Программа «волшебный мир эмоций и чувств» для детей с особенностями психофизического развития 5-8 лет
Научите ребёнка создавать дружелюбную обстановку во время общения с другими ребятами
И в детском саду, и в школе, и на игровой площадке между детьми начинают складываться первые социальные отношения: лидер, интроверт, общительный, агрессивный и т. д. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что некоторые дети могут влиять на поведение и настроение вашего ребенка.
Если вы непосредственно вмешиваетесь в их отношения, вы рискуете подорвать репутацию вашего ребёнка в глазах остальных, и другие дети начнут его избегать, или же ребёнок сам предпочтёт их сторониться. Зато вы можете позволить малышу присоединиться к общей игре, установив строгие правила для всех (Я разрешаю вам пойти поиграть, если вы примете в игру Настю и позаботитесь о ней/не будете посыпать друг друга песком/будете вести себя дружно и т. д.).
Мы также должны научить ребёнка, как вести себя, если на него нападают другие дети или если он сам склонен нападать на других. Предложите ему представить, как он будет чувствовать себя в различных проблемных ситуациях. Так ребёнок сможет понять, что чувствуют окружающие, когда он злится, нервничает, агрессивен, или что заставляет других детей вести себя определенным образом. Спросите, как бы он поступил, если бы оказался на месте ребёнка, который кого-то ударил или шумел в магазине, потому что его родители не купили ему игрушку, которую он хотел.
Однако вы не можете запретить выражать эмоции ни вашему ребёнку, ни другим детям, как этого требуют некоторые родители. Подавление эмоций не учит управлять ими. Подавление приводит к тому, что эмоции накапливаются и создают внутреннее нервное напряжение, которое может повлечь за собой соматические изменения и вернуться бумерангом в любой ситуации
Очень важно обсудить с ребёнком пределы выражения эмоций. Пределы и дисциплина помогают детям обрести безопасность и уверенность в себе
Хвалите ребёнка и обращайте его внимание на те или иные жесты и поступки: «Макс, ты был очень добр и заботлив, когда помог сестрёнке найти любимую игрушку. Она наверняка запомнит это и захочет помочь, когда тебе это понадобится! Правда, Аня?». Способность к эмпатии поможет ребёнку достичь успеха в жизни
Родители, учителя, воспитатели, няни и даже старшие братья и сестры могут сыграть важную роль, помогая ему прийти к этому успеху
Способность к эмпатии поможет ребёнку достичь успеха в жизни. Родители, учителя, воспитатели, няни и даже старшие братья и сестры могут сыграть важную роль, помогая ему прийти к этому успеху.
Общение, личный пример и последовательный подход помогут вам воспитать ребёнка, подготовленного к взаимодействию со сверстниками.
(1950)
comments powered by HyperComments
Как распознать свои подлинные эмоции
Эмоциональный интеллект – это умение распознавать, какие эмоции человек ощущает в конкретный момент. Проблема распознавания своих эмоциональных ощущений, на самом деле, очень серьезная, особенно в нашей стране, где до сих пор у многих осталась советская привычка держать все переживания в себе. Связано это с тем, что взрослые стараются скрыть свои эмоции, а дети перенимают поведение родителей.
Тем самым взрослые подавляют эмоции в малыше, и в следующий раз, вместо того, чтобы выплеснуть обиду или злость наружу, он будет терпеть и сдерживаться. Ребенок должен понимать, какие эмоции он переживает, чтобы научиться ими управлять. Например, малыш не может справиться со злостью – он ломает игрушки, кидает книги, кричит и закатывает истерики. И происходит это не потому, что маленький человек растет с плохим характером. Он просто не понимает, что в данный момент злится.
Родители должны показать детям, каким богатым может быть мир эмоций, переживаний и ощущений. Все люди испытывают в разные периоды своей жизни целую палитру эмоций:
- радость;
- разочарование;
- обиду;
- грусть;
- злость;
- умиление, и т.д.
Ребенку нужно демонстрировать с помощью наглядных примеров, какими могут быть мимика и жесты, когда кто-то испытывает ту или иную эмоцию. На помощь придут мультфильмы, книги с иллюстрациями, поведение других людей, за которым можно понаблюдать и проанализировать вместе с малышом, что чувствует этот человек в данный момент.
Для ребенка очень важно получить искреннее сочувствие родителей, понять, что они переживают с ним его собственные эмоции. Например, малыш потерял свою любимую игрушку
Не стоит говорить: «Ничего страшного, у тебя ведь много мягких игрушек, выбери другую», «Пойдем в магазин, купим тебе нового зайца». Ребенку нужно пережить эмоцию, поэтому бросаться решать проблему взрослым точно не нужно, так же как игнорировать ее.
Маленький человек плачет, значит, есть причина его слез. Задача взрослых – посочувствовать, успокоить, обнять, выслушать, чтобы в следующий раз дочь или сын пришли за помощью именно к вам, родителям. Таким образом формируются доверительные отношения между мамой/папой и детьми.
Нужно уметь слушать ребенка, это очень важно. Задавайте ему наводящие вопросы, уточняйте, правильно ли его поняли, стройте конструктивный диалог, спрашивайте, что он чувствует в данный момент
Родителям нужно показать, насколько глубоко они сопереживают сыну или дочери. Ребенок имеет право на свои эмоции – вот что должны усвоить родители в первую очередь.
Примеры диалогов с ребёнком
Диалоги, приведённые ниже, создают безопасное пространство, в котором ваш ребёнок научится лучше понимать себя и других, а также будет чувствовать вашу поддержку и принятие.
Давайте разберём конкретные ситуации.
Пример 1. Вы видите, что ребёнок обижается
Вместо таких обидных фраз, как: «перестань обижаться», «на обиженных воду возят», «да ладно, ерунда какая», «я тоже на тебя обижусь» и т.д., ОЗВУЧЬТЕ чувство ребёнка: «Я вижу, что ты обиделся на меня (папу, бабушку, мальчика)».
Далее, объясните ребёнку, ПОЧЕМУ он это чувствует:
Научите ребёнка тому, как он может сказать о переживании своими словами: «Ты можешь сказать: «Я обиделся на тебя» и тогда мне будет понятно, что с тобой.»
Пример 2. Вы видите, что ребёнок злится
Вместо: «хватит злиться», «злиться нельзя», «фу какая ты некрасивая, когда злишься», «хорошие девочки не злятся», «злюка», «иди злиться в свою комнату» и т.д., скажите:
– Я вижу, ты сердишься на сестру, потому что она сломала твой домик Конечно, это неприятно, когда то, что ты строишь, ломают. Ты можешь сказать сестре: «Я злюсь на тебя, так делать нельзя!». Давай подумаем, как это можно исправить.
Пример 3. Вы видите, что ребёнок капризничает
Вместо: «хватит ныть», «рот закрой», «надоела уже», «ну что тебе еще нужно», «я тоже устала», «прекрати сейчас же», скажите:
– Я вижу, что тебя что-то беспокоит. Возможно, ты устал или не выспался, или голодный? А может быть, тебе хочется моего внимания? Ты можешь сказать: «Мама, мне грустно, обними меня, я хочу твоего внимания». Иди ко мне.
– Я понимаю, ты расстроился, потому что не хотел уходить с площадки. Давай мы вечером снова придем сюда. А сейчас, по дороге домой поиграем в игру «кто больше увидит красных машин».
Пример 4. Вы видите, что ребёнок боится или волнуется
Вместо: «трусишка», «это совсем не страшно», «не придумывай всякую ерунду», скажите:
– Я вижу, ты немного боишься, потому что в комнате темно. Расскажи мне, что тебя беспокоит (слушаете). Давай подумаем, что можно сделать. Оставить тебе ночничок и открытую дверь в комнате? Я могу с тобой посидеть.
– Я вижу, что ты волнуешься, потому что никогда здесь раньше не был. Все будет хорошо. Давай я тебе сейчас подробно расскажу, что будет происходить и тебе это поможет.
Помогите ребёнку установить связь между чувствами, мыслями и поведением
Говоря с ребёнком о чувствах, выявляйте связь между ними и мыслями и поведением, которые их вызвали. Так детям будет легче понять причинно-следственную связь.
Например, «Саша огорчён, потому что Олег отнял у него игрушку. Что может помочь Саше почувствовать себя лучше?»
Учить детей выявлять причинно-следственные связи можно и на примере рассказов, ролевых игр или во время чтения книг. Беседуйте с детьми о мыслях, чувствах и поведении персонажей. Что персонажи могут сделать дальше? Как ты думаешь, что чувствует персонаж Х? Почему, на твой взгляд, Y так поступил? Как бы ты повёл себя в такой же ситуации?
Подчеркивайте общее между сценариями из книг или игр и опытом самого ребёнка. Например, если персонаж грустит, потому что родителей нет рядом, помогите ребёнку вспомнить, испытывал ли он то же чувство в аналогичной ситуации. Это поможет ему более чётко осознать связь между чувствами, мыслями и поведением. Позже он станет понимать других детей в той же ситуации и повторять поведение, совет, контекст, который для него создали вы.
Если малыш старше пяти лет, предложите ему представить, что он находится на месте другого ребёнка. Начните диалог: «Как ты думаешь, что он чувствует? Почему он мог обидеться? Что мы можем сделать, чтобы помочь ему? Что бы ты сделал, если бы оказался на его месте?»
Осознавая эту связь между поведением, чувствами и эмоциями, ребёнок сможет легко общаться с другими детьми, обосновывать свои действия, взаимодействовать со сверстниками, при этом не поддаваясь их влиянию.
Птичку жалко!
Как правило, зрительный малыш интересуется растительным и животным миром
«Ах, какой цветочек! Какой милый котенок!» Красота природы привлекает его внимание. Он с радостью ухаживает за цветочками, спасает божьих коровок, кормит птиц зимой
Такой ребенок часто просит завести домашнего питомца — живого друга. Место игрушки может занять маленький пушистый котенок, щенок или кролик.
Большая часть родителей видят в этом положительный момент. Ребенок учится ухаживать за живым существом, быть ответственным за жизнь другого. Однако знания с тренинга «Системно-векторная психология Юрия Бурлана» позволяют глубже взглянуть на этот вопрос.
Во-первых, желание заботиться о питомце возникает у ребенка при недостатке эмоциональной связи с мамой. Зачастую родители живут своей жизнью, уделяя недостаточно внимания своему подрастающему чаду. Сводя свои родительские обязанности только к материальному обеспечению, мамы забывают петь ребенку колыбельную на ночь, рисовать, лепить, читать вместе с малышом, проявлять к нему заботу и нежность. У малыша возникает нехватка. Он бессознательно ищет того, кто будет любить его и кому он может подарить свою заботу и любовь взамен.
Во-вторых, домашние питомцы, к сожалению, живут недолго. Смерть любимого животного очень сильно бьет по еще не окрепшей психике этого чувствительного малыша. Стресс от потери берет на себя тело, и удар приходится на чувствительный зрительный анализатор ребенка, что выливается в резкое ухудшение зрения.
Связь между ухудшением, а иногда даже значительной потерей зрения и эмоциональным состоянием человека давно подтверждается научными исследованиями. Системно-векторная психология объясняет эту причинно-следственную связь. Снижение зрения может быть связано не только со смертью питомца, но и с любой эмоциональной утратой. Переезд в другое место, расставание с друзьями, развод родителей, разлука или потеря близкого человека — все это причиняет острую душевную боль и негативно отражается на зрении ребенка.
Поэтому совет номер два. Если ваш ребенок сталкивается со смертью питомца, необходимо очень аккуратно сообщить ему об этом, стараясь заполнить возникшую пустоту своей любовью . Совсем маленьким детям лучше рассказать сказку о том, что его любимый хомячок просто крепко уснул или вернулся к своей семье.
Если питомца в вашей семье пока нет, но зрительный малыш упрашивает вас приютить котенка, лучше предложить ребенку посещение контактного зоопарка. В этом случае вы убережете малыша от психической травмы в будущем в случае гибели животного.
Важно помнить, что чрезмерная привязанность к игрушкам и зверушкам появляется у зрительных детей только при недостатке эмоциональной связи с мамой. Заполняя эту нехватку заботой о животном, ребенок наполняется на более низком уровне и не развивается в чувственных связях между людьми, не учится выстраивать эмоциональную связь с ними, а это важнейшее умение в его будущей жизни
И наоборот, нередки случаи, когда после отказа родителей завести питомца малыш начинает больше идти на контакт со сверстниками, хотя до этого не хотел играть с другими детьми. Это очень позитивный момент, ведь человек получает развитие и реализацию только в обществе среди других людей, даже если этот человечек еще совсем маленький.
Когда ребенок впервые проявляет эмоции?
Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после того, как ребенок появился на свет. Уже восьминедельным малышам знакомы простые состояния недовольства и удовлетворенности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко малыш сам может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются неравномерно, как будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребенку исполнится 10.
Покажите ребёнку, как выражать эмоции
Расскажите и покажите ребёнку, что он может выражать эмоции разными способами:
✓ Сказать вам про них: «Мне грустно», «мне смешно» .✓ Нарисовать их.✓ Слепить из пластилина или из песка.✓ Через физические действия: попрыгать, побегать, потанцевать.✓ Написать о том, что он чувствует.✓ Рассказать через игру.
Назовите чувства ребёнка, которые он сейчас переживает:
– Ты очень скучаешь по папе.– Понимаю, тебе это обидно.– Я вижу, как тебе приятно.– Я понимаю, тебе сейчас грустно.– Похоже, ты очень разозлился.
Будьте примером для ребёнка – говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих эмоциях и чувствах. Ведь дети смотрят на нас и учатся.
Также старайтесь меньше говорить и больше слушать ребёнка. И слушать необходимо очень внимательно! Помните, что у вас целых ДВА уха, и только ОДИН рот, а не наоборот))
К чему может привести неумение выражать эмоции
Если научиться распознавать свои эмоции и управлять ими, можно добиться больших успехов в социальном аспекте
Умение общаться с людьми очень важно для построения отношений и развития гармоничной личности, но интеллект здесь не играет основополагающей роли. Если не развивать эмоциональные способности, человеку во взрослой жизни будет сложно оценить различные ситуации и принять верное для себя решение
Таким людям тяжело отказаться от «хочу» в пользу «надо». Тем, кто с детства не научился контролировать свои эмоции и управлять ими, тяжело заниматься рутинной, однообразной работой. Они не умеют себя контролировать в стрессовых ситуациях, часто выплескивают негатив и агрессию на окружающих. Могут возникнуть проблемы с выражением собственных желаний, с окружающими будет сложно найти общий язык.
Учимся распознавать эмоции
Давай-ка вспомним! Вспомните вместе с ребенком его удивление и чем оно сменилось. Что в тот момент показалось таким неожиданным?
Я удивлюсь, если… В эту игру можно играть где угодно. По дороге в школу или в садик, во время поездки в транспорте, во время ожидания очереди в поликлинике. Количество участников может быть любым. По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если…».
Например:
«Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом».
«Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна».
«Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян».
Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, — она смешит, развивает фантазию и потихоньку приближает к пониманию того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».
Изображаем эмоции. Дайте ребенку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию:
- страха
- гнева
- отвращения
- печали
- радости
- интереса
- удивления
Угадай эмоцию. Можно играть вдвоем или в компании. Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать.
Читаем эмоции. Посмотрите на лица на картинке. Обсудите с ребенком, какие эмоции они выражают?
Игры на изучение эмоционального выражения
Дети познают мир посредством игр и развлечений. Что могут предложить родители:
- Вырежьте фигурки, на лицах которых будет изображена какая-то эмоция: злость, радость, обида, страх. Расскажите ребенку, что переживает каждый персонаж: фигурка плачет, она расстроена, или она злится на кого-то, радуется, и т.д.
- Привычная игра с мягкими игрушками или куклами может превратиться в ролевую игру, если добавить в нее эмоции.
- Пускай в игрушечный мир ворвется злобный персонаж, и тогда мишки, зайки, собачки будут переживать, волноваться, прятаться, пытаться сделать отрицательную игрушку доброй.
- Покажите без слов радость, злость, обиду, гнев. Пускай дочь или сын угадают, какую эмоцию вы показываете.
Если ребенок вот-вот устроит истерику, предложите ему немного потанцевать или побегать. Если захочет поплакать, сделайте с ним вместе несколько глубоких вдохов-выдохов. Будьте рядом и помогайте малышу справиться со своими эмоциями, чтобы в дальнейшем ему было проще разобраться со своими чувствами и принимать верные решения, а не прятаться в себя или решать проблемы с помощью физической силы.
Мамочка, я боюсь!
Дети со зрительным вектором очень впечатлительные и часто боятся темноты, высоты, воды, незнакомых людей, потеряться в толпе и т. п. В корне всех этих фобий лежит страх смерти. Это явление подробно описывается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Чаще всего у детей сначала появляется страх темноты. Ночью глаза не видят, а значит, главный сенсор зрительных деток не работает. Хорошее воображение рисует страшные образы, возникающие в темноте, что только усиливает панику. При правильном развитии все эти страхи у ребенка уходят и заменяются другими, позитивными эмоциями. Но пока он еще не развит, не умеет выносить эмоции наружу, страх обострен. В подобных ситуациях не надо тренировать бесстрашие малыша и заставлять его спать в темноте. Это только усилит страх.
Чтобы не зафиксировать ребенка в состоянии фобии, которое в дальнейшем может вылиться в чрезмерную тревожность и панические атаки, даем очередной совет для родителей.
Деток со зрительным вектором нельзя пугать! Нельзя показывать фильмы ужасов, водить их на похороны, заставлять целовать покойника в гробу! Нельзя резать скотину и разделывать мясо на глазах у ребенка! Все это останавливает психическое развитие ребенка, он застревает в страхах, из которых очень сложно выбраться в будущем.
Для того, чтобы помочь ребенку вырасти счастливым, необходимо помочь ему научиться выносить эмоции страха наружу. Важнее всего приучить ребенка к чтению хорошей классической литературы. Через сочувствие героям он станет развивать свою чувственность и эмоциональность, которая в дальнейшем будет проявляться в доброте, заботе и любви к людям, в способности создавать отношения, видеть вокруг красоту и радоваться жизни.
Необходимо исключить всю литературу, где кто-то кого-то съедает — эти сюжеты провоцируют страхи и ночные кошмары. Даже «Колобка» и «Красной шапочки» не должно быть на книжной полке такого ребенка. Также хорошо развивает зрительного ребенка рисование, занятия в театральном кружке, пение.
Покажите ребёнку, как оценивать и понимать эмоции других
Как правило, дети берут пример с окружающих. Будучи родителем (героем для ребёнка), вы можете стать образцом для подражания и научить малыша распознавать и оценивать чувства окружающих, проявлять понимание и эмпатию, когда кто-то грустит, обижен, взволнован, расстроен или нуждается в помощи. Когда вы вместе, проявляйте эмпатию к другим детям, относитесь к ним с теплотой.
Роль родителей — помочь ребёнку распознавать и называть не только чужие, но и свои эмоции. Поэтому когда ребёнок негативно реагирует на что-либо, дайте ему право на эту эмоцию и дайте ей определение. Это поможет ему контролировать себя в будущем и осознавать, что вызвало эти эмоции и соответствующую реакцию.
Покажите, что вам не безразлично, что происходит с ребёнком, что вы его понимаете, пока не станет очевидно, что с ним всё в порядке. Только после этого переходите к другой теме. Ваш ребёнок увидит этот тип поведения и повторит его в аналогичной ситуации.