Эмоциональные расстройства
Что это такое
Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».
Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:
- Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
- Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.
Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.
Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.
Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:
«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.
Симптомы
Абулия может быть самостоятельным симптомом или тесно объединяться с другими психическими нарушениями. Признаки самостоятельной абулии:
- пассивность;
- недостаток инициативности;
- замедление мышления;
- снижение количества социальных контактов;
- снижение интереса к любимым занятиям;
- упрощение речи, в ней отсутствуют обороты и спонтанные элементы;
- уплощение мимики и жестов;
- невозможность начать целенаправленное движение.
Чаще абулия сочетается с другими нарушениями и формирует синдром:
- Апатоабулический. Снижается воля и уплощаются эмоции. Больной утрачивает интерес к занятиям и работе. Возникает безразличие к собственному внешнему виду, проблемам, бедам близких людей. При глубоком апатоабулическом синдроме больной может целый месяц лежать на кровати и не вставать: его кормят, моют и одевают.
- Акинетический мутизм. Больной не может говорить и двигаться. При этом сохраняется физиологическая возможность: речевой и опорно-двигательный аппарат не повреждены.
- Акинетико-абулический синдром. Характеризуется полным отсутствием побуждений и любых целенаправленных движений.
- Кататонический ступор. Характеризуется повышенным тонусом мышц и восковой гибкостью, при которой больной принимает неестественное положение тела и может пробыть в нем несколько дней.
- Кататоническое возбуждение. Повышается двигательная активность, возникает непреодолимая тяга к подвижности.
При гипербулии человек ставит перед собой множество целей и мотивов. Все они поверхностны и почти никогда не реализуются. Человек с гипербулией подвижен, инициативен, порывист. Он много общается и ест, спонтанно покупает вещи.
Гипербулия, абулия и гипобулия – это количественные нарушения воли. Рассмотрим качественные нарушения воли – парабулии:
- Ступор – патологическая заторможенность, оцепенение с полной или частичной утратой речевых контактов.
- Негативизм – противодействие, при котором больной отказывается выполнять просьбы. При парадоксальном негативизме больной делает совершенно другое действие, не связанное с просьбой.
- Стереотипии:
- двигательная стереотипия – больной повторяет одно и то же действия: машет рукой, запрокидывает голову назад, подергивает бровями;
- речевые стереотипии – больной повторяет одно и то же слово, звук или предложение; «Как вас зовут? – Меня зовут Миша, меня зовут Миша, меня зовут Миша, Миша».
- Эхопраксия – непроизвольное повторение действия, совершенное другим человеком.
- Эхолалия – непроизвольное повторение слова, сказанное другим человеком. Врач спрашивает: «Где вы находитесь?», больной отвечает: «Где вы находитесь, где вы находитесь, где вы находитесь».
Волевые расстройства включают нарушение влечений – мании. Это патологическая волевая тяга к совершению того или иного действия: к поджогу, покупкам, краже.
Наиболее распространенные:
- пиромания – влечение к поджогам;
- ониомания – непреодолимое желание к покупкам;
- дромомания – непреодолимое желание бродяжничать;
- клептомания – влечение к мелкому воровству;
- гэмблинг – непреодолимое влечение к азартным играм;
- булимия – тяга к перееданию;
- анорексия – патологическое отсутствие или снижение волевого желания к еде.
У больных с волевыми расстройствами почти всегда растормаживаются базовые инстинкты. Пациенты становятся гиперсексуальными, сверхаккуратными (инстинкт самосохранения) и прожорливыми.
Эмоции и эмоциональные расстройства
Физиологическое состояние организма, характеризующееся субъективной окраской, которое выражается в видах переживаниях, начиная от позитивных до резко негативных проявлений.
Касательно эмоциональных расстройств – это целый комплекс проявляющихся симптомов, которые нередко характеризуются в виде раздражительности, агрессии, резкой смене настроения, склонность к девиантному поведению, а также невозможность контролировать собственные поступки.
Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей
Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей имеет аналогичные признаки, как и у взрослых пациентов. Поведение нередко носит девиантный характер, отклоняющееся от общественных норм. В результате ребенок становится более агрессивным, нередко наблюдаются признаки депрессивного состояния, а также повышенной тревожностью.
Перед тем, как начать лечение, в первую очередь необходимо пройти тестирование у психолога и психотерапевта. Если будет диагностировано первичное невротические или психическое заболевание, на фоне которого развивается смешанное расстройство, чаще всего используется физиотерапия, комплексная работа психотерапевтов и психологов, вспомогательные медикаменты.
Классификации эмоциональных нарушений и их симптомы
Сложность в выявлении эмоционально-волевых нарушений повлекло за собой то, что у ряда психологов сформировались различные взгляды на данные виды нарушений. Например, ученый-психолог Г. Сухарева отмечала, что эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте, нередко наблюдаются у детей страдающих неврастенией, что выделялось его чрезмерной возбудимостью.
Другое представление об этих нарушениях имел психолог Ю. Миланич. Он установил, что к эмоционально волевым нарушениям относятся 3 группы эмоциональных расстройств;
- Острые эмоциональные реакции, которые характеризуются окрашиванием определенных конфликтных ситуаций, что проявлялось в агрессии, истерии, реакции страха или обиды;
- Состояние повышенной напряженности – тревога, боязливость, снижение настроения.
- Дисфункция эмоционального состояния, что проявлялось в резком переходе от положительных эмоциональных явлений к отрицательным и также в обратном порядке.
Однако наиболее подробную клиническую картину эмоциональных расстройств составила Н.И. Костерина. Она подразделяет эмоциональные расстройства на 2 большие группы, которые характеризуются повышением уровня эмоциональности и соответственно его понижением.
В первую группу включаются такие состояния как:
- Эйфория, которая характеризуется неадекватным повышением настроения. Ребенок в данном состоянии, как правило, обладает повышенной импульсивностью, нетерпеливостью и стремлением к доминированию.
- Дисфория – противоположная форма эйфории, характеризующаяся проявлением таких эмоций как: злоба, раздражительность, агрессивность. Является разновидностью депрессивного синдрома.
- Депрессия – патологическое состояние характеризующееся проявлением негативных эмоций и поведенческой пассивностью. Ребенок в данном состоянии ощущает подавленное и тоскливое настроение.
- Синдром тревоги – состояние, при котором ребенок ощущает беспричинную обеспокоенность и выраженное нервное напряжение. Выражается в постоянной смене настроения, плаксивости, отсутствии аппетита, повышенной чувствительности. Зачастую данный синдром перерастает в фобию.
- Апатия – тяжелое состояние, при котором ребенок ощущает безразличность ко всему происходящему вокруг, а также характеризуется резким снижением инициативных функций. Большинство психологов утверждает, что утрата эмоциональных реакций сочетается с снижением или полной утратой волевых побуждений.
- Паратамия – характерное расстройство эмоционально фона, при котором переживание одной конкретной эмоции сопровождается внешними проявлениями абсолютно противоположных эмоций. Зачастую отмечается у детей страдающих шизофренией.
Вторая группа включает в себя:
- Синдром гиперактивности и дефицита внимания, выделяется такими симптомами как двигательная дезориентация, импульсивность. Из этого следует, что ключевые признаки этого синдрома – это отвлекаемость и чрезмерная двигательная активность.
- Агрессия. Данное эмоциональное проявление сформирована как часть черты характера или как реакция на воздействия окружающей среды. В любом случае вышеперечисленные нарушения нуждаются в коррекции. Однако перед тем как корректировать патологические проявления, в первую очередь выявляется главная причины заболеваний.
Нарушение устойчивости эмоций
- Лабильность. Эмоции часто меняются, независимо от причины. Обычно встречается при неврастении, синдроме вегетативной дисфункции, астении, интоксикациях, гипоксии, органическом поражении головного мозга. Например, эмоционально-лабильное расстройство. Оно возникает после тяжелых родов, при опухолях головного мозга и черепно-мозговых травм.
- Эксплозивность. Снижается порог чувствительности. У больного возникает вспышка ярости, агрессии и злобы, несмотря на то, что объективно ситуация не должна вызвать таких эмоций. Встречается при эпилепсии, эпилептоидном (возбудимом, эксплозивном) расстройстве личности, после органического поражения головного мозга.
- Слабодушие. Характеризуется колебанием эмоций из крайности в крайность по малому поводу. Например, бабушка плачет при виде внука. Слабодушие характерно для пожилых больных, проявляется при атеросклерозе артерий мозга, при астеническом неврозе.
Характеристика
Эмоциональное расстройство делится на 2 типа:
- эмоционально неустойчивое расстройство личности импульсивного типа;
- эмоционально неустойчивое расстройство личности пограничного типа.
Импульсивный тип характеризуется проявляется уже в раннем возрасте. Такие дети неуправляемы, капризны, не поддаются воспитательным мерам, часто устраивают истерики.
В общении с другими детьми они пытаются установить лидерство с помощью силы, не признают принятые правила игры. Поэтому у них постоянно возникают конфликтные ситуации.
Несмотря на нормальный интеллектуальный уровень, ребенок с эмоциональным импульсивным расстройством плохо учится, так как часто подвержен сменам настроения, не может усидеть на месте и сосредоточиться на учебе. К тому же, он постоянно конфликтует с учителями.
Если патологию не лечить, то болезнь прогрессирует.
У взрослых импульсивное нарушение проявляется следующим образом:
- перепады настроения;
- необоснованные приступы агрессии;
- совершение действий в состоянии аффекта, когда человек не контролирует свое поведение;
- излишняя возбудимость;
- деспотичное поведение в семье, утверждение своего авторитета при помощи насилия.
У пациентов с пограничным типом расстройства симптомы выражены не так ярко. Они не опасны для окружающих.
В детском возрасте ребенок отличается неусидчивостью, плаксивостью, капризностью. Ему трудно завести друзей, он плохо учится в школе. Эти дети попадают в плохие компании, начинают употреблять наркотики и спиртное.
Во взрослом возрасте проявляются такие черты, как:
- внушаемость;
- впечатлительность;
- склонность к фантазированию;
- зацикленность на одной теме;
- принятие любых незначительных неудач как трагедию;
- чрезмерная эмоциональность;
- непостоянство жизненных целей;
- опасность возникновения депрессии и суицидальных мыслей.
Диагностические критерии
- Пациенту следует приложить неистовые усилия, чтобы принять или хотя бы образно согласиться с реальным или воображаемым отказом.
- Стиль нестабильных и интенсивных межличностных отношений характеризуется чередованием между крайностями идеализации и девальвации.
- Нарушение идентичности очень заметно и проявляется в виде настойчивой нестабильной самооценки или самоощущений.
- Импульсивность проявляется по крайней мере в двух областях, которые встречаются в жизни пациента наиболее часто, например, расходы, секс, токсикомания, неосторожная езда, переедание. В некоторый случаях отношение к ситуациям может перерасти в манию.
- Периодическое суицидальное поведение, жесты или угрозы, а также — частые попытки нанести вред собственному здоровью.
- Аффективная нестабильность по причине выраженной реактивности настроения, например, интенсивная эпизодическая дисфория, раздражительность или беспокойство, как правило, длятся несколько часов и только в редких случаях больше, чем несколько дней.
- Хронические чувства пустоты.
- Частые жалобы на все подряд, сильный гнев или трудности его контроля, например, частые проявления темперамента, постоянная агрессия, рецидивирующие драки.
- Переходные, связанные со стрессом, параноидные идеи или тяжелые диссоциативные симптомы.
- Образец внутреннего опыта и поведения должны заметно отличаться от ожиданий культуры личности.
- Прочная клиническая картина, характеризующаяся негибкостью и распространена в широком кругу личных и социальных ситуаций.
- Подобное поведение приводит к клинически значимому дистрессу и нарушениям в социуме пациента, особенно в области профессиональной деятельности.
Симптомы эмоциональной нестабильности
Симптоматика проявления нарушений эмоциональной сферы довольно обширна. Эмоциональные колебания вызывают неблагоприятные стрессовые ситуации, действия, имеющие продолжительный срок и наносящие непоправимый вред психике человека. Изменение общего эмоционального фона может быть первым сигналом развивающейся душевной болезни. За возникновение и реализацию эмоций отвечают кора головного мозга, вегетативная и двигательная системы.
Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны как сбоем в функционировании организма, так и влиянием внешних факторов, усугубляющих психическое напряжение человека. Вследствие этого возникают синдромы, способствующие дальнейшему разладу эмоциональной сферы.
- Депрессия определяется стойким угнетённым состоянием личности, негативными мыслями, тоской и беспричинной грустью. Больной воспринимает все события с чувством безысходности, что может привести к дальнейшему самоубийству. Депрессия может возникнуть при гипертонической болезни или гепатите.
- Мания (маниакальный синдром) проявляется в повышенном настроении, двигательном и психическом возбуждении, выражающемся быстрой моторикой речи и жестов. Характерно преобладание низших эмоций (неумеренная тяга к еде, сексуальным удовольствиям), повышенной самооценки вплоть до мании величия.
- Дисфория несёт в себе ежедневный агрессивный настрой к окружающему миру, выражается в угрюмом настроении, вспышках гнева, беспричинном раздражении, недовольстве, часто сопровождается проявлениями ярости с разрушительными действиями. Дисфория проявляется при височной эпилепсии.
- Эйфория является антиподом дисфории. Выражается в безмятежном, полном счастья состоянии духа, пассивном отношении к проблемам и заботам, ощущении благополучия при наличии неприятностей. Человек видит окружающий мир сквозь розовые очки, воспринимает все, даже самые трагичные ситуации, с оптимизмом и даже радостью.
- Экстаз понимается как высшая степень проявления восторга, восхищения, имеет положительную окраску. Это особое состояние сознания, где стираются границы между телесным и духовным миром, и появляется чувство восторженности, своего рода вхождение в нирвану.
- Тревога обуславливается моральным беспокойством, ожиданием трагичной или катастрофической ситуации, которая может случиться с самим человеком или его близкими. Состояние тревоги бывает обусловленным накрученной жизненной ситуацией или диффузным, не имеющим отношения к реальным фактам и событиям. Проявляется в соматических и невротических нарушениях, является одной из причин депрессии.
- Эмоциональная лабильность выражается неустойчивостью настроения. Индивид в течение пяти минут может перейти от смеха к плачу или же от злости к радости и умилению. Человек очень сентиментален, чувствителен к малейшим проявлениям эмоций со стороны окружения. Слабодушие является одним из признаков сосудистых и органических заболеваний головного мозга, астении.
- Недержание аффекта проявляется в неконтролируемом внешнем выражении эмоций, нарушениях аффективных реакций при воспоминаниях событий из прошлого, принятии личных впечатлений, сентиментальности. Этот вид нарушения эмоциональной сферы можно отнести к индивидуальным особенностям восприятия окружающего мира. Чаще всего человек сам осознаёт свою излишнюю эмоциональность и старается скрыть её от других. Недержание аффекта характерно при перенесённом энцефалите, церебральном атеросклерозе, других проявлениях патологии мозга.
Принципы и общее управление эмоциональными кризисами
Проявление клинических признаков эмоционального расстройства личности определяет применение следующих психотерапевтических маневров со стороны специалиста:
- поддерживать спокойствие и не угрожающую позицию;
- попытаться понять кризис с точки зрения пациента;
- изучить возможные индивидуальные причины проявления эмоционального расстройства;
- необходимо применение открытых тестирований, желательно в виде простого опроса, который позволит определить причины, стимулировавшие начало и ход текущих проблем;
- стремиться стимулировать пациента на размышления о возможных решениях его проблем;
- воздерживаться от предложений решения до получения полного разъяснения проблем;
- изучить другие варианты возможной помощи, прежде чем рассматривать варианты фармакологического вмешательства или стационарного приема;
- предложить соответствующую последующую деятельность в пределах согласованного времени с пациентом.
Кратковременное применение фармакологических схем может быть полезно для людей с эмоционально лабильным расстройством в период кризиса. Перед началом краткосрочной терапии для пациентов с эмоциональным расстройством личности, специалисту необходимо:
- убедиться, что не существует негативного действия выбранного препарата с другими, которые принимает пациент на момент прохождения курса;
- установить вероятные риски назначений, в том числе возможный прием алкоголя и запрещенных наркотиков;
- учитывать психологическую роль назначаемого лечения для пациента, возможную зависимость от препарата;
- гарантировать, что препарат не используется вместо других более подходящих вмешательств;
- использовать только один препарат на начальных стадиях терапии;
- избежать полипрагмазии, когда это возможно.
При назначении краткосрочного лечения эмоциональных расстройств, связанных с наркозависимостью, следует учитывать следующие условия:
- выбрать препарат, например, седативный с антигистаминным эффектом, который имеет низкий профиль побочных эффектов, малый уровень привыкания, минимальный потенциал для злоупотребления и относительную безопасность при передозировке;
- использовать минимальную эффективную дозу;
- первые дозировки должны быть, как минимум на треть ниже терапевтической, если есть значительный риск передозировки;
- получить явное согласие пациента с целевыми симптомами, мерами мониторинга и предполагаемой продолжительностью лечения;
- прекратить прием препарата после испытательного срока, если не наблюдает улучшений целевых симптомом;
- рассмотреть альтернативные методы лечения, в том числе психологические и психотерапевтические, если целевые симптомы не улучшились или уровень риска рецидива не снижается;
- корректировать все свои действия с личным участием пациента.
После появления сглаживания симптоматики или ее полного отсутствия, необходимо провести общий анализ проведенной терапии с целью определения, какая именно стратегия лечения оказалась наиболее полезной. Это должно быть сделано с обязательным участием пациента, желательно его семьи или лиц, осуществляющих уход, если это возможно, и должна включать в себя:
обзор кризиса и его предшествующих причин, принимая во внимание внешние, личные и взаимосвязанные факторы;
аналитика использования фармакологических средств, в том числе преимуществ, побочных эффектов, проблем безопасности в отношении синдрома отмены и роли в общей стратегии лечения;
план прекращения лечения фармакологическими средствами;
обзор психологических методов лечения, в том числе их роль в общей стратегии лечения и их возможной роли в осаждения кризиса.
Если медикаментозное лечение не может быть остановлено в течение одной недели, необходимо проводить регулярный осмотр препарата для контроля эффективности, побочных эффектов, злоупотребления и зависимости. Частота осмотра должна быть согласована с пациентом и записана в плане общей терапии.
Диагностика и лечение
диагностика проводится в специализированной клиник
- Сниженное настроение
- Апатия
- Снижение концентрации и внимания
- Потеря интереса к ранее любимым делам
- Ограничение социальных контактов
- Иногда – психосоматические проявления (боли различной локализации)
- Этап 1. Купирование острой симптоматики. Достигается путем применения фармакотерапии.
- Этап 2. Стабилизирующая терапия. Прием медикаментов в поддерживающей дозировке и курс психотерапии.
- Этап 3. Профилактика депрессивных эмоциональных расстройств. Достигается с помощью поддерживающей психотерапии и психообразовательных бесед.
Суть, причины и симптомы расстройства
Пограничное расстройство – расстройство саморегуляции личности, особенно в эмоциональной сфере. Люди с пограничным расстройством живут удовольствиями и желаниями. При этом их не пугают риски, а реальные опасности остаются незамеченными. Эти люди нестабильны в межличностных отношениях, образе Я и эмоциях, импульсивны.
Возникает пограничное расстройство на фоне неблагоприятных социальных условий развития. Из-за этого на биологическом уровне нарушается функциональность системы, отвечающей за регулирование эмоций. В свою очередь неблагоприятная среда и имеющиеся нарушения начинают взаимодействовать, влиять друг на друга, еще больше ухудшая ситуацию. Результат – ярко выраженная дисрегуляция эмоциональной сферы.
Пограничное расстройство чаще встречается у женщин, притом из неблагополучных семей. Негативными факторами выступают органические повреждения в раннем возрасте, насилие в старшем возрасте, проблемные взаимоотношения с родителями или отсутствие заботы с их стороны.
Для людей с пограничным расстройством характерно:
- нестабильность социальных связей;
- высокая импульсивность;
- проблемы с идентификацией.
Дополнительно отмечается самоповреждающее поведение или угрозы об этом («Если вы не сделаете то, что я хочу (не дадите мне этого), то я себя убью», «Не уходи, не бросай меня – я вены порежу»), попытки суицида. Агрессия способна переходить на окружающих, если больному покажется, что те покушаются на его ценности.
Пограничные личности убеждены, что родители их недолюбили, а потому первые имеют полное право обижаться на них и требовать внимания от других людей. Потому люди с пограничным расстройством регулярно ищут помощь, опеку и заботу, вместе с тем они гиперчувствительны к отказам или потерям. Когда они чувствуют заботу и находят очередную жертву драматических отношений, то утрируют одну свою сторону, нуждающуюся в помощи: депрессия, зависимости, расстройство пищевого поведения, соматические жалобы и капризы о недостаточной заботе. Когда опекуну это надоедает и он уходит, пограничная личность проявляет вторую сторону: сильную и неадекватную злость.
Эти «качели» сопровождаются такими же перепадами в отношении себя и мира, других людей. Восприятие постоянно колеблется в пределах «хорошо – плохо», «любовь – ненависть» и т. д.
Что касается «опекунов», то они поначалу с удовольствием и искренне начинают дарить заботу, но постепенно (по мере нарастания кризисов, неадекватных требований и жалоб) им надоедает. А на вражду человека с расстройством они отвечают тем же.
Пограничное расстройство нередко бывает утяжелено зависимостями (алкоголь, наркотики) и сексуальным распутством. Без коррекции состояния развиваются соматоформные расстройства, психозы.