ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ

Эффект Веблена

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь

В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

3

Социологическое описание

Начать мы решили именно с этой категории, так как все мы живем в социуме и больше всего взаимодействий происходит именно с другими людьми, а не с объектами или предметами. Люди вызывают в нас наиболее сильные эмоции, воспоминания, чувства, определенные личности являются ключевыми в наших жизнях. Вспомним старую цитату: «Первое впечатление нельзя произвести дважды». Почему говорят именно так? Все дело в том, что большинство людей запоминают других особей именно опираясь на стартовый опыт общения (даже если оно невербальное). Дальнейшие действия личности всегда оправдываются его первоначальными поступками, манерами, словами. Мы всегда «примеряем» образ человека, увиденный в нем впервые, на его современный облик, даже если он изменился. Давайте рассмотрим простейший пример: вы знакомитесь с маленькой дочкой своих друзей 5 лет, она светловолосая милая девчушка. После ваше общение с товарищами прекращается на 15 лет, и вот вы вновь встретились, а вы видите перед собой уже не маленькую девочку, в взрослую женщину. Но вы не можете отделаться от чувства, что где-то внутри нее сидит та самая малышка.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя

Экспериментатор, который твердо верит в
гипотезу или надежность информации, неосознанно
действует таким образом, чтобы получить соответствующие
результаты, подтверждающие гипотезу. Это называется
эффектом Пигмалиона. В эксперименте Р. Розенталя
участникам поручали провести определенную работу
(эксперимент) с популяцией крыс, а именно следить за их
поведением в лабиринте. В одном случае участнику
говорили, что крыса «умная», а в другом — что «глупая».
В результате были получены данные, которые это
подтвердили.

Оказалось, что когда участник работал с
«умной» крысой, он был с ней более мягким, поглаживал
ее, поэтому создавал дополнительные положительные
подкрепления для выполнения задания. Впоследствии Р.
Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли
экспериментатора выступили учителя. Оказалось, что
«способные» (в той же мере, что и крысы) ученики
достигли более значительных успехов.

Эффект Розенталя также получил название
«эффекта предвзятости экспериментатора». Он относится к
группе артефактов, обусловленных свойствами
исследователя. В 1966 г. Р. Розенталь описал, что
артефакты возникают в результате таких особенностей
деятельности экспериментатора:

Ожидания экспериментатора определяют
характер полученных им данных.

Осознание экспериментатором своей
собственной склонности находить ожидаемые данные может
привести к противоположному эффекту: искать предвзято
только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы
не казаться предвзятым.

Экспериментаторы, которые в начале
исследования получают очень «хорошие» данные, пытаются
дальнейшие данные еще больше улучшить, те же
экспериментаторы, которые изначально получают «плохие»
данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.

Эффект предвзятости экспериментатора
проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные
(«фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым.
Он просто неосознанным образом (вербально или имплицитно
поведением) поддерживает именно те действия испытуемых,
которые подтверждают гипотезу.

Предвзятость экспериментатора отражается
в интонации, а также визуально, если он и исследуемый
работают вместе и видят друг друга во время
эксперимента.

Эффект предвзятости больше проявляется у
тех исследователей, которые стремятся к поддержке,
активно жестикулируют, по-дружески и с интересом
относятся к испытуемым.

Этот эффект усиливается, когда
экспериментатор и испытуемый знают друг друга.

Экспериментаторы-женщины больше склонны
к предвзятости, чем мужчины.

Исследователи проявляют устойчивые
тенденции, которые влияют на ход экспериментальной
процедуры и являются последствиями неосознанного уровня
психической регуляции. Экспериментатор организует
деятельность исследуемого лица, дает задание, оценивает
результаты, изменяет условия исследования, регистрирует
особенности поведения участника и результаты его
деятельности. Для того, чтобы избежать влияния
заинтересованного исследователя на эксперимент с целью
подтвердить свою теорию, надо привлекать других ученых,
которые не знают его цели и теорий. Также уместной
является проверка результатов исследователями, которые
критически настроены к гипотезам автора исследования.

Экспериментаторы — это люди, по-своему
заинтересованные, которые в свойственной им манере
наблюдают, фиксируют и оценивают явления. Они также
имеют разную мотивацию, принадлежат к разным
этнокультурным общностям. При стремлении к новому и
соблюдении образцов поведения настоящего ученого,
экспериментаторы имеют разные представления о путях и
способах познания. Как отметил А. Шопенгауэр, «человеку
свойственно принимать пределы своего понимания за
пределы вселенной».

При проведении исследований
экспериментаторы допускают такие ошибки, обусловленные
эффектом Пигмалиона:

Занижение слишком высоких результатов.
Возможно также завышение низких оценок, деформация шкалы
и сближение результатов до среднего значения. Причиной
может быть неосознанная тенденция «привязывать» данные
исследуемого к своим собственным.

Избегание крайних оценок (как низких,
так и высоких), группировки данных только вокруг
среднего значения.

Завышение значения определенного
параметра или определенной задачи по экспериментальной
серии. Через призму этой установки и происходит оценка
задач и личностных качеств.

Для того, чтобы нейтрализовать
артефакты, обусловленные экспериментатором, следует
увеличивать число исследователей, наблюдать за их
поведением, проводить специальное обучение и тренировки,
скрывать от них основную гипотезу, свести к минимуму
контакты экспериментатора и испытуемого.

Официальная трактовка термина

В психологии эффектом первичности называют более высокую вероятность запоминания именно первых элементов какого-либо ряда либо же первых действий и поступков человека, или же первых впечатлений о чем-либо или ком-либо. При этом те поступки/элементы/впечатления, которые находятся как бы в середине или в конце намеренно упускаются памятью, или же сохраняются в ней на поверхностном уровне. В дальнейшем, когда человек сталкивается с тем объектом, который ранее произвел на него какое-либо впечатление, срабатывает тот самый эффект первичности, за счет которого он вспоминает лишь самые начальные ощущения и руководствуется исключительно таковыми, делая дальнейшие выводы и заключения.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ

Словари дают нам достаточно полное и четкое понятие данного термина, но для некоторых людей научные слова остаются загадкой. Поэтому мы решили на наглядных примерах и более доступным языком рассказать обо всех тонкостях данного явления.

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне. После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.

11

Эффект аудитории Эффект Зайонца

Эффект аудитории проверялся в
исследованиях Роберта Зайонца. Присутствие любого
внешнего наблюдателя, в частности, экспериментатора и
ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту
или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов,
которые показывают лучшие результаты на публике, чем на
тренировке. Зайонц установил, что во время учебы
присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает
результативные показатели. Когда же деятельность усвоена
и сводится к простому физическому усилию, тогда
результат улучшается.

После проведения дополнительных
исследований были установлены следующие зависимости
эффекта аудитории:

Влияние оказывает не любой наблюдатель,
а лишь компетентный и авторитетный для исполнителя,
который может дать ему оценку. Чем авторитетнее
наблюдатель, тем больше проявляется этот эффект.

Влияние тем больше, чем сложнее задача.
Новые навыки и умения, интеллектуальные способности
более податливы воздействию (в сторону снижения
эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и
сенсомоторные навыки проявляются легче,
производительность их реализации в присутствии
авторитетного наблюдателя повышается.

Соревновательная и совместная
деятельность, увеличение количества наблюдателей
усиливает эффект аудитории (как в положительном, так и
отрицательном направлении).

Тревожные исследуемые при выполнении
сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных
усилий, переживают больше трудностей, чем эмоционально
стабильные личности.

Действие эффекта Зайонца подчиняется
закону оптимума активации Йеркса-Додсона: присутствие
внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает
мотивацию испытуемого; следствием этого может стать
повышение производительности или слишком высокая
мотивация, которая может привести к срыву деятельности.

Во что верят люди

В первую очередь заметим: люди верят только человеку, который кажется им авторитетным. То есть студенты доверяли Фореру и, соответственно, поверили в результаты теста и ту характеристику, которую он якобы составил. Кроме того, преподаватель убедил студентов в том, что каждое описание было составлено индивидуально. Такой прием всегда подкупает людей и заставляет их верить в правдивость информации. Эффект Барнума, примеры которого встречаются в повседневной жизни довольно часто, можно проследить, читая гороскоп. Более нелепыми кажутся характеристики по группе крови и цвету глаз, но, несмотря на это, людей, которые с ними согласны и верят в них, огромное множество.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ

Одно дело, когда человек видит гороскоп или характеристику в газете: он вроде и верит написанному, но отчасти сомневается. В любом случае это ему не вредит. А вот другой пример: ваш друг сообщает вам, что изучил тайну астрологии и теперь готов составить персональный гороскоп именно для вас. Если вы не полный скептик, то согласитесь, хотя бы ради любопытства, и, усмотрев в тексте стандартные фразы, которые встречались в материалах эксперимента Форера, скорее всего, поверите в его правильность. А как же иначе? Ведь гороскоп был составлен авторитетным человеком и именно для вас. А вот еще одна сторона медали: за персональный гороскоп необходимо заплатить деньги — тут-то в основном и кроется надувательство.

Эффект плацебо

Этот эффект был установлен медиками. Он
основывается на целенаправленном или неосознанном
внушении врачом или экспериментатором, что определенный
фактор (препарат, способ действий) должен привести к
желаемому результату. Вера испытуемых или пациентов
действительно может творить чудеса, хотя сам фактор
никакого действия не играет. Если больные ожидают, что
препарат должен способствовать улучшению их состояния,
то у них действительно наблюдаются изменения к лучшему.

В медицине плацебо (лат. placere —
нравиться) означает препарат, у которого нет лечебных
свойств («фальшивые лекарства»). Термин «эффект плацебо»
введен в научный оборот американским врачом Генри
Бичером в 1955 г., который выяснил, что примерно треть
пациентов выздоравливают от таблеток-«пустышек», которые
не содержат действующих веществ. Серьезное изучение
эффекта плацебо развернулось во время Второй мировой
войны. Когда во фронтовом госпитале не хватало
обезболивающих средств, анестезиолог Генри Бичер
убедился, что в отдельных случаях инъекция
физиологического раствора имеет практически то же
действие, что и настоящее лекарство. Вернувшись с войны,
врач с группой коллег из Гарвардского университета
приступил к изучению этого феномена. Результаты своих
исследований он подытожил в 1955 г. в статье
«Сильнодействующие плацебо».

Переключение

Переключение – это постоянная смена торговых стратегий без реальной причины для этого. Обычно это происходит либо после череды проигрышных сделок, либо после изменения эквити счета на негативное.

Последние из совершенных проигрышных сделок достаточно убедительны, чтобы заставить трейдера поверить, что его стратегия больше не жизнеспособна, хоть она и является прибыльной в общем.

Когда это происходит, трейдер меняет стратегию. Когда похожая просадка происходит при использовании новой стратегии, он снова меняет ее и так далее.

Трейдер считает, что успешно избегает серий проигрышных сделок, поскольку прекращает торговать по стратегии, когда она становится убыточной. В реальности у систем не бывает прибыльных периодов, поскольку каждая из них никогда не проходит полностью через просадку и не начинает приносить прибыль; в результате, наличие лишь убыточных серий сделок влияет на торговый счет.

Если стратегия была протестирована и существуют доказательства, что она является выигрышной, тогда правильным будет торговать по ней в течение периода просадки. Однако плохие результаты торговли будут недавним событием, и вместо следования логичному плану, трейдеры постараются избегать проигрышных сделок, переключаясь с выигрышной системы на иную.

5 Основные виды предрассудков: расизм, сексизм, эйджизм.

предрассудок

это всегда заведомое осуждение, которое
внушает нам предубеждение против
человека исключительно на основании
его идентификации с определенной группой

Предрассудок
— это ложный, но укоренившийся в сознании
взгляд на что-либо. Предрассудка являются
такие понятия, как стереотип и
предрассуждение. Социальные проявления
предрассудков: расизм,
сексизм, эйджизм

(дискриминирующее поведение по отношению
к определенной группе людей или
конкретному человеку на основании его
принадлежности той или иной возрастной
группе, например, к категории пожилых
людей) и др.

Эйджи́зм
— полит. термин, обозначающий дискриминацию
младшего или старшего поколения,
мотивированную скрытым либо явным
предположением, что молодые не способны
судить о каких-л. вещах, а старые — немощны.Убеждение,
что пожилые люди – которые живут на
социальные пособия, являются лишними
членами общества, иначе говоря,
бесполезными.

Дискриминирующее
поведение

  • на
    многие должности берут претендентов
    не старше определенного возраста.
    несмотря на его опыт и прочие достоинства,

  • в
    своей семье –более молодые родственники
    могут не прислушиваться к их мнению,
    игнорировать.

Расизм
— совокупность воззрений, в основе
которых лежат положения о физической
и умственной неравноценности человеческих
рас и о решающем влиянии расовых различий
на историю и культуру.

Расизм-
институциональная практика, выражающаяся
в том, что представителям определенной
расы навязывается подчиненное положение.»

Расистским
является убеждение в том, что расовые
признаки имеют решающее влияние на
способности, интеллект, нравственность,
поведенческие особенности и черты
характера отдельной человеческой
личности, а не общества или общественной
группы.

Идеи
Расизма

об
изначальном разделении людей на высшие
и низшие расы, из которых первые являются
создателями цивилизации и призваны
господствовать над вторыми. Осуществление
расистских теорий на практике порой
находит своё выражение в политике
расовой дискриминации.

Сексизм
— категория , введенная представителями
феминистской парадигмы и обозначающая
позицию или действие , которые принижают,
исключают, недооценивают и стереотипизируют
людей по признаку пола.

это
ориентация , которая ставит в
неблагоприятные условия один пол по
отношению к другому.

сексизм

дискриминация женщин.

– дискриминация
по признаку пола (от англ. sex – биологический
пол)

Вопрос 14. В чем заключается основная идея гештальт-теории памяти

В
конце XIX века появилось гештальттеория
памяти.
Для нее исходным понятием и одновременно
главным принципом, на базе которого
необходимо объяснять феномены памяти,
выступила не ассоциация первичных
элементов, а их изначальная, целостная
организация – гештальт. Именно законы
формирования гештальта, по убеждению
сторонников этого направления, определяют
память. Главная идея этого направления
состояла в том, что и при запоминании и
при воспроизведении материал обычно
выступает в виде целостной структуры,
а не случайного набора элементов,
сложившегося на ассоциативной основе.
Динамика запоминания и воспроизведения
у гештальтистов выглядела следующим
образом. Некоторое, актуальное в данный
момент времени потребностное состояние
создает у человека определенную установку
на запоминание или воспроизведение.
Эта установка оживляет в сознании
индивида некоторые целостные структуры,
на базе которых в свою очередь запоминается
или воспроизводится материал. Поскольку
и мотивационные состояния, которые
детерминируют мнемические процессы у
человека, и сами гештальты понимались
как наперед заданные, неразвивающиеся
образования, то гештальттеория не смогла
объявить вопрос о зависимости развития
памяти от практической деятельности
людей.

Эффект Фокса

Эффект Фокса объясняет еще причину
возможных артефактов во время психологического
исследования: если исследователь производит очень
положительное впечатление на участников исследования,
это может вызвать слишком большой энтузиазм, доверие,
некритичность.

Так, талант лектора может маскировать
низкое качество, надуманность и бессодержательность его
лекции, а студенты будут уверены, что они действительно
чем-то научились.

Эффект Фокса получил свое название в
1970 г., когда в Калифорнийском университете был
проведен эксперимент, в котором актер выступил под
именем доктора Майрона Фокса и прочитал лекцию
студентам. Содержание доклада было выдержано в научном
стиле, но не отвечало теме, было незавершенным,
противоречивым, наполненным неологизмами.

Актер, который ничего не понимал в теме,
читал доклад очень экспрессивно, ярко, вызвал большую
симпатию аудитории.

Эффект Фокса свидетельствует, что
существует вероятность артефактов в психологическом
исследовании, когда участники эксперимента положительно
оценивают психолога и слишком доверяют ему. Психолог
должен вести себя в процессе исследования спокойно и
избегать излишней экспрессии.

Верните логичный образ мыслей с помощью торгового журнала

Эффект новизны заключается в принятии трейдером торговых решений на основе эмоций, а не логики.

Когда разум находится под влиянием эмоций, сложно переключиться обратно на логическое мышление.

Использование торгового журнала может помочь заставить разум думать логически, поскольку торговый журнал представляет собой факты и данные. Предположим, что трейдер всегда записывает свою торговую активность; тогда, если он смотрит на результаты прошедших сделок, он получает информацию от фактов, а не от эмоций.

С этими данными нельзя спорить, поэтому прочтение предыдущих результатов, которые демонстрируют прибыльность системы, вернет разуму способность мыслить логически.

Любимая работа

В данной сфере человек, пользуясь подобным свойством собственной психики, также может влиять и на самого себя, и на собственное начальство. В современном бизнесе, как мы знаем, работают преимущественно прогрессивные личности, которые не привыкли задерживаться на своих первых впечатлениях. Они всегда активно следят за новинками, в том числе и за вашими последними действиями и поступками. Допустим, ранее вы были «серой мышкой» в плане работы, то есть не слишком ответственно относились к ней, могли себе позволить уходить раньше, не беспокоились за успех кампании. Но в последнее время начали проявляться энтузиазм, появилась хватка, азарт. В подсознании начальства сработал эффект новизны — он увидел обновленную вашу личность. Это стало причиной карьерного роста и повышения статуса. Если же вы работаете на себя, то каждый новый успех будет стимулировать вас к большему и заставлять думать о себе лучше и лучше.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ

Небольшое вступление

Поведение и мировоззрение большинства людей базируется на трех основных психологических эффектах: новизны, первичности и последовательности. Каждый из них может быть, в большей или меньшей степени, определяющим для человека. Итак, эффект первичности — это когда припоминаются лишь первые впечатления о предмете, явлении, о человеке, и именно на них базируется дальнейшее мнение. Например, актер, который сыграл Гарри Поттера, навсегда своим героем и остался. Это так называемый всеобщий эффект первичности. Что же касается эффекта последовательности, то в данном случае той самой «призмой мировоззрения» является предыдущий фактор. Именно он влияет на оценку того, который идет за ним. Например, вы пришли первый раз в салон сделать маникюр, и вам понравился результат. Вы пришли туда во второй раз — результат опять понравился. Придя в третий раз, вас что-то не устроило, и этот фактор стал решающим — вы сменили салон красоты. Ну, а теперь переходим к трактовке главного термина.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ

Вопрос 32. Как формулируется закон интереса в памяти и какими способами можно привлечь интерес к воспринимаемой информации

Закон
интереса:
интересное запоминается легко и не
требует для этого много усилий

Поэтому
важно, чтобы запоминаемый материал
вызывал интерес. Для этого его следует
излагать в яркой, образной, проиллюстрированной
убедительными примерами форме, что
определяет непосредственный
интерес к
материалу и улучшает его запоминание.
Такой интерес вызывается эмоциональной
привлекательностью объекта

Основой
же формирования опосредованного
интереса к
материалу является осознание его личной
значимости. Поэтому всегда важно
показывать (или осознавать), для чего
этот материал будет нужен, где его потом
можно будет использовать в будущей
работе.

Эффект ореола

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу

Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью

Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность – это предмет глубокого и тщательного изучения.

Желание разобраться в особенностях человеческой натуры – это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь. Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!

Удовольствие

То самое чувство, когда испытал что-то новое и теперь дико рад этому, сравнить нельзя ни с чем. Это касается и экстрима, и путешествий, и даже выступлений на сцене. Да что уж там, порою новая пара обуви дает ощущение неземного счастья. Но не менее сильно нас радуют и те вещи, которые были милы давным-давно, и теперь почему-то забыты. Мы вспоминаем, повторяем и вновь становимся счастливее. Вот именно при таких случаях эффект новизны и первичности в психологии идут рука об руку. Открывая что-то принципиально новое, вы наслаждаетесь им, так как это для вас в первый раз. А вспоминая былые наслаждения, вы придаетесь тому самому эффекту первичности, вызывая также положительные эмоции у самого себя.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ

Ради себя любимого

Мы давно уже поняли, что окружающим до нас нет никакого дела. Они нас оценивают лишь моментально, на секунду задумавшись, и после забывают. Но мы же полагаем, хотя знаем, что это не так, что они день и ночь думают о том, какие мы умные/модные/красивые/богатые/успешные и т. д. Мы стараемся как бы для них, чтобы в глазах общества стать лучше, а получается, что становимся лучше мы для себя. Давайте приведем пример: в школе вы были самым непопулярным человеком, водили общение с такими же отшельниками, не были частью шумных компаний. Но теперь вам уже 30, и у вас свой бизнес и достаточно интересный круг общения. Вы пользуетесь популярностью в нем, вас знают многие влиятельные люди. Приходя на встречу выпускников, вы вероятнее всего шокируете их этим, и заставите думать о вас иначе. И ведь вероятнее всего вы добились своего успеха только потому, что в школе не имели такового. Теперь вы хотите продемонстрировать одноклассникам, что вы стали другим, они это видят и отмечают, но после встречи опять забывают о вас. Получается, что ради эффекта новизны вы изменились к лучшему.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ