Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них
Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
2 Пути формирования мировоззрения:
1
– на основе знаний, полученных от других,
от природы и т.д.
2
– опирается на идею и она становится
основой взгляда на мир. (идеализм)
Мировоззрение
имеет в своей структуре 3
компонента:
1
– мироощущение свойств предметов и
явлений;
2
– мировосприятие – целостное восприятие
окружающего мира;
3
– миропонимание – способность понять
сущность предмета, совокупность его
свойств и признаков.
Мировоззрение
– есть сложное противоречивое единство
знаний, веры, эмоций и убеждений, которые
вырабатываются у личности в процессе
взаимодействия с природой и социумом.
Нельзя
смешивать понятие «мировоззрение» и
«картина мира». Картину мира каждая
наука рисует исходя из своих знаний,
мировоззрение даёт общее, систематичное
понимание мира.
К
историческим типам мировоззрения
относятся мифология, религия, философия,
наука.
Религия
– большой миф с отличительными признаками
(единый миф — начало; принцип креационизма
– сотворения мира; управление миром,
подчинение божественным требованиям,
поклонение, абсолютная вера).
Никакая
сфера человеческого духа, и философия
в том числе, не может вобрать в себя всю
совокупность специально-научных знаний
о мироздании. Философия не может быть
наукой всех наук, (стоять над частными
дисциплинами) равно как она не может
быть одной из частных наук. Специальные
науки служат отдельным конкретным
потребностям общества: технике, экономике,
искусству и др. Они изучают свой
специфический срез действительности,
свой фрагмент бытия. Частные науки
ограничиваются отдельными частями
мира. Философия задумывается о мировом
целом, о единстве всего сущего. В этом
смысле справедливо определение философии
как науки «о первоначалах и
первопричинах». Свои выводы наука
формулирует в теориях, законах и формулах,
вынося за скобки личностное, эмоциональное
отношение ученого к явлениям и социальным
последствиям. Мир в глазах философа —
живое динамичное целое. Философствующий
разум должен определить свое отношение
к миру. Поэтому основной вопрос философии
— вопрос об отношении мышления к бытию
(человека к миру). Ни один из узких
специалистов не задается вопросом, как
возникла его дисциплина, в чем ее
собственная специфика, методы и отличие
от прочих. Затрагивая эти проблемы
учёный вступает в сферу фил. вопросов
естествознания. Философия же в первую
очередь стремится выяснить исходные
предпосылки всякого знания, в т.ч. и
фил-го.
Структура мировоззрения
Описание
Любое проявление мировоззрения в человеческом понимании имеет свои определённые элементы или атрибуты, которые создают единую организованную структуру. Для мировоззренческих идей также существует своя определённая последовательность элементов, создающих единую цепь понимания мира и жизни. Наиболее значимыми из них являются представленные ниже элементы.
- Знания. Основным и самым важным элементом являются человеческие знания о мире, его особенностях и видах проявления жизни в нём. Знания служат каркасом, к которому присоединяются другие не менее важные понятия, а также создают единую и общую для всех систему понимания мира. Данная система формируется в ходе образовательного процесса.
- Ценности. Ценностные ориентиры закладываются в человеке в процессе его активной социализации. Прежде всего это проявляется в положительном или отрицательном отношении к происходящим вокруг индивидуума событиям. Чаще всего ценностные ориентиры имеют схожесть для широких групп людей и целых социумов, существующих в одинаковых условиях.
- Убеждения. Убеждения или принципы складываются у человека в процессе его жизнедеятельности, у разных людей они могут существенно отличаться. При этом убеждения обладают высокой степенью гибкости и изменчивости, что делает их нестойкой структурой для определения мировоззрения. Убеждения могут появляться лишь в определённый период жизни.
- Идеалы. Под идеалами принято понимать такие модели поведения в обществе, которые являются примером для подражания и формируют в личности определённые качества. У каждого человека могут быть свои идеалы, но в то же время идеал может быть общим для большой группы людей, в таком случае речь идёт о создании массовой идеологии.
- Верования. Каждый человек вправе выбирать и следовать своей правде, в связи с этим верования включают в группу основополагающих элементов мировоззренческой теории. У каждого человека есть свои вещи, в которые он искренне верит, а также имеются события и факты, вызывающие у него острое недоверие. Из этого складывается общая картина мира.
- Чувства. Чувства тесно связаны с категорией эмоционального состояния человека и формируют в конечном итоге общую картину мира. Под чувствами принято понимать присущие каждому человеку проявления собственных переживаний по отношению к внешнему миру. Все чувства делятся на две большие группы позитивных и негативных проявлений.
- Эмоции. Эмоции в отличие от чувств носят скрытый характер и не отражают общее состояние человека. Они характеризуют его внутренний настрой, но также они способны отразиться на внешнем состоянии в виде чувств или совершённых поступков. Эмоциональный фон очень важен при формировании сознания и мышления.
- Жизненные нормы. Жизненными нормами или принципами принято обозначать те алгоритмы и схемы действий, которые помогают адекватно оценить обстановку и принять решение в конкретной ситуации. Жизненные нормы закладываются в человеческом сознании на протяжении многих лет и являются наиболее устойчивой частью восприятия мира.
Триединство в мировоззрении
Непонимание триединства исключает возможность взгляда человека на себя со стороны. Если кто-то более понимающий, пытается донести обществу свою точку зрения, то такая попытка воспринимается обществом и индивидом в отдельности, как посягательство на их личное мнение (стереотип).
В итоге несовершенное мировоззрение человечества допускает всевозможные ошибки, ведущие весь мир к катастрофическому состоянию и психологическому кризису. Создаются внутриобщественные и личностные проблемы, которые в скором будущем приведут к краху всей системы, будь то семейной или государственной. И только нам решать необходимо ли понимание триединства.
Автор статьи Елена Жук
Специфика философского освоения реальности.
Философия
— это теоретически сформулированное
мировоззрение. Она пытается решить
основные мировоззренческие проблемы
посредством мышления, опирающегося на
понятие и суждение, связывающиеся друг
с другом по определенным логическим
законам.
Понятие
— это мысль, отражающая в обобщенной
форме предметы и явления действительности
и связи между ними посредством фиксации
общих и специфических признаков, в
качестве которых выступают свойства
предметов и явлений и отношения между
ними. В философии, в отличие от
религиозно-мифологического мировоззрения,
широко применяется абстракция, т.е.
формирование понятий для обозначения
образов реальности.
Философия
вынесла на первый план интеллектуальные
аспекты мировоззрения, отразив
нарастающую в обществе потребность в
понимании мира и человека с позиций
знания. Первоначально она выступала
на исторической арене как поиск мирской
мудрости.
Характерным
признаком философского освоения
действительности является универсализм.
Философия — это форма познания всеобщих
оснований бытия
На протяжении всей
истории культуры она претендовала на
выработку универсального знания или
универсальных принципов духовно-нравственной
жизни.
Другой
важной особенностью философского
способа освоения действительности
является субстанционализм. Субстанция,
т.е
сущность, лежащая в основе, — это
предельное основание, позволяющее
сводить чувственное многообразие вещей
и изменчивость их свойств к чему-то
постоянному, относительно устойчивому
и самостоятельно существующему.
Субстанционализм проявляется в
стремлении философов объяснить
происходящее, внутреннее устройство
и развитие мира через единое устойчивое
начало.
Одной
из характерных черт философского
размышления является сомнение. Философия
с самого начала выступает как критика
обычаев, обыденного сознания, традиционных
ценностей и норм нравственности.
Выдержавшие проверку на прочность
человеческие установления ставятся
на более прочный фундамент знания, все
прочие отбрасываются как отжившие свой
век.
3.Модели
мира в различных философских направлениях.
Миф
был не просто рассказом о мире, а некой
идеальной моделью, в которой события
интерпретировались через систему героев
и персонажей. Поэтому реальностью
обладали именно последние.
Прежде
всего это полная тождественность природы
и человека, что позволяет связать воедино
внешне далеко отстоящие друг от друга
вещи, явления и предметы, части
человеческого тела и т.п. Для данной
модели характерно понимание единства
пространственно-временных отношений,
которые выступают в качестве особого
упорядочивающего начала космоса.
Космос
понимается одновременно как качественная
и количественная определенность.
Количественная определенность описывается
посредством особых числовых характеристик,
через систему сакральных чисел,
«космологизирующих наиболее важные
части вселенной и наиболее ответственные
моменты жизни и неблагоприятных чисел,
как образовхаоса,безблагодатности,зла.
Качественная определенность проявляется
в виде системы персонажей мифической
картины мира, которые противопоставляются
друг другу.
Данная
модель мира основана на собственной
логике — на достижении поставленной
цели окольными путями, через преодоление
некоторых жизненно важных противоположностей,
«имеющих соответственно положительное
и отрицательное значение» (небо-земля,
день-ночь)
Субстанциальная
модель
предполагает единство мира через
допущение, что в основе бытия лежит
некая единая субстанция, идеальная или
материальная, из которой выводится все
многообразие мира. У Платона единство
мира обусловлено демиургом (творцом),
который создал этот мир, у Гегеля —
субстанциальностью абсолютной идеи,
что выражается в наличии всеобщих
законов развития. В функциональной
модели
единство мира объясняется наличием и
функционированием единых законов.
Предполагается, что в мире реализуется
некая универсальная связь. При этом в
качестве универсальной связи может
выступать либо некая мыслительная
конструкция, либо связь, реально
осуществимая. Все перечисленные модели
можно назвать локальными, так как они
в основном фиксируют какую-то одну
сторону бытия, т.е. интерпретируют,
огрубляют его с целью выявления законов
данной области. «Психологически
подобный подход можно легко понять,
поскольку все неизвестные и непознанные
области мы обычно представляем себе в
понятиях и образах того, что уже известно.
Это известное содержание и распространяется
на все возможные масштабы» .
Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.
В зависимости от
доминанты можно выделить виды и типы
мировоззрения, а также и формы. Дело в
том, что мировоззрение это далеко не
все взгляды и представления об окружающем
мире, а только их предельное обобщение.
Это ядро общественного и индивидуального
сознания.
Формы:
-
Миф
-
религия
-
философия
Само название «формы»
говорит об их значении. Они придают
форму, оформляют мировоззренческое
поле. Исторический компонент образуют
первобытное, античное(или древнее),
средневековое мировоззрение, мировоззрение
нового времени, современное, переходные
виды мировоззрения. По своей сущности
мировоззрение — общественно исторический
феномен, возникший с появлением
человеческого общества, сформированный
материальной жизнью общества, общественным
бытием.
Уровни:
-
житейское
(повседневно-практическое) -
теоретическое.
Житейское — основано
на здравом смысле, многообразном
человеческом опыте, имеет специфическую
системность и обоснованность. Часто
житейский уровень сравнивают с
мифологическим мировоззрением. Это
сравнение справедливо в части специфичности
систем этих мировоззрений и их
обоснованности, но сводить их друг к
другу нельзя. Теоретическое формируется
целенаправленно, отличается научной
обоснованностью и системностью, опирается
на результаты научного знания, доводы
разума.
По типам мировоззрение
различают индивидуальное и групповое,
сциентистское и антисциентистское, и
т.п.. В науке существуют и другие
классификации. Все они по сути связаны
с гносеологической позицией авторов.
То есть, с тем, что они выбрали для своего
исследования в качестве доминантного
компонента и субъекта мировоззрения.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
— мир материален;
— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Путь к человеческому мировоззрению через исторические факты
Усредненное мировоззрение большинства людей, независимо от религиозных или идеологических систем, научных или житейских знаний основано на древней системе понятий.
Преподаватель В.И. Водовозов еще в конце XIX века писал о мировоззрении древних египтян, где он доступно объяснял связь четырех систем: вещества (материи), действующей на него силой (духа или силовыми полями), отведенным для него пространством и постоянно изменяющемся во времени. Это говорит о том, что обобщающие понятия со времен древних египтян не подвергались изменению.
Теория Эйнштейна тоже подтверждает факт взаимосвязи, но трех понятий, исключая дух. Такого понятия как дух в науке не существует, это тонкие материи, которые воспринимаются органами чувств. Теперь они называются физическими полями. Но аспект смысла и идеи, по-другому информации, наукой был утерян.
Мы стремимся к мозаичному виду мировоззрения, а приходим к абстрактной духовности, забывая о предельном обобщении образов, которые отображают мир. Без меры и материи не могут существовать пространство и время, и наоборот.
В итоге можно прийти к пониманию о существовании трех обобщающих понятий:
- материи во всех существующих состояниях (от жидкого состояния до вакуума);
- информации, представляющей собой образ материального явления, которое и составляет мировоззрение;
- мера, как упорядочивание материй и образов в численном эквиваленте в сознании личности.
Напрашиваются вопросы: «Так почему же люди до сих пор не дошли до понимания обобщенной системы мировоззрения? Почему большинство людей воспринимают стереотипы, заложенные с древности»? Судя по многим фактам, такое мировоззрение умышленно поддерживается в обществе.
Философское и научное мировоззрение: общность и различие. Исторические формы взаимодействия философии и науки.
Фил-кое мировоззрение
–сис-ма общих теор-ких взглядов на мир
в целом, место в нем чел-а, уяснение разл/
форм отношения чел-а к миру, чел-а к
чел-у. Фил-фия
— это теорет/ уровень мировоззрения.
«Фил-фия — мать науки» (Фейербах).
Наука
– сфера чел/ деят-ти, ф-цией кот явл-ся
выработка знаний о фундам-ных принципах
чел/ бытия. Фил-фия и наука – не соперницы,
каждая из них выполняет в культуре свои
ф-ции. С наукой философию сближает
стремление опереться на теорет/ методы
исследования, использовать логич/
инструментарий для обоснования своих
положений. Фил-фия и конкретные науки
всегда дополняли др др и вз/действовали.
Ученые всегда обращались к филос-кой
теории в поисках необх-ой методологии
и для объяснения смысла науч/ исследований,
понимания их последствий. Фил-фия,
опираясь на результаты исследования
конкр/ наук, истолковывала и обобщала
их. Фил-фия опережала в своем развитии
конкр/ науки.
Общность:
ф-ции обобщения, синтеза, открытие наиб/
общих закономерностей, прогноз, форм-ние
гипотез (ф-ции науки). Различия:
1) Осознание места, присущего конкретному
фрагменту знаний в целостной картине
невозможно для частных наук. Эта задача
м/б решена при пом фил-фии, кот способствует
правильной постановке проблем; 2)
Разрешение характерных трудностей
невозможно без участия фил-фии; 3)Фил-фия
выполняет ф-ции уяснения самых общих
оснований культуры вообще и науки в
частности. Наука сама себя достаточно
широко, глубинно и масштабно не уясняет;
4) В конкр/ науках используется универсальный
мыслительный инструментарий (категории,
принципы, различные методы познания),
но общемировоззренческие и
теоретико-познавательные основания
науки изучаются и отрабатываются в
сфере фил-фии; 5) Наука не обосновывает
сама себя и в ценностном отношении.
В процессе истор/
разв-ия изменялись способы вз/дей-ия
науки и фил-фии: 1) в Древ/ общ-ве сущ-ла
единая нерасчлененная наука –
натурфилософия, кот включала в себя все
естественные науки и философские взгляды
2) в Ср/ века в связи с господством
религиозной идеологии натурфилософия
почти исчезла и в теологии использовались
лишь ее отдельные эл-ты. 3) Возрождение:
натурфилософское мышление вновь
возникает, но уже выражая стремление
не только определить естественнонаучные
подходы и фил-фские принципы в исследовании
мира, и заполнить пробелы в понимании
природы. Происходит отпочкование
специальных научных дисциплин от
натурфилософии. 4) Нов/ время: (17-18в) на
основе прогресса механического
естествознания возникают аналитический
и метафизический способы мышления при
рассмотрении природы и мира в целом. 5)
С сер19в, когда уже сформ-сь не только
математика, физика, астрономия, но и
химия, биология, некот-е технич/ науки,
начинает форм-ться фил-фия науки. Ее
задача: изучение средств и методов
познания, исследование природы и стр-ры
научной теории и др. результат –
фундаментальные открытия в 20в. 6) 20-21в
материалистическая фил-фия опред-ся
как новая методология, на основе кот
все науч/ дисциплины предстали как Эл-ты
единого знания об эволюции Вселенной
и чел-а.
Исторические типы мировоззрения, их характеристика.
Традиционно
выделяют пять основных форм мировоззрения,
имеющих более или менее выделенную
специфику: мифологическое, религиозное,
художественное, научное или натуралистское,
и философское. Они могут сочетаться в
самых разных вариантах в сознании
конкретного человека.
Исторически
первой формой мировоззрения является
мифология. Само понятие
имеет два значения: первое — это
совокупность сказаний легенд о богах,
о героях, о первопредках, о происхождении
и возникновении Богов и Земли, о природном
и социальном мире людей; второе — мифология
— это учение о мифах, теория мифа
Миф —
(от греческого mythos — легенда) есть сказание
о существенно важном событии в жизни
людей. О малом и незначительном,
второстепенном в жизни людей миф не
слагается
Религиозное
мировоззрение. До сих пор существует
мнение, особенно распространенное в
30-50 годах ХХ столетия, будто вера (религия)
противоположна знанию. Однако это
ошибочное мнение. Религия есть вид
знания.
Слово
религия в переводе с латинского языка
(religare) — означает связь, соединение.
Особенностью
языка священных писаний является то,
что истина сообщается людям не в чистом
виде, но символически. Это дает возможность
всякому понимать скрытую символом
истину сообразно развитию своего
сознания. Необходимость символического
языка вытекает из того, что религиозное
учение дается не для одного поколения,
не на один век, а на десятки, в течение
которых в каждый данный момент существуют
люди различного умственного и нравственного
развития. Символический язык позволяет
сохранить жизненность и неувядающую
свежесть писаний на протяжении веков,
но он же и служит отчасти причиной
извращения и ложного понимания учения.
Ортодоксальное
религиозное мировоззрение характеризуют
следующие особенности:
1)
вера; 2) убеждение в возможности
сверхъестественных, вне причинных и
необъяснимых явлений — того, что выходит
за рамки природных законов и возможностей
человеческого познания; 3) наличие жестко
установленных обрядов, ритуалов и
культа; 4) наличие
и последующих теологических догматов,
которые воспринимаются в качестве
Божественного Откровения.
Искусство
понимается нами в самом широком смысле
как способ художественного освоения
бытия. Его многое сближает с философией.
Еще начиная с античности, философия
несёт в себе художественное наследие
мифа и античной литературы. Фундаментальные
философские идеи, зачастую, и впоследствии
высказываются в художественно-символической
форме (изобразительной, словесной и
даже в музыкальной). Многие великие
деятели литературы и искусства являются
одновременно не менее великими
философами-мыслителями.
Философия
занимает как бы посредствующее положение
между другими теоретическими науками
и искусством. Она наследует черты и с
той, и с другой стороны. Философия
проникнута исследовательским духом
научных исканий, стремится разобраться
в конечных причинах явлений, отразить
их в теоретических понятиях и категориях.
Но в тоже время она, как и искусство, не
ориентируется непосредственно на
изменение вещей, на переделку природы,
а обращается к самому человеку, преобразует
его мышление, помогает осознать своё
место в природе и обществе и посредством
этого революционизирующим образом
влиять на действительность. Как и
искусство, философия тяготеет к целостному
восприятию мира, в центре которого стоит
человек.
Наука
— сфера человеческой деятельности, целью
которой является изучение предметов и
явлений природы, общества и мышления,
их свойств, отношений и закономерностей
развития. Наука — одна из форм общественного
сознания.
Буквально
слово наука означает знание. Однако
наука представляет собой не просто
совокупность знаний, а знаний приведенных
в систему, в которой раскрывается
закономерная связь и взаимообусловленность
определенных фактов и законов. Наука
идет от простого собирания фактов через
их изучение и раскрытие отдельных
закономерностей к связной, логически
стройной научной теории; она объясняет
старые, уже известные факты и предсказывает
новые. Причем, научной теорией знание
становится в результате проверки
достоверности этого знания на практике.
3
вопрос
4 Уровни мировоззрения
-
Обыденное
Это
мировоззрение, которое формируется
стихийно на основе опыта и знаний людей,
полученных в результате их повседневной
жизнедеятельности.
Обыденное
мировоззрение включает в себя:
-
Жизненный
опыт; -
Навыки;
-
Традиции;
-
Веру;
-
Предрассудки;
-
Ошибки
и т.п.
-
Теоретическое
мировоззрение
Оно
формируется на основе сознательного
освоения общечеловеческого опыта.
Теоретическое
мировоззрение включает в себя:
-
Теоретико-мировоззренческие
проблемы, которые можно решить лишь
логически или принять «на веру». -
Научно-теоретические
знания, проверяемые экспериментально-конкретной
предметной деятельностью.
Системность мировоззрения
Из этого определения
можно выделить следующие аспекты:
системность и процессуальность
мировоззрения. Для того, чтобы образно
представить системность в каком-то
процессе можно сравнить с фотографией,
которая фиксирует только момент. Но
рассматривая фото мы можем судить о
феномене в целом. Рассматривая
мировоззрение как систему, в статике,
будем использовать понятие мировоззренческое
поле. Оно многокомпонентно, кроме
перечисленных в определении, можно
называть еще множество других. Сами
компоненты в свою очередь представляют
собой сложные многокомпонентные системы.
Компонентами можно считать и миф, и
религиозные взгляды, профессиональный,
социальный и другие групповые компоненты.
Так же отдельным компонентом
мировоззренческого поля можно считать
то, что по сути процессуально —
историческое, национальное (этническое
и тому подобное). Как и любая система,
компоненты в мировоззренческом поле
соединены системообразующим, доминирующим
компонентам. Доминирование того или
иного компонента зависит от точки
рассмотрения (гносеологический аспект),
во-первых, и от субъекта, во-вторых.
1 Виды мировоззрения:
-
Индивидуальное
(личности); -
Общественное,
которое находит преломление в формах
общественного сознания, идеологии, в
общественном идеале, общественной
позиции. -
1.2
Структура мировоззрения
-
Знания:
-
О
природных явлениях, процессах
(естественнонаучных, физических,
биологических, химических и т.д.,
математических). -
Знания
о социальной реальности (социологические,
экономические, политико-правовые,
экологические, нравственные и
эстетические).
-
О
способах, методах, приемах познания и
преобразования как природной, так и
социальной действительности.
Идеалы
как конечная цель стремлений и
деятельности, совершенство, образец.
Ценности
– важность, нужность, значимость
чего-либо в диапазоне от общечеловеческого
до индивидуальных. Ценности подразделяются
на материальные и духовные.
Убеждения
– твердые взгляды (мнения, суждения) и
верования – имеется в виду признание,
убеждение в реальном существовании
чего-либо сверхъестественного.
Принципы
(исходные положения, правила), которыми
человек руководствуется в своей
познавательной и практической
деятельности.