Должностная инструкция на работников (образцы 2021 года)

Вот тебе раз! Мы-то думали, что в рунете много сказано о том, как заставить коллектив работать эффективнее. А вот и нет: статей на эту тему очень мало, а если они и есть, то какие-то однобокие. Но мы исправили ситуацию и подготовили по-настоящему полный материал. Несколько дней изучали вопрос, добавили много знаний из личного опыта. Не то что мясо — вырезка!

Рекомендательное письмо сотруднику – образец написания

В последнее время очень часто для поиска работы предпочитают дополнительно к резюме составлять еще рекомендательное письмо (образец обязательно будет во второй части статьи). По значению этот документ очень близок к так широко распространенной характеристике с места работы. Применяется сравнительно недавно и служит для передачи информации (или правильнее сказать мнения) о сотруднике с точки зрения написавшего рекомендательное письмо.

Менеджеры по персоналу очень хорошо себе представляют, что скорее всего именно сам сотрудник и составил свое рекомендательное письмо (так уж у нас получается). Поэтому к нему отнесутся достаточно отстраненно. Но это вовсе не означает, что рекомендательное письмо должно быть написано кое-как.

Как написать рекомендательное письмо?

  1. По объему текст должен уместиться на одном листе. Следует избегать общих и «дежурных» фраз – исполнительный, надежный сотрудник и прочее (такое письмо все равно не запомнится и не произведет нужного впечатления). Лучше просто перечислите факты – участвовал в проекте …, увеличил продажи … на 20%, с успехом провел переговоры … и т.д. (смотрите образец рекомендательного письма).
  2. Написать его следует на официальном бланке письма, если только это не рекомендация конкретного человека от себя лично.
  3. В документе должны быть сведения: в какой период и где (определенное название компании) сотрудник работал, его достижения – какие конкретно обязанности им выполнялись (должны дать представление о профессиональном уровне). В то же время стремитесь охарактеризовать результат работы в цифрах (может быть в процентах). Это самая значимая часть рекомендательного письма – посмотрите на приведенном примере как можно творчески подойти к процессу написания.
  4. Необходимо включить непосредственно рекомендацию в духе «Я рекомендую ФИО для…», из которой ясно можно было бы понять о положительном настрое автора письма.
  5. Подписывает рекомендательное письмо обычно непосредственный начальник (начальник структурного подразделения) или руководитель компании, где сотрудник работал. Люди, которые его знают и в случае необходимости готовы подтвердить всю информацию, изложенную в рекомендательном письме.
  6. Привести в рекомендательном письме контактные данные подписавшего его.
  7. Информация должна быть максимально правдивой – очень часто обращаются для уточнения и проверки сведений по указанным в письме телефонам.

Образец написания

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПИЛЮЛЯ» (ЗАО «Пилюля»)

ул. Нужная, 000, Москва, 000000 Телефон: …………; Факс: …………; e-mail: ОКПО …, ОГРН …, ИНН/КПП …

Рекомендательное письмо

Клюшковая Марина Олеговна работала в ЗАО «Пилюля» с августа 2007 года по апрель 2012 года в качестве медицинского представителя нашей фармацевтической компании в г. Саратове.

Клюшковая М.О. отвечала за поиск новых клиентов, организовывала деловые встречи и презентации, заключала договоры, осуществляла продажи нашей фармацевтической продукции, а также на постоянной основе проводила мониторинг регионального рынка лекарственных препаратов и ведение отчетности.

Она легко находит контакт с людьми, очень коммуникабельна. За время работы медицинским представителем нашей компании сумела привлечь новых крупных клиентов и в целом увеличить продажи на 27 %. Также хочу отметить, что благодаря накопленному опыту и энергии Клюшковой М.О. плановые показатели всегда выполнялись в числе первых мест из всех региональных представительств.

Мы благодарны Клюшковой М.О. за успешное сотрудничество. Профессиональные навыки и личные качества Клюшковой М.О. позволяют рекомендовать ее для работы в выбранной должности фармацевтической компании.

Исполнительный директор О.П. Брыскина

kontaktх@ +7 (ххх) ххх-хх-хх

С помощью данного примера рекомендательного письма сотруднику вы получили наглядное представление, как написать его. И теперь вам ничто не мешает составить свой оригинальный образец рекомендательного письма и адаптировать его в дальнейшем для каждой конкретной ситуации.

Как такое могло произойти?

Как у двух членов совета директоров могут быть такие разные мнения о том, преуспевает ли высшее должностное лицо в компании или не справляется со своими обязанностями? Возможно, это потому, что для измерения успеха они используют разные линейки. Возможно, это потому, что они по разному представляют перечень  обязанностей, которые должен выполнять их гендиректор. 

Один из фундаментальных принципов в организационной психологии гласит: «Все начинается с описания функционала». Не будем утверждать абсолютная гарантия вашего успеха, но уверены, что хорошее описание работы служит нескольким важным целям.

Четкое описание работы обеспечивает:

  • Точную концентрацию усилий сотрудника на ключевые достижения
  • Объективную основу для оценки его работы
  • Шаблон «идеального кандидата», с которым можно сравнивать потенциальных новых сотрудников

Из чего состоит должностная инструкция:

  • Формулировка основных целей и задач для деятельности данного сотрудника
  • Перечень необходимых для ее достижения знаний, навыков и умений
  • Требования к личностным качествам сотрудника на данной кадровой позиции
  • Требования к его образованию и практическому опыту в данной сфере

Раздел «цель» должен быть описан кратким предложением об общей цели. Например, в должностной инструкции для руководителя организации может быть сказано что-то вроде: «Надзор за всеми функциями и бизнес-процессами в организации».

Раздел «Навыки» в описании функционала генерального директора будет включать такие элементы, как:

  • Социальные навыки: построение отношений с сотрудниками и клиентами
  • Финансовые навыки по управлению бюджетом
  • Лидерские навыки: способность сформировать вокруг себя команду единомышленников и вести их за собой
  • Навыки управления: организация и координация работы компании и отдельных ее сотрудников
  • Навыки общения: эффективная устная и письменная коммуникация
  • Навыки маркетинга и организации продаж, устойчиво генерирующие доход

Раздел «Личные качества» может включать такие элементы, как честность и приверженность миссии организации, а раздел «Уровень образования и опыт» — вид и профиль обучения, а также стаж работы в соответствующей сфере.

Несколько советов по написанию должностных инструкций:

  • Делайте описание функционала простым, понятным и актуальным; здесь не нужен многостраничный документ
  • Привлеките действующих сотрудников, выполняющих данных функционал, чтобы уточнить и усовершенствовать его описание
  • Ограничьте число основных зон ответственности сотрудника оптимальным значением 5-8
  • Ранжируйте зоны ответственности в пределах данного функционала
  • Включите в должностную инструкцию оценку процента времени, которое нужно тратить на каждую зону ответственности

Высокоэффективные привычки: 

1)   Создайте четкие должностные инструкции для каждой должностной позиции в вашей организации2) Сделайте ваши должностные инструкции простыми, понятными и актуальными; не пишите талмуд3)  С помощью должностных инструкций обеспечьте:— направление и фокус работы данного сотрудника— основу для оценки его эффективности— шаблон «идеального кандидата», с которым можно соотносить потенциальных новых сотрудников

Первый центр психоанализа для бизнеса Alter Ego.

I. Общие положения

1. На должность психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям («Психология», «Педагогика и психология», «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»).

2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

3. К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

4. Назначение на должность психолога, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Психолог должен знать:

5.1. Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

5.2. Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

5.3. Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

5.4. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей

5.5. Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка

5.6. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности

5.7. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

5.8. Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов

5.9. Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе

Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов

Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития

Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов

Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе

Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива

Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития

Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачи

Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы

Теории психологической коррекции

Методы и приемы индивидуальной психокоррекции

Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы

Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции

Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся

Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи

Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

Методы математической обработки результатов психологической диагностики

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования

_____________________________________________________________________

6. Психолог подчиняется непосредственно __________________.

7. На время отсутствия психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

8. ________________________________________________________________

Обязанности и задачи

Психолог выполняет весьма широкий круг обязанностей, поскольку психологические потребности сотрудников любой компании весьма разнообразны. В частности он должен:

  • оценивать влияние факторов как психологического, так и экономического и организационного характера на работу сотрудников с целью улучшить ее результаты;
  • определять важнейшие проблемы на предприятии (в частности, низкую эффективность труда, невысокую дисциплину, значительный уровень текучести кадров) и предлагать шаги по их решению;
  • разрабатывать рекомендации в отношении определенных сотрудников по оптимальному использованию их потенциала предприятием;
  • составлять мероприятия, нацеленные на рост производительности труда и участвовать в их реализации;
  • способствовать адаптации в компании молодых сотрудников и новичков;
  • создавать методики, служащие для оценки психологического климата в компании и её организационной культуры и практикуемых стилей управления и использовать эти методики в оценке с доведением её результатов до руководства;
  • участвовать в мероприятиях, нацеленных на улучшение психологического климата на предприятии;
  • участвовать в создании корпоративной культуры и её эффективном доведении до прочих сотрудников;
  • давать лицам, возглавляющим структурные подразделения компании, рекомендации относительно нюансов психологии, в том числе переговоров, рекламы, управления;
  • выбирать надлежащие методы диагностики персонала предприятия и осуществлять диагностику на практике;
  • анализировать обратную связь, поступившую после проведения различных мероприятий;
  • выполнять поручения руководителей в рамах своей компетенции.

Еще одна обязанность психолога — проведение собеседований. Оговаривается, что от него требуется беседовать не только с лицами, нанимающимися на предприятие, но и с теми, кто с него увольняется. Сотрудник обязан помочь таким работникам покинуть предприятие без каких-либо психологических травм.

Часть вторая — создаем настоящую команду

Ну хорошо. Вы выполнили первую часть работы и прокачали сотрудников по отдельности. Теперь они замотивированы, обучены и имеют железную дисциплину. Но от всего этого не будет толку, если коллектив не работает как единый организм. Для этого сотрудников нужно сплотить в настоящую команду. Вот несколько рабочих способов:

  • ставьте перед сотрудниками общую цель. Работники должны понимать, что если каждый будет тянуть одеяло на себя, общий результат от этого проиграет. Для этого грамотно распределите между сотрудниками обязанности. Каждый отвечает за свой участок работы;
  • разработайте систему корпоративных ценностей. Здесь вполне можно стремиться к идеалу. “Стать лучшим интернет-магазином в сегменте”, “Предоставить клиентам лучший сервис в стране”, “Заработать миллиард рублей за квартал”. Чем круче — тем лучше. Пусть это станет девизом команды. Можно заказать баннер и поставить его на видном месте в офисе. У наших коллег стоял такой: “Качество — это возвращение заказчика, а не продукции”;
  • проводите совместный досуг. Речь не только о корпоративах, банкетах и вечеринках в честь дня рождения директора. Совместные спортивные мероприятия, выезды на природу или на экскурсии потрясающе сплачивают коллектив. Можно даже посмотреть сквозь пальцы на то, что половину понедельника коллеги обсуждают насыщенные выходные — это будет только плюс;
  • проводите планерки, летучки, совещания и оперативки. Чем больше вы общаетесь напрямую с коллективом, тем лучше. На совещаниях давайте высказаться всем желающим. Пусть даже новички знают, что их мнением дорожат и всегда дадут слово. Так никто не выпадет из обсуждения и все будут чувствовать причастность к общей идее;
  • устраивайте мозговые штурмы. Совместное решение задачи сплачивает коллектив на раз. Да и сами сотрудники привыкают работать совместно, а не поодиночке.

Соблюдая эти несложные правила, вы серьезно повысите эффективность работы коллектива. Запомните: мотивация, дисциплина, профессионализм, команда. И вперед, к новым свершениям!

Особенности составления и подписания должностной инструкции

Инструкция разрабатывается на основании следующих документов:

  • квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37);
  • штатное расписание;
  • положение о структурных подразделениях;
  • иные организационные документы работодателя.

Должностные инструкции составляются на каждую должность, предусмотренную штатным расписанием. Указанным документом все трудовые функции равномерно распределяются между работниками организации (структурного подразделения).

Разработкой документа занимается начальник структурного подразделения, а утверждением руководитель или заместитель организации (ИП) (в зависимости от того, в чьем подчинении находится структурное подразделение по должности в которой разрабатывается инструкция). Документ также визируется сотрудником юридической службы и теми должностными лицами, от которых зависит выполнение задач, предусмотренных инструкцией.

Ознакомление сотрудника с должностной инструкцией обязательно.

Цели и задачи руководителя

Руководитель — это лицо, на которое юридически возложена задача управлять своим подразделением, это профессионал, который получает результат, управляя своими подчинёнными. От эффективности работы руководителей в первую очередь зависит конкурентоспособность и успешность компании, и как следствие качество жизни самих руководителей.

2.1. Цели:

  1. Обеспечить нужную квалификацию и высокое качество работы персонала.
  2. Обеспечить чёткость выполнения задач подчинёнными.

  3. Обеспечить соблюдение сотрудниками правил и регламентов компании, в том числе не гласных.

  4. Действовать в первую очередь в интересах компании, а потом уже сотрудников.

  5. Сформировать правильное общественное мнение в коллективе, ориентированное на полную отдачу работе.

  6. Избавиться от оппозиции в коллективе.

  7. Обеспечить чёткую управляемость вверенного ему подразделения

А если у вас проблемы с уверенностью в себе, низкая самооценка, это легко можно исправить, причём самостоятельно, без помощи психолога, принципы описаны в этой статье.

2.2. Задачи:

  1. Постановка целей для вверенного ему подразделения.

  2. Управление подчинёнными.

  3. Создание правил и регламентов для сотрудников.

  4. Формирование позитивного общественного мнения, и правильного мышления, обеспечивающего оптимальное отношение сотрудников к своим обязанностям.

  5. Анализ информации и выработка управленческих решений.

Функционал как набор требований к должности

Мы создали новый инструмент для закрепления ответственности за сотрудником компании – должностной функционал (ДФ). Он простой и лаконичный. Вся информация об ответственности и полномочиях сотрудника умещается на 1 листе формата А4.

Должностной функционал определяет требования к сотруднику в данной должности:

1) Какую зону ответственности обязан взять на себя сотрудник. 2) Кому подчиняется сотрудник – административно и функционально. 3) Какую цель должен достигать сотрудник регулярно (ежемесячно или ежеквартально). 4) Какой круг задач необходимо решать сотруднику на постоянной основе. 5) По каким критериям будет оцениваться деятельность сотрудника.

Требования необходимы:

Функционал как набор требований к должности
  • при запуске вакансии,
  • при отборе кандидата,
  • при адаптации нового сотрудника в должности,
  • при планировании программ обучения сотрудника,
  • а также для текущего управления деятельностью сотрудника.

Для создания должностного функционала разработана методология. Создан программный продукт «», который помимо моделирования бизнес-процессов и структуры подразделений и должностей позволяет формировать функционал каждого должности. На рисунке пример функционала, созданный в программе «».

Методика применения функционала уже передана десятками предприятий в ходе стратегических сессий. Частично раскрою методику в данной статье.

Программа «» — это ваш персональный бизнес-архитектор, удобный сервис для моделирования всех инструментов управления предприятием. Бесплатная учебная версия доступна 3 месяца после регистрации предприятия в системе. Информационная страница программы —  Изучите 3 видео с примерами моделирования. Существует гостевой вход для просмотра готового предприятия. Адрес облачного сервиса: , логин – «гость», пароль – «0123».

В личной просьбе

Начальник может поручить вам выполнить личные просьбы: налить кофе, вымыть посуду, что-то привезти, выслать, купить, оплатить счета и даже присмотреть за ребенком или домашним животным.

Если такие указания — редкость, то сотрудник их обычно выполняет. Но когда ежедневно приходится выполнять личные получения, нужно научиться отказывать.

Например так:

  1. Аргументировать отказ: «Я не смогу погулять с вашей собакой, так как у меня много рабочих заданий».
  2. Сослаться на плохое самочувствие.
  3. Сообщить, что вы не сможете выполнить просьбу качественно, предложить обратиться к профессионалу.

Отказывать руководителю следует спокойно, не повышая тон. Прежде чем сказать «нет», проанализируйте степень важности задания, взвесьте вариант отказа от поручения.

Общие правила

Перед собеседованием учтите следующее:

  1. Продумайте внешний вид, подберите одежду. Отдавайте предпочтение консервативному деловому стилю, но помните, что выбор зависит от сферы деятельности. Однако опрятность, чистота и приятный легкий аромат – обязательное условие любого внешнего вида.
  2. Продумайте маршрут до места встречи, рассчитайте время и способ, которым будете добираться.
  3. Постарайтесь прийти за 15 минут до назначенного времени. Если будете опаздывать или задерживаться, то обязательно позвоните, объясните ситуацию.
  4. Продумайте, что будете говорить, какие качества демонстрировать. Помните, что если появятся несколько кандидатов с одинаковым уровнем квалификации, то выберут того, кто производит приятное впечатление в общении, обладает положительными человеческими качествами.
  5. Соберите портфолио. Не забудьте собрать все документы, подтверждающие вашу квалификацию, образование. Положите в сумку блокнот и ручку.
  6. Узнайте больше информации о фирме, но конкретно о своих обязанностях и функциях спросите на собеседовании.
  7. Узнайте, в каком формате будет проходить встреча: групповая или индивидуальная беседа, вопрос-ответ, самопрезентация. Поинтересуйтесь о дресс-коде и спросите, нужно ли брать с собой какие-то вещи. Информацию, как правило, можно найти на сайте компании, или позвонив в офис.
  8. Подготовьте ответы на популярные вопросы: ваши достоинства и недостатки, план саморазвития, жизненные цели, трудовая и жизненная философия, нестандартные ситуации, в которых вам приходилось бывать, и выход из них, конфликтные ситуации в рабочем коллективе и ваши действия. Но не заучивайте ответы, общение должно быть естественным.
  9. Ложитесь спать вовремя, выспитесь.
  10. Не пейте много воды перед собеседованием.

Помните о личностных качествах, которые ценятся работодателем:

  • ответственность;
  • инициативность;
  • исполнительность;
  • умение работать в команде и в одиночку;
  • амбициозность;
  • обучаемость;
  • способность принимать конструктивную критику и адекватно реагировать на нее.

Старайтесь продемонстрировать их во время разговора, а если такой возможности не будет, то просто перечислите те положительные качества, которыми вы наделены. Не забывайте об улыбке.

Главное условие успешного собеседования – уверенность в себе. Ее нельзя изобразить. Она или есть, или ее нет. Зависит она от самовосприятия и самоотношения человека. Если вы уверены в своем профессионализме и коммуникативных навыках, то все пройдет хорошо. Вы должны быть уверены, что достойны того места, на которое претендуете.

Не пытайтесь изображать того, кем вы не являетесь. Будьте собой. Если же вы боитесь, что в таком случае не получите желаемую должность, то задумайтесь о работе над собой и повторном трудоустройстве в дальнейшем. Это будет эффективнее, чем притворство.

Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3

Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

  • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
  • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.