О добре и доброте статья по психологии

Право на злость

Невероятный Зиновий Гердт! Один из моих любимых советских артистов! Слава и всенародная любовь пришли к нему в весьма зрелые годы. Однако в юности он был еще более невероятным, чем в славном возрасте. Гердт был королем розыгрышей. Как-то раз он решил подшутить над своей соседкой и «вступил в преступный сговор» с товарищами.

Каждый из шутников должен был в течение дня звонить старушке с просьбой позвать Николая Семеновича, и бабушка устала снимать трубку, терпеливо объясняя, что тут такой не живет. В ответ озорники настойчиво требовали передать, чтобы он перезвонил по такому-то номеру. Этот истеричный спектакль великий Карлсон назвал бы «курощание плюшками и низведение блинами». Правда, тут «курощали» телефонами. В довершение всего этого безобразия поздно ночью звонил сам остроумный Зиновий:

— Алло! Это Николай Семенович. Мне никто не звонил?

Какой, вы думаете, была реакция старушки?

— Ой! Слава Богу! Николай Семенович, миленький, сейчас же записывайте номер! Вас тут полгорода ищет!

Зиновий Гердт вспоминал этот случай из далекой молодости как откровение, которое очень крепко врезалось ему в память и во многом определило его характер и отношение к жизни. Вместо того чтобы озлобиться, устроить скандал, соседка всем сердцем порадовалась за мифического гражданина, по милости которого целый день не отходила от аппарата. А ведь она имела полное право на злость и даже ненависть к отчаянным сорванцам.

Это было непростое время: недавно закончилась гражданская война, досыта не ели хлеба, жизнь была неустроенной. Но и среди ожесточившегося мира были люди, никогда не предававшие доброты. Гердт так и воспринял эту историю — как откровение доброты.

Не оттого ли духовная жизнь церковного человека полна уродливых изгибов, что не лежит в ее основании простая человеческая доброта?

Три добрых дела в неделю

Позитивный эффект доброты иногда непредсказуем. Канадские психологи провели эксперимент с детьми, попросив их делать три добрых дела в неделю. Дела могли быть совсем простыми: обнять маму, поделиться обедом в школе, помочь с уборкой дома или с готовкой ужина. Через четыре недели у детей стало больше друзей в школе, что повысило их популярность и улучшило успеваемость, что, казалось бы, напрямую не связано с исследованием. В свою очередь, такое увеличение популярности ведет к улучшению во всех сферах взрослой жизни. Одно исследование, длившееся более 20 лет, смогло предсказать, что те, кто добрыми делами прославился в детстве, с большей вероятностью находили хорошую работу и лучшее финансовое положение.

И мне и вам, как соседям по стране, городу или дому, выгодно, чтобы мы были добрее друг к другу.

Как стать добрее и получить все прекрасное, что за это причитается?
  • 1. Никто не заставляет быть добрым ко всем: тут мы вправе решать. Для начала попробуйте стать добрым хотя бы к самому себе. Это уловка – если вы сможете стать добрее к себе, это неизбежно начнет распространяться и на других.
  • 2. Даже когда мы говорим, пишем или читаем о доброте, это создает ощущение счастья и улучшает здоровье.
  • 3. Оказывается, просто активно слушать других – значит уже проявлять доброту. Активно слушать – значит отмечать, о каких чувствах и нуждах говорит ваш собеседник, не перебивать и временами подтверждать вслух то, что сказал человек.
  • 4. Не стесняться по-дружески касаться своего собеседника, если это происходит естественно.
  • 5. Учиться эмпатии. Мы все умеем это делать, но пользуемся, судя по всему, не в полную силу. Есть простой, но точный тест на эмпатию: представьте, что вы кладете на язык кусочек очень кислого лимона. Если через несколько секунд ваш рот заполнится слюной, вам легко дается сопереживать другим.
  • 6. Подумайте о людях, которые стоят за всем, что вокруг нас, – те, кто убирают ваш офис, машинист автобуса, кассир в супермаркете. Сказать им спасибо за их работу – сделать маленькое доброе дело.
  • 7. Помните фильм «Заплати другому»? Никто не мешает вам, сделав доброе дело кому-то, попросить передать это добро другому. При этом не оставайтесь анонимным, если вы делаете что-то хорошее. Это лишает добро дополнительных возможностей для распространения: все должны знать добрых людей.
  • 8. Забавные мелкие, но работающие феномены: приятные запахи (выпечки, духов или кофе) делают нас чуть добрее. Такой же эффект производит и чистота, и запах чистоты (моющих средств, лимона). И яркий свет – чем ярче, тем добрее мы становимся. Даже увидев смайлик, мы прибавляем себе доброты, пусть даже на горчичное зерно.
  • 9. Делайте добрые дела – можете даже составить план на каждую неделю. Как советовал один социолог, представьте окружающее как библиотеку, но вместо книг – люди, и вы можете брать и интересоваться ими, открывая их внутренний мир.

Подробнее об этом

  • Peterson C., Park N., Seligman M. E. P. Greater strengths of character and recovery from illness // The Journal of Positive Psychology. 2006.
  • Pillemer K., Fuller-Rowell T. E., Reid M. C., Wells N. M. Environmental volunteering and health outcomes over a 20-year period // Gerontologist. 2010.

Выгода бескорыстия

Один из способов выйти из затяжного кризиса – начать делать что-то для других. Не думая о том, как вам это отзовется, какую выгоду вы сможете получить. Просто делать для других. Каждый может вспомнить хоть один случай, когда было приятно от того, что кому-то помог. «Девушка, вы уронили…» – «Ах да! Спасибо!» И взаимные улыбки греют душу… Единственная, но при этом наиважнейшая выгода бескорыстных поступков – это то, что мы сами чувствуем себя лучше, потому что начинаем думать о себе хорошо. А положительная самооценка нам нужна как воздух: она прибавляет уверенности и помогает выбираться из самых тяжелых кризисов. Попробуйте упражнение: каждый день в течение месяца дарите людям маленькие подарки, пусть это будет чашка кофе, или шоколадка, или хотя бы улыбка, или приятные слова. Если день прошел, а вы никому ничего «не подарили», пошлите кому-то мысленно «золотой шар» или просто пожелайте счастья или решения каких- то проблем. Особенно хорошо дарить такие мысленные подарки людям, с которыми вы сейчас в конфликте. Вы не поверите, но от этого ваши отношения с этими людьми станут лучше.

Ирина УДАЛЬЦОВА,
психолог

Что сказал Антоний?

Когда у тебя три брата, это очень весело. Детство превращается в какой-то шумный карнавал с самым непредсказуемым сценарием. Очень хочется верить, что родителям так же весело. Ведь воспитание — это настоящее сражение между детьми и взрослыми. И в этих семейных баталиях я неоднократно слышал от мамы гениальную фразу:

— Просто зла не хватает!

Например, мы с братьями по очереди воруем тесто из тазиков, где подходят пасхальные куличи.

Или притащили раненую галку и пытаемся скрыть ее шумное присутствие.

Или порваны совершенно новые штаны, привезенные с огромным трудом из Армении.

Или каким-то чудом на обоях остались следы варенья, хотя все согласны, что это удачно оживило интерьер.

— Просто зла не хватает!

Мне страшно нравится это восклицание! Ведь это так хорошо, когда у человека не хватает зла. Значит, его переполняет доброта.

— Почему у нас в церкви так мало говорят о доброте?

— Потому что мы говорим по-славянски.

Русское слово «доброта» есть перевод славянского «благость». Добрый — благой. В молитве, с которой начинается наш день, мы говорим, что Дух Святой есть сокровище добрых людей — именно так можно перевести «сокровище благих». Хотя чаще переводят «сокровище всякого добра». Первая версия мне ближе. Может быть, потому, что апостол Любви говорит:

Кто делает добро, тот от Бога (3 Ин. 11).

— Выходит, добренькие безбожники тоже от Бога?

— Все вопросы к апостолу.

Не верите мне, послушайте самого первого монаха:

Единственный способ познания Бога есть доброта (Прп. Антоний Великий. Наставления 2, 29).

Удивительно! Сколько раз приходилось читать эти строки, и почему-то не обращал внимания на такую простую и гениальную мысль! Если цель христианской жизни состоит в богопознании, то, выходит, человеку достаточно заботы о поддержании доброты, чтобы расти в ведении Бога. Это та добродетель, которая не требует долгого обучения у опытного старца. Не обязательно прятаться за древние стены монастыря. Просто — будь добр!

О добре и доброте статья по психологии

Фото: Yurko Dyachyshyn / dyachyshyn.com

Добро и доброта

Интересно, что святой Антоний понимал доброту не как природное свойство, а как некий навык, сознательно сформированный подвижником, то есть доброте надо учиться, это не врожденная особенность характера, а искусственно выработанный рефлекс.

Пианист работает над моторикой пальцев, подчиняя себе свое тело, постоянно борясь с инерцией ленивой и косной материи. Так и доброта требует ежедневных усилий и подтверждений, она требует духовного упражнения, оставив которое можно легко вернуться к простоте и предсказуемости реакций озлобленного зверька.  

Товарищи, изучавшие философию, всегда рады посмеяться над фразой «Человек по природе добр». А я не стану. Потому что христиане, действительно, верят, что человек добр по своей природе. Доброта — это наше естественное состояние. Но кроме доброты в нас еще и проросло «семя тли», «цветы зла», и, как ни странно, чтобы оставаться естественным, теперь требуются культурные усилия. Ведь само слово cultura подразумевает заботу о поле, труд агронома, борющегося с сорняками. Доброту надо «культивировать». Злоба — наши «сорные травы». У каждого на поле свои. Не станешь бороться — зарастет, задушит все хорошее. А потому до последнего издыхания — сражение за доброту. Помирать помираешь, а пшеничку сей.

Добро — это идея.

Доброта — это событие.

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» один из героев, по фамилии Иконников, находясь в концлагере, произносит удивительно мудрые слова:

Просто подумайте над этими словами:

Человек изловчился так убедительно врать самому себе, что даже идея Добра, возведенная на пьедестал, может неожиданно потребовать кровавых жертвоприношений. И самое грустное, она их всегда дождется.

Гитлер с легкостью отдавал приказы убивать миллионы, будучи бескорыстным служителем идеи Добра для немецкой нации.

Сесиль Родс и его «рыцари Круглого стола» из любви к Англии развязывали войны и с готовностью убивали десятки тысяч, стоявших на пути процветания империи.

Голод в Бенгалии, химическое оружие во Вьетнаме, атомная бомба в Японии и множество других зверств — всё ради торжества Добра и Справедливости.

Как же крепко надо держаться доброты в мире, где даже Добро требует крови!