Озарение, или инсайт

Основные положения

Озарение, или инсайтРоберт Зайонц

Основываясь на известной формуле бихевиоризма (описывающей особенности человеческого поведения посредством терминов “стимул-реакция”) Р. Зайонц допустил, что само по себе присутствие аудитории (других людей) является для человека мощным стимулирующим фактором и активным источником возбуждения. Эффект аудитории можно предсказать в том случае, когда человек знает, чего ожидает эта аудитория. Понимание положительно влияет на деятельность и успешность испытуемого, при этом увеличение общего числа зрителей значительно интенсифицирует (усиливает) эффект.

КАПРИЗНАЯ ГОСТЬЯ

Вопрос, стоит ли ждать вдохновения как одного из проявлений интуиции или, преодолев страх чистого листа, работать через не могу,
нередко решался в пользу второго варианта. Известны слова Чайковского о том, что «муза — гостья капризная и не любит посещать ленивых».

С этой мыслью соглашается Борис Новодержкин: «Все талантливые и уникальные деятели искусства, подарившие миру великие произведения, долго учились и много работали. Они накапливали опыт, знания и наблюдения, которые отчасти «оседали» в структурах бессознательного. По сути, то, что мы называем вдохновением, — это автоматизация творческого процесса. И поэтому самому творцу крайне сложно разложить момент озарения на схемы. Это так же сложно, как водителю-асу объяснить, почему он хорошо водит автомобиль».

В этой связи уместно вспомнить слова Николая Гоголя, который в ответ на жалобы его друга писателя Владимира Сологуба, что «сегодня как-то не пишется», настоятельно советовал: «А вы все-таки пишите… Возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «Мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки».

Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник

Озарение, или инсайт

Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.

В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.

Эффект Аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители

Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

ЦЕНА ВДОХНОВЕНИЯ

«Говоря о гиперразвитии интуиции, обычно вспоминают об экстрасенсах, — продолжает Дмитрий Ушаков. — И хотя феномен до конца не изучен, можно предположить, что эти люди действительно чувствительны к раздражителям, существования которых просто не замечают все другие. Нечто похожее происходит и с творческими людьми. Внезапные озарения становятся неотъемлемой частью их жизни и профессиональной деятельности. Ведь творчество дает доступ к тем ресурсам памяти, которые закрыты для «нетворческого» большинства».

Момент инсайта, рождения «безумной» и вместе с тем гениальной идеи, сегодня рассматривается как кульминация интуитивного творческого процесса — неуловимого, загадочного и почти мистического. Впрочем, если бы секрет озарения удалось разгадать, великие открытия совершались бы по инструкции, ко времени и на заказ. Кстати, у самих творцов не возникало сомнений в том, что они работают на грани сплетения сознательного и бессознательного. Это утверждали многие. Художники прошлого оставили немало свидетельств того, что они часто творили, не ведая, как творят. «И, право, — писал Иван Гончаров, — много явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать».

ИНСАЙТ В СХЕМАХ

Американский исследователь Грэхем Уоллес предложил ставшую впоследствии знаменитой схему процесса творческого мышления. Он разработал ее на основе данных самонаблюдений выдающихся ученых, прежде всего немецкого физиолога Германа Гельмгольца и французского математика Анри Пуанкаре.

Подготовка
Она включает сбор необходимой информации о проблеме, сознательные поиски ее решения и обдумывание. Часто эти попытки ни к чему не приводят. Как будто бьешься головой о стену.

Инкубация
Вынашивание проблемы. Период кажущегося застоя. На самом же деле происходит глубинная бессознательная работа над задачей, причем на уровне сознания человек может о ней вовсе не думать.

Просветление
Вдохновение, открытие, инсайт. Наступает всегда неожиданно, мгновенно и подобно резкому скачку. Решение в этот миг рождается в виде символа, мысли-образа, который трудно описать словами.

Проверка
Образ облекается в слова, мысли выстраиваются в логической последовательности, открытие научно обосновывается.

Мнение бихевиористов

Нельзя не затронуть и его вниманием, рассказывая о том, что такое инсайт. Бихевиоризмом называется направление в психологии, изучающее поведение животных и человека

Оно появилось в начале прошлого века. И радикально преобразовало подход к психике. Потому что основным положением бихевиоризма стало следующее утверждение: предмет психологии – это поведение. А не сознание, как всегда считалось.

Поэтому ни для кого не стало удивлением категоричное отношение бихевиористов к вопросу существования инсайта. Учёные данной области просто отрицают его наличие. Они утверждают, что данное понятие элементарно «высосано из пальца», и объективных оснований для его существования нет.

Почему бихевиористы так считают? Потому что они всегда всё измеряют. А что такое инсайт? Внутреннее переживание, не поддающееся измерению. Тем более в лабораторных условиях.

Озарение, или инсайт

Блюма Зейгарник и ее важное открытие

Озарение, или инсайт

Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве

Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались

Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.

Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.

Как применить его в своей жизни?

Улучшаем процесс образования

Если вы готовитесь к экзамену, разбейте процесс на блоки и готовьтесь заранее. Прерывайте каждый блок не на логической точке (т.е., не доучивайте тему до конца),  а посередине учебного материала. Ваш мозг запомнит это намного лучше. Если же вы будете готовиться за одну ночь, вам придется впихнуть все знания за один раз.

Похожий подход можно применять и в других случаях, когда вы изучаете любой крупный объем данных. Разделите его на части и делайте небольшие перерывы между ними. Мозг будет продолжать обрабатывать информацию в эти промежутки, и вы запомните ее намного лучше. Достаточно всего минутного разрыва, чтобы получить желаемый результат.

Побеждаем прокрастинацию

Часто мы откладываем задачи до последнего момента, выполняя их в бешеном порыве в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. Эта тенденция приводит к значительному стрессу и снижает продуктивность.

Эффект Зейгарник поможет справиться с этим. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький, и как незначительно он влияет на результат. К примеру, откройте файл проекта, с которым работаете. Получится такое себе незаконченное действие, по отношению ко всей задаче. В соответствии с эффектом Зейгарник, мозг продолжит думать о деле. И вам будет уже намного легче сделать следующий шаг. И так до тех пор, пока вы не закончите весь проект. Конечно, возможно, вы сделаете это не за один присест, но в любом случае так вы можете преодолеть свою прокрастинацию.

Эффект Розенталя и бизнес

Озарение, или инсайт

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Озарение, или инсайт

Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

КАК РАЗВИТЬ ИНТУИЦИЮ

Внутренний голос советует человеку пойти играть в рулетку.

Он приходит в казино, по подсказке внутреннего голоса ставит на черное и проигрывает. «Теперь ставь на белое!» — говорит внутренний голос. Человек ставит и снова проигрывает. «А теперь ставь снова на черное», — не унимается внутренний голос. Человек ставит наперекор своей интуиции на зеро и берет банк.

На самом деле интуиция и любой жизненный опыт, пусть даже скрытый в лабиринтах бессознательного, подводит довольно редко. Американский психолог Марша Эмери несколько лет проводила наблюдения за людьми с повышенной интуицией. И выяснила, что они в 5 раз реже попадают в аварии, в 7 раз реже получают травмы, в 5 раз реже с ними случаются внезапные инфаркты на нервной почве (они более готовы к реальному ходу событий и не воспринимают его как гром среди ясного неба), в 3 раза реже страдают неврозами (благодаря интуитивному предчувствию просто меньше паникуют), в 2 раза реже получают пищевые отравления и подхватывают инфекционные заболевания (потому что интуитивно не прикасаются к некачественной пище).

«Интуиция есть у каждого, только у одних людей она развита в большей степени, а у других — в меньшей, — говорит Дмитрий Ушаков. — Однако этому можно научиться!»

Обращаясь к гештальтпсихологии

Специалистами данной области уже давно дан ответ на вопрос касательно того, что такое инсайт, в соответствии с учениями. Как всем известно, гештальт – нечто, отличающее сумму от целого. Простым примером можно считать мелодию. Она состоит из отдельных звуков. Они при определённом сочетании и последовательности образуют узнаваемую складную мелодию. Она в данном случае и есть гештальт.

Итак, стоит вернуться к теме. Инсайт – это в психологии долгожданный ответ, найденный неожиданно и внезапно. Это усмотрение сути проблемной ситуации, которое способно помочь завершить гештальт. И данный феномен не случаен.

Дело в том, что человек, не нашедший ответа на волновавший его вопрос, будет продолжать его поиски даже на бессознательном уровне. И в один момент, под воздействием тех или иных обстоятельств, его «озарит» решением. Инсайт возникает на основе слуховых и зрительных образов, событий прошлого и переживаний. Иначе говоря, к его появлению приводит соединение ассоциаций и информации.

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Озарение, или инсайт

Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.

Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».

Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).

Случаи из жизни

Есть довольно известные и занимательные примеры инсайтов. Взять, к примеру, закон Архимеда статики жидкостей. Его образование – результат инсайта. Древнегреческий физик просто отправился принимать ванну, но вдруг заметил, что вода из неё вытесняется в том объёме, который занимает его тело. Ассоциации сопоставились со знаниями – и вот, учёный уже бежит по улицам Сиракузы, крича известное «Эврика!».

Не менее ярким примером является Дмитрий Иванович Менделеев. Над периодической таблицей химических элементов русский учёный-энциклопедист думал на протяжении долгих лет. И однажды во сне она ему привиделась. Элементы были расположены по мере необходимости! Дмитрий Иванович тотчас проснулся, записал увиденное на бумаге и заснул.

Конечно же, нельзя не вспомнить инсайт Исаака Ньютона. Британский физик отдыхал после обеда в саду под тенью яблонь и пил чай. Внезапно с дерева упал плод. Ньютон задумался: «Почему яблоки падают всегда лишь перпендикулярно земле?» Картина произошедшего подтолкнула учёного на мысль о том, что та же сила, которая заставляет плод упасть, удерживает Землю от приближения к Солнцу, а Луну – от падения на нашу планету. Так и был открыт закон о силе гравитации.

Озарение, или инсайт

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, 8-часовой рабочий день заставляет нас не думать о работе.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Озарение, или инсайт

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример — заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Способы получения озарения

Как уже говорилось выше, научиться управлять озарением невозможно. Нельзя по щелчку пальца найти решение или понять непонятное. Но при определённых условиях это состояние можно спровоцировать.

Гарантий нет, но вероятность появления инсайта можно увеличить. Для этого потребуется прибегнуть к ряду рекомендаций. Обязательные условия возникновения озарения:

  • накопление знаний по конкретной теме;
  • размышления о накопленной информации.

Уменьшают вероятность инсайтов чрезмерная концентрация на проблеме, отказ от отвлечения. Работа мозга, сфокусированная на решение конкретной задачи, негативно влияет на процессы поиска нестандартных путей.

Часто озарение рождается в свободное время, которое не обременено суматохой дел и воздействием отвлекающих факторов. Инсайты приходят к человеку во время прогулки, приёма ванны, отпуска, длительной поездки.

Озарение, или инсайт

Озарение часто приходит во сне

Дополнительные требования для озарения:

  • новая обстановка;
  • отсутствие суматохи;
  • спокойствие и расслабление;
  • отвлечение от проблемной области на выполнение действий, представляющих интерес;
  • обсуждение проблемы с собеседником.

Исходя из вышесказанного, существует алгоритм, выполняя который можно получить инсайт. Что нужно делать?

Способ получения озарения:

  • поиск информации о проблеме;
  • анализ этих данных;
  • регулярное осмысление усвоенного материала;
  • систематический отдых, отвлечение, смена обстановки.

Придерживаясь этого алгоритма при решении конкретных задач, увеличивается вероятность возникновения инсайта. Проверить появления озарения легко. Размышляя над проблемой, вы неожиданно найдёте новый путь её решения. Главное — вы не сможете сразу найти логического объяснения, откуда взялось это решение. Оно будет интуитивным. Только после осмысления новых идей, возникнут логические связи и обоснования.

Большое влияние на вероятность озарения оказывает смена обстановки, расслабление, новая деятельность. Почему? Нейронные связи, которые могут дать неожиданный ответ на решение задачи, формируются произвольно. Этот процесс зависит не только от концентрации, усердия и усилий в освоении информации.

Озарение, или инсайт

Путешествия и отдых способствуют озарению

Новые впечатления от путешествий, прогулок, интересной деятельности, общения провоцируют образование нейронных связей, которых не хватало для решения задачи. Формирование таких связей — причина неожиданного инсайта.

Ложное озарение

Это понятие тоже следует отметить вниманием, рассказывая про инсайт. Это в психологии очень интересное явление, которое настигает человека после длительного мыслительного процесса

Ведь он, столкнувшись с проблемой, обращается в первую очередь к личному опыту для её решения. Логично, что человек предпринимает попытки применить ранее полученные знания в решении проблемы, сложившейся в настоящем.

Но когда на протяжении долгого времени у него ничего не получается, психика перенапрягается. Чтобы организм расслабился, подсознание выдаёт человеку ложное решение, которое ему, на почве безысходности, кажется идеальным.

Так работают защитные механизмы психики. Она истощена, человек устал, вполне возможно, что на почве всего этого ослабился его иммунитет, и появились неврозы. Всё из-за слишком усердного поиска ответа на свои вопросы. Потому и появляется ложное озарение. Вот только его отличие от инсайта заключается в том, что оно ложное. А значит, недействительное.

Озарение, или инсайт

Этапы инсайта в теории Пуанкаре-Уоллеса.

По теории Уоллеса творческий процесс состоит из четырех стадий:

  1. Подготовка или знакомство с задачей. Человек собирает всю известную информацию и пытается решить ее с помощью старых методов. Если решение не приходит, задача загружается в подсознание.
  2. Инкубация. Самый длительный период поиска решения, способный растянуться на годы. На этом этапе активно работает подсознание, а решение ищется на уровне фантазии, образов, эмоций, интуиции, сновидений, мышечных реакций.
  3. Озарение. Обычно приходит в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к проблеме. Все отработанные в инкубационный период идеи и мысли вдруг складываются в цельный паззл.
  4. Проверка того, что получилось. Среди множества идей, выданных подсознанием, мозг отбирает те, что подкрепляются рациональными аргументами.

Из четырех стадий две центральные относятся к творчеству, а первая и последняя – к рутине

Важно помнить, что каждая по отдельности или в изоляции от других не работает

Но во время сложных творческих процессов (перед тем, как сформулировать новаторскую идею, написать бестселлер или принять значительное политическое решение) человек нуждается в дополнительном отрезке времени между инкубацией и озарением. Поэтому творческие люди отмечают внутри процесса еще один важный момент: паузу.

В общем можно сказать, что творческое мышление – сложная машина, которая состоит из взаимосвязанных и постоянно движущихся частей. Но если не углубляться в подробности, нужно быть не слишком взволнованным и не слишком равнодушным. И тогда, может быть, мозг проявит свои внутренние резервы.

ИТАК…

Вспомните событие из своей жизни, когда вы точно знали, чем все закончится. Как можно четче восстановите в памяти этот эпизод своей жизни. Подумайте, откуда именно вам пришло это знание.

Не застревайте надолго в мелких, бытовых вопросах и проблемах. Их решение, как правило, не требует серьезного умственного напряжения, а увязание в мелкотемье заставляет мозг лениться. Старайтесь не пребывать в бездействии.

Начните вести дневник. В 20-е годы прошлого века исследовательница Катерина Кокс подробно изучила биографии более трехсот исторических гениев — таких, как Исаак Ньютон, Томас Джефферсон, Иоганн Себастьян Бах. Как выяснилось, многие из них вели дневники. По мнению Кокс, один из признаков гения — склонность красноречиво описывать свои чувства и мысли в дневнике, в стихах, в письмах к друзьям и родным.

Сон также может быть источником интуиции. Некоторые наши сны в точности повторяют несколько секунд или минут нашего будущего. Когда такие сны сбываются, у нас остается чувство — дежавю («это уже когда-то происходило») и знание будущего. Попытайтесь вспомнить эти ощущения и их значения.

Абстрагируйтесь от своих целей. Дело в том, что наши сознательные устремления не всегда совпадают с подсознательными желаниями. Все это затуманивает голос интуиции. Эту мысль подтвердили американские ученые в ходе эксперимента. Они спрашивали женщин, находящихся на ранних сроках беременности, о том, кто у них будет: мальчик или девочка. Те, у кого не было сознательного желания иметь ребенка определенного пола, безошибочно «угадывали».