Научно-исследовательская работа по психологии на тему»выражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации» (10 класс)

Литература

  1. Blurton Jones N. С. Ethological studies of child behavior. New York: Cambridge University Press,
    1972.
  2. Blurton Jones N. G., Konner M. J. Sex differences in behavior of London and Bushmen children // R. P.
    Michael & J. H. Crook (Eds.). Comparative ecology and behavior of primates. London: Academic 1973.
  3. Delgado J. M. R. Physical control of the mind: Toward a psychocivilized society. New York, Harper and
    Row, 1971.
  4. Dumas G. La mimique des aveugles // Bulletin de L’Academie de Medicin. Paris, 1932, 107,
    607-610.
  5. Dumas G. La vie affective. Paris: Presses Universitaires de France, 1948.
  6. Ekman P., Friesen W. V., Tomkins S. S. Facial affect scoring technique: A first validity study //
    Semiotica, 1971, 1, 37—53.
  7. Goodenough F. L. Expressions of emotions in a blind-deaf child //Journal of Abnormal and Social
    Psychology, 1932, 27, 328—333
  8. Haggard E. A., Isaacs F. S. Micromomentary facial expressions as indcators of ego mechanisms in
    psychotherapy // L. A. Gottschalk H. Averback (Eds.). Methods of research in psychotherapy. New York
    Appleton-Century-Crofts, 1966, p. 154—165.
  9. Hess W. R. Stammganglien-Reizversuche (Verh. Dtsch. Phys. Ges Sept-1927). Ber. Gesamte Physiol. Exp.
    Pharmakol., 1928, 42, 551-555.
  10. King H. E. Psychological effects of excitation in the limbic system // D.E. Sheer (Ed.). Electrical
    stimulation of the brain. Austin: University of Texas Press, 1961.
  11. Kwint L. Ontogeny of motility of the face // Child Development, 1934, 5,1-12.
  12. Levy-Shoen A. L’image d’autrui chez l’enfant. Paris: Presses Universitaires de France,
    1964.
  13. McGrew W. C. An ethological study of children’s behavior. New York: Academic Press, 1972.
  14. Thompson J. Development of facial expression of emotion in blind and seeing children //Archives of
    Psychology, 1941, 37, 5—47.
  15. Tinbergen N. The animal in its world. V. 2: Laboratory experiments and general papers. London: Alien
    & Unwin, 1972.
  16. Van Buren J. M. Sensory, motor and autonomic effects of mesial temporal stimulation in man // Journal
    of Neurosurgery, 1961, 18, 273-288.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ (ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ)

Обычно, когда кто-то изучает эмоцию на нейрофизиологическом или на экспрессивном уровне,
он также изучает и эмоциональный процесс, т. е. «ощущение эмоции», или эмоциональное переживание.

Для получения непосредственных самоотчетов об эмоциональных переживаниях используются
некоторые списки определений или шкалы, которые предназначены, как правило, для студенческого возраста,
однако некоторые из них применяются и на старшеклассниках.

Шкала представляет собой список общеупотребительных определений которые в то же время
стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории
эмоций.

РЕЗЮМЕ

Существуют методы для изучения каждого компонента эмоции, хотя некоторые методики дают
надежные данные обо всех компонентах сразу или об эмоции как о целом. Метод хирургических удалений и
разрушений теряет свою популярность в изучении нейрофизиологического компонента, так как прогресс технологии
делает возможным более тонкий прием — вживление микроэлектродов. В области психофизиологии многообещающей и
обладающей большими возможностями выглядит электромиография различных аффективных состояний.

Экспрессивный компонент эмоции изучается в понятиях произвольных и непроизвольных
выражений. Экман, Фрайзен и Томкинс разработали детальный метод для изучения мимических выражений.
Естественное наблюдение как метод изучения эмоциональных выражений в реальной жизненной ситуации содержит
большие возможности для понимания континуума выражений в различных социальных ситуациях.

Немало методик разработано для изучения эмоционального переживания, или феноменологии
эмоций. Они по необходимости основываются на самоотчете, и поэтому при их применении необходимы взаимный
интерн и сотрудничество испытуемого и экспериментатора.