Можно ли развить эйдетическую память
Диагностика
Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.
Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой
Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.
Рекомендуемый материал:
Варианты задания:
- Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
- Их можно записать на доске.
- Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.
Задание:
- Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
- После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
- Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
- Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
- То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.
Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:
С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.
Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:
Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью
Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому
При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно
Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.
Карточка с текстом:
Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:
С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых мыслей) : А (общее количество выделений в тексте) х 100.
Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.
При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).
Нарушение зрительной памяти
У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.
Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.
Какие проблемы бывают со зрительной памятью?
Нарушения проявляются следующими симптомами:
- Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
- Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
- Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.
Нарушение зрительной памяти
Кратковременная зрительная память
Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью, имеет маленький срок, ограниченный объем.
При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.
Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.
Кратковременная память визуальных образов
Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.
Как развить эйдетическую память: советы, упражнения
На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные.
К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое, что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».
Как развить эйдетическую память?
Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать, как завещал нам великий Шерлок Холмс. Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания
Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь
Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь.
Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).
Вспоминайте события минувшего дня, просмотренный фильм и другие увиденные явления. Некоторые специалисты советуют также вспоминать сны, однако, со снами могут возникнуть определенные проблемы: как правило, мы в принципе запоминаем их не полностью, непоследовательно, и вообще сны — это не всегда зрительные образы.
Подробнее смотрите в статье «Интересные факты о снах».
Тренируем воспроизведение информации
Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то, что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».
Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после. Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.
Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.
Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика, изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.
Тренировка и развитие
С двух до пяти лет у ребёнка благодатный период для совершенствования механической памяти. В этот промежуток времени необходимо читать ему хорошие детские стихотворения, учить их вместе.
Важно! Улучшить механическую память можно, осваивая иностранные языки, заучивая наизусть стихотворные тексты. Нужно запоминать формулы и научные термины, исторические даты и статистические данные, списки продуктов, телефоны и адреса, географические названия, числа, имена и отчества
Учёные доказали, что человек забывает больше всего информации в первые 2 часа после зубрёжки. Если учить перед сном, гораздо меньше материала будет стираться из памяти, так как во время ночного отдыха он переходит из кратковременной в долговременную память и потом легче воспроизводится.
Механическая память, по мнению специалистов, – это основа успешной учёбы.
Интерес к учёбе
Упражнения для детей
- Каскад. Взрослый читает список слов. Если ребёнок легко повторяет, перечень увеличивается ещё на одно.
- Родитель медленно озвучивает 10 слов. Дети рисуют их пальцем на столе, потом вспоминают.
- Ребёнок внимательно рассматривает окружающую обстановку, затем отворачивается и перечисляет предметы.
- Взрослый на листе бумаги рисует несложную композицию из фигур или узор. Дети одну минуту смотрят, потом по памяти воспроизводят в тетрадях.
- На поверхность стола выставляется несколько разных предметов или картинок. Ребёнок внимательно смотрит, затем отворачивается. Взрослый меняет что-то в положении или совсем перепутывает. Задача детей – расставить всё по местам.
- Воспитатель читает слова, предлагая детям иллюстрировать их с помощью поз, звуков или жестов, далее ребята пытаются вспомнить список.
Повторить текст
Взрослому человеку увеличить объём механической памяти поможет работа с запоминанием текста. Для начала можно выбрать небольшой отрывок и попытаться пересказать его. Со временем необходимо повторить отрывок целиком, потом взять 2 текста, увеличивая количество знаков.
Запоминание имён
Объём кратковременной памяти человека сильно связан с возможностями механической. Имя только что представленного человека забывается, поскольку в процессе общения старая информация в кратковременной памяти замещается новой. Чтобы запомнить имя знакомого, нужно громко и отчётливо его произнести, подумать, чем оно похоже на своего обладателя.
Развивать механическую память можно более эффективно, если следовать нехитрым правилам:
- Не брать слишком большой объём информации сразу, учить по частям;
- Повторять материал через одинаковые промежутки времени;
- Использовать мнемотехнику;
- После часа работы отдыхать 15 минут;
- Разнообразить материал.
Проявления
Психологи сравнивают память у разных людей с отпечатками пальцев, утверждая, что у каждого она формируется и развивается совершенно по разному. Связано это с их индивидуальными особенностями.
Ведущая психическая деятельность
В первую очередь личностные проявления памяти определяются характером ведущей психической деятельности, о котором уже было сказано выше.
Пример. В одну группу обучения вождению попали кинестетик, визуал и аудил. Тема занятия — «Как справиться с неуправляемым заносом на дороге». Чтобы усвоить (запомнить) материал, который объясняет преподаватель:
- кинестетик должен сам сесть за руль (хотя бы в учебном тренажёре) и собственноручно повторить алгоритм действий в данной ситуации;
- визуалу достаточно наглядного материала: плаката или видеоролика, запись материала также будет весьма кстати;
- аудил может ничего не записывать и даже не смотреть на доску — он запоминает материал с помощью органов слуха.
Зная свой ведущий тип психической деятельности, человек может в несколько раз улучшить и ускорить процесс запоминания. Кинестетику для этого нужно всё потрогать, визуалу — увидеть, аудилу — услышать.
Качество памяти
В зависимости от степени развития психических функций, у каждого человека память будет различаться своим качеством. Всем известно, что она бывает феноменальной, прекрасной, посредственной и даже плохой.
Она считается хорошей, если характеризуется такими параметрами, как:
- высокая скорость запоминания;
- длительное хранение информации;
- точное воспроизведение до мельчайших подробностей;
- готовность воссоздания синаптических и нейронных связей для быстрого воспроизведения.
Все эти параметры могут по-разному сочетаться друг с другом, что также приводит либо к хорошему качеству памяти, либо к проблемам с ней. Например:
- максимально удачное сочетание — высокая скорость запоминания + медленное забывание;
- посредственный тандем — невысокая скорость запоминания + медленное забывание;
- частично удачная комбинация — высокая скорость запоминания + быстрое забывание;
- самая низкая продуктивность у пары — невысокая скорость запоминания + быстрое забывание.
К личностным проявлениям часто относят объём памяти. С одной стороны, она, действительно, не одинакова у разных людей. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, а другие безошибочно воспроизведут все. Однако психологи утверждают, что этот параметр у всех одинаков. Просто кто-то умеет пользоваться максимумом предоставленного объёма, регулярно тренируя и развивая память. Другие же не считают нужным тратить на это время, и в результате потом жалуются на то, что она у них плохая.
Как работает память
Мы воспринимаем память, как должное, но ученые до сих пор изучают человеческий мозг и поражаются его возможностям, в том числе к запоминанию.
Без способности помнить, мы бы не были людьми, ведь наша личность – совокупность воспоминаний и сделанных на их основе выводов.
С научной точки зрения память – информация, закодированная в мозгу в виде сигналов, передающихся и изменяющихся между нейронами. Это сложный процесс, задействующий миллиарды нейронов, каждая часть мозга отвечает за определённый вид воспоминаний.
Теменная кора мозга отвечает за музыкальные способности,
когда человеку надо сыграть на инструменте, то задействуется данная область.
Гиппокамп отвечает за новые воспоминания. Если его удалить, то человек будет
помнить прошлое, но не сможет запоминать новую информацию, она просто будет
моментально забываться.
Локализация памяти точно не доказана, но гипотеза о том, что
каждая область отвечает за свой вид воспоминаний остается актуальной.
Есть процедурная память, она не связана с гиппокампом, поэтому разучиться езде на велосипеде, бегу, ходьбе, плаванию при его удалении нельзя.
Ученые не могут точно сказать, как работает долгосрочная
память, не изучены точные механизмы запоминания информации, ее хранения. Есть
только догадки и предположения. Но выявлен алгоритм запоминания, работающий на
всех здоровых людях:
- процесс запечатления информации;
- сохранение в мозгу;
- воспроизведение;
- забывание.
Людям свойственно быстро забывать информацию, не представляющую ценности и не пользующуюся актуальностью. Такое рациональное использование нейронных сетей позволяет не задумываться обо всем, что нам известно, давая возможность сосредотачиваться на новых знаниях.
Феноменальная память тоже до конца не изучена. Люди с такой
способностью могут крайне быстро обработать в своем мозгу новую информацию и
сохранить ее, когда человек с обычной памятью быстро забывает случайные данные,
не подкрепленные смыслом, эмоциями и др.
Люди с феноменальной памятью могут взглянуть на листок
бумаги со случайными записями цифр, слов, дат, фактов и запомнить их наизусть
за несколько секунд, а потом озвучить увиденное в точности. Это поражает и
открывает новые границы человеческих возможностей.
Что такое яркая образная память
Яркая образная память называется эйдетической. Она имеет эмоциональную природу. Данным видом запоминания обладают дошкольники. Они без труда могут описать понравившуюся игрушку товарища, когда ее уже нет в поле зрения, потому что яркий образ запечатлелся в мозгу и представляет для них интерес.
При рассказывании наизусть длинного стихотворения глаза школьников двигаются так, словно перед ними раскрыта книга с ним. Их мысленному взору действительно представляются страницы книги, где написано это стихотворение. Рассказывая его, они «видят» все рисунки, которые были на этом развороте книги.
Дети постепенно утрачивают способность к эйдетике при поступлении в школу. Осваивая другие способы запоминания, они реже обращаются к эйдетике. На смену ей приходит отвлеченное мышление.
Дополнительная информация. Эйдетическое запоминание основано на преимущественном зрительном восприятии. Оно полностью отвечает физиологическому развитию дошкольников, присущему им наглядно-образному мышлению. С момента поступления в школу у детей начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, они учат определения, правила, строят умозаключения, поэтому эйдетика и зрительные образы уступают место практическим действиям, логике и ассоциативному запоминанию.
Как быстро развить фотографическую память
Для того чтобы выработать фотографическую память и развить ее, как минимум, до уровня известного Шерлока Холмса, надо приложить большие усилия. Научиться не просто видеть картинку, а тренироваться замечать мельчайшие детали. Сконцентрированное разглядывание окружающих предметов, учитывая мелочи на сознательном уровне – первый шаг к развитию супер памяти. Тренировка и развитие памяти на начальном этапе будет проходить осознанно, через определенный период времени такое изучение плавно перейдет на бессознательный уровень.
Изучение и воспроизведение минувшего дня или просмотренного фильма в мельчайших деталях с правильной последовательностью, должно производиться в сознании каждый день – это поможет развить данный вид памяти быстрее. Детальный анализ картин или картинок методом внимательного изучения подробностей на протяжении 30 сек., в самом начале тренировок должно быть систематичной привычкой, обычным явлением. Целесообразно уменьшать интервал изучения, после каждого успешного раза.
Как развить фотографическую память — упражнения
Тренировка фотографической памяти – это работа мозга, он не должен простаивать в бездействии. Привычным занятием для людей, которые хотят развить память, должно быть разгадывание кроссвордов, головоломок, логических задач изучение иностранных языков – занятия нейробикой. Гениальный Леонардо да Винчи развивал свои способности, изучая стены с брызгами красок, но современная методика предлагает начать упражнения с элементарных задач по запоминанию, которые помогут развить заложенные задатки эдейтизма:
Выбрать в книге абзац и попробовать изучить его, не читая с начала до конца – а запечатлеть весь текст, будто на пленку фотоаппарата, понять смысл изложенной информации. Начинать надо с небольших заданий
Проверять свои навыки обязательно на бумаге, наглядный пример покажет упущенные моменты.
Таким же способом проводятся тренировки на цифрах – надо попросить кого-то записать ряд или столбик с числами и показать их на несколько секунд, запомненное записать на листке бумаги и сверить с оригинальной записью.
Поможет развить необходимые способности изучение формул – математика, физика или химия не важно, по какому предмету будут проходить тренировки, максимум 20 сек. просмотра и проверка запомнившегося материала по листочку с записью.
Игры на развитие фотографической памяти
Игры на развитие фотографической памяти – способствуют тренировке правого полушария мозга. Задачи, которые развивают фотографическую память в любом возрасте:
- Читать задом наперед. Следует начать с простых слов, потом тренироваться на словосочетаниях и фразах.
- Подслушать чужой разговор. Находясь в общественном месте надо уловить отрывок чужого разговора, потом воспроизвести все услышанные слова и интонацию — изобразить чужие эмоции.
- Проводить ассоциации – сравнивать предметы и обстановку с привычными и стандартными вещами.
- Изучение стихов хорошо помогает развить память.
- Чтение вслух с интонацией и расставленными акцентами, текст не должен звучать монотонно в нем должна быть передача мыслей и переживаний.
- Кидание спичек – произвольно бросить спички на стол или пол, отвернуться и воспроизвести такую же расстановку.
Можно ли развить способность, и какими способами
Образная память играет роль в развитии интеллекта, она же позволяет избегать опасностей. То есть относится к экзистенциальным способностям. Изучение образной памяти показало, что она хорошо поддается развитию в довольно сжатые сроки. Самый короткий путь к формированию стойкой способности — с головой погрузиться в сферу, где тот или иной вид способности превалирует. Играть на музыкальном инструменте, рисовать, научиться готовить, пробовать разную пищу и ее сочетания, трогать предметы и затем воспроизводить их особенности в психической области и тому подобное. Есть и другой не менее эффективный, но несколько более рутинный путь — специальные упражнения.
Записывать около 10-20 слов
Они никак не должны быть связаны друг с другом. Подбираются случайно, первое, что придет в голову. Желательно, чтобы писал ассистент, потому как возможно образование некоторых связей в мозгу и человек еще при написании запомнит часть слов, чего быть не должно. Затем лист со случайными словами убирают. Нужно воспроизвести как можно больше запомненных слов. Можно использовать не только существительные, но и глаголы, прилагательные для усложнения задачи. Использование мнемотехнических приемов, ассоциаций возможно. Но если цель — развитие фотографической памяти, противопоказано. Нужно четко представить лист со словами или доску.
Прослушать мелодию
Затем пропеть ее или сыграть на инструменте, соблюдая ритмические особенности. Незаменимый способ развития слуховой формы считаются музыкальные диктанты. В более простых случаях можно запоминать разговоры людей, тембр голоса, затем воспроизводить фрагменты мысленно.
Посещать магазины цветов, парфюмерии
Умение отличать отдельные запахи требует некоторого навыка.
Вкусовая и тактильная развиваются опытным путем. Специальных упражнений нет. Требуется приобретать опыт путем ощупывания предметов, дегустации блюд, пищи, фиксации вкусовых особенностей. Опытная методика, желательно с погружением считается основной.
На развитие образной памяти требуется несколько недель. Однако предела совершенству нет. Процесс продолжается всю жизнь при необходимости. Высокого уровня при систематических занятиях 30-60 минут в день можно достигнуть в течение месяца, плюс-минус. Зависит от особенностей высшей нервной деятельности конкретного носителя.
Стадии
1. Кодирование
В отличие от краткосрочной, долговременная память человека не предполагает какого-то конкретного вида репрезентации вербального материала. Это значит, что кодирование не бывает здесь ни зрительным, ни слуховым. Оно основано на элементах, главный из которых — смысл. Из-за этого удерживаемая и воспроизводимая потом информация редко бывает 100% точной.
2. Воспроизведение
Человек не может воспроизвести информацию из КВП потому, что она угасает или вытесняется новыми образами. В долговременной памяти это исключено. Всё, что человек сознательно запоминал, остаётся в хранилище на всю жизнь. Тут вполне логичен вопрос: но почему же мы тогда не можем вспомнить некоторые события из прошлого? И как же те, у кого наблюдаются провалы?
Здесь уместно сравнить склад информации с огромной библиотекой из миллиона книг. Те полки, к которым мы обращаемся часто, всегда под рукой, так что материал из них легко и быстро воспроизводятся. А вот если человека в возрасте, чья сфера деятельности не пересекается с математикой, спросить, как выглядит формула бинома Ньютона, которую он изучал в курсе алгебры 10 класса, он вряд ли вспомнит, хотя в школьные годы заучивал её. Она есть в хранилище его памяти, но слишком далеко, и он вряд ли её отыщет без повторения.
В психологии воспроизведение информации в долговременной памяти может идти двумя путями — через её поиск и активацию.
3. Хранение
Эта стадия связана по большей части с нейрофизиологией, так как здесь на первый план выступает гиппокамп — отдел лимбической системы мозга. Его задача — консолидация памяти (переход от краткосрочной к долгосрочной), складирование информации в том самом хранилище.
На сегодняшний день его функции продолжают активно изучаться.