Джордж келли: когнитивная теория личности

Размеры переходов

Переходные периоды в жизни человека происходят, когда он или она сталкивается с ситуацией, которая изменяет его или ее наивную теорию (или система строительства) способа, которым заказан мир. Они могут создать беспокойство, враждебность и/или вину и могут также быть возможностями изменить конструкции и способ, которым каждый рассматривает мир.

беспокойства, враждебности и вины были уникальные определения и значения в Личной Теории Конструкции (Vol 1 486-534). Беспокойство развивается, когда человек сталкивается с ситуацией, что его или ее система конструкции не покрывает, событие в отличие ни от кого, с которым он или она столкнулся. Пример такой ситуации — женщина из западных Соединенных Штатов, которая приучена к землетрясениям, кто переезжает в восточные Соединенные Штаты и испытывает большое беспокойство из-за урагана. В то время как землетрясение могло бы иметь большую величину, она испытывает большее беспокойство с ураганом, потому что у нее нет конструкций, чтобы иметь дело с таким событием. Она поймана «с ее конструкциями вниз». Точно так же у мальчика, который был оскорблен в раннем детстве, может не быть конструкций, чтобы приспособить доброту от других. Такой мальчик мог бы испытать беспокойство в протянутой руке, которую другие рассматривают как доброжелательную.

Вина — смещение от основных конструкций. Человек чувствует вину, если он или она чувствует, не подтверждает конструкции, которые определяют его или ее. Это определение вины радикально отличается от в других теориях индивидуальности. Келли использовала пример человека, который расценивает других как подобные корове существа «делающее деньги и дающее молоко». Такой человек мог бы толковать свою роль в отношениях к другим с точки зрения его способности подставить пользу или деньги от них. Такой человек, которого другие психологи могли бы назвать безжалостным психопатом и рассмотреть как неспособных испытать вину, вину чувств, согласно теории Келли, когда он неспособен подставить других: Он становится тогда чужой от его основных конструкций.

Враждебность «пытается вымогать подтверждение социального предсказания, которое уже терпит неудачу». Когда человек сталкивается с ситуацией, в которой он или она ожидает один результат и получает совершенно другой, он или она должен изменить его/ее теорию или конструкции вместо того, чтобы пытаться изменить ситуацию, чтобы соответствовать его/ее конструкциям. Но человек, который все время отказывается изменять его или ее систему взглядов, чтобы приспособить новые данные, и фактически пытается изменить данные, действует недобросовестно и с враждебностью. Враждебность, в теории Келли, походит на ученого, «уклоняющегося» от его или ее данных. Примером мог бы быть преподаватель, который рассматривает себя как блестящего педагога, который имеет дело с плохими студенческими обзорами, обесценивая студентов или средства оценки.

Что такое личностный конструкт и как он появляется?

Личностный конструкт, по теории американского психолога Джорджа Келли – это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте . Проще говоря, конструкт – это наше собственное определение, помогающее оценивать те или иные явления или ситуации и работающее как своеобразный «ярлык». Обязательным свойством любого конструкта является его дихотомичность – биполярность, наличие двух полюсов:

  • Полюс сходства (другое название – эмерджентный) – задействуется, когда два сравниваемых объекта, явления или человека чем-то схожи и напоминают друг друга по сравниваемым характеристикам.
  • Полюс контраста (имплицитный) – сравниваемые объекты совершенно различаются по сравниваемым параметрам.

Келли не углублялся в исследования истоков появления и различий конструктов у людей – он лишь отмечал, что для формирования конструкта необходимо как минимум три наблюдаемых объекта, два из которых похожи, а один – кардинально от них отличается. Однако сейчас мы с уверенностью можем констатировать факт – основой конструктов становится жизненный опыт человека. Наши наблюдения за различными событиями жизни дают в результате некоторую систему, картину мира с общим сводом причинно-следственных связей. Разумеется, у каждого опыт субъективен – оттого подчас так разнятся и конструкты.

Возвращаясь к примеру, описанному в вводном абзаце – миссис Смит, опираясь на свой жизненный опыт, невысоко оценила Долли и ее одежду. Однако модный дизайнер, живший в доме напротив, восхитился стилем девушки и про себя назвал ее «элегантной». А сама Долли просто предпочитает «простую и удобную» одежду. И, да – все это тоже личностные конструкты, различность которых, как мы видим, иногда доходит до предела.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Психология личности

Следуя своим убеждениям, Джордж Келли был уверен, что можно найти теорию, которая подходила бы каждому пациенту, а главное, быстро бы распознавала его систему мира. Так появилась концепция личностных конструктов. В границах этого направления каждый человек является исследователем, который рассматривает окружающий мир сквозь личные категории, конструкты, свойственные только отдельному индивиду.

Келли говорил, что человек не является подвластным своим инстинктам, стимулам и реакциям. Каждый индивид способен изучать мир по-своему, придавать окружающей среде значения, конструкты и действовать в их рамках. Психолог определял конструкты как биполярные шкалы. Например, «общительный-замкнутый», «умный-глупый», «богатый-бедный». Благодаря тому, что индивид рассматривает объекты сквозь эти характеристики, можно спрогнозировать его поведение. На основе этих разработок Джордж Келли создал специальный Репертуарный тест ролевых конструктов, кратко говоря, Реп-тест.

Джордж келли: когнитивная теория личности

Реп-тест

Джордж Келли однажды сказал: «Для того чтобы помочь человеку, нужно знать, как он видит этот мир». Поэтому и был создан Репертуарный тест. Он считается хорошей диагностической методикой и, пожалуй, теснее другого психологического теста связан с теорией личности.

Реп-тест заключается в последовательном выполнении двух процессов:

  1. На основе предложенного списка ролей пациент должен составить перечень лиц, которые этим ролям соответствуют.
  2. Второй процесс заключается в формировании конструктов. Для этого психолог указывает на три написанных лица и просит пациента описать, чем именно двое из них отличаются от третьего. К примеру, если выбран список из друга, отца и матери, то пациент может сказать, что отец и друг похожи в своей общительности, а мать, напротив, достаточно сдержанный человек. Так появляется конструкт «застенчивый-общительный».

В целом в тесте обычно предлагают 25-30 ролей, которые считаются значимыми для каждого. Точно так же выделяется от 25 до 30 триад, и после каждой триады у пациента генерируется новый конструкт. Конструктам свойственно повторяться, но в каждом тесте выделяется примерно 7 основных направлений.

Особенности и применение

Джордж Келли и теория личностных конструктов совершили настоящую революцию в психиатрии. Благодаря репертуарному тесту испытуемый может не только свободно выражать свои мысли, но:

  • Предоставляет наиболее репрезентативные фигуры.
  • Конструкты, полученные в результате такого исследования, действительно являются той призмой, через которую человек познает мир.
  • Конструкты, используемые испытуемым, дают психологу четкое представление о том, как пациент видит свое прошлое и будущее.

Джордж келли: когнитивная теория личности

К тому же Реп-тест — одна из немногих наработок психологии, которую можно использовать в любых сферах. Всего лишь подбирая нужные роли, можно получить бесчисленное множество конструктов. Так, в 1982 году был сделан Реп-тест для определения конструктов, которыми пользуются покупатели парфюмерии. Впоследствии полученные конструкты использовали рекламные агентства. Созданная благодаря этому материалу реклама имела высокий уровень конверсии.

Джордж Келли всю свою жизнь изучал человеческую психологию и достиг немалых успехов. И даже сегодня результаты его исследований используются в разных сферах жизнедеятельности.

Особенности работы

Джорджа Келли можно считать родоначальником когнитивной терапии. При работе с пациентами он, как и многие другие психологи того времени, использовал психоаналитические интерпретации и был поражен тем, насколько его подопечные принимают фрейдовские учения. Это стало началом эксперимента: Келли начал использовать в своей деятельности интерпретации из самых разных психологических школ и направлений.

Это дало понять, что ни изучение детских страхов, ни копание в прошлом, которые рекомендовал Фрейд, не имеют основополагающего значения. Психоанализ был эффективным лишь потому, что предоставлял пациентам возможность мыслить по-другому. Проще говоря, Келли выяснил, что терапия будет успешной лишь в том случае, если подопечный сможет иначе интерпретировать накопленный опыт и стремления. Это касается и причины возникновения расстройств. Например, если человек уверен в том, что слова того, кто выше по статусу, априори верные, то он будет расстроен, если услышит критику в свой адрес.

Джордж келли: когнитивная теория личности

Келли помогал своим подопечным понять собственные установки и проверить их на практике. Он был одним из первых практикующих психологов, что пытался изменить способ мышления пациента. Сегодня эта практика считается базовой для многих терапевтических методов.

НАШИ ЛЮДИ

Яхода, Мария
Психологи

британская социальный психолог австрийского происхождения

Ястров, Джозеф
Психологи

американский психолог

Ярошевский, Михаил Григорьевич
Психологи

советский и российский психолог, историк науки, специалист по истории науки , психолингвистике, теории и методологии психологии, психологии творчества

Юстин, Эва
Психологи

немецкий психолог и известный расовый антрополог нацистской Германии, является одним из главных инициаторов геноцида цыган в Германии

Юнг, Карл Густав
Психологи

аналитической психологии

Эткинд, Александр Маркович
Психологи

советский психолог, впоследствии британский и американский культуролог, историк культуры и литературовед

Эриксон, Эрик Хомбургер
Психологи

Хомбургер Эриксон был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Энджелл, Джеймс
Психологи

американский психолог и педагог, ученик Джона Дьюи, один из лидеров американской ветви функциональной психологии

Теория

Основная статья: Метод репертуарных решеток

Основная работа Келли вышла в 1955 году — это «Психология личностных конструктов». В ней автор излагает авторскую концепцию психики человека. Согласно Келли, все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не раб своих инстинктов, не послушная игрушка стимулов и реакций и даже не самоактуализирующаяся самость. Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Наблюдая поведение окружающих людей, стремясь понять и спрогнозировать это поведение, человек строит свою индивидуальную систему личностных конструктов.
Конструкт — основное понятие теории Джорджа Келли — это основное средство классификации объектов окружающего мира, биполярная шкала, например — «хороший-плохой», «умный-глупый», «пьяница-трезвенник». То, какие конструкты выделяет человек, и что является противоположностью полюса, характеризует человека и потому представляет интерес для терапии.
С помощью приписывания объектам определённых полюсов конструктов и осуществляется прогнозирование.

Келли (Kelly) Джордж Александр

(1905—1966)— американский психолог, профессор и руководитель психологической клиники ун-та штата Огайо (1946— 1965). Автор оригинальной теории и методологии изучения личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов. Базовый постулат теории К. гласит, что организация психических процессов личности определяется тем, как личность предвосхищает (конструирует) будущие события. К. рассматривает человека как исследователя, постоянно строящего свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал — личностных конструктов — и исходя из этого образа выдвигающего гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов с тем, чтобы повысить адекватность последующих прогнозов. К. разработал методический принцип репертуарных решеток, с помощью которых самим К. и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности. К. принадлежит также психотерапевтический метод фиксированных ролей. Теория К. и ее методический инструментарий нашли широкое применение в различных областях клинической психологии, а также психологии обучения и ряде других прикладных областей (Bannister D. (ed.) Perspectives in personal construct theory, London, 1970). Созданная К. научная школа продуктивно работает в ряде научных центров стран Запада, прежде всего в Великобритании; с 1988 г. в США издается International Journal of Personal Construct Psychology. Основные труды К.: The psychology of personal constructs, N.Y., 1955; Clinical psychology and personality: The selected Papers of George Kelly, N.Y., 1969. В рус. пер. о методе К. вышла книга Ф. Фран-селла, Д. Баннистер Новый метод исследования личности, М., 1987. Д.А. Леонтьев

Оцените определение:

Университетские годы

Джордж Келли после завершения школы учится в Университете Френдз, в котором проводит 3 года. После него еще год получает образование в Парк-колледже. Там в 1926-м получает степень бакалавра в физико-математической сфере. После того как закончилась учеба, Келли думал начать работать инженером-механиком. Но из-за влияний дискуссий, что активно проходили между университетами, всерьез заинтересовался социальными проблемами общества.

Джордж Келли вспоминает, как на первом курсе предмет психологии показался ему очень скучным, профессор уделял много внимания теориям, а они были не особо интересными. Но заинтересовавшись социальными проблемами, поступает в Университет Канзаса. Там он изучает социологию, педагогику и рабочие отношения. В 1928-м пишет диссертацию на тему «Манера проведения досуга представителями рабочего класса Канзаса», за что и получает степень магистра.

Библиография

За свою жизнь Джордж Келли не только прослыл выдающимся врачом-психологом, который занимал руководящие должности, но и был известен как исследователь и писатель. Так, в 1955 году выходит двухтомный труд под названием «Психология индивидуальных конструктов», где описаны теоретические трактовки понятия «личность» и интерпретированы вариации причинных изменений личностных конструктов.

Джордж келли: когнитивная теория личности

1977 год был ознаменован выходом работы «Новые течения в концепции личностных конструктов». В 1989 году студенты кафедры психологии имели возможность ознакомиться с очередной книгой Келли «Психология конструктов». В 1985 году на прилавках появилась новая работа — «Развитие психологии конструктов». Все эти книги были напечатаны уже после смерти научного деятеля. Он работал над ними на протяжении всей своей жизни, каждую свободную минуту отдавая исследованиям. Все его идеи и исследования были подробно изложены в личных записях. Поэтому получилось систематизировать наработки профессора и издать еще несколько книг.

Биография

Джордж Александр Келли родился в 1905 на ферме под Пертом, округом Самнер, Канзас и пошел в Колледж Friends University и Парка, где он получил степень бакалавра в области физики и математики. Вначале, он интересовался социальными проблемами, и он продолжал получать свою степень магистра в области социологии в университете Канзаса, где он написал тезис по деятельностям в свободное от работы время рабочих. Он также закончил незначительные исследования в трудовых отношениях.

Келли преподавала в различных колледжах и других учреждениях с темами курса в пределах от разглагольствования к «Американизации». В 1929, после получения обменной стипендии, он получил степень бакалавра педагогических наук в Эдинбургском университете в Шотландии, сочиняя тезис, имеющий дело с предсказанием обучающего успеха. Он тогда возвратился в Соединенные Штаты, чтобы продолжить исследования психологии и получил ученые и докторские степени в области психологии в государственном университете Айовы. Его диссертация была о речи и чтении нарушений. В течение нескольких лет перед Второй мировой войной Келли работала в школьной психологии, развивая программу клиник путешествия, которые также служили учебным полигоном для его студентов. У него был пристальный интерес к клиническому диагнозу. Именно во время этого периода Келли оставила позади этот интерес к психоаналитическому подходу к личности человека, потому что он сказал, что люди были более обеспокоены стихийными бедствиями, чем какая-либо психологическая проблема, такими как относящиеся к либидо силы.

Во время Второй мировой войны Дилан Брандэйдж и Келли работали психологом авиации, где среди прочего он был ответственен за программу обучения для местных гражданских пилотов. После войны он был назначен профессором и директором Клинической Психологии в Университете штата Огайо, где он оставался в течение двадцати лет. Под его руководством программы обучения психологии выпускника OSU стали некоторыми лучшими в Соединенных Штатах, предложив уникальную смесь клинических навыков и сильного стремления к научной методологии.

Также в OSU Келли развила его крупный вклад в психологию индивидуальности. Психология Личных Конструкций была издана в 1955 и достигла непосредственного международного признания, получив его посещающий назначения в различных университетах в США, а также в Европе, прежнем Советском Союзе, Южной Америке, Карибском море, и Азии. Он также избирался президентом Клинического и Консультационными Подразделениями американской Психологической Ассоциации, и служился президент американской Экзаменационной комиссии в Профессиональной Психологии, обеспечивая экспертные знания и понимание, особенно относительно этических проблем.

Вдохновение Келли для теории личных конструкций прибыло от близкого друга его. А именно, этот друг был актером в некоторой драме в колледже, и в течение двух или трех недель он действительно вошел в свой характер и жил он, поскольку это было реальное его. Келли, в отличие от многих людей, которые рассмотрели бы это только как чистую привязанность, думала, что это было выражением его реального сам, и поведение было подлинно.

Келли также работала экстенсивно над исследованием значений и применений его теории, продолжая работать в клинической психологии. Джозеф Ричлэк среди знаменитых студентов его, которые подробно остановились на его теориях, но многие его студенты также стали очень выдающимися психологами. Другой интересный факт о Келли — то, что у него были все свои студенты, именуют его как «профессора Келли», однако когда они получили бы диссертацию доктора философии, они могли назвать его Джорджем, и он также назовет их их именем вместо «мисс», «г-жи»., или «Господин».

Джордж Келли умер 6 марта 1967, в возрасте 61 года, всего спустя два года после принятия Председателя Riklis Бихевиоризма в Университете Брандейса.