Метка: Эффект Струпа

Изменение условий

Несмотря на всё вышеизложенное, представленный эффект можно наблюдать только тогда, когда под «цветными» словами людям предлагаются лишь названия цветов, причём на знакомом для них языке.

Так что же будет, если изменить условия эксперимента и предложить его участникам произнести цвета других слов, т.е. не названий цветов? А будет вот что – они совершенно легко, без каких бы то ни было затруднений выполнят задание.

Так, чтобы «запутать» человека и вызвать тот самый когнитивный диссонанс, применяя наложение информации, экспериментатор должен вызвать у него одновременно два цветовых образа, первый из которых должен активизировать память посредством значения слова и актуализировать образ цвета при помощи написанного понятия, а второй образ создаётся уже непосредственно самим цветом. Т.е. если по какой-либо из причин человек перестанет воспринимать смысл написанного, или же слово просто не создаст у него цветового образа, «запутывания» добиться не удастся и, следовательно, эффекта Струпа не возникнет.

Факторы, влияющие на эффект ложного консенсуса

Эффект ложного консенсус, как правило, сильнее в случаях, когда:

  • вопрос имеет большое значение для самого человека;
  • поведение/отношение/убеждения, о которых идёт речь, напрямую связаны с конкретной ситуацией;
  • человек уверен, что его точка зрения верна.

Гораздо меньше вероятность возникновения ложного консенсуса в случаях, когда:

  • убеждения на самом деле являются общими для подавляющего большинства людей;
  • человек не знает, как могут думать или действовать другие;
  • человек воспринимает тех, чье мнение имеется в виду, негативно.

Эффект ложного консенсуса более распространён в ситуациях, которым мы придаём большое значение. Если вы очень обеспокоены, например, состоянием окружающей среды, вы, скорее всего, переоцените количество людей, которых также волнуют вопросы сохранения природы.

Этот эффект усиливается в тех случаях, когда мы абсолютно уверены, что наши убеждения являются правильными. Если вы на 100% уверены, что определённый закон позволит сократить количество преступлений в вашей стране, то будете думать, что других люди поддержат принятие этого закона.

И наконец, мы скорее попадаемся в лапы ложного консенсуса в тех случаях, когда важную роль играют ситуативные факторы. Если мы считаем, что наши собственные предпочтения обусловлены внешними факторами, мы склонны считать, что и другие люди оказываются под влиянием этих факторов. Например, представьте, что вы посмотрели фильм и сочли его ужасным из-за отсутствия сюжета или скудных спецэффектов. Вроде бы причина объективна, так что вы предполагаете, что остальным зрителям он также не понравится.

Как плацебо используются в медицинских исследованиях

В медицинских исследованиях некоторым пациентам специально вводят плацебо, тогда как другие участники получают настоящее лечение. Цель заключается в том, чтобы определить, имеет ли лечение реальный эффект. Если участники, принимающие настоящий препарат, демонстрируют значительное улучшение по сравнению с теми, кто принимал плацебо, исследование подтверждает данные об эффективности препарата.

Хотя плацебо не влияет на болезнь, оно может иметь реальное влияние на то, что чувствуют некоторые люди. То, насколько сильным может быть этот эффект, зависит от множества факторов. Некоторые вещи, которые связаны с эффектом плацебо:

  • Характер болезни
  • Насколько сильно пациент верит, что лечение сработает
  • Тип ответа, какой ожидает увидеть пациент
  • Тип положительных сообщений, которые врач получает об эффективности лечения
  • Гены тоже могут влиять на то, как люди реагируют на лечение плацебо

Одно исследование показало, что некоторые люди могут обладать генетической предрасположенностью, сильнее реагируя на плацебо. В исследованиях пациенты, имевшие высокие или низкие вариации гена, который контролирует уровень дофамина в префронтальной коре головного мозга, имели разные ответы на плацебо. Те, у которых был вариант с высоким уровнем дофамина, с большей вероятностью получали ответ на лечение плацебо, чем те, у кого был низкий уровень дофамина. Исследования показали, что люди, имевшие ген, индуцирующий повышение уровня дофамина, имели тенденцию к более высокому уровню восприятия боли и поощрения.

При тестировании новых лекарств и методов лечения ученые заинтересованы в том, чтобы узнать, имеет ли этот метод значение для лечения болезни. Благодаря своим исследованиям они хотят узнать, эффективно ли лечение, какие побочные эффекты оно может вызывать, какие пациенты могут извлечь наибольшую выгоду и являются ли оно более или менее эффективным, в сравнении с другими, уже доступными, методами лечения.

Сравнивая эффект лечения с плацебо, исследователи надеются, что смогут определить, вызван ли лечебный эффект в следствии самой терапии или какими-либо другими факторами.

Эффект Розенталя на практике

Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание

Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее

Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая

Метка: Эффект Струпаэффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительныеаффирмацийправила составления аффирмаций

Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».

Методика словесно-цветовой интерференции

Методика также известна как Тест Струпа (Stroop Test), Задача Струпа (Stroop Task).Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.

Тест Струпа в своем классическом варианте включал в себя три стимульные карты:

  1. карту слов, напечатанных черной краской;
  2. карту цветов (в форме квадратов);
  3. карту слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов.

При этом использовались 5 цветов и слов: «красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый». Слова и цвета на белых картах были представлены в виде матрицы, состоящей из 10 строк и 10 столбцов. Каждый из 5ти цветов (или слов) встречался дважды в каждой строке и в каждом столбце, однако они не повторялись подряд и не образовывали каких-либо закономерных последовательностей. Слова с несоответствующими шрифту значениями были напечатаны одинаковое количество раз краской каждого из 4х остальных цветов (напр., слово «красный» было напечатано одинаковое количество раз краской синего, зеленого, коричневого и фиолетового цветов).

В соответствии с этим стимульным материалом испытуемым предлагались следующие задания:

  1. чтение названий цветов, напечатанных черным шрифтом (ЧНЦч);
  2. называние цветов (НЦ);
  3. чтение названий цветов, где цвет шрифта отличается от значения слова (ЧНЦо);
  4. называние цвета слова, где цвет шрифта отличается от значения слова (НЦСо).

Инструкция: испытуемый должен называть вслух цвета шрифта или читать слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. В случае возникновения ошибки испытуемый исправлял ее самостоятельно, если замечал, или после указания экспериментатора.

7 стр., 3055 слов

I. Психология цвета

… , ее запоминаемость. По степени различимости — наилучшей читаемости цветов шрифта — можно расположить следующие сочетания: желтый на черном, … , именно тексту, выбору шрифта, его композиции на листе и, конечно же, его цвету, профессиональные рекламисты уделяют большое … замкнутый, объективно думающий человек, который всегда держит своё слово. Большое значение для этого типа имеют деловитость и …

Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t (ЧНЦч), t (НЦ), t (ЧНЦо) и t (НЦСо).

Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t (НЦСо)>>t (НЦ)) — она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect).

Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t (ЧНЦо)—t (ЧНЦч)).

Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.

Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз

Метка: Эффект Струпа

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.

В чем заключается тест Струпа

Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на картинку

Метка: Эффект СтрупанаписаноЛишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое

Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной, доказать достаточно легко. Посмотрите на иллюстрацию ниже – здесь нет каких-либо узнаваемых слов, поэтому вряд ли у вас возникнут проблемы с тем, чтобы назвать цвета, которыми напечатаны буквы алфавита.

Метка: Эффект Струпа

Почему так происходит? На самом деле у ученых пока нет однозначного ответа. Точно установлено, что за распознавание цветов и за чтение отвечают разные доли мозга, но почему из двух вариантов (прочитанный и фактический) выбирается именно первый – здесь мнения специалистов расходятся. Существует теория, связанная с экономией ресурсов, – видя слово на знакомом языке, мы автоматически его читаем, поэтому в голове появляется некий готовый ответ, и наш мозг решает: «Зачем тогда думать еще?»

Согласно другой теории (и ее придерживался сам Струп): мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет. То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того (и это можно считать третьим вариантом), для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.

Эффект Струпа как психологический тест

Если вас интересуют другие необычные явления, связанные с работой мозга, почитайте нашу статью о синестезии.

Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.

Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д

мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации.

Также задачи на основе теста Струпа часто включают в различные программы по саморазвитию и тренировке мозга, так как для нашего разума в принципе полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними (подробнее мы о этом и о различных вариантах тренировок говорим в материале, посвященном нейробике, или гимнастике для мозга).

Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке – его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих органов. Ведь, как мы говорили, эффект Струпа работает, только если вы в состоянии прочитать слова и они вам хорошо знакомы.

Модифицированный онлайн-тест Струпа

Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.

Тест состоит из двух частей и в общей сложности включает 30 вопросов. Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее. Первая часть (10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Во второй части (20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.

Интерпретация эффекта Струпа

Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И, если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов.

23 стр., 11298 слов

… терминов Т.В. Жеребило (ключевые слова — «субъективный лингвистический фактор текстообразования. Ключевые слова являются опорными «вехами» в … является терминологическим образованием, которое автор вводит для называния одного из новейших явлений в психотерапии и … КСТМ — изменение или формирование сочетаемостных «привычек» слова. На этот «фактор» работают различные механизмы сочетаемости, в частности, …

В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty).

Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t (НЦ)/t (ЧНЦч), t (ЧНЦч)/t (НЦ), t (НЦ)+t (ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r

Второй фактор можно определить как фактор интерференции (interference).

Он представлен показателем t (НЦСо)-t (НЦ), который имеет корреляционную связь с ним — r = 0,97, с первым фактором — r = 0,07 и с третьим фактором — r = 0,24. Третий фактор был обозначен как фактор скорости (speed), Терстоун упоминал его как «индивидуальный темп». Он раскрывается через показатель t (ЧНЦч), который имеет корреляционную связь с ним — r = 0,97, с первым фактором — r = -0,34, со вторым фактором — r = 0,06.

10 стр., 4993 слов

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

… труда В настоящем подразделе приводится характеристика потенциально опасных и вредных факторов при выполнении технологических операций в вычислительном зале, лаборатории, операторском помещении и … процесса, операции); профессии работающих и их количество, место и условия выполнения работы (характеристика производственного оборудования и технологического процесса, продолжительность операций, основные …

Таким образом, на основании полученных Дженсеном результатов можно сделать вывод о том, что 1) использование в исследовании того или иного показателя затрагивает определенный (один из возможных, но не единственный) аспект процесса выполнения задачи Струпа, и 2) задача Струпа и связанный с нею эффект представляют собой многомерный феномен, который невозможно полностью объяснить на основе представлений о некотором единственном механизме.

Значение и применение эффекта Струпа

Довольно много времени прошло после того как впервые был проведён эксперимент Струпа, и исследователи имели прекрасную возможность рассмотреть его под совершенно разными углами. Они сравнивали результаты проходивших данный тест людей разных психических и физиологических состояний, возрастов и полов, вследствие чего смогли обнаружить определённые закономерности.

Мы же не станем приводить довольно объёмные результаты изысканий учёных или же их разные интерпретации, т.к. этому можно посвятить целую научную работу. Но всё же считаем нужным заметить, что эффект Струпа оказался феноменом очень неоднозначным, т.к. задействует немалое количество когнитивных механизмов.

Огромное внимание уделяется учёными уровню автоматизации некоторых простейших процессов, таких, к примеру, как прочтение слов. Вполне вероятно, что человек даже не вникает в суть текста, когда делает ошибку и произносит слово вместо того чтобы произнести цвет

Получается, что для максимально объективного описания эффекта Струпа все когнитивные процессы должны быть рассмотрены в комплексе, а это задача не из лёгких.

Учитывая также многомерность рассматриваемого нами эффекта, сфера, в которой он может применяться, довольно обширна. В настоящее время он взят за основу во множестве тренажёров и тестов, ставящих перед собой самые разные цели и направленных на решение задач различного характера. Например, в определённых ситуациях тренажёры и тесты могут быть направлены на отслеживание психофизического состояния испытуемых, а в других ситуациях – на отслеживание относительной степени их внимания.

С ростом популярности игр для мозга эффект Струпа стал использоваться в качестве основы для тренажёров развития когнитивной мобильности. Специалисты, использующие его, помогают людям учиться быстрее переключаться с выполнения одних функций на выполнение других, задействуя в порядке очерёдности разные отделы головного мозга, благодаря чему повышается его адаптивность и обеспечивается более эффективное выполнение задач разного характера. Кроме того, решение задач теста требует внимательности и включает память. Правда, в данном отношении все не так просто, ведь доказательств положительного влияния подобных тренировок на способности мозга здорового человека пока не так много. Но если вы стремитесь к развитию познавательных процессов, то как один из вариантов упражнения на основе теста Струпа можно рассмотреть. Они включены в наш бесплатный курс «Нейробика: тренировка и развитие мозга», присоединяйтесь.

Использование эффекта для развития мозга

IQ клуб модифицировал знания об эффекте Струпа в развивающие игры для детей. На сайте представлены следующие разновидности тренажеров:

  • Задача Струпа. Приближенная к классическому тесту игра, в ходе которой ребенок кликает на цвет слова без восприятия его значения.
  • Задача Струпа – революция. Модернизированная и более интересная для детей игра, которая требует выбора между двумя карточками: на одной смысл слова и его цвет одинаковы, а на второй – нет. Ребенок должен выбрать ту карточку, где смысл слова не совпадает с окраской. Для детей данная игра предпочтительнее классической, так как более достоверно показывает степень понимания ребенком теоретической части задания (смысла слов).

Игры созданы специалистами своего дела, поэтому максимально адаптированы для детей: имеют необычный дизайн, яркое оформление, оригинальные условия. С их помощью развиваются внимательность, концентрация и подвижность интеллекта. Дети совершенствуют адаптационные навыки.

Модификации теста Струпа

Классический вариант эксперимента Струпа стал применяться в преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал 4 слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.

Историческая справка

Дж. Р. Струп является основоположником одноименного эффекта, который он выявил в 1935 году экспериментальным путем.

Разработки данной теории вели многие психологи и ученые всего мира, однако достоверные доказательства и максимально правильные результаты получил именно Струп. Именно поэтому годом появления эффекта стал 1935, хотя первые наработки в данной области появились еще в двадцатых годах.

Достоверность результатов, полученных Струпом, основывалась на правильном определении трех экспериментов:

  • Первый. Людям предлагался ряд разноцветных слов, значение которых обозначало определенный оттенок. Человеку нужно было назвать значение слова, что он делал быстро и легко.
  • Второй. Люди получали такой же ряд слов, но должны были назвать их цвет вне зависимости от смыслового значения. Этот эксперимент выявил торможение участков мозга, которое впоследствии будет названо эффектом Струпа.
  • Третий. Люди получали ряд разноцветных квадратов, внутри которых черными чернилами были написаны слова, обозначающие оттенок. Испытуемым требовалось назвать цвет квадрата, что также делалось без труда и торможения.

Также эксперименты наглядно показали ученому, что доминирование теоретических знаний над практическими не является абсолютным. Человек способен приспосабливаться к окружающим условиям, поэтому эффект Струпа постепенно исчезал, а практическая деятельность подавляла теоретические знания.

Проведение аналогичных экспериментов у детей разных возрастов давало менее достоверные результаты. Эффект Струпа слабел с уменьшением возраста испытуемого и совсем не реализовался у детей, не умеющих читать.