Эффект Зейгарник
Психологическое значение
Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние
В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне
Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает
Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.
Необходимо отметить и человеческую особенность — акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций
Но забывание и работа с неприятным — немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.
Как не стать жертвой эффекта Зейгарник
В психологии известен очень интересный эффект, названный по имени его открывателя – эффект Зейгарник.
Суть этого принципа заключается в том, что незавершенные дела вызывают в людях внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова.
Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ. Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но мгновенно забывал те, которые только что исполнил.
Б. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее в ходе своих экспериментов она установила, что начало задания создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не выполнена.
Челoвек вcегдa cтpемитcя к зaвеpшению неoкoнченнoгo. Этo кacaетcя не тoлькo пaмяти, нo и вocпpиятия. A вoт и пoдтвеpждение мoиx cлoв:
Вы видите кpуг, тpеугoльник и еще oдин тpеугoльник c тpемя кpужкaми? Нo еcли быть тoчным, тo нa caмoм деле вы видите тpи coгнутыx oтpезкa, тpи угoлкa, a тaк же тpи чеpные фигуpы cпецифичеcкoй фopмы.
Пcиxикa coздaнa тaким oбpaзoм, чтo челoвек xoчет целoгo, xoчет зaвеpшеннocти. А пока этой завершенности нет, мы проигрываем ситуацию в голове вновь и вновь.
Пеpеживaние пo пoвoду paзнoглacий в бpaке, кoгдa уже oфopмлен paзвoд, зaцикливaние нa детcкиx oбидax, кoгдa caм уже взpocлый – этo те caмые незaвеpшенные cитуaции.
Невысказанные чувcтвa и неcделaнные пocтупки — именнo oни мoгут жить в нac долгие гoды.
На мой взгляд, основной вывод, который можно сделать из эффекта Зейгарник, состоит в том, что нужно стремиться иметь как можно меньше незаконченных дел. Любая такая задача вызывает у вас чувство дискомфорта, и отвлекает вашу энергию.
Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения промежуточных задач.
Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств – каждое обязательство также закрепляется в вашей памяти и повышает уровень психического напряжения.
Интересно, что эффект Зейгарник может объяснить продолжительную влюбленность в человека, отсутствующего рядом. Например, парень влюбился в девушку, но через некоторое время они по каким-то причинам расстались, например, девушка уехала в другой город или вышла замуж за другого.
С тех пор они могут никогда не встретиться, но парень, скорее всего, будет ее помнить и десятилетия спустя, и все потому, что действие (а в данном случае любовь) оказалось незавершенным. Возможно, если бы они сохранили отношения, узнали друг друга получше, и расстались от охлаждения отношений, то эффект был бы совсем иным.
И что еще интересно – у вас могут быть какие-то очень старые невыполненные дела, нерешенные конфликты и т.д. Они уже давно позабыты на уровне сознания, но на подсознательном уровне напряжение сохраняется и это влияет на ваше поведение. Такие старые задачи нужно извлекать из глубин подсознания (психоанализ вам в помощь) и завершать, если конечно это возможно.
Завершение освобождает энергию!
Теперь, чтобы закрепить полученные знания на практике, я предлагаю вам выполнить небольшое практическое задание.
Эффект Зейгарник, реклама, прокрастинация и память
Во-первых, теперь вы знаете научное определение чувства вины за невыполненное дело или обещание. Если же говорить серьёзно, то отпечаток, наложенный эффектом Зейгарник, можно проследить на простых примерах из повседневной жизни. А благодаря этому лучше понять природу некоторых своих действий и даже провести небольшой эксперимент над собой.
Ещё в начале 1970-х двое учёных, Дж. Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж. Джейкоби из университета Пардью, провели серию экспериментов о значении и возможностях применения эффекта Зейгарник в рекламе. Использование тактики прерывания продемонстрировало своё положительное влияние на вовлечение и запоминание бренда. Отсюда выводы, которые сегодня широко применяются в рекламной и медийной сферах: 1) ролик должен интриговать с первых секунд, чтобы, отказавшись от просмотра, у человека возникало ощущение незавершённости; 2) недосказанность рекламы или одного из сюжетов способствуют лучшему запоминанию. Эти уловки позволяют «вести» потенциального покупателя не только в процессе просмотра, но и на всей дистанции принятия решений.
Насколько это влияет на современного потребителя? Очевидно, что рекламы вокруг нас сегодня так много, что временами уже на уровне подсознания мы блокируем её в любых проявлениях. Но судить об эффективности приёма можно хотя бы из простого примера. Подумайте, какие фильмы вызывают у вас больший отклик и лучше запоминаются: с открытым финалом (почему-то на ум сразу приходит «Начало» К. Нолана) или те, где история в конце завершается?
Но это всё тоже не более чем занимательные факты. Как можно применять эффект Зейгарник в повседневной жизни с пользой для себя? Как минимум, в качестве инструмента тайм-менеджмента для налаживания эффективной работы и борьбы с прокрастинацией. Для первого вам понадобится избавиться от многозадачности. Другими словами, применить правило «одно дело за один раз». Сконцентрировавшись на выполнении занятия до конца, вы не окажетесь в ситуации, когда сразу несколько дел будут требовать своего завершения и «давить» на вас.
Для того чтобы справиться с проволочками, следует прибегнуть к правилу 15 минут. Если вы интересовались вопросами управления временем раньше, то, наверняка, слышали о нём. Суть заключается в том, что если начать заниматься чем-либо и продолжать 15 минут, то в дальнейшем работа будет идти во многом автоматически, и уже не доставлять такого дискомфорта как сразу. Как говорится, в любом деле главное – начать. Положительное влияние эффекта Зейгарник здесь в том, что, прервавшись от занятия, вы легче вернётесь к его дальнейшему выполнению, поскольку задействованными окажутся мотивационные компоненты памяти.
Но есть и неутешительные данные, которые следует знать всем руководителям. Эффект Зейгарник работает хуже, когда человек ожидает награду. В материале на «Лайфхакере» приводились данные об исследовании университета Миссисипи, подтвердившем этот факт. Две группы участников, как и в традиционном исследовании, работали над заданием. В какой-то момент их прервали и одним сказали, что заплатят за участие, вторым же награду не обещали. После перерыва к выполнению работы вернулись лишь 58% людей, которым раньше заплатили. Тех, кто не ждал оплаты и продолжил выполнять задание, оказалось аж 86%. К тому же, первые ещё и меньше времени тратили на каждое задание. Вывод: получив вознаграждение, человек теряет запас мотивации и в некоторой мере интерес к выполнению работы.
Памятуя об эффекте Зейгарник можно попробовать проделать фокус со своей памятью. Поскольку прерванные занятия запоминаются в 2 раза лучше, можно сознательно не завершать некоторые дела, с целью дальнейшего более детального их воскрешения в памяти. Например, готовясь к экзамену, не стараться изучить тему досконально, а оставлять небольшие пробелы. Попросту говоря, не стоит быть перфекционистом.
Первый шаг к гештальт-терапии
На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути — это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.
Обратная сторона эффекта Зейгарник
К сожалению, эта методика работает не во всех случаях. Если вы ожидаете награду за конкретный кусок работы, сознательное прерывание задачи на части только ухудшает продуктивность и мотивацию к продолжению.
Эту особенность подтвердило исследование , проведенное в Университете Миссисипи. Участников разделили на 2 группы и дали задачу, которую следовало выполнить с использованием эффекта Зейгарник. Одной из групп пообещали заплатить за участие в эксперименте.
В результате те, кому пообещали награду, возвращались к работе после перерыва лишь в 56% случаев. Процент возвратов второй группы был выше – 86%.
Так что, если вы работаете ежедневно с 9 до 17 с почасовой оплатой, такой метод, скорее всего, не сработает.
Существует еще одна проблема, которая ограничивает применение данного эффекта. Если количество недоделанных задач окажется слишком большим, ваш мозг будет перегружен. Помимо работы над текущим заданием, ему придется тратить ресурс на множество других, незаконченных дел. Вы начнете испытывать стресс, ухудшится концентрация внимания и ваша продуктивность снизится.
Справиться с этим можно двумя способами:
- Ограничивайте применение эффекта Зейгарник на 1-3 проекта, чтобы не слишком утомлять свой мозг. Помните, что наиболее эффективен он в сфере образования.
- Делегируйте часть незавершенных дел. Мозг будет воспринимать такие задачи, как выполненные, и освободит немного “оперативной памяти” для текущих дел.
Другие исследования
Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.
Курт Левин
Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.
Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.
Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.
Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:
- вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
- эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
- проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
Как проходили научный эксперимент и исследования Зейгарник
Исследование было простым с добровольными участниками. Всех добровольцев разделили на две отдельные группы. Одной группе людей давали задания и позволяли полностью завершить их.
Вторую группы специально отвлекали, не давали выполнять задание до конца. Затем их отправляли по домам. Через несколько дней участников обеих групп спрашивали о содержании заданий. Те люди, которые не смогли довести дело до конца помнили все нюансы заданий хорошо. Кому же удалось завершить задание, помнили о деталях очень смутно.
В другой версии эксперимента над эффектом Зейгарник, Блюма обнаружила, что взрослые участники могли запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем когда они выполняли повторно завершенные. Начальные исследования Зейгарник были описаны в статье «О выполненных и незавершенных задачах», опубликованной в 1927 году. Дальнейшие исследования психолога Зейгарник – эффект незавершенного действия.
Интересно знать!
На факультете психологии МГУ, где долгие годы работала профессор Б. В. Зейгарник, иногда вспоминают курьезный эпизод, происшедший на XIX Международном психологическом конгрессе (Лондон, 1969). Группа советских психологов в неформальной обстановке знакомилась с японскими коллегами. Те, выслушивая труднопроизносимые русские фамилии, в традиционной восточной манере вежливо улыбались и кивали. И тут им была представлена немолодая женщина маленького, почти кукольного роста. Выражение лиц японцев враз переменилось, дежурные улыбки сменились неподдельным изумлением. А самый молодой член японской делегации, забыв о деликатности, наивно воскликнул: «Так это вы и есть — Зейгарник? Неужели вы еще живы?»
В 1960-х годах исследователь человеческой памяти Джон Бадделей продолжил исследование этих результатов в эксперименте. Участникам был предоставлен ограниченный период времени для решения ряда анаграмм. Когда они не смогли разгадать анаграмму до истечения времени, им раскрыли слово «ответ». Когда позже участников попросили вспомнить слово в анаграммах, у них появилась быстрее и лучше срабатывала память на слова, которые они не решили. Это подтверждает вывод Б. Зейгарник об эффекте, когда у людей сохраняется четкая память о незаконченной или прерванной деятельности и информации.
Эффективный метод, как быстро избавиться от чувства сожаления о прошлом
Конфликтующие исследования
Однако не все последующие исследования нашли поддержку этому эффекту, открытому Зейгарник. Некоторые научные эксперименты не смогли показать тот же результат. А другие исследователи обнаружили, что существует множество факторов, которые могут влиять на силу эффекта.
Например, некоторые исследования показали, что мотивация способна играть важную роль в том, насколько хорошо люди запоминают информацию. Если они делают это намеренно, то вполне могут отлично запомнить дела, которые доводили до конца.
Тем не менее закон эффекта Зейгарник работает независимо от того, каким уровнем памяти обладает человек. Если он что-то не довел до завершения, он вес равно будет помнить об этом лучше, нежели когда дело завершено.
Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник
Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.
В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.
Эффект Зейгарник или как использовать принцип завершения
Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена. По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения. Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник». Степанов С. С, Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 245-246.
Что такое эффект Зейгарник
Наверняка вы когда-то нервничали из-за дела, которое отложили или не успели закончить. Возможно, оно не выходит у вас из головы целыми днями. Мысли только о нем, но необходимо выполнять другую работу. Признайте, такое случалось. А как только удавалось доделать, наконец-то завершить, наступало чувство облегчения, и вы забывали о нем. Это и есть эффект Зейгарник.
Впервые Блюма Зейгарник обнаружила зачатки своего открытия в ресторане, когда обедала вместе с ее учителем Куртом Левиным. Официанты запоминали заказы и держали их в голове ровно до того момента, пока все блюда не будут вынесены. Потом полностью озвучить позиции у них не получалось. Это натолкнуло ученую на следующий шаг — провести эксперимент в лабораторных условиях.
Участникам давали выполнить определённые задачи. Одну часть они доводили до конца, а другую только наполовину из-за нехватки времени. Около 90% опрошенных испытуемых четко помнили только то, что им не удалось завершить. Выполненные задачи забывались. Это напоминает зуд на коже или корочку от ранки: когда пытаешься не чесать и не ковырять, то постоянно думаешь об этом. Такое может происходить и с ситуациями, и с проблемами, которые остались неразрешенными. Обычно это именуют незакрытым гештальтом.
Как и кем был открыт эффект Зейгарник
Сам по себе эффект незавершенности, как психологическое явление существовал, скорее всего, с момента появления человека разумного. Просто раньше никто не замечал и не изучал этот феномен. Впервые он был открыт Блюмой Вольфовной Зейгарник – ученицей Левина, которая защитила на эту тему диплом в Берлинском университете.
На заметку!
К. Левин — крупнейший немецкий и американский психолог, яркий представитель гештальт-психологии — известен, прежде всего, как создатель теории психологического поля, в которой принципы гештальтпсихологии применены им для создания оригинальной теории личности, а впоследствии и как разработчик многих идей в области социальной психологии (социальная перцепция, групповая динамика, групповая дифференциация, типология стилей общения и др.).
Интерес к психологии человека и различным процессам в поведении людей проявлялось у Блюме еще в студенческие годы. Блюма родилась в северо- восточной части России в 1900 г. Девушка в двадцать один год вышла замуж, жила в Берлине и училась в вузе.
Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета. Но вскоре ее заинтересовали совсем другие области и она очень быстро переквалифицировалась на психолога. В то время Б. Зейгарник начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.
Как-то, в один прекрасный день Блюма сидела в кафе вместе с К. Левиным и другими студентами. Был час пик, в заведении было полно народу. Наблюдательная студентка заметила интересную вещь – один официант, несмотря на многочисленные заказы, ничего не записывал. Но при этом он не ошибался и приносит вовремя все заказы.
Зейгарник отметила его феноменальную память и решилась побеседовать с ним о его работе. Она спросила, помнит ли он блюда соседнего стола, который обслужил немного раньше их.
Официант не смог перечислить абсолютно весь заказ, ввиду большой работы и многолюдности в кафе. Но в этот момент у Блюмы зародилась идея, где направление ее изучения было выбрано. Ей оставалось только подтверждение этого феномена.
Позже она также беседовала и с другими официантами. Почти все говорили, что с момента принятия заказа и до подачи блюда они отлично помнили, что заказал посетитель. Но как только блюдо оказывалось на столе – информация о заказе практически мгновенно забывалась.
В дальнейшем интерес студентки Зейгарник перерос в научное исследование и был перенесен в стены университета. Блюма сконцентрировалась на экспериментальном обосновании теории, ранее уже предложенной Левиным. Суть эффекта сводилась к тому, чтобы показать и научно зафиксировать – если человека прервать в деле и не дать закончить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения, которое сохранится до тех пор, пока дело не будет завершено. Кроме того, всё это время он будет помнить о задании и всех его деталях.
Тема дипломной работы над явлением, впоследствии прославит ее и обретет термин, названный в ее честь «Эффект Зейгарник — в психологии». Это была ее 1первая научная работа. На тот момент женщине-психологу было 27 лет.
В чем заключается психологический феномен Зейгарник
Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.
Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».
Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:
- Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
- Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
- Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.
По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.
Эффект Зейгарник и неврозы
Дальнейшие исследования ученых привели к выводу – чем больше у человека накапливается незавершенных дел, тем выше у него предрасположенность к неврозу.
Как это связано? К невротическим расстройствам склонны люди с низкой самооценкой, неуверенные, неспособные брать на себя ответственность, мнительные, наивные, асоциальные, легко убеждаемые, воспринимающие мир в негативных тонах. И именно такие личности более других склонны к не завершению начатых дел. Они намного реже других достигают результатов и поставленных целей. Таким образом, чем больше у человека сталкивается в своей жизни с эффектом Зейгарник, тем выше у него шансы получить невротическое расстройство.
Конечно, неврозы бывают не только у людей, обладающих описанными выше чертами. Иногда к неврозу приводят сильные психологические травмы, потрясения, пережитые трагедии.
Но как показали наблюдения, незавершенные дела, недостигнутые цели, склонность начинать и все бросать на полпути приводят к внутренним терзаниям, повышенной тревожности, депрессивности. Из этого всего формируются невротические расстройства. Эффект Зейгарник состоит в том, что человек помнит о том, что он не сделал, лучше, чем все то, что он совершил. Таким образом, психика личности фиксируется на неудачах. Из чего формируется негативный психо-эмоциональный настрой, и как следствие – невроз.
В каких сферах применяется эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник в психологии способен играть и положительную роль, развивая личность, совершенствуя некоторые качества.
Данный эффект – это не просто интересное наблюдение о том, как работает человеческий мозг. При правильном использовании он может иметь конструктивные последствия в вашей повседневной жизни. Вы даже можете использовать это психологическое явление в своих интересах. Здравый смысл может сказать вам, что завершение задачи – лучший способ приблизиться к цели. Эффект Блюмы Зейгарник вместо этого предполагает, что прерывание во время задания является эффективной стратегией для улучшения вашей способности запоминать информацию.
Для развития людей и достижения наилучших результатов Эффект психолога Зейгарник используют в самых разных областях.
Вам также может быть интересно:
Эти убеждения разрушат вашу жизнь, срочно избавляйтесь от них
Обучение
Если вы готовитесь к экзамену, прекратите на время учебные занятия, а не пытайтесь зубрить их всю ночь перед экзаменом. Изучая информацию с интервалами, вы, скорее всего, будете помнить ее лучше до дня тестирования
Если вы изо всех сил пытаетесь запомнить что-то важное, кратковременные прерывания могут принести вам пользу. Вместо того чтобы просто повторять информацию снова и снова, просмотрите ее несколько раз, а затем сделайте перерыв
Пока вы сосредоточены на других вещах, вы обнаружите, что мысленно возвращаетесь к информации, которую изучали.
Маркетинг
Рекламодатели и маркетологи также активно используют эффект Зейгарник, чтобы стимулировать потребителей покупать товары
Например, режиссеры создают рекламные ролики, специально пропуская важные детали, чтобы привлечь внимание зрителей
Они захватывают интерес и заставляют людей хотеть большего. Чтобы получить все интересующие подробности, люди должны совершить покупку или отправиться в магазин для детального рассмотрения товара. Телевизионные шоу-программы и сериалы также используют эту стратегию. Эпизоды часто заканчиваются в момент активных действий, оставляя нерешенной судьбу персонажей или исход ситуации. Чтобы снять напряжение, создаваемое специально, зрители должны не забыть настроиться на следующий эпизод, чтобы выяснить, что происходит.
Улучшение эффективности
Мы уже выяснили – эффект Зейгарник состоит в том, что люди лучше помнят о незавершенном. Но зачастую мы откладываем задачи до последнего, выполняя их в бешеном темпе в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. К сожалению, эта тенденция может не только привести к значительному стрессу, но и к снижению производительности. Делать быстро и много – еще не значит делать хорошо. Один из способов преодолеть проблемы лени – применить эффект Зейгарник. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький. Как только вы начали, но еще не закончили свою работу, вы обнаружите, что думаете о задаче. Вы уже не сможете от нее легко оторваться, пока, наконец, не закончите ее. Вы, конечно, можете не завершать все сразу, но каждый ваш маленький шаг приближает вас к конечной цели. Этот подход способен не только мотивировать вас к завершению, но также привести к чувству выполненного долга. Когда вы закончите работу, то легко сможете применить свою энергию в другом месте.
Психическое здоровье
Как вы уже знаете, эффект Зейгарник не всегда полезен. Когда вы не справляетесь с заданиями, они могут навалиться всем скопом вас, создавая непомерную нагрузку. Они будут вторгаться в ваши мысли, вызывать стресс, беспокойство и плохой сон. Эти деструктивные мысли могут вызвать невротическое расстройство и депрессию. Тем не менее эффект Зейгарник может играть положительную роль в преодолении подобных трудностей. Повторяющиеся мысли способны побудить людей завершить начатое задание. Если вы начнете выполнять то, что еще возможно завершить, достигнуть, преодолеть – это обязательно приведет вас к чувству выполненного долга, успокоению, повысит вашу самооценку и уверенности в себе.
Вот мы и разобрались, что же такое Эффект Зейгарник в психологии, чем характеризируется и где применяется. Тренируйте свою память и сохраняйте внутреннюю энергию. В процессе работы, жизни не накапливайте сразу много незавершенных дел, которые будут сохраняться в вашей памяти и лишать вас сил. Даже маленькие шаги обязательно приведут вас к результату.
Автор, эксперт сайта: Анастасия Светлова
«Пережила криз ВСД, страдала неврозом и паническими атаками. Справилась со всеми расстройствами. Изучаю психологию, оздоровительные и духовные практики. Делюсь своим опытом и знаниями, чтобы помогать людям восстанавливать здоровье и внутренний баланс».
Как использовать в повседневной жизни
Многозадачность придётся исключить из своей жизни. Если вы привыкли растрачивать свои силы на несколько дел сразу, то наверняка замечали, что мысли периодически возвращаются к одному или нескольким незавершенным задачам. Это не позволяет на 100% сконцентрироваться на чём-то конкретном.
Выход есть — завести блокнот или ежедневник. Стоит записать все, что вы планируете сделать за день. Следуя списку, по порядку выполните каждый пункт. Вычеркивайте или ставьте галочку, когда хотя бы одна задача завершена. Чувство победы, гордости и спокойствия возникнут мгновенно. Это даст вам мотивацию больше не возвращаться к многозадачности.
Если вы ленивый или просто не можете начать что-то делать, выход тоже найдется с помощью эффекта Блюмы Зейгарник. Принцип действия практически тот же: составляете план и заставляете себя сделать хоть что-нибудь. Главное здесь — это просто начать. Первыми необходимо выполнить наиболее простые и менее энергозатратные задачи. Потом можно переходить к средним, затем и к сложным. Через 10-15 минут мозг привыкнет, а потом не даст вам забыть о начатом деле, если вы вдруг прерветесь. К этому случаю хорошо подходит поговорка: глаза боятся, а руки делают. Хроническую прокрастинацию, к сожалению, этим не излечить.
Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник
Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.
Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».
Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).
Что такое эффект Зейгарник
Когда вы начинаете работать над каким-то делом, но не заканчиваете его, мысли о незавершенной работе продолжают всплывать в уме, даже когда вы переходите к другим вещам. Такие мысли побуждают вернуться и закончить то, что вы уже начали.
Когда вы прерываете просмотр сериала или чтение книги, вы больше всего запомните именно этот момент. Это еще одно проявление эффекта, которое касается вашей памяти.
Этот психологический эффект активно используется режиссерами, сценаристами, рекламщиками, чтобы удержать внимание. На этом принципе построены трейлеры к фильму: они состоят из множества незавершенных кусочков
Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком. Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник.