Эдипов комплекс

Позитивный и негативный эдипов комплекс

Если сын испытывает сексуальное влечение к собственной матери, что ведет за собой желание убрать отца в качестве соперника – это позитивный эдипов комплекс. Со временем страх наказания (по Фрейду – комплекс кастрации) подавляет в ребенке такие желания. А поскольку он не в состоянии заменить отца, конкурировать с ним, и хорошо понимает это, сын перенимает на себя черты характера папы, копирует черты взрослого мужского поведения и это формирует его личность.

Но бывают ситуации, когда у мальчика наблюдается желание заменить отцу мать в качестве сексуального объекта – это негативный эдипов комплекс.

Довольно часто обе разновидности сочетаются в поведении маленького ребенка, некоторые психоаналитики считают, что это следствие внутренней бисексуальности, которая присуща людям.

У девочек эта фаза развития называется еще «комплекс Электры» (это понятие ввел психоаналитик Карл Густав Юнг) – по сюжету еще одной драмы Софокла, в которой главная героиня убивает свою мать, мстя за отца.

Детская психология: что такое белый шум и зачем он нужен ребенку

Миф об Эдипе и психоанализ

Трагедия Софокла об Эдипе открывается разговором Эдипа с жрецом. На город свалился мор. Жрец говорит Эдипу:

Помощник Эдипа Креонт посылается к оракулу узнать причину.

Вестник отвечает, что боги карают город за убийство. Мировой порядок нарушен убийством предыдущего царя Лая. Пока убийца не изгнан, город будет страдать (Лай был царем города до Эдипа. Эдип же, по другим мифам о нем, стал царем, отгадав неразрешимую загадку Сфинкса; он в городе пришелец, не наследник, но эти сведения не из трагедии Софокла; подразумевается, что читателю эти сведения известны и так).

Есть старец Тиресий, который что-то знает. Он долго отнекивается, но Эдип принуждает его ответить. «Осквернитель — ты!» — слышит он от старца.

Креонта начинают обвинять как косвенно связанного с Тиресием — «Кого ты привел!», и Тиресия также изгоняют.

Супруга Эдипа Иокаста, когда-то бывшая женой Лая, открывает Эдипу тайну: у Лая был сын, но царю сделали пророчество, что он погибнет от рук сына. А Лай погиб на перекрестке трех дорог, от их с Иокастой сына же он давно избавился, оставив малютку погибать в горах.

Эдип уже о чём-то догадывается и настаивает на продолжении расследования, для чего посылает за оставшимся в живых свидетелем — слугой.

А пока его нет, рассказывает жене, что был приемным сыном своего отца (правителя другого города). Отправившись искать своих истинных родителей, дошёл до Дельф (храма Апполона), где получил множество страшных пророчеств о том, что станет убийцей отца и родит детей, от которых будут отворачиваться люди. Бежав, Эдип попал на перекресток трёх дорог. Встретив в узком месте повозку, был ударен возничим. Но в сердцах ответил ударом и в гневе убил всех остальных. Вот рассказ Эдипа Иокасте.

Тем временем приходит другой вестник из города, где вырос Эдип, и рассказывает новую правду: вырастивший его человек — не родной отец Эдипа, так как лично из рук вестника принял младенца. А младенец был найден пастухом в горах. Эдипа манит узнать своё происхождение, и он настаивает на продолжении расследования. Называют имя Лая — того человека, который избавился от младенца. Наконец, дожидаются и второго пастуха, которому Лай передал младенца, и тот подтверждает то, о чём уже все и так догадались. Он принял младенца от Лая и отнёс в горы.

Далее в финальной сцене мы узнаем от третьего лица, что Иокаста покончила с собой, а Эдип, осознав, что убил отца и женился на собственной матери, ослепил себя от горя и изгнал сам себя из города на страдания и мытарства по миру.

Этот греческий миф, скорее, говорит о силе рока и бессилии человека перед судьбой, но метафорически имя Эдипа было использовано Фрейдом для обозначения того повторяющегося невроза, который он видел в своих пациентах и который в дальнейшем будет назван Эдиповым комплексом, краеугольным камнем психоанализа.

Надо отметить, что в одном и том же произведении, в котором Фрейд выводит фигуру Эдипа, он также выводит и фигуру Гамлета, говоря о том же конфликте. Фрейд трактует Гамлета как человека, страдавшего от того, что есть другой, противник, реализовавший тайные и истинные мечты самого Гамлета — овладеть матерью и убить отца. Желающие узнать об этом поподробнее могут самостоятельно почитать «Толкование сновидений».

Но судьбе было суждено именно Эдиповому комплексу, а не комплексу Гамлета, стать центральным узлом психоаналитической теории.

Проявление Эдипа у мальчиков и девочек

Что такое Эдипов комплекс, расскажет раздел психоаналитической теории. Основными положениями этого комплекса становятся:

  • представление родителей для детей, как сексуальных объектов;
  • эротическое влечение к собственной матери в раннем возрасте у мальчишек;
  • сексуальное влечение к собственному отцу у девчонок;
  • ревностное отношение, споры с отцом;
  • амбивалентные чувства к своему родителю.

Влечение к матери или отцу может быть:

  • осознанным – проявляется у малышей или подростков, когда они понимают происходящее;
  • неосознанное – когда влечение к матери проходит на бессознательном уровне: ребенок слишком привязан к родительнице и не смыслит жизни без нее, поэтому ревностно отгоняет всех и не дает до нее даже дотронуться.

Синдром Эдипа у мальчиков

Эдипов комплекс у мужчин проявляется в детстве и имеет такие формы:

  • агрессия по отношению к родителю;
  • враждебное отношение;
  • ревность по отношению к матери.

Малыш, желающий видеть мать рядом с собой, видит в лице папы соперника и с ревностью относится к его отношениям с матерью. Ребенок не может стерпеть, что мать оказывает знаки внимания не ему, а отцу, и принимает такие действия, как измену. Дитя пытается скрывать свои чувства, потому что боится расправы со стороны сильного соперника.

Такая самоорганизация на уровне подсознания помогает ребенку самому подавить свои желания. Тогда к мальчику приходит понимание, что он должен быть похожим на отца.

Эдипов комплекс

Заболевание проявляется у мальчика враждебным отношением к отцу

Расстройство Электры у девочки

Комплекс Электры по Фрейду подразумевает под собой то, что во младенчестве девочка привязывается к родителям в одинаковой степени. Объектом любви поначалу является мать. По достижению трехлетнего возраста дитя вдруг обнаруживает отсутствие у себя полового члена. Новшество в собственном теле делает открытие в развитии сексуальности девочки. Теперь она представляет себя рядом с отцом, а мать отталкивает ревностью и агрессивным настроем.

Эдипов комплекс у женщины имеет схожесть с мужским расстройством. В детском возрасте девочка ревностно относится к отношениям матери и отца. Может случиться так, что дочь будет винить мать в своей проблеме, отсюда и враждебный настрой к родительнице. Мысленно дитя может мечтать о жизни с отцом, о том, как будет иметь детей от него.

Взглянув на ситуацию с другой стороны, можно прийти к выводу, что комплекс Электры в психологии тоже важен в плане осознания женщиной своего «Сверх-я», которого у нее может и не произойти, вследствие чего зарождаются комплексы и чувство неудовлетворенности собой.

Эдипов комплекс

Описание комплекса Электры

Что такое Эдипов комплекс?

Эдипов комплекс — это сексуальное влечение к родителю противоположного пола и чувство ревности к представителю своего пола. Был назван, описан известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в честь мифа об Эдипе, который убил своего отца-царя и женился на своей матери.

Сын испытывает сексуальное желание и сильную любовь к матери. К отцу же агрессивные чувства, ревность. Стремится отодвинуть его в сторону, чтобы занять место отца. Пытается вести себя, как мужчина, насколько это входит в детские несформированные понятия. Также дочка хочет стать на место матери. Иногда для этого выделяют специфическое название – комплекс Электры.

Фрейд утверждал, что комплекс Эдипа характерный для всех детей от 3 лет – время становления отдельной личности, отдельного «Я». И должен в норме пройти до 6-7 лет. Если этого не происходит, то стоит говорить о нарушении развития и его надо исправлять.

Психология комплекса Эдипа

Не все психологи спокойно приняли фрейдовскую трактовку легенды и оформление теории. Некоторые вообще её не воспринимали и интерпретировали по-другому. Адлер утверждал, что так проявляется желание господствовать над обоими родителями.

Юнг говорил, что стремление сына быть ближе к своей матери – это ни что иное, как желание вернуться в лоно. Там было тепло, уютно, обволакивало постоянное чувство защиты и любви. От тебя ничего не требовалось, как сейчас в 3-4 года.

Фромм утверждал, что так проявляться желание ребёнка свергнуть патриархальный режим в семье. Райх добавил: Эдипов комплекс не будет постоянным элементом развития. Когда в будущем поменяются роли в семье, он может исчезнуть. Так психологи и не дошли до одной точки зрения, современные эксперименты не могут прийти к одному умозаключению.

Ещё Фрейд предполагал, что именно с возникновением этого комплекс связано наличие запретов морали, религии и культуры в виде инцеста. Поскольку сексуальное желание со стороны ребёнка имеет воплощение в реальной жизни.

Основные признаки

В зависимости от того, какой тип воспитания в семье, какие взаимоотношения между членами, основные симптомы могут отличаться. К основным относятся:

Капризное поведение

Ребёнок пытается обратить на себя внимание родителя противоположного пола. Поэтому пытается это сделать не только хорошим поведением, но и капризами, истериками.

Стрессовое состояние психики

Находятся в постоянном напряжении и раздражении, поскольку испытывают новые ощущения, которые не понимают. Также, вокруг постоянно находится соперник, за которого надо быть лучше.

Чувство собственности. Сложно отпустить маму/папу на целый день, если уходит на работу, в гости, по магазинам. Ребёнок грустит, скучает, пока не вернётся родитель.

Отсутствие друзей. Отказывается от общения и проведения времени со своими сверстниками. Отдаёт предпочтение и внимание только маме/отцу.

Сновидения. Если расскажет о своих снах, то часто можно услышать эротический подтекст относительно одного из родителей.

Последствия нарушения развития

Комплекс должен пройти до 6-7 лет. Если же нет, то это отпечатается на личности подростка, а потом и взрослого человека. Парень будет несамостоятельным, поскольку привык всегда быть возле мамы, которая решает за него все вопросы и проблемы. Отсюда выплывает и неуверенность в своих действиях. Также и относительно тандема дочка-отец.

Дети обретают черты родителей с противоположным полом. Девочки имеют сильный и упрямый характера, целеустремлённые, иногда даже агрессивные. Такие личности привлекают мужчин, ими интересуются. Но сложно построит отношения, к ним часто не могут найти правильный подход.

Относительно сына, то ситуация хуже. Поскольку слабо характерный, женоподобный мужчина мало кого привлекает. И как следствие, вовсе не складываются отношение с противоположным полом. Становится замкнутым, усиленное чувство одиночества. Может со своей стороны разочароваться в женщинах, поскольку они не похожи на его идеальную Маму.

Как себя вести родителям?

Взаимоотношения с противоположным полом, сексуальность, схема построения будущей семьи ребенка формируются в зависимости от того, как пройдена фаза эдипова комплекса.

Какую линию поведения выбрать родителям, чтобы не навредить своему малышу?

  • Прежде всего, не нужно слишком сильно реагировать на любые проявления эдипова комплекса. Надо быть спокойным, уверенным и в меру мягким.
  • Ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессию, но и не стоит благосклонно принимать настойчивые проявления любви ребенка.
  • Игнорировать чувства детей тоже не выход. Своим участием, поддержкой вы помогаете им решать внутренние проблемы, создавать зрелые отношения и корректировать свое импульсивное поведение.
  • Нужно объяснять малышу, что в обществе есть табу, и мама не может стать женой сыну, а дочь не может выйти замуж за папу. Нельзя, чтобы ребенок поверил, что такая ситуация возможна.

Надо сказать, что стадию эдипова комплекса все дети проходят по-разному: у кого-то кардинально меняется поведение, а кто-то очень спокойно и быстро переключается в своей «любви» на представителя другого пола, но не родственника: воспитательницу, девочку или мальчика в детском саду, друга отца.

10 правил, которые помогут разрешить семейный конфликт и не навредить ребенку

Ребенок должен «проиграть» в борьбе за родителя противоположного пола – в этом основная задача взрослых. Малыш должен понять, что отношения между мамой и папой – взрослые, а ему такие будут доступны только когда он вырастет. В этом же возрасте должно сформироваться понимание, что инцест – это табу в нашем обществе.

Самое главное в этот период – твердость и последовательность родителей, и в то же время – понимание, поддержка и любовь к ребенку.

Как избавиться от эдипова комплекса

Нездоровые взаимоотношения являются причиной фиаско в семейной жизни, неудовлетворённости и немотивированной агрессии. Как избавиться от эдипова комплекса во взрослом состоянии? В первую очередь нужно осознать его наличие. Отрицая очевидное, невозможно двигаться дальше.

Избавление от комплекса потребует усилий и времени. Довольно трудно исключить из жизни то, что стало её основой. Все взаимоотношения крутятся вокруг данного комплекса, роль в семье и социуме зависит от того, как ощущает себя человек.

По сути, эдипов комплекс – это зависимость от матери в эмоциональном и физическом плане. Взрослый сын испытывает потребность в опеке, поддержке, чрезмерных ласках с её стороны. «Маменькин сынок» очень часто и не желает избавляться от своего наследия, его всё устраивает. Такие мужчины чаще всего не заводят собственные семьи, продолжают жить с матерями и даже умирают вслед за ними. Они не ощущают собственной значимости и не способны выживать в социуме самостоятельно.

Эдипов комплекс

Чтобы избавиться от комплекса, нужно разорвать те связи, что сформировались, начать жить самостоятельно, независимо от матери. Для начала свести к минимуму все контакты, пойти на консультацию к профессионалу. Но это подобно лечению от наркомании, алкоголизма или других зависимостей.

Чаще всего жертв таких отношений всё устраивает, причём обе стороны не стремятся что-то менять. Не выдерживают конкуренции как раз жёны, которым достались в мужья «маменькины сынки». Подобное лечение малоэффективно даже с применением медикаментов. Оно, возможно, только если сам мужчина ищет выход из ситуации и хочет порвать замкнутый круг, и заключается это в огромной работе над своим подсознанием.

Бисексуальность

Фрейд следующим образом описывает формирование выбора сексуального объекта или, говоря иначе, полового предпочтения, в рамках позитивного Эдипова комплекса:

«Выбор сексуального объекта находит свое выражение обычно уже по отношению к родителям; естественное предрасположение устраивает так, что отец балует дочь, а мать ‒ сына, в то время как оба они там, где влияние их пола не омрачает чистоты их суждения, с одинаковой строгостью относятся к воспитанию детей. Ребенок замечает предпочтение и восстает против того из родителей, который противится такому баловству.»
(“Толкование сновидений ”)

Соответственно, если папа балует сына, а мать ‒ дочь, формируется противоположная ориентация, названная Фрейдом негативным Эдиповым комплексом.

Но Фрейд не удовлетворяется «просто» баловством родителей при формировании сексуальных предпочтений ребенка и идет дальше. Еще в Очерках по теории сексуальности Фрейд обосновывает возможность гомосексуального выбора или, как он выражается, инверсии, которая и создает возможность для формирования негативного Эдипова комплекса. Исходя из умозаключения, что «половое влечение, вероятно, сначала не зависит от объекта и не обязано своим возникновением его прелестям», Фрейд делает вывод «об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных».

Исходя из своей «старой» идеи о бисексуальности Фрейд меняет свой взгляд на природу амбивалентности:

«Возможно, что и амбивалентность, констатированную в отношении к родителям, следовало бы безусловно отнести к бисексуальности, а не к развитию из идентификации вследствие установки соперничества, как я это .»
(“Я и Оно”)

Так Фрейд отходит от определения амбивалентности как «просто» ситуации . Этим Фрейд последовательно продолжает свою линию примата сексуальности, которую он назвал . Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что если сказать: мальчик испытывает противоречивые, амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны ненависть, а с другой любовь ‒ то под любовью теперь Фрейд понимает только сексуальную любовь, то есть либидо.

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким ‒ позитивным и негативным, в соответствии с бисексуальностью ребенка. Например, у мальчика, не только амбивалентная установка к отцу и нежное отношение к матери, но одновременно он и ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери.»
(Там же)

Так Фрейд, исходя из природы врожденной бисексуальности, выводит понятие полного Эдипова комплекса. При этом, уже получается, что мальчик испытывает к отцу пассивно-гомосексуальные стремления: «ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку», ‒ а не «просто» испытывает любовь и восхищение.

Для девочек гомосексуальный выбор не оказывается конфликтным, о чем мы будем говорить в одной из следующих . Но для мальчика «любовь» к отцу вызывает новую волну (описанного в предыдущей статье), по той причине, как считает Фрейд, что это мальчика наводит на мысль, что для того, чтобы его «любил» отец, он должен лишиться пениса.

На этом этапе развития истории мальчика и девочки радикальным образом расходятся.

примечания

показывает, что желание смерти, возникающее у ребенка, не означает желание смерти во «взрослом» смысле этого слова. Это расходится с содержанием мифа об Эдипе, в котором происходит реальное убийство. В “Тотем и табу” Фрейд прямо пишет про убийство отца в строгом смысле этого слова. Поэтому, Эдипов комплекс, все же, ассоциируется с кровавыми намерениями ребенка в адрес своего родителя. Поэтому Эрих Фромм особо подчеркивает в связи с этим:

«Маленький мальчик не понимает, что значит смерть, и на самом деле он говорит: “Я хочу, чтобы папа ушел, чтобы мне досталось все твое внимание”. Сделать вывод, что сын глубоко ненавидит отца, настолько, что желает ему смерти, значит не учитывать специфики воображаемого мира ребенка и разницы между ним и взрослым.»
(“Величие и ограниченность теории Фрейда”). «, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

«, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

Происхождение названия

Название «Эдипов комплекс» взято из трагедии Софокла «Царь Эдип». Согласно мифическому сюжету, древнегреческий царь Лай получил предсказание, что умрет от руки своего сына. Испугавшись, Лай велел своему слуге убить младенца. Слуга пожалел ребенка и передал его пастуху, а тот, в свою очередь, правителю своего царства. Царь сделал мальчика своим приемным сыном и дал ему имя Эдип. Повзрослев, парень узнал о пророчестве и поспешил покинуть королевство, чтобы не подвергать опасности своего отца. На своем пути он встретил старца, между ними завязался спор, и Эдип убил его.

Эдип последовал в Фивы, где народ назначил его царем. Предыдущий правитель был убит неизвестным человеком, поэтому парень женился на его жене – одинокой царице. Через некоторое время выяснилось, что Эдип и был тем страшным убийцей царя (своего родного отца), не ведая того стал мужем собственной матери и отцом их общих детей.

Эдипов комплекс

Когда страшная правда всплыла на поверхность, Эдип ослеп от горя и переживаний. Его мать повесилась по аналогичной причине.

Амбивалентность

В мифе о царе Эдипе, который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса, Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть, Эдипов комплекс неотвратим. «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений” Фрейд)

Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип” я посвящу одну из следующих из цикла об Эдиповом комплексе, а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен, и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть. Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:

«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер, потому что ребенок знает: «мертвых», как например дедушки, никогда нет, они .»
(“Толкование сновидений”)

Этим Фрейд подчеркивает специфику «желания смерти» ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью, потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.

Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью. Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить, потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:

« в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно отлично согласуется с Эдиповым комплексом, подготовке которого оно способствует.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”)

То есть мальчик, подражая отцу, идентифицируется с его мужественностью, в конце концов, мужской агрессивностью, которая же потом и оборачивается против отца в расцвете Эдипова комплекса. Но отец, по-прежнему, остается идеалом для мальчика, попросту говоря, мальчик продолжает его любить.

«Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца также и у матери. Идентификация амбивалентна с самого начала, она может служить выражением нежности, равно как и желания устранить отца.»
(там же)