Предложения со словосочетанием «эмоциональная выразительность»

Особенности развития эмоций у детей

Человек не рождается с готовым набором эмоций – в течение жизни происходит развитие эмоций, они превращаются из простых в сложные, увеличивается их количество. Самое глобальное эмоциональное развитие случается в раннем детстве.

Первые эмоции появляются у младенца в связи с удовлетворением или не удовлетворением его начальных потребностей. Он испытывает удовольствие, когда сыт, когда ему комфортно. Если ребенку холодно или жарко, если он не может уснуть или голоден, то он испытывает недовольство.

Когда ребенок становится старше, его эмоции усложняются, они развиваются в процессе игры и исследовательского поведения. На первой ступени развития эмоций малыш получает удовольствие при достижении результата. Потом доставлять радость начинает сама игра – здесь эмоции связаны с протеканием процесса деятельности, но не с его завершением.

Ребенок растет и учится предвосхищать эту эмоциональную палитру. В таком варианте развития эмоции зарождаются в начале действия, и уже результат и процесс выполнения не являются главными для него. Это момент соединения эмоции и интеллекта, в этом случае у будущего поступка оцениваются и последствия с результатами, и его общий смысл с предполагаемыми переживаниями.

К школьному возрасту эмоции усложняются, они обретают более широкий смысл, разные переживания объединяются или борются друг с другом. Это развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста и младших школьников приводит к возникновению внутренней стороны жизни ребенка. Эмоции по-прежнему возникают из ситуаций, отношений, существующих во внешнем мире. Но их интерпретация в сознании, описательные «картинки» о них формируются под воздействием уровня желаний ребенка. От этой внутренней логики также зависит, в какие события ребенок включается, а какие оставляет без внимания, и как он себя ведет.

Разделение внутренней и внешней жизни – признак готовности ребенка к школе. Общение с учителем и коллективом на уроках, учебная деятельность требуют сдерживать свои чувства, не выплескивать их на окружающих. Первое время ребенку это трудно, потому что дошкольник обычно сопровождает свои эмоции мимикой, движениями тела, междометиями. Для него это одно из средств общения, ведь роль эстетических эмоций в развитии личности ребенка огромна. А в начальной школе эти моторные реакции начинают постепенно заменяться речевыми. К концу младших классов речь ребенка становится заметно выразительнее, интонации обогащаются. Младший школьник учится справляться с волнением – держать его в себе. Он уже может отложить свои желания, подчиниться требованиям учителя и сконцентрироваться на занятиях.

Научитесь раскрепощаться

Меньше всего проблем с выражением чувств у маленьких детей, которые еще не умеют прятаться за масками и сдерживать себя. По мере взросления общество давит на них все больше и больше, в их жизни появляются такие понятия, как этикет, приличия, манеры. Нельзя говорить слишком громко, нельзя смеяться слишком заливисто, неприлично открыто выражать удивление, недовольство и многое другое. Под давлением ребенок учится не пользоваться эмоциями вообще и лишь в зрелом возрасте понимает, как ошибался.

Для этого понаблюдайте за детьми, попробуйте понять причину их непосредственного поведения. Очень скоро у вас ничего не получится, потому что поведению детей не требуются причины, оно просто такое, каким его задумала природа. Причины нужны, чтобы запираться внутри себя и бояться сказать слово на полтона громче, чем все. Дети же получают удовольствие от жизни, от самих себя, от общения с другими детьми, ничто не мешает им в этом.

Ключ к вашему раскрепощению тоже лежит через удовольствие. Вы ведь любите беситься с друзьями или с любимым человеком, делать всякие глупости, когда на вас никто не смотрит, и т. д. Следует делать это почаще, перестать стесняться себя и поменьше беспокоиться о мнении окружающих. Дети ведь тоже не сильно переживают о том, как выглядят со стороны, и почему-то ими все любуются и восхищаются.

Копируйте, пародируйте, изображайте других

Наблюдательность – хлеб артиста, с ее помощью на сценах лучших театров России и мира создаются выдающиеся интерпретации классических ролей. Все они берутся прямо из жизни, прямо с городских улиц, парков, из общественного транспорта и очередей. В это сложно поверить, но это так, потому что человек никогда не сможет придумать сочный характерный образ лучше самой природы.

Воспользуйтесь собственной наблюдательностью, чтобы приобрести или улучшить выразительные навыки. Приглядывайтесь к людям вокруг, ищите интересные образы, запоминайте, составляйте ситуативные планы, затем пробуйте оживить увиденное. Это можно делать дома, но лучше записаться в театральную студию для взрослых и учиться выражать чувства правильно под присмотром опытного педагога.

Осваивайте технические приемы

Что такое «технические» и как это слово применимо к выражению чувств? Когда человек недоволен, он хмурится. В этом мимическом жесте нет ничего сложного: достаточно сдвинуть брови и наморщить лоб, как все вокруг подумают, что вы недовольны. Обычно этому не учатся специально, так тело реагирует на химическую реакцию в голове, и человек даже не замечает, как подает сигнал. Но если с сигнальной системой есть проблемы, отработка внешних проявлений процесса может помочь по двум причинам:

  1. Лучше сознательно, чем никак.
  2. Существует обратная связь между эмоцией и ее выражением.

Второй пункт рассмотрим более внимательно. Проведите эксперимент над собой: когда заметите, что ваше настроение оставляет желать лучшего, просто улыбнитесь. Ничего не вспоминайте, не читайте анекдоты, не смотрите юмористические передачи – улыбнитесь без причины, в пространство или самому себе. Результат будет мгновенным, вам станет тепло и уютно, захочется задержать улыбку, а плохое настроение, если не исчезнет полностью, то заметно сдаст позиции.

Этот опыт свидетельствует об особенностях работы подсознания, которое не дифференцирует причину и следствие. Проще говоря, «мне хорошо, поэтому я улыбаюсь» и «я улыбаюсь, поэтому мне хорошо» – для подсознания одно и то же утверждение. Таким образом, можно будить в себе эмоции, начиная с конца, то есть с их внешних признаков в мимике, жестах, взглядах, движении, поведении тела.