Демонстративное поведение

Подростковое демонстративное поведение

В случае с подростковым возрастом, который является наиболее сложным и проблематичным периодом развития человека, термин «демонстративное» следует рассматривать как «подчеркнутое», «наглядное».

Подростковое демонстративное поведение выражается в устойчивом и ярко проявляемом эгоцентризме

Причем самому подросту не особо важно

Какое именно внимание он привлечет к себе своим поведением или действиями. В некоторых случаях негативное внимание и осуждение со стороны окружающих даже может находиться в приоритете

Причинами такой модели поведения у подростков зачастую бывают ошибки воспитательного процесса в детском возрасте, выраженная потребность в любви и уважении, обусловленная их явным недостатком, желание выделиться из «общей массы».

В подростковом возрасте свои желания субъект часто реализует посредством различных методов, которые могут пересекаться или вообще оставаться неизменными. Основная цель при этом всегда остается прежней. К примеру, если подросток стремится заполучить уважение и любовь, и замечает, что его определенная модель поведения приводит к этим результатам как среди сверстников, в школе, так и дома, то он не будет менять свои методы.

Это вполне ярко отражается на успеваемости подростка в учебе

Хорошая успеваемость характерна для тех предметов, в которых преподаватель проявляет индивидуальный подход, и сам подросток ощущает некоторое повышенное внимание к себе

Иным методом для них является совершение набора действий, нацеленных на то, чтобы вызывать у окружающих сочувствие и переживание. Чаще всего это проявляется в симуляции заболевания, приступов истерии или потери сознания. Подросток склонен рассказывать различные истории о своих страданиях и несчастьях, которые постоянно меняются, а виновными в случившемся всегда являются другие люди.

Также достаточно часто встречается использование подростками негативного внимания в свой адрес. Для достижения такой реакции субъект всячески бравирует, паясничает, проявляет выраженную грубость и хамство, старается преподнести себя как можно более дерзко. Подросток словно принимает оппозиционное отношение против общества. Для таких случаев достаточно часто характерны побеги из дома и склонность к бродяжничеству.

Проявление возрастного демонстративного поведения среди подростков, помимо прочего, является достаточно опасным и может иметь фатальные последствия

Это связано с тем, что при попытках привлечь к себе внимание окружающих, подросток может совершать достаточно рискованные действия, подвергая свое здоровье и жизнь опасности, при этом забывая об осторожности и ответственности

Демонстративное поведение взрослых

Во взрослом периоде жизни подобная модель поведения может происходить на подсознательном уровне, и может характеризоваться различными проявлениями психопатологической симптоматики.

К примеру, индивидуум склонный к депрессиям будет всячески демонстрировать и подчеркивать потерю своего интереса ко всему вокруг, а человек страдающий манией величия – выставлять напоказ свою тягу к доминированию, а также превосходство своих идей и ценностей.

Главной особенностью такого поведения является выраженная способность к подсознательному вытеснению какой-либо критической и рациональной оценки себя и своего поведение, развитие «артистичности».

Главными признаками в данном случае выступают: чрезмерный и стойкий эгоцентризм, нетерпимость проявления равнодушия или нейтрального отношения к своей персоне, жажда проявления каких-либо эмоций в свой адрес, тяга к признанию.

Характеристика

Демонстративное поведениеДемонстративную личность выдает желание выставлять себя напоказ

  1. Напоминает ребенка с завышенной самооценкой.
  2. Мир видит позитивным, не ощущает каких-либо угроз.
  3. Такой человек не видит никаких преград на своем пути.
  4. Его не беспокоят прошлые ошибки. Он может неоднократно совершать одни и те же неправильные действия.
  5. Отсутствует чувство тревоги.
  6. Часто имеет место инфантильность.
  7. Такие люди могут быть ленивыми.
  8. Не исключены манипуляторские способности и импульсивность.
  9. Отсутствует чувство вины.
  10. Самой позитивной чертой таких людей являются артистические способности, умение быстро приспосабливаться и уравновешивать отношения.

В профессиональной сфере

Такому человеку крайне важно привлечь внимание коллег

Если рассматривать профессионально-поведенческий уровень, то характерны следующие признаки:

тонкая чувствительность внутреннего настроения людей, ощущение коллектива;
карьеристские стремления и снобизм;
умение приспосабливаться;
способность вызывать к себе симпатию;
попытки выгораживать себя;
нечестность натуры, ее двойственность;
отсутствие самокритичности;
непосредственное поведение;
артистизм;

тщеславие;
стремление всегда быть в центре, концентрировать на себе внимание;
отсутствие планирования;
одномоментное поведение;
жалостливое отношение к себе — попытка самооправдаться.

У такого человека часто может возникать ощущение того, что к нему несправедливо относятся, незаслуженно наказывают.

Характерные признаки у детей

Демонстративное поведение

  1. Демонстративный малыш часто врет, не понимая, что является лгуном.
  2. Карапузы, которые на кого-то клевещут, сплетничают — всегда являются представителями демонстративного типа.
  3. Такой ребенок имеет способность быстро адаптироваться, приспосабливаться к другим людям. Малыш быстро найдет себе друзей.
  4. Карапуз будет обходителен, если это ему выгодно.
  5. В школе такой малыш начинает рассказывать истории, которые сам же и сочинил. Много фантазирует, а это не всегда нравится сверстникам.

Теперь Вы знаете, что такое демонстративный тип поведения индивида. Как видите, у данного типа личности есть множество недостатков. Он не так осложняет жизнь себя, как своим окружающим. Желание быть на высоте, всегда находиться в центре внимания, получать свое при помощи хитрости может мешать существованию дружеских и личных отношений, созданию семьи.

Общие сведения

Демонстративное поведениеЧеловек с демонстративным типом личности любит фантазировать, приукрашать действительность

Демонстративный тип личности – это тип, у которого присутствует демонстративное поведения, подвижность, характерен артистизм и эмоциональная живость.

Такие индивиды склонны ко лжи, притворству, они часто фантазируют. Причем эти действия происходят не по вине злой натуры, а по причине желания подняться в глазах окружающих, что-то приукрасить. Ему ничего не стоит соврать в любой момент. Он и сам уверен в правдивости своих слов в данный момент

Человек может осознавать свою ложь, однако, не станет серьезно к ней относиться, совесть грызть не будет.
Данным индивидам также характерно умение забывать моменты своей жизни, о которых не хочется вспоминать
Это называется вытеснением.
Индивид будет стремиться находиться у всех на виду, ему важно, чтоб возникало повышенное внимание к его особе, желает, чтоб его хвалили.
Данному типу людей свойственна эмоциональная лабильность. Также характерна высокая приспосабливаемость
Есть отрицательное качество – непостоянство

Такие личности могут нравиться окружающим своим неординарным мышлением, нестандартными поступками, но также они способны отталкивать людей тем, что много внимания уделяют себе, а также тем, что их словам редко можно доверять.
Такая личность одна из немногих, которая способна в своем окружении порождать конфликты. При этом сама не понимает, что является раздражителем для людей, которые ее окружают. Не признает, что это она — источник конфликтов.
Данный индивид, как правило, самоуверенный, тщеславный, и эти качества не подкреплены чем-то реальным. Такие личности хотят быть лидерами, иметь исключительные права. Такая особь, как правило, эгоцентрична. Для нее важно, какое впечатление она производит, готова пойти на любые хитрости для того, чтобы повысить свою значимость в глазах других людей. Однако, эти хитрости могут быть разоблачены, что спровоцирует неодобрение и недоумение со стороны окружения.
Личность обладает достаточным уровнем адаптации, ничего не планирует наперед, больше руководствуется наплывом эмоций, а не анализом сложившейся ситуации.
Работник, имеющий такой тип личности, противится одиночеству, не кропотлив, будет вести себя экстравагантно, чтобы привлечь внимание коллег. Он может преувеличивать, например, проблемы со здоровьем. При посещении врача будет рассказывать о таких симптомах, которых и близко нет. Человек нуждается в том, чтобы его пожалели.
Он может отлично зарекомендовать себя в определенной сфере, в частности, обслуживания. Например, находясь за прилавком магазина, демонстративный человек сможет подобрать подход к каждому покупателю. Это удается за счет способности играть роль, которая будет наиболее приятной для оппонента. Например, общаясь с застенчивым покупателем, продавец будет вести себя активно, с уверенным — скромно.
Такие индивиды могут уравновешивать отношения в тяжелых ситуациях. Например, супружество может быть удачным, если один из партнеров умеет приспосабливаться.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

Демонстративное поведение подростка

Подростковый возраст является самым тяжелым и сложным периодом в развитии личности индивидов. Демонстративный в дословном переводе означает указательный, т.е. наглядный, подчеркнутый.

Демонстративное поведение в психологии объединяет в себе различные поведенческие реакции, которые направлены на привлечение зрителей. Основными чертами такого подросткового поведения являются безграничный эгоцентризм, огромная потребность в повышенном внимании к себе

При этом для подростков неважно позитивное ли это будет внимание или негативное, например, удивление, восхищение, сочувствие, почитание, негодование, даже ненависть и др. Их устроит любое проявление эмоций лишь бы не равнодушие и не безразличие

Демонстративное поведение причины возникновения у подростков: ошибки в воспитании или неполные семьи (неблагополучные); привлечение внимания, как родителей, так и сверстников; желание выделиться; потребность в уважении, любви; активный протест на что-либо; индивидуальные особенности психики.

Подростки реализуют желания выделиться в разных направлениях, перетекающих одно в другое, или наоборот не меняющихся совсем. Главное, чтобы результат удовлетворил подростков. Одним из таких направлений могут быть действия, которые устремлены на получение уважения, симпатии, восхищения. Если данное стремление будет удовлетворено, т.е. попадет в благодатную среду, как дома, так и в школе, то такое направление останется неизменным. В таких случаях дети стремятся выделиться посредством отличной учебы или занятий спортом

Успеваемость по предметам чаще бывает избирательной – она будет выше по тем предметам, где учителя устанавливают индивидуальный подход, который обеспечит ребенку повышенное внимание. При этом все неудачи в учебе подросток будет объяснять внешними условиями

Другое направление реализуется посредством действий, устремленных на то, чтобы вызвать у окружающих чувства сострадания, сочувствия к себе. В этих случаях подростки могут использовать различные приемы, например, рассказ о своих несчастьях, истерики, обмороки и др. В таких рассказах виновные в несчастьях подростков будут постоянно меняться. Учителям они будут рассказывать, печальные истории, связанные с родителями, родителям наоборот.

Третьим направлением может быть использование негативных реакций окружающих на себя для привлечения внимания. Такие подростки склонны к бравированию, паясничеству, хамству, грубости, нарушениям дисциплины и другим распространенным отклонениям в поведении. Подростки как бы переходят в оппозицию по отношению к социуму. Самым опасным в таком проявлении могут быть суицидальные наклонности и побеги из дома.

Демонстративное поведение у подростков опасно тем, что действия по привлечению внимания могут иметь фатальные последствия, связанные с неосторожностью, неправильностью расчетов или других обстоятельств. Еще одной опасностью такого подросткового поведения является то, что в их возрасте достаточно тяжело дифференцировать истинные суицидальные наклонности или демонстрацию ради привлечения внимания

Демонстративное поведение у детей

Важным составляющим и одновременным индикатором развития малыша служит его поведение. Различные нарушения в формировании личности малыша, например, завышенная или заниженная самооценка, плохой самоконтроль, обязательно проявляются в поведении.

Развитие малыша всегда обусловлено его воспитанием и обучением. Исследования психологов показывают, что дети, которые растут в обстоятельствах эмоциональной нехватки, которая связана с недостатком внимания со стороны родителей, любви и заботы, часто развиваются неполноценно.

Демонстративное поведение в большинстве случаев обнаруживается у капризных детей. Дети с таким поведением все делают по-своему.

Демонстративное поведение причины: единственная возможность для малыша привлечь внимание к своей личности; потребность в самоутверждении; реакции малыша на определенную эмоциональную травму, например появление младших детей в семье; своеобразный протест на что-либо. Чаще такое поведение встречается в семьях с авторитарным воспитанием, когда родители практически не уделяют внимания детям, не общаются с ними, больше обращают внимание на детей тогда, когда они плохо себя ведут

У малыша к пяти годам надобность в уважении и признании начинает занимать главенствующую позицию. В этом возрасте дети начинают волноваться о том, что могут о них подумать окружающие

Упреки и невнимание вызывают обиду, появляется конкуренция. Дети сравнивают себя с другими

Главное, чтобы при этом малыш смог реально оценить себя и других сверстников. В случаях, при которых малыши не смогут адекватно оценить себя и их мнение о себе не будет совпадать с мнением о них других детей, появится желание доказать другим свою правоту и требование к себе повышенного внимания. В этом возрасте главным становится потребность в позитивной оценке со стороны людей, которые их окружают, для удовлетворения гипертрофированной надобности в самоутверждении.

Главенствующей особенностью детей с демонстративным поведением является привлечение внимания к своей маленькой персоне любыми доступными методами. Такие дети довольно активны в общении, но по большому счету собеседник их совсем не интересует, он всего лишь служит для них платформой для проявления и демонстрации себя. Они нуждаются не в простом внимании, а в восхищении собой.

Негативным проявлением демонстративного поведения становится агрессия. Так как, когда детей кто-то начинает не понимать, то это их раздражает, провоцирует их на скандалы. Если они не смогут быть выше других, тогда другой должен стать ниже. В речи таких детей преобладают сравнительные формы, например, красивее и некрасивее, быстрее и медленнее, лучше и хуже и др. Все такие сравнения будут обязательно в их пользу.

Дети, склонные к демонстративным проявлениям, часто критикуют других, они запоминают все ошибки окружающих, чтобы потом при удобном случае напомнить о них. Часто они не дают другим детям проявить себя, постоянно вмешиваясь в их действия, перебивая и постоянно подсказывая им. Однако, при этом личная моральность детей страдает. У ребенка с демонстративными проявлениями, поведение с другими детьми может кардинально меняться тогда, когда при их общении находится важный для него взрослый. Т.е. дети с таким поведением думают лишь о внешнем проявлении одобряемого поведения, а не о помощи другим. Такие дети хорошо себя ведут или совершают добрые поступки только ради одобрения.

Демонстративное поведение достаточно легко можно распознать, а вот понять причины и откорректировать развитие такого малыша намного сложнее. Эффективным методом корректировки поведения будет являться игра. Взрослый при помощи игры создает малышу специальные условия, направленные на максимально яркое проявление его демонстративности. Данное заострение негативных свойств является одновременно и возможностью для самовыражения детей, и способом их самопознания.

«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Можно ли преодолеть конкурентную позицию дошкольника

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что «я лучше всех». В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал и оценок должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания

Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ

Для преодоления демонстративности главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. Традиционные занятия дошкольников — рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры — не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной

Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и пр

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Что лежит в основе детской демонстративности

Итак, представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник. У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих.

Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждение себя в глазах других.

Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. «Я» такого ребенка находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения

Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я», скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

«Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка

Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью

Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать

Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками

Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.
Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение

Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.
Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.
Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования

В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.
Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное

Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) — особенно. «Шедевры» обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.
Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться «самомнение» (усилиться демонстративность). При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к «самомнению», а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.
В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что «девочка должна быть скромной» или что «захваливать детей вредно», – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.