Физиологические и психологические потребности

Направленности сестринского вмешательства.

Несмотря на то, что В. Хендерсон явно не рекомендует использование сестринского процесса (в 60-е годы такой вид сестринского практики как сестринский процесс, еще не сложились окончательно в сегодняшнем понимании этого термина), она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: «только в состоянии очень высокой зависимости пациента, такого как кома или состояние прострации, у сестры имеются оправдательные мотивы для принятия решения (не обсуждая этого с пациентом), что для него в данном случае является благом». По применению В. Хендерсон, сестра должна быть постараться встать на место пациента, понять его собственную оценку своего состояния и выбрать необходимое вмешательство.

Как не стать зависимым

Порой личность испытывает постоянное желание, которое перерастает в зависимость, например: много есть или спать. Этому способствуют психологические и физические проблемы со здоровьем. Существует целый перечень заболеваний психики, который связан с пищей. Такие болезни имеют аббревиатуру РПП, она расшифровывается как расстройство пищевого поведения. К нему относятся:

  • чрезмерная худоба (анорексия);
  • булимия при нездоровом контролировании массы тела;
  • переедание;
  • стремление к здоровому и правильному питанию;
  • бигорексия.

Справится с такими отклонениями поможет специалист. Если вовремя к нему не обратится, могут возникнуть дополнительные психические нарушения:

  • депрессия;
  • невроз;
  • тревожное состояние;
  • ПТСР.

Излишний аппетит говорит и о гормональных болезнях в организме, которые возникают при приеме каких-либо лекарственных средств. Если вы заметили постоянную тягу к еде и это продолжается уже длительное время – срочно обратитесь к врачу за помощью. Такая частая потребность в пище и сне – это признак разного рода психологических или физических нарушений. Например, людям, страдающим от хронических проблем со здоровьем, отдых нужен больше, чем здоровым индивидам. Однако в крепком организме может возникнуть такое состояние, как гиперсомния (чрезмерный сон и проявление постоянной сонливости). Она проявляется после стрессовых ситуаций, при продолжительном периоде без расслабления, при приеме медицинских препаратов. Также она может возникать при следующих причинах:

  • травмирование головы;
  • депрессивного состояния;
  • уремия;
  • апноэ.

Чтобы не быть заложником нужд физиологии – прислушивайтесь к вашему организму и предотвращайте тревожные сигналы, обращаясь к врачу или психотерапевту.

Физиологические и психологические потребности

Потребности в безопасности

Физическая и психологическая безопасность — это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает на­дёжность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, в одежде и в человеке, который может оказать помощь.

Например, пациент чувствует себя в безопасности, если кровать или кресло-каталка зафиксированы, покрытие пола сухое и на нём нет посторонних предметов, помещение в тёмное время суток осве­щено; у человека с плохим зрением есть очки; он одет соответст­венно погоде, в его жилище комфортная температура и есть уверен­ность, что при необходимости ему будет оказана помощь. Человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Каждый чув­ствует себя в безопасности, когда выполнены его индивидуальные требования к защищённости. Медицинская сестра должна не толь­ко уметь обеспечить пациенту безопасность, но и знать его требова­ния к ней.

Зачем удовлетворять нужду

А. Маслоу перечислил желания снизу вверх. Так как только при удовлетворении самой низкой ступени можно перейти на следующую. Духовные и социальные запросы необходимы и важны, но при ощущении голода и недосыпа, индивид будет проявлять к ним равнодушие. В Средневековье такие схемы специально применяли главенствующие тираны и полководцы. Они считали, что индивидом, страдающим от голода, управлять легче, чем сытым.

Неудовлетворенные биологические желания лишают возможности мышления, рационального рассуждения, стремления к свободе, достижения цели

Поэтому поддерживать свой организм в тонусе, постоянно проявляя к нему внимание и исполняя все запросы – важное правило полноценного функционирования в жизни

Объяснение понятий

Биологические нужды являются самыми значимыми и ценными, так как они обеспечивают жизнедеятельность. Даже незначительный отказ в удовлетворении может привести к негативным последствиям (заболевание, нарушения системы органов, слабость, смерть).

Потребность – это запрос, который надо сразу же выполнить для того, чтобы индивид чувствовал себя хорошо:

  • ощущал себя защищенным;
  • был важен окружающим;
  • нормально функционировал без сбоев организма;
  • добивался целей и осуществлял мечты;
  • чувствовал удовлетворение.

Физические потребности человека – это вид нужд, невыполнение которых ведет к потере жизнедеятельности. Если личность не сможет их поддержать, она потеряет возможность достижения целей, а если их, вообще, не удовлетворять, будут появляться болезни, нарушения функций организма, что приведет к неименуемой смерти (это не относится к стремлению продолжительности рода).

Примеры биологических запросов:

  • употребление калорийной еды для получения энергии и поддержания существования;
  • отдых и сон;
  • воздух;
  • жидкость;
  • желания сексуального характера и продления рода.

Они являются самыми низшими нуждами. Их обязаны выполнять не только человеческие существа, но и представители всего животного мира, даже насекомые. Однако у простейших организмов этот перечень не такой большой.

Физиологические и психологические потребности

Какие еще бывают потребности, кроме биологических

Создатель пирамиды ценностей, А. Маслоу, считал физиологическую необходимость в чем-либо ведущей. Такая своеобразная таблица в виде треугольника приобрела большую известность, и ее тут же начали использовать в своей деятельности психологи, маркетологи, рекламные специалисты и профессионалы в сфере менеджмента.

Основу пирамиды составляют биологические запросы, которые я подробно перечислила выше, вторую ступень занимает необходимость в безопасности ( наличие комфорта, уюта, стабильной работы). На третьем уровне находятся социальные ценности (общение, нахождение в центре внимания). Четвертую ступень составляют престижные потребности – уважение, признание, самодостаточность и независимость.  И последний уровень – духовные ценности (искусство, творчество).

Физиологические и психологические потребности

Основные положения и эволюция моделей сестринского дела

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль ме­дицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей, применение которых позволило разви­вать не только теорию, но и практику сестринского дела.

В настоящее время разработано множество концептуальных мо­делей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «тео­рия» часто используются как синонимы. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет выявить относящиеся к проблеме элементы и исключить те из них, которые к делу не относятся.

Исторически сложилось так, что четкого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до нача­ла 1970-х гг. В настоящее время единый подход к определению природы и структуры сестринского дела отсутствует. Различные модели отражают существующие концепции сестринского дела в разных странах. Это позволяет оценить их преимущества и недо­статки и выбрать из каждой модели то, что применимо в условиях конкретной страны. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее поли­тики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, ре­лигии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каж­дая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда».

Автор одной из моделей считает, что медицинская сестра должна помогать пациенту удовлетворять потребности, связанные с само­уходом, и оказывает ему помощь, пока это будет необходимо. По другой модели медицинская сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить за­болевания, ими вызванные (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щито­видной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).

2) ситуационный — возникает при оказании сестринской по­мощи рядом с очаговым и оказывает на него влияние;

3) остаточный — является результатом прошлых переживаний, верований, взаимоотношений.

При сочетании с очаговым и ситуационным остаточный раз­дражитель влияет на уровень адаптации.

При этом существуют четыре способа адаптации, влияющие на поведение: физиологическая система; Я-концепция; роль-функ­ция; взаимозависимость.

Физиологическая система — это реакции человека на температу­ру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Способность справляться с новыми, непривычными физиологическими раздра­жителями обусловлена не только ими, но зависит от возможно­стей физиологической системы адаптации конкретного человека.

Что относится к потребностям детей и взрослого человека: список физиологических нужд

Запросы малыша несущественно отличаются, им также нужна питательная и полезная еда, регулярный отдых, свежий воздух. Суточный правильный рацион детского питания:

  • От 1 годика и до 4 лет – 3,5 грамм белков на 1 кг (вес малыша умножается на указанный показатель), 4 г жиров и 12 г углеводов.
  • От 4 до 7 лет – масса примерно одинакова. 3,5 грамм белков, 3 г жиров. 16 г углеводов.
  • Школьники – их рацион понемногу сужается. 2,5 г белков, 2,5 г жиров, 13 г углеводов.

Материнское молоко – сбалансированный напиток, подходящий ребенку до 1 годика. Если отсутствует возможность грудного кормления – обратитесь к доктору, он подскажет лучший вариант пищи, пригодной для ребенка, учитывающий все его запросы. Рекомендуемая норма детского сна:

  • до 6 месяцев – 16-20 часов в день;
  • от полугода до полутора лет – 14-15 часов в сутки;
  • от 1 года до 7 лет – 12-14 часов;
  • от 8 до самого совершеннолетия – 8-10 часов.

Также ребенку во время умственной активности должны предоставлять перерывы от 5 до 20 минут для отдыха.

Нужды взрослого не сильно отличаются от детских, к ним присоединяется еще и инстинкт к продолжению рода. При игнорировании этого желания личность может стать агрессивной и не контролировать свои действия. Но это происходит в редких случаях. Если психологическое состояние человека адекватно, он понимает, что такой запрос важен для здоровья, но не придается ему при любой удобной возможности. Идеальное и стабильное проявление сексуальных влечений наблюдается в брачных или долгих отношениях с любимым партнером.

Физиологические и психологические потребности

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Источники проблем пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей.

По таблице 6−1 видим, на чем основана приоритетность потребностей, предложенных В. Хендерсон. При этом потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60-х годов ХХ в., когда была создана это модель сестринского ухода, реальные возможности сестры в США были ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня потребностей. (Модель NANDA, по которой работает сестринский персонал в Северной Америке с конца 80-х годов, включает в себя потребности всех уровней.)

Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий и\или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

Таблица № 1 взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон.

Уровень основных человеческих потребностей по А. Маслоу Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
Первый уровень (физиологические потребности) Нормально дышать; потреблять достаточное количество пищи и жидкости; выделять из организма продукты жизнедеятельности; двигаться и поддерживать нужное положение; спать и отдыхать.
Второй уровень (потребность в безопасности) Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду; поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду; соблюдать личную гигиену, заботится о внешнем виде; обеспечивать свою безопасности и не опасность для других людей.
Третий уровень (социальные потребности) Поддерживать общение с другими людьми выражая свои эмоции, мнение; отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
Четвертый уровень (потребность в уважении и самоуважении) Заниматься любимой работой; отдыхать, принимать, участие в разнообразных развлечениях, играх; удовлетворять свою любознательность помогающую нормально развиваться.

В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и

Беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенесший тяжелую утрату, может испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему в этом оказывал помощь его умерший родственник. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Влияние лекарственных препаратов на качество сна.

Снотворное скорее создаёт у пациента новые проблемы, нежели приносит пользу. Многим людям неизвестны все аспекты действия кофеина и алкоголя. В частности, кофеин — психостимулятор про­должительного действия (от 12—20 ч), способный уменьшить глуби­ну сна. Он содержится в кофе, чае, шоколаде и многих безалкогольных напитках.

Фармакологические препараты Влияние на качество сна
Снотворные Мешают развитию стадии глубокого сна. Обеспечи­вают лишь временное (на 1 нед) увеличение его про­должительности. Приводят к состоянию похмелья: пациент испытывает сонливость днем, рассеянности и упадок сил. У пожилых пациентов могут иницииро­вать приступ удушья во время сна
Диуретики Вызывают ночную полиурию
Антидепрессанты, психостимуляторы Подавляют стадию быстрого сна
Алкоголь Ускоряет засыпание. Прерывает фазу быстрого сна. Способствует частому пробуждению и ухудшает во­зобновление сна
Кофеин Затрудняет засыпание. Иногда способствует прерыва­нию сна
Дигоксин Вызывает ночные кошмары
(3-Адреноблокаторы Вызывают ночные кошмары, бессонницу и быстрое пробуждение
Транквилизаторы Уменьшают продолжительность II и IV стадий сна
Наркотические средства Подавляют стадию быстрого сна. При резком прекра­щении приёма могут увеличить риск аритмии. Спо­собствуют частому пробуждению, вызывают сонли­вость днём

Медицинская сестра должна ознакомить пациента с назначенными лекарственными препаратами и их влиянием на сон.

У пожилых и старых людей часто наступает изменение сна:

— требуется больше времени, чтобы заснуть, достичь стадии бы­строго глубокого сна;

• общая продолжительность сна не меняется, даже если человек часто просыпается ночью, поэтому человек часто чувствует себя невыспавшимся;

• сон чаще поверхностный, труднее засыпать, частые пробужде­ния ночью и раннее пробуждение;

• с возрастом увеличивается продолжительность поверхностного сна, поэтому часто человек говорит, что он «не сомкнул глаз»

• в течение дня пожилой человек жалуется, что ему трудно вы­полнить обычную элементарную работу, он быстро устаёт, на­блюдается апатия.

Стадия V — быстрый сон (фаза быстрых движений глаз).

Возможны яркие, цветные сновидения через 50—90 мин после I стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз (в этот момент спя­щий видит сновидения), учащение сердечных сокращений и дыха­тельных движений, изменение артериального давления, снижение тонуса скелетных мышц. В эту фазу восстанавливаются психиче­ские функции спящего человека, разбудить его, несмотря на признаки более поверхностного сна (учащение дыхательных движений и пульса), чрезвычайно трудно. Продолжительность этой стадии около 20 мин.

После V стадии сна на короткое время наступают IV, III, II, затем вновь III, IV, V стадии, т. е. следующий цикл сна.

Быстрый сон никогда не наступает сразу — ему предшествуют несколько стадий медленного сна. Сон любого человека состоит из последовательного чередования 4−6 завершённых циклов, продол­жительность каждого из них 60−90 мин. Длительность быстрого сна в начале ночи несколько минут, а к утру около 30 мин.

На сон оказывают влияние такие факторы, как неудобная (не­привычная) поза, физическое и/или психическое недомогание, ле­карственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболева­ние, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к ухудшению сна. Например, при пато­логии органов дыхания пациенту на ночь приходится подкладывать 2−3 подушки, что, безусловно, сказывается на качестве сна. При ишемической болезни сердца больной боится спать из-за страха пе­ред сердечным приступом.

Социальные потребности

Важнейшее значение для человека приобретают потребности третьего уровня — социальные (отношение людей в обществе): семья, друзья, общение, одобрение, привязанность, любовь и т. д. Большинство людей хотят любви и понимания. Никто не желает быть покинутым и одиноким, и если это произошло, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

Элизабет Кублер-Росс в своей книге «Колесо жизни» пишет: «Мне никогда не доводилось встречать человека, который в чём-либо испытывал бы более сильную потребность, чем в настоя­щей, безграничной любви. Вы найдёте её в простом проявлении доброты по отношению к тому, кто нуждается в помощи… Это то, что соединяет нас с Богом и друг с другом».

При тяжёлой болезни, нетрудоспособности или в преклонном возрасте часто возникает вакуум, нарушающий социальные контак­ты, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, осо­бенно у пожилых и одиноких людей.

Необходимо помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом. Помогая человеку решить его социальные проблемы, можно значительно улучшить качество жизни.

Потребность во сне и отдыхе. Чередование периодов сон — бодрство­вание является основным фоном для повседневной деятельности человека.

Исследования Т. Гауэра (1997) показали, что женщины чаще страдают от усталости, вызванной недосыпанием. Недосыпание стоит на втором месте после работы по дому среди причин устало­сти. В случаях, когда человек выкраивает время для занятий делами за счёт сна, он увеличивает долг недосыпания, поскольку продол­жительность сна современного человека, необходимая для нор­мального существования, не менее 7—7,5 ч.

При недосыпании у человека ухудшается здоровье

Уменьшается уровень глюкозы в плазме крови, изменяется питание мозга, замед­ляются мыслительные процессы (рассеивается внимание, ухудша­ется кратковременная память, замедляются скорость и точность вычислений), снижается способность к обучению. Исследования, проведённые американскими специалистами (Гауэр Т., 1997), сви­детельствуют об уменьшении количества фагоцитирующих клеток в организме недосыпающего человека

Известно, что мы тратим на сон треть своей жизни. Больному человеку сон необходим ещё бо­льше, поскольку способствует улучшению самочувствия.

Сон — «изменённое состояние сознания, периодически возни­кающее у человека на более или менее длительное время и способ­ствующее восстановлению его сил и самочувствия» (Вендерова М.И., 2000).

Существует циркадный биоритм — ежесуточный цикл сна и бодрствования. Состояние сонливости наступает дваж­ды в течение суток: с 00:00 до 04:00, затем между 12:00 и 16:00. Не­смотря на снижение восприимчивости человека к внешним раздра­жителям во время сна, это очень активное состояние. В результате исследований, проведённых М.И. Вендеровой (2000), выделено не­сколько стадий сна.

Цель ухода.

В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях: шоке, лихорадке, инфекции или дегидратации (обезвоживании).

Автор рекомендует составлять план сестринского ухода, письменно изменяя его после оценки результата сестринского вмешательства.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Лекция № 3. Потребности человека в здоровье и болезни. Концептуальные модели сестринского дела.

Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т. д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения или образа жизни человека. Болезнь также мешает удовлетворению потреб­ностей, приводит к дискомфорту.

Физиологические и психологические потребности В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).

А. Маслоу расположил 14 жизненно важ­ных потребностей человека в порядке первоочередности их удов­летворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды. При этом в основании пирамиды на­ходятся низшие физиологические потребности, так как они явля­ются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в био­логическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле.

Физиологические и психологические потребности