Психологические основы деятельности и поведения
Психологическая характеристика деятельности
Деятельность— это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.
Деятельность — это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта (рис. 1).
Рис. 1. Основные черты деятельности
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность (рис.2).
Рис. 2. Особенности деятельности
Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность (рис. 3).
Рис. 3. Характеристики деятельности
При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический (рис. 4).
5 стр., 2232 слов
… также недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития Основной целью психологической коррекции детей и подростков … формирование динамических характеристик восприятия. В исследованиях представителей когнитивной психологии доказано соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная …
Основные аспекты анализа деятельности
Исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интерио-ризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю
Генетический
В основе такого рассмотрения лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения
Структурно-функциональный
При рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надси-туативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установ-ка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности
2 стр., 852 слов
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
… деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер. Структура психики человека … свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека: Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — …
Динамический
Рис. 4. Аспекты анализа деятельности
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Знания, умения, навыки, привычки
Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.
Знания
Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.
Умения
Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.
Навыки
Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.
Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:
- ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
- подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
- стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
- ситуативный (овладение произвольностью действия).
На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:
- система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
- один навык является средством лучшего усвоения другого;
- конец одного навыка является началом другого и наоборот.
Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.
Привычки
Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:
- подражания;
- многократного случайного повторения;
- сознательного целенаправленного научения.
Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.
Уровни
Внутри психологической структуры деятельности есть 3 уровня, контролирующих отдельные виды действий: от низших к высшим. Они есть у каждого индивида и имеют разную степень внутреннего контроля.
Бессознательный уровень
На бессознательном уровне находятся простые инстинкты, присущие человеку, животным. Они регулируются биологическими механизмами. К таким инстинктам относятся действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей: инстинкт размножения, выживания, самосохранения.
Механизмы не автономны, их можно контролировать. В привычной ситуации человек сдерживает внутренние стремления, в критической — контроль ослабевает, механизм активизируется.
Подсознательный уровень
Подсознательная часть отвечает за работу навыков и умений, которые индивид приобретает в течение жизни. В ней также содержится импульсивно-эмоциональная сфера: стремления, моральные установки, страсти, влечения. Подсознательный уровень — ядро личности.
Сознательный уровень
На сознательном уровне находятся знания и культурные нормы. Эта часть психики управляет другими, контролирует инстинкты, не позволяя механизму выживания запускаться самостоятельно. Контроль можно преодолеть.
В психике человека идет постоянная борьба между инстинктивными механизмами и сознанием. Для подчинения подсознания требуется волевое усилие. Если сознание не может нормально функционировать, человек теряет способность вести себя адекватно. Им руководит подсознание и он становится опасным для окружающих.
Виды деятельности
Несмотря на то, что понятия деятельности в психологии человека довольно разнообразны, и имеют много описаний, в психологии принято выделять три ее основных типа:
- Трудовая деятельность— процесс, нацеленный на результат, получение продукта.
- Учение — деятельность по приобретению знаний, навыков и умений.
- Игра — особый вид деятельности, позволяет овладеть общественным опытом. Ускорить нравственное развитие детей, особенно за счет социальных ролей.
Деятельность, определяющую формирование у человека основных психологических образований, на каждой из стадий развития, принято называть ведущей деятельностью.
Типы и виды
Существует несколько основных вариантов деятельности. В психологии принято выделять 4 вида. С рождения человек получает возможность общения. Для этого использует лепет, звукоподражания и другие способы взаимодействия. После того, как ребенок начинает включать в речевую деятельность слова, он получает возможность контактировать не только с матерью.
Игровая деятельность направлена на усвоение социального опыта. Например, при игре в куклы малыши отрабатывают семейные роли, после они примеряют на себя профессии и т.п. Этот этап является подготовкой к труду и обучению.
Учебная деятельность позволяет усваивать информацию об окружающем мире. С ее помощью человек получает возможность выбирать приемы и операции для достижения целей.
Трудовая деятельность направлена на создание общественно значимого продукта. Для этого человек может работать в совместном проекте или привлекать других людей для выполнения своих планов.
Типы деятельности представлены более широко. Познавательная – направлена на получение знаний, художественная – на удовлетворение эстетических потребностей, религиозная – помогает решить вопросы духовной сферы.
Психологическая деятельность – это многокомпонентная структура, которая представлена в разных видах и типах. Она напрямую влияет на развитие человека и уровень его достижений.
Структура учебной деятельности
Во внешней структуре учебной деятельности выделяют такие основные компоненты: мотивацию; учебные задания в определенных ситуациях в разных формах; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценку, переходящую в самооценку.
Мотивация является определяющим компонентом структурной организации учебной деятельности; она может быть внутренней или внешней относительно деятельности, однако всегда есть внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Основной морфологической единицей учебной деятельности является учебное задание. Основное его отличие от других заданий заключается в том, что его цель и результат — изменить субъект, а не предметы, с которыми он действует (Д. Эльконин).
Учебную деятельность можно подать в виде системы учебных заданий. Они задаются в определенных учебных ситуациях и предусматривают опреде-ленные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические) действия, такие как анализ, обобщение, схематизация, подчер-кивание и тому подобное.
Учебное задание— это системное образование, в котором обязательны два компонента: предмет задания в начальном состоянии и модель состояния предмета задания, который должен быть достигнут (Г. Балл).
Е. Машбиц выделил такие основные психологические требования к учебным заданиям, обусловленные их местом в учебной деятельности и соотношением учебных заданий и учебных целей:
1) конструирование не какого-то отдельного задания, а их совокупности;
2) при конструировании такой системы заданий нужно добиваться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших, но и отдаленных учебных целей;
3) учебные задания должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимых и достаточных для успешного осуществления учебной деятельности;
4) учебное задание нужно конструировать так, чтобы средства деятельности, усвоение которых предусмотрено в процессе решения задания, играли роль прямого продукта учебы.
Важной морфологической единицей учебной деятельности также являются учебные действия, из которых ока складывается. Действие-это процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (то есть с тем, на что он направлен), а лежит в плоскости, в которую это действие входит
Сознательные целеустремленные действия, которые многократно повторяются и входят в более сложное действие, постепенно перестают быть объектом сознательного контроля, превращаются в более сложные действия, то есть операции.
Эффективность учебной деятельности зависит от объема и лабильности сформированных способов действий. Способы действий — это система опера-ций, которые должны «открывать» те свойства и качества предмета действия относительно которых осуществляется его превращение для достижения цели.
В действиях, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, выделяются ориентировочная, исполнительская и контрольная части.
В ориентировочную частьдействия входят модель объекта, модель действия (алгоритм и его операции), отбор и характеристика материала, с которым будет работать ученик, характеристика и отбор операций или орудий для их применения, средства и операции контроля, объединения всех названных моментов в один план действия.
Исполнительская часть действия обеспечивает непосредственный перевод объекта усвоения из одного состояния в другой. Характер такого перевода определяется отношениями между объектами, которые отвечают заданному действию. Эти отношения всегда содержательны, предметны, а потому их разделяют на математические, грамматические и др.
Контрольная частьдействия проверяет правильность продукта действия и способа его достижения.
В общей структуре учебной деятельности значительную роль играют также действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).
Это обусловлено тем, что какое-нибудь действие приобретает произвольный и регулируемый характер лишь при наличии контроля и оценивания в структуре деятельности.
17
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Теория психологии деятельности
Н.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн разрабатывали теории по отдельности, но они опирались на один и тот же материал – работы Л.С. Выготского и К. Маркса, поэтому их предположения имеют много общего.
Если представить краткий тезис, то он выражается в следующем утверждении: деятельность определяет сознание – оно формируется только при активном взаимодействии со средой.
Рубинштейн дополнил этот тезис тем, что, по его мнению, психика и сознание могут формироваться только при деятельности. Н.А. Леонтьев вывел: на каждом возрастном этапе ведущим является определенный тип взаимодействия с окружающим миром. Только при прохождении каждой ступени получается полноценная личность.
В раннем возрасте значение имеет предметно-манипуляторная деятельность, так как она влияет на формирование практических навыков
Особенности взаимодействия с окружающим миром изучаются не только в психологии, но и обществознании. Помимо советских теорий, вырабатываются новые представления об особенностях деятельности. Понимание процесса позволит улучшить жизнь людей.