Экзистенциальная психотерапия
Примечания
- Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 11.Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
- ↑ Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
- Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 111.
- Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера
- Мэй Р. Открытие Бытия.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 137—143.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 145—148.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 149.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 157.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 159.
- Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 177—183.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
- Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 141.
- Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 162.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107—109.
- Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 34.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 123.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. — С. 124—127.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 127, 129—132.
- Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 130.
Книги по экзистенциальной психологии
Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:
- «Экзистенциальная психология глубинного общения» С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
- «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
- «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
- «Психотехника экзистенциального выбора». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
- «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.
Экзистенциальная психотерапия в России
В России и на постсоветском пространстве экзистенциальная психотерапия получила активное развитие и распространение со второй половины 1980-х годов. Среди знаковых событий того времени можно назвать визиты в Россию Виктора Франкла (в марте 1987 года), и Карла Роджерса (в сентябре-октябре 1986 года). Именно на этих встречах закладываются предпосылки формирования первой большой волны отечественных гуманистически-ориентированных и экзистенциальных психотерапевтов. С середины 90-х годов в России и на постсоветском пространстве формируются первые регулярные образовательные проекты по экзистенциально-гуманистической психотерапии, среди которых Высшая Школа гуманитарной психотерапии (с 1994 года, в Москве), Международная Школа психотерапии, консультирования и ведения групп (с 1995 года, в Санкт-Петербурге), Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии (с 1996 года, в Бирштонасе) и др.. В результате образовательной деятельности подобных проектов и развития профессиональных сообществ, на сегодня в России сформировался достаточно большой круг специалистов, практикующих экзистенциальную психотерапию.
Основные концепции
Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенциализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искать смысл жизни; из-за наличия свободы воли, необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия: смерть, изоляция, свобода и внутренняя пустота. Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.
Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности. В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога, депрессия, апатия, отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.
Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.
Расписание тренингов и семинаров21
21 марта |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
3 апреля |
Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень 3 дня Москва |
Ещё 5 тренеров… |
11 апреля |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
19 апреля |
Семинар «Возможности песочной терапии при работе с психотравмой» 1 день, 9 часов Москва |
|
20 апреля |
Семинар «Области человеческого бессознательного». Семь базовых полярностей человеческого бытия 4 дня Москва |
|
2 мая |
Программа 1-й ступени по обучению экзистенциальной гештальт-терапи «Давайте жить» 8 сессий по выходным раз в месяц — 160 ак. часов Москва |
|
15 мая |
Обучающая программа 3-й ступени «Терапевтическое взросление» 3 дня Москва |
|
23 мая |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
31 мая |
Семинар «Песочная терапия. Работа с детьми в песочной терапии. Глубинная игра» 1 день/10 ак. часов Москва |
|
13 июня |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
28 сентября |
Базовый семинар программы «Арт-терапия. Техники группового и индивидуального взаимодействия» 5 дней Москва |
|
16 октября |
Обучающая программа 3-й ступени «Терапевтическое взросление» 3 дня Москва |
|
7 ноября |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
12 декабря |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
9 января |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
13 февраля |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
13 марта |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
10 апреля |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
15 мая |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
12 июня |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
Направление используют
|
Ассоциация экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов (Москва), Компания «ИвентЛига» (Москва), Мастерская Позитивных Изменений при Институте консультативной психологии (ISCON) (Москва), Проект Измены. Разводы. Расставания» (Москва), Химкинский комплексный кризисный центр помощи женщинам «Спасение» (Москва), Центр раскрытия потенциала «Точка Сборки» (Москва), Центр экзистенциальной психотерапии и консультирования «Психология жизни» (Москва), Азалия Идрисова (Москва), Женский клуб «Афродита» (Москва), Издательство «Генезис» (Москва), Институт Организационной Психологии (Москва), Институт Психотерапии Онлайн (Москва), Клуб единомышленников Epistema (Москва), Коррекционно-развивающий центр «Вега» (Москва), Лаборатория арт-терапии и психотерапевтических практик (Москва), Лаборатория современных технологий психотерапии и практической психологии (Москва), Международная Академия «Че»love»К» (Москва), Проект «Арт-сфера» (Москва), Проект «Терапевтическое фехтование» (Москва), Проект Инны Маслаковой Feedback group (Москва). Ещё организаторы 98 |
||
|
Александр Михайлович Алов (Москва), Александр Михайлович Краснов (Москва), Александрина Андреевна Григорьева (Москва), Алина Аккиева (Москва), Анастасия Борисовна Зарицкая (Москва), Анастасия Коновалова (Москва), Андрей Голуб (Москва), Андрей Юрьевич Блинов (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Анна Мохова (Москва), Анна Сергеевна Каськова (Москва), Анна Сергеевна Яковлева (Москва), Анна Шишковская (Москва), Борис Арнольдович Куликов (Москва), Валерия Баранова (Москва), Валерия Кандинова (Москва), Вениамин Витальевич Гудимов (Москва), Виктория Котан (Москва), Владислава Валентиновна Сорокопудова (Москва), Георгий Владимирович Сафронов (Москва). Ещё тренеры 559 |
||
|
Александр Крайчик (Москва), Александр Михайлович Алов (Москва), Александр Михайлович Краснов (Москва), Александр Станиславович Шестаков (Москва), Алина Аккиева (Москва), Анастасия Борисовна Зарицкая (Москва), Анастасия Коновалова (Москва), Анастасия Шалганова (Москва), Андрей Голуб (Москва), Андрей Юрьевич Блинов (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Анна Евсеева (Москва), Анна Мохова (Москва), Анна Сергеевна Каськова (Москва), Анна Сергеевна Яковлева (Москва), Анна Шишковская (Москва), Борис Арнольдович Куликов (Москва), Вадим Олегович Елизаров (Москва), Валерия Баранова (Москва), Валерия Кандинова (Москва). Ещё консультанты 591 |
|
Тула, |
Спасибо, за интерес к теме «что такое Экзистенциальная психотерапия»!
1 Экзистенциальная психотерапия: описание направления
Экзистенциальная психотерапия («existentia» — возникновение, появление, существование) — психотерапевтические подходы, в которых делается упор на свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование внутреннего мира и выбор жизненного пути. Основоположником этого метода является философ из Дании Серен Кьеркегор. Он считал, что решение любой проблемы — созданная трудность искусственным способом, которая должна по значимости перекрыть настоящие беды. Экзистенциальная психотерапия возникла в Европе во второй половине XX века по причине неудовлетворенности психологов детерменисткими взглядами на человека и развития экзистенциальной философии.
Фундамент экзистенциальной психотерапии составляют 4 основных понятия, которые лежат в основе человеческого мышления, направленного на осознание негативного отношения к окружающей среде:
- смерть;
- свобода;
- изоляция;
- бессмысленность.
Экзистенциальная психотерапия основана на убеждениях о том, что внутренний конфликт человека формируется на основе его собственного отношения к появившейся проблеме, т. е. то, что для одного человека может быть огромной бедой, другим воспринимается как незначительная трудность и проходит мимо него незамеченным. Главная особенность этого психотерапевтического метода заключается в направленности на жизнь индивида, а не на личность, поэтому многие психотерапевты этого направления избегают использовать данный термин. Основная цель экзистенциальной психотерапии — помочь разобраться в своей жизни, лучше понять свои возможности и их границы. Перестройки личности пациента не предусмотрено. Именно поэтому это направление связано с философией.
На его развитие повлияли следующие философы:
- М. Хайдеггер;
- М. Бубер;
- К. Ясперс;
- П. Тиллих;
- Ж.-П. Сартр;
- В. Розанов;
- С. Франк;
- Н. Бердяев
История
Некоторые авторы возводят появление экзистенциальной терапии к античности, рассматривая, например, диалоги Сократа с молодыми людьми, а позднее целые школы Аристотеля, Эпикура и стоиков как некую форму философской терапии, которая была призвана улучшить понимание мира и тем самым облегчить жизнь человека, что роднит её с современной экзистенциальной терапией.
Такое назначение философии было во многом потеряно вплоть до XIX века, когда его возродили Кьеркегор и Ницше. Их работа позднее вдохновила многих мыслителей XX века, таких как Хайдеггер и Сартр, которые не скрывали, что видят роль философии прежде всего в конкретной помощи людям.
Другое важное направление философии, заложившее основы экзистенциальной терапии и всей психологии в целом, это феноменология, которая дала психологам и психотерапевтам необходимый инструментарий для проникновения в суть проблем пациента. Первыми психиатрами, непосредственно воплотившими идеи экзистенциализма в психотерапии в начале XX века были Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер
Экзистенциальный анализ Бинсвангера получил широкую известность. Затем феноменология Хайдеггера привела к появлению дазайн-анализа Медарда Босса. Работы Сартра вдохновили на создание его методик Рональда Лэйнга
Первыми психиатрами, непосредственно воплотившими идеи экзистенциализма в психотерапии в начале XX века были Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер. Экзистенциальный анализ Бинсвангера получил широкую известность. Затем феноменология Хайдеггера привела к появлению дазайн-анализа Медарда Босса. Работы Сартра вдохновили на создание его методик Рональда Лэйнга.
Отдельно следует упомянуть появление логотерапии Виктора Франкла — особого направления в экзистенциальной терапии, основанного на поиске смыслов существования и призванного помочь людям найти смысл даже в переживании страданий, как его нашёл сам Франкл в концлагерях Второй мировой войны. Виктора Франкла и Ролло Мэя называют самыми влиятельными экзистенциальными терапевтами XX века.
Также среди заметных фигур экзистенциальной терапии следует упомянуть Алис Хольцхей-Кунц, Джеймса Бьюдженталя, Эрнесто Спинелли, Кирка Шнайдера и Ирвина Ялома.
Понимание времени
Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека.
Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее. «Когда страшно, время идёт медленно; когда очень страшно замедляется и само мгновение, когда же смертельно страшно, время окончательно останавливается», — утверждает Сёрен Кьеркегор
Именно поэтому Ролло Мэй, Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс уделяет в своих фундаментальных трудах особое внимание трактату Кьеркегора «Понятие страха».
Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и других, в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации.
2 Работа в экзистенциальном направлении
Обратиться к экзистенциальной терапии могут быть любые люди
Важно, чтобы пациент активно включался в процесс исследования своей жизни, был открытым и честным. Данное направление помогает попавшим в кризисные обстоятельства, когда они не видят смысл существования, жалуются на апатию и депрессию
Такая психотерапия показана людям, у которых произошли перемены в образе жизни, потеря близких людей. Она помогает тем, кто страдает острыми или хроническими соматическими заболеваниями, психическими патологиями, улучшая понимание и принятие изменений из-за болезни.
В большинстве случаев работа осуществляется в группе, так как имеет ряд преимуществ перед индивидуальной формой. Пациенты и терапевт могут получить больше информации о человеке при межличностном общении, увидеть неадекватные поступки и корректировать их. В экзистенциальной психотерапии важна групповая динамика, которая направлена на выявление того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими людьми, заставляет их чувствовать, создает мнение о человеке и влияет на их представление о себе. Обучение этому направлению осуществляется на основе наличия базового психологического образования.
Специалисты не навязывают пациентам собственных мыслей
В работах такого психотерапевта, как Ирвин Ялом, упоминается о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах в сеансе, когда консультант проявляет не только профессиональное, но и человеческое участие в проблемах пациента
Тем самым происходит превращение психотерапевтической сессии в дружескую встречу.
Для установления и поддержания хороших отношений с клиентом специалисту нужна полная включенность в проблемную ситуацию, мудрость и неравнодушие, умение максимально включиться в психотерапевтический процесс. Стоит вопрос о самораскрытии психотерапевта. Специалист может это сделать двумя способами.
Во-первых, рассказывать своим собеседникам о собственных попытках примирения с проблемами и сохранения лучших человеческих качеств. Ирвин Ялом говорит о том, что он совершил ошибку, редко прибегая к самораскрытию. Как автор отмечает в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» (2000 год), каждый раз, когда он делился с пациентами своим опытом, последние извлекали пользу для себя.
Во-вторых, не обязательно фокусировать внимание на содержании сессии. Психотерапевты могут просто использовать это время для применения мыслей и чувств, которые касаются того, что происходит в настоящее время, для улучшения отношений между специалистом и пациентом
Ключевыми моментами являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь.
3 Методы и техники
Существует большое количество техник применения концепций данного направления. Их выбор осуществляется специалистом на основе их эффективности, проблемы клиента и индивидуальных особенностей. Если некоторые проблемы не решены самим психотерапевтом, то он некомпетентен в их решении и необходимо направить пациента к другому.
Выделяют техники работы с экзистенциальными беспокойствами: смертью, ответственностью и свободой, изоляцией и бессмысленностью. Иногда рекомендуется применять и другие техники. Их использование позволяет увеличить эффективность психотерапии.