы не помните вообще ничего, как будто из памяти извлекли целый кусок информации. В худшем варианте такое нарушение связано со злоупотреблением алкоголем, травмой или даже эпилепсией.
- Рассеянность — ослабление концентрации внимания, спутанность мыслей. Может быть связана со стрессом, переживаниями, плохим самочувствием.
Временные нарушения памяти потому и называются временными, что проходят. Память восстанавливается при устранении причины стресса, после лечения или хорошего отдыха.
Кратковременные сбои памяти, когда вы, например, никак не можете вспомнить имя собеседника или название какого-то предмета — обычное дело, не стоящее паники, результат усталости или стресса. Но стоит бить тревогу, если вы начали:
- Часто терять личные вещи.
- С трудом подбирать нужные слова.
- Рассказывать несколько раз одну и ту же историю в одной и той же компании.
- Забывать, приняли ли вы лекарство, закрыли ли дверь, выключили ли плиту.
- Теряться в знакомых местах.
- Путать год или день недели.
- Забывать о важных встречах или мероприятиях.
- Испытывать трудности в принятии решений, понимании правил или следовании инструкциям.
При временных проблемах информация восстанавливается через некоторое время: имя всплывает в памяти, нужные слова находятся.
Постоянная потеря памяти — уже дело серьёзное. В истинных причинах поможет разобраться врач. Запишите, когда начались проблемы с памятью, какие наблюдались ухудшения, какой тип информации забывается и как это влияет на повседневную жизнь.
Возможные причины ухудшения памяти
Проблемы со здоровьем | Побочные эффекты лекарств |
Несбалансированное питание с пониженным содержанием витаминов B, дефицит витамина D | |
Злоупотребление алкоголем | |
Заболевания щитовидной железы, сердца, почек или печени | |
Сахарный диабет | |
Последствия травм головы | |
Нарушение кровоснабжения мозга в результате травм позвоночника, защемления позвонков | |
Эмоциональные проблемы | Постоянный стресс, высокая тревожность |
Депрессия | |
Последствия эмоциональной травмы | |
Возраст | Возрастная забывчивость и расстройства памяти |
Виды деменции, самая опасная — болезнь Альцгеймера |
Нарушения памяти могут быть связаны с физическими и эмоциональными проблемами, но лечение и устранение причин стресса помогут её улучшить
Медитируйте.
Исследователи утверждают, что даже те, кто не имел ранее опыта медитации, могут всего лишь за восемь недель значительно улучшить память с помощью этой техники.
Регулярная медитация способствует улучшению памяти, помогает концентрироваться и даже отлично проходить тесты.
Этот феномен научно обоснован и уже не подлежит сомнениям.
Исследования Гарвардской Медицинской школы доказали, что люди, которые занимаются медитацией, намного лучше контролируют альфа-ритмы (волны головного мозга, которые помогают отбрасывать всё лишнее и концентрироваться на важном и существенном). Но это лишь одна гипотеза
Также известно, что медитация увеличивает приток крови к мозгу, что способствует хорошей памяти на долгие годы.
Итак, приступайте уже сегодня! Сядьте прямо, выпрямите спину, подвигайте глазами из стороны в сторону, и проверьте, сможете ли вы жевать жвачку и смеяться одновременно.
Это шутка, конечно.
А если всерьёз, то мозг требует регулярных тренировок. Воспользуйтесь простыми советами – и ваша память никогда не подведёт!
Упражнения
Существует множество методик улучшения памяти, которые дают хороший результат. Намеренная и регулярная мозговая деятельность для интеллекта и способности запоминать информацию работает так же, как силовые тренировки в спортзале для мышц
Поэтому всем, кто имеет проблемы с памятью или просто хочет добиться повышения ее качества, нужно обратить внимание на специальные упражнения
Иностранные языки
Совмещать приятное с полезным можно, изучая иностранные языки. Всем известно, что люди, знающие несколько языков, отличаются хорошей памятью. Ученые из Канады провели особые исследования, которые доказали эффективность изучения иностранных языков. Их результаты показали, что полиглоты намного реже сталкиваются с болезнью Альцгеймера и лучше справляются со специализированными тестами на скорость мозговой реакции и внимательность в пожилом возрасте.
Развивающие игры
Один из лучших методов усовершенствования памяти – развивающие игры. Они особенно эффективны в детском возрасте, т.к. ребенок гораздо лучше обучается именно в игровой форме. Но подобные игры отлично подходят даже для взрослых. То, в каком виде они будут представлены, решать только родителям и их детям.
Можно отдать предпочтение классическим вариантам:
- Ребусы;
- Загадки;
- Головоломки;
- Кроссворды;
- Шахматы;
- Игровые тесты.
Не менее эффективным будет использование специальных приложений для смартфона или компьютера, которые состоят из множества мини-игр, направленных на улучшение памяти человека. Они подойдут как для детей, так и для взрослых. Также хорошие результаты показывает простая игровая тренировка, в ходе которой нужно просто стараться помнить лица, прическу или одежду прохожих так долго, насколько это возможно.
Мнемонические техники
Мнемоника позволяет запомнить любую информацию максимально просто и эффективно. С ее помощью удастся систематизировать информацию в том виде, какой покажется наиболее привлекательным. Всего есть 4 варианта:
Акронимы. Сокращения слов до первых букв (например, выгулять собаку – «ВС»).
Визуализация
Представлять в воображении вещь, с которой связано важное предстоящее дело.
Рифмы. Придумать короткую рифму, связанную с делом или словом, требующим запоминания.
Фрагментация
Разбивка информации на несколько частей.
Регулярное применение мнемонических техник даст положительные результаты уже в первую неделю.
Свойства памяти
На свойства памяти оказывают влияние такие параметры, как:
- возраст;
- регулярность мозговой деятельности, сопровождающейся использованием памяти;
- генетически обусловленные особенности конкретного индивида;
- патологические процессы, оказывающие прямое или косвенное влияние на работу мозга.
В соответствии с функциональной значимостью, выделяют следующие свойства памяти:
- точность (характеризует соответствие полученной информации воспроизведенной);
- объем (характеризует количество данных, которые мозг способен зафиксировать);
- скорость запоминания (позволяет оценить эффективность обработки и фиксации информации);
- скорость воспроизведения (говорит о способности мозга к воссозданию когда-то фиксированной информации);
- скорость забывания (характеризует процесс потери когда-то полученных данных).
Благодаря этим свойствам памяти можно оценить как степень ее развития, так и выраженность ее нарушений. Хорошая память характеризуется, как правило, высокими показателями точности, объема и скорости запоминания, в отличие от плохой, когда наряду с высокой скоростью забывания может наблюдаться выраженное ухудшение процессов обработки и фиксации материала.
Мнемонестические упражнения Мнемоническое упражнение 10 лет назад Упражнение развивает способность к припоминанию, общую интеллектуальную активность.
Выделите
в своём графике 10-15 спокойных минут,
сядьте за стол, возьмите лист бумаги.
Вспомните то, что было ровно 10 лет назад.
Если получится, то вспомните день,
который был ровно 10 лет назад. Скорее
всего, вспомнить именно этот день у вас
не получится. Просто вспомните то
время,
плюс-минус месяц.
Вспомните
где и кем вы работали (или где и на кого
учились). Чем вы в то время занимались?
Какие люди вас окружали? Какие были у
вас увлечения? В каком месте вы жили?
Какая была обстановка в вашем городе?
стране? мире? О чём у вас тогда «болела
душа»? О чём вы мечтали? К чему
стремились? Какие основные проблемы
были в вашей жизни? Как вы их решали? Как
вы одевались? Как выглядели? Что ещё вы
можете вспомнить?
По
мере того, как вы вспоминаете, записывайте
это на бумаге.
Причины возникновения проблемы
За память в нашем организме отвечает мозг. Причем разные его участки отвечают за разную память:
- Долговременную;
- Кратковременную.
Поэтому основными причинами кардинального ухудшения работы этих участков являются:
- Черепно-мозговые травмы. Так как в мозгу очень много участков, отвечающих за память, возможность повредить часть из них достаточно высока даже при небольшом ушибе;
- Часто подобное состояние возникает в результате инсульта, когда мозг не получает достаточного количества крови;
- Опухоли в мозгу различного рода;
- Воспаления любого рода в мозге, такие как менингит или энцефалит;
- Сердечные болезни также приводят к плохому кровоснабжению мозга;
- Заболевания почек;
- Плохой обмен веществ.
С медицинской точки зрения, болезнь любого внутреннего органа может привести к возникновению проблемы с памятью, так как любой воспалительный процесс неразрывно будет связан с ухудшением качества кровяных клеток или уменьшением кровоснабжения мозга в целом.
Для того, чтобы мозг функционировал полноценно, ему необходимо постоянное достаточное количество здоровой крови, благодаря которой он получает нужное количество кислорода и полезных веществ.
Как тренировать память пожилым людям: упражнения
- Для тренировки памяти пожилых людей участниками Открытого университета Сколково разработаны Викиум тренажеры. Для каждого пациента подбирается индивидуальная программа, содержащая большое количество игр и упражнений. Компьютерная программа фиксирует процесс обучения и выдает статистку прогресса обучения.
- Викиум тренажеры для мозга помогают развивать воображение, мышление, память. Позволяют сохранить пациентам пожилого возраста функции умственной работы.
- В интернете представлены Викиум тренажеры для мозга бесплатно. Часть упражнений помогают восстановиться после черепно-мозговых травм и инсультов.
- Каждая игра и упражнение адаптированы под определенный набор функций и имеют научное объяснение.
Как тренировать память пожилым людям с помощью простых упражнений:
- Зеркальное отображение рисунков – лист бумаги визуально разделяем на две части. Правой рукой рисуем фигуру в правом участке листка, левой рукой повторяем рисунок в левой части листка.
- Визуальное восстановление образа – закройте глаза и сконцентрируйтесь на образе знакомого вам человека. Остановитесь на всех чертах лица по очереди. Представьте его голос, привычные движения, стиль одежды.
- Превращаем слова в предложения – назовите пять предметов, находящихся вокруг вас. Соедините их в предложения со смыслом. Должен получиться последовательный рассказ.
- Меняем привычки – попробуйте провести день с новым распорядком дня, в котором будет все наоборот. Приготовьте новое блюдо, станьте левшой, сделайте зарядку с закрытыми глазами, исследуйте новые улицы города.
- Цветная тренировка для мозга – с помощью цветных ручек напишите названия цветов без соответствия цвета и названия. К примеру, синий напишите желтой ручкой и т. д. В быстром темпе озвучьте реальный цвет каждого слова, игнорируя смысл написанного.
Цветная практика
- Чаще делайте перестановку и меняйте положение вещей – своего рода зарядка для мозга. В процессе привыкания к новой обстановке придется повспоминать где и что лежит.
- Последовательная цепочка – напишите несколько десятков слов, прочтите их несколько раз. Воспроизведите последовательность запомнившихся слов в соответствии с порядком написания.
- Изучение иностранного языка – начните учить слова на любом иностранном языке. Заведите словарь для повторения выученного материала.