Эффект розенталя

Эффект Розенталя пример. Эффект Розенталя

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона  — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества . Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности . Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке : и при проведении процедуры эксперимента , и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллерпроиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Эффект Пигмалиона на практике

На самом деле эффект Пигмалиона — секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, мысли, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение Pygmalion in Management об эффекте Пигмалиона в менеджменте

В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых

Ливингстон считал, что руководители должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.

Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.

Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.

Эффект Пигмалиона пример. Что такое эффект Пигмалиона (Розенталя)?

Один из греческих мифов повествует о скульпторе Пигмалионе, который создал скульптуру девушки, назвал ее Гелатея и впоследствии влюбился в нее. Чувства скульптора были настолько сильны, что скульптура ожила и ответила ему взаимностью.

Отсюда и появилось название “эффект Пигмалиона”.

Эффект Пигмалиона – это явление, суть которого в психологическом самовнушении, в мысленном восприятии фактов и событий таким образом, чтобы они приводили к желаемому результату. Это некое искажение реальности. Под действием такого эффекта можно получить даже невероятные результаты, но можно и серьезно навредить себе.

Самый простой пример. Человек может внушить себе, что он способен без страховки взобраться на высокую отвесную скалу. Возможно, такая уверенность и позволит ему успешно совершить это восхождение. Но возможно, он просто упадет и разобьется.

Эффект Пигмалиона исследовал и обозначил психолог из США Роберт Розенталь в 1966 году, поэтому он также известен под названием “эффект Розенталя”. Розенталь проводил многочисленные эксперименты, доказавшие на практике, что этот эффект работает.

Так, например, когда в одной из школ учителям сказали, что они будут обучать одаренных детей с более высоким IQ, со временем в этой школе дети показали лучшие результаты успеваемости, хоть фактически, изначально они были такими же, как все.

Когда людей попросили наблюдать за крысами, преодолевающими полосу препятствий, и фиксировать их результаты, лучшие результаты были зафиксированы у крыс, которых преднамеренно назвали более умными, хотя они тоже ничем не отличались от своих сородичей.

Эффект ореола. Гало-эффект

Эта статья — о когнитивном искажении. О медицинском феномене см.  Гало-эффект (офтальмология) .

Гало-эффект ( эффект ореола ; halo effect , от англ.   halo  — ореол, сияние и лат.   effectus  — действие, результат) — когнитивное искажение , результат воздействия общего впечатления о чём-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей. Примером может служить впечатление, что у людей с привлекательной внешностью большие умственные способности .

Эдвард Торндайк первым привёл экспериментальные доказательства гало-эффекта.

В управлении персоналом гало-эффект является источником ошибок в оценке личности, когда наблюдатель пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности.

Эффект ореола в сфере бизнес-анализа описан Филом Розенцвейгом в книге « Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение   (англ.) русск. » ISBN 978-0-7432-9125-5 , 2007 год).

Эффект аудитории (Эффект Зайонца)

  1. Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный и авторитетный для исполнителя, который может дать ему оценку. Чем авторитетнее наблюдатель, тем больше проявляется этот эффект.
  2. Влияние тем больше, чем сложнее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более податливы воздействию (в сторону снижения эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и сенсомоторные навыки проявляются легче, производительность их реализации в присутствии авторитетного наблюдателя повышается.
  3. Соревновательная и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект
    аудитории (как в положительном, так и отрицательном направлении).
  4. Тревожные исследуемые при выполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, переживают больше трудностей, чем эмоционально стабильные личности.
  5. Действие эффекта Зайонца подчиняется закону оптимума активации Йеркса-Додсона: присутствие внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого; следствием этого может стать повышение производительности или слишком высокая мотивация, которая может привести к срыву деятельности.

Эффект первого впечатления

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

При встрече с незнакомыми людьми обращайте внимание на то, как вы сами начинаете их оценивать: обращать внимание на особенности того, с кем общаетесь, эмоции, которые этот человек у вас вызывает. Наверняка вам знакома такая ситуация, когда при встречах с какими-то людьми, с которыми вы недавно познакомились, вы прокручиваете в памяти те «сведения», которые получили ещё при первой встрече

Если человек изначально вам понравился, то и относиться к нему впоследствии вы будете с симпатией. Если же он вам не понравился, то и ваше отношение к нему будет соответствующим. Появившееся ранее ощущение позитива или негатива будет сохраняться даже в случае противоположного поведения этого человека в дальнейшем. Кстати говоря, создавать первое впечатление человек может научиться специально: для этого нужно просто готовиться к встречам с незнакомыми людьми, а в процессе общения следить за собой: речью, поведением, внешним видом и т.д.

12

Эффект Барнума

Эффе́кт Ба́рнума , также эффе́кт Фо́рера , эффе́кт субъекти́вного подтвержде́ния  — общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности , которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума можно частично объяснить феномен широкой популярности астрологических гороскопов , хиромантии , гомеопатии и прочих псевдонаук . Также отмечается его влияние в соционике . Влияниe эффекта также присутствует в некоторых психологических тестах, результаты которых не позволяют отличить людей друг от друга.

Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума , который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого». Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил ( англ.   Paul Meehl ).

Данный эффект также называют эффектом Форера , по имени психолога Бертрама Форера ( англ.   Bertram R. Forer ), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст , взятый из гороскопа . Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, — средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз независимыми исследователями.

В одном из исследований, изучавшем влияние этого эффекта, студенты получали оценку своей личности по MMPI и исследователи оценили их ответы. Исследователи составили точные оценки личностей студентов, но дали студентам как точную оценку, так и оценку, использующую поддельные обобщенные описания. Затем студентов попросили выбрать, какую оценку они считают своей. Более половины студентов (59 %) выбрали поддельную оценку.

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность». (, 1949 )

При этом тип предварительной процедуры — научный или паранаучный — не влияет на восприятие испытуемыми личностных описаний: независимо от предшествующих процедур тривиальные описания принимаются испытуемыми очень хорошо.

Социально-психологический феномен, заключающийся в особенности человека доверять описанию своей личности и оценки общего характера, даже расплывчатым и банальным, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов (научных или магических), может обозначаться двумя эпонимическими терминами — эффект Барнума или эффект Форера . Этот эффект в определенной степени объясняет широкую популярность астрологии, гомеопатии, соционики и других псевдонаук

Эффект Форера, о котором я писал в предисловии, настолько универсален, что его используют по всему миру экстрасенсы, астрологи, хироманты, сторонники соционики и физиогномики, а также люди, гадающие на картах Таро и по отпечаткам пальцев.

Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя

Психологический феномен относится к разряду самосбывающихся пророчеств. Некоторые социологии описывают это как самогипноз: ожидания человека влияют на его действия и поступки.

Когда мы думаем, что симпатичны собеседнику (даже если это на самом деле не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией. Или когда руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, ставит сложные, но выполнимые цели, работник показывает большую продуктивность и лучшие результаты. Такое самопрограммирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание провала непременно к нему и приведёт.

Эффект Пигмалиона в психологии. Эффект пигмалиона: ожидания сбываются!

Эффект пигмалиона — это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

История вопроса.

Эффект розенталяМифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение галатеей, пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви ….

В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая — Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, — его Вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта пигмалиона.

Эффект пигмалиона (или эффект розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом розенталем и ленорой Якобсон.

Дети розенталя.Исследователи розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите! » — Заверили порядком удивленных учителей Якобсон и розенталь. У педагогов был повод для удивления, — дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «Звезд с Неба» тоже не хватали. Что ж, исследователям, наверное, виднее» — рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.

Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от Фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!

То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь — то и получишь.

Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «Расправляет Плечи» и преображается буквально на глазах.

Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, — тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и Вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи — множатся.

Эффект Пигмалиона можно преодолеть используя. Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества . Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогнозЭффект розенталяосуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, .

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества . Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой . При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание .

Эффект Пигмалиона или эффект розенталя. Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)

  1. Ожидания экспериментатора определяют характер полученных им данных.
  2. Осознание экспериментатором своей собственной склонности находить ожидаемые данные может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.
  3. Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, пытаются дальнейшие данные еще больше улучшить, те же экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.
  4. Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом (вербально или имплицитно поведением) поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.
  5. Предвзятость экспериментатора отражается в интонации, а также визуально, если он и исследуемый работают вместе и видят друг друга во время эксперимента.
  6. Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые стремятся к поддержке, активно жестикулируют, по-дружески и с интересом относятся к испытуемым.
  7. Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга.
  8. Экспериментаторы-женщины больше склонны к предвзятости, чем мужчины.

Кто выдвинул идею о том, что все люди делятся на экстравертов и интровертов. Основные психотипы — интроверты, экстраверты и амбиверты

Люди все разные и разделить их можно на множество групп по великому множеству критериев. Одним из таких принципов, используемых для определения психотипа человека является его отношение к окружающему миру и своему, собственному внутреннему миру.

Оттого как человек взаимодействует с окружающим миром и куда больше направляет энергию (наружу или вовнутрь) можно сделать вывод о том, кто он — интроверт, экстраверт или же амбиверт (серединка на половинку).

Кто такой интроверт ? Это человек, для которого его внутренний мир, его содержимое и наполненность имеют приоритет над миром внешним. Есть крайние проявления интроверсии, когда контакты с обществом становятся реальной проблемой, так и умеренные, когда дозированные контакты (без фанатизма) вполне приемлемы и приятны.

Кто такой экстраверт ? Это человек, для которого жизнь без активного взаимодействия с внешним миром (обществом) немыслима. В одиночестве он чахнет, впадает в депрессию. В некотором смысле можно провести аналогию со стадными животными, которые в одиночку чувствуют себе неприкаянными.

Кто такой амбиверт ? Это что-то среднее между описанными выше психотипами человека. Такие люди вполне могут находиться одни без риска свалиться в депрессию, но не так долго, как интроверты. При этом и в обществе других людей они чувствуют себя комфортно, но не слишком долго и часто. В общем-то, универсальный вариант, когда человек может приспособиться к любым условиям существования.

Эффект Пигмалиона простыми словами. Эффект Пигмалиона в психологии

Эффект розенталяЭффект розенталя

Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.

Скульптура: Пигмалион и Галатея

Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая».

Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Роберт Розенталь

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя.

Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

Практическое применение

Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни.

Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.