Социально-психологический тренинг «я и другие»

Переходим к описанию психологической игры

Мы собираемся в кружок и садимся на пол. Наша задача — выразить друг другу свои чувства. У нас есть Волшебный Мяч. Он умеет понимать наше послание и точно передавать его тому, кому оно предназначено.

Первый (Тот, кто вызвался быть первым) берёт в свои руки Волшебный Мяч и сообщает мячу своё послание, адресованное задуманному человеку…

Это послание должно быть без слов (невербальное).

Вы можете сжать мяч что есть силы, погладить его, ударить рукой, откатить от себя в сторону… Вы можете поговорить с мячом (опять же, без слов), так, как дети разговаривают с куклой: погрозить мячу пальцем, покачать головой, «смотря мячу в глаза»…

Пока первый игрок «общается» с мячом, передавая ему сообщение для другого человека, все собравшиеся в кружок внимательно наблюдают за этой пантомимой с целью угадать: кому предназначается это конкретное сообщение.

Каждый из нас пытается угадать: «Не я ли?..»

Если человек угадан (можно перебирать только имена), то первый игрок молча

  • подкатывает
  • бросает,
  • или передаёт из рук в руки мяч угаданному адресату.

Чего делать нельзя:

В ходе этой психологической игры нельзя

  • разговаривать (нужно сидеть молча, почти священнодействуя при помощи тишины),
  • строить вслух догадки о том, «что он хотел сказать»,

В момент игры каждый переживает очень важные вещи: свои опасения, надежды, догадки и прозрения.

Нельзя отвлекать человека в этот момент, спугивать эту серьёзную внутреннюю психологическую работу репликами с места.

***

Лишь только после того, как последний игрок передаёт мячу своё сообщение, и адресат будет угадан, лишь после этого пауза нарушается, даётся команда «вольно» и начинается шеринг — свободный обмен мнениями.

Лучше всё-таки если шеринг тоже будет введён в рамки. Поэтому, начинаем обсуждение с того человека, который был первым адресатом первого игрока, далее — по очереди. Каждый участник игры отвечает на следующий ряд вопросов:

  • Что по моим догадкам сообщил мне мяч? (На этот вопрос адресат получает ответ «да» или «нет» от своего «корреспондента»),
  • Соглашусь ли я с тем, что было мне сказано, как я был оценен?
  • Удивлён ли я тому, что здесь понял?
  • Как я себя сейчас чувствую?

Ценность вопроса «Как я себя чувствую?» в свете важности умения строить «Я-Высказывания»

Обратите внимание на то, что в любой психодраме (а это упражнение — психодрама) вот этот последний вопрос («Как я себя чувствую?») отнюдь не является праздным и «никаким». С точки зрения психологии такое вот «Я-высказывание» чуть ли не самая главная фраза, которая должна звучать в любом общении вообще, а не только в контексте игры, на психодраме, как часть сценария.. Поэтому не пренебрегайте ценностью этого вопроса — учитесь сами и учите других

Поэтому не пренебрегайте ценностью этого вопроса — учитесь сами и учите других

  • а) Выражать свои эмоции,
  • б) Серьёзно относиться к выражению чужих эмоций, быть внимательным слушателем.

И пусть тайное станет явным, но — 1) в игровой форме и 2) под присмотром опытного педагога.